Интеграция образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» в практике работы детского сада с бассейном | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Васильева, Н. М. Интеграция образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» в практике работы детского сада с бассейном / Н. М. Васильева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/3996/ (дата обращения: 17.10.2024).

Известно, что дошкольный возраст — решающий в становлении физического и психического здоровья человека. Именно в этом возрасте важно сформировать у детей навыки здорового образа жизни, потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. В соответствии с ФГТ одним из основных направлений всестороннего развития дошкольников является «Физическое развитие», которое включает в себя образовательные области «Физическая культура» и «Здоровье». Эти области взаимосвязаны, и наша основная задача — сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья детей на основе интеграции образовательного процесса.

Реализация образовательной области «Физическая культура» при организации образовательного процесса по обучению плаванию детей старшего дошкольного возраста несёт в себе цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к плаванию, гармоничное физическое развитие.

Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации: совместной деятельности инструктора по физической культуре и детей в бассейне; самостоятельной деятельности детей; совместной деятельности с семьёй.

Реализация образовательной области «Здоровье» при организации образовательного процесса по обучению плаванию детей старшего дошкольного возраста предполагает следующую цель: охрана здоровья детей, формирование основы культуры здоровья.

Содержание образовательной области «Физическая культура» интегрируется с содержанием образовательной области «Здоровье» в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья.

При этом образовательные области «Физическая культура» и «Здоровье» в свою очередь взаимодействуют с другими образовательными областями, определяют целостный подход к здоровью человека как единству его физического, психологического и социального благополучия.

Дошкольное учреждение ставит перед собой задачу не разработать интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира.

Реализацию процесса интеграции не возможно представить без взаимодействия всего педагогического коллектива, а также родителей воспитанников. Именно поэтому в дошкольном учреждении, по рекомендациям федеральных государственных требований, разработано комплексно-тематическое планирование, которое помогает решить задачи интеграции. Задачи образовательных областей решаются в различных видах деятельности, интегративно, при взаимодействии всех участников образовательного процесса.

В разработанное комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса для всех возрастных групп интегрирован валеологический блок.

В ДОУ разработана «Программа оздоровления воспитанников», основная цель которой — сохранение и укрепление здоровья детей. Продуманы и реализуются разнообразные формы и методы оздоровления воспитанников, осуществляется оздоровительно-профилактическая работа.

Большое внимание физкультурно-оздоровительной работе уделяют и специалисты детского сада. Так при реализации образовательных областей воспитатели применяет во всех возрастных группах: пальчиковые игры; упражнения для глаз; гимнастику (релаксация); массажеры для рук (орешки, палочки); проводятся тематические занятия «Мы любим спорт», «Мы гуляем», «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» и др.

На музыкальных занятиях музыкальный руководитель использует валеологические песенки-распевки, дающие позитивный настрой детям на весь день, слушание музыки и разучивание текстов песен сочетаются с игровым массажем или пальчиковой игрой, используется дыхательная гимнастика, элементы звукотерапии, оздоровительные упражнения для профилактики заболеваний горла.

Вместе с педагогом-психологом разрабатываем и проводим адаптационные мероприятия в бассейне с детьми раннего возраста, психогимнастику на напряжение и расслабление мышц.

В процессе организации плавания в бассейне дети знакомятся с особенностями строения своего тела, организма, изучают правила общественной гигиены, получают навыки личной гигиены. Кроме этого дети получают навыки по ОБЖ: о закаливании организма, необходимости заботиться о своем здоровье, учатся оказывать первую помощь пострадавшему на воде, знакомятся со свойствами воды, безбоязненному к ней отношению. При проведении разминки на суше и в воде дети выполняют упражнения для профилактики плоскостопия и коррекции нарушения осанки.

После плавания привлекаем детей к уборке инвентаря и пособий. То есть, проводим интеграцию с образовательной областью «Труд».

Самостоятельная деятельность детей.

Степень самостоятельности при организации плавания зависит от вида занятия и возраста воспитанников. Считаем, что детям нужно давать возможность самостоятельно поиграть в те игры, какие они хотят. В эти моменты надо внимательно следить за их игрой т. к. в это время происходит рождение новых игр, сценариев, соревнований. Самостоятельную деятельность детей лучше организовывать во второй половине года, когда у детей сформирована основная часть навыков.

Взаимодействие с воспитателями.

Слаженность в работе — залог хорошего результата. Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ обеспечивается в результате сотрудничества инструктора по физической культуре и воспитателя.

-          Перед купанием и после каждого купания мы с воспитателями обязательно обмениваемся информацией и впечатлениями о детях. Прежде всего, обговариваем вопросы здоровья и самочувствия детей, ситуации, которые нам показались странными, нетипичными, с кем из детей необходимо поработать индивидуально. Обязательно проводим такие беседы при поступлении новичков или детей с проблемами.

-          Праздники, развлечения проводятся с обязательным участием воспитателей. Они помогают осуществлять страховку, следить за качеством выполнения упражнений и дисциплиной, проводят индивидуальную работу с ослабленными и особыми детьми.

-          Во время плавания используем игры, в которые играют дети с воспитателями на прогулках, на физкультурных занятиях.

-          В нашем бассейне проводятся выставки детских рисунков на морскую (водную) или спортивную тематику, по мотивам прошедших мероприятий в бассейне.

Пропаганда ЗОЖ:

-          беседы о пользе регулярного посещения бассейна, о пользе плавания для здоровья;

-          беседы о строении, функционировании, целостности организма;

-          мини-театры на разные актуальные в настоящее время темы: «Как себя вести себя в воде?», «Зачем делать зарядку?», «Твой носовой платок» и т. п.;

-          беседы о спортсменах, о спорте, о спортивных достижениях членов семей, выпускников детского сада, об активном отдыхе семьи.

-          Совместно с воспитателями создаем предметно-развивающую среду, как в бассейне, так и в группах.

-          Совместно проводим работу с родителями.

Направления работы с родителями:

1.      Создание информационного пространства.

В каждой группе имеется информационный уголок для специалистов, где размещаем просветительскую информацию о пользе плавания, закаливания, занятий физической культурой, о здоровом образе жизни. Информация оформляется в виде консультаций, памяток, рекомендаций, фотостендов, папок-передвижек.

Информационные листы «Внимание! Внимание!» выпускаем 1 раз в квартал. В них сообщаем об успехах детей в обучении плаванию, о том, как прошли праздники на воде, хвалим всех, кто поплыл самостоятельно. Это мини-стенгазета со свежими новостями.

2.      Активное взаимодействие с родителями.

Как показывает практика, не теряют своей актуальности выступления на родительских собраниях с показом условий бассейна, рассказа о том, где и чем занимаются их дети. В конце года знакомим родителей с результатами диагностики и планами на следующий год.

В детском саду много лет работает семейный клуб «Содружество». Традиционно одно из занятий клуба ежегодно посвящено организации плавания в бассейне детей первой младшей группы, т. к. они начинают регулярно посещать бассейн.

Привлекаем родителей к участию в педагогическом процессе ДОУ, для этого организовываем:

-                   праздники спорта и здоровья, где родители выступают в качестве болельщиков, жюри и фотографов;

-                   дни открытых дверей. Родители посещают занятия, узнают подробно о достижениях детей;

-                   создание условий для развития детей: «Родительская мастерская» — помощь родителей в изготовлении пособий, игр и игрушек (плоты, рыбки, монетки и т. п.); «Акция добрых дел» — родители с детьми привозят из отпуска камушки, ракушки, сухих рыбок и т. п., которые используем в качестве пособий или для оформления помещений;

-                   конкурсы и выставки детских работ;

-                   домашние задания. Родителям предлагается дома во время купания в ванне сделать те упражнения, которые у ребенка не получаются (опустить нос в воду, открыть глаза в воде, пускать пузыри и т. п.). Другой вид домашних заданий — найти определенную информацию, например, о видах спорта, об олимпиаде и т. п., используя интернет или энциклопедическую и популярную литературу.

-                   действенный результат дают индивидуальные беседы, когда родители могут все спросить, а инструктор по плаванию — рассказать только о том ребенке, с кем ведется беседа.

Так же используем для информационного поля для родителей сайт детского сада, где имеется страничка инструктора по физической культуре. На данной странице родители и все заинтересованные лица могут найти консультативный материал и информацию об организации плавания в дошкольном учреждении.

Таким образом, система интеграции образовательных областей в ДОУ представляет собой совокупность разнообразных форм работы с детьми, способствующих формированию у них основ культуры здоровья.

Современная модель образования предусматривает воспитание человека, уверенного в своих силах, присущих ему способностях, умеющего ими распоряжаться, а значит сильного и здорового. Обеспечение в образовательной среде условий сохранения и укрепления здоровья как целостного феномена личности позволит нормализовать функционирование детского организма и сохранить его внутреннее состояние.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, ребенок, образовательная область, детский сад, образовательный процесс, родитель, дошкольное учреждение, здоровье, организация плавания, самостоятельная деятельность детей.

Похожие статьи

Первые шаги по внедрению инновационной образовательной программы «Вдохновение» в воспитательную деятельность детского сада

Перспективы оптимизации питания детей в образовательных учреждениях Ненецкого автономного округа с помощью автоматизированной системы «Рациональное питание — опора здоровья»

Взаимодействие детского сада с семьей, при подготовке дошкольников к обучению в школе, через реализацию образовательной области «Труд»

Интеграция образовательных областей «Музыка» и «Художественное творчество» через применение информационно-коммуникационных технологий

Школа - территория здоровья. Роль интегрированных уроков ОБЖ, физкультуры, русского языка и литературы, географии в пропаганде здорового образа жизни

Организация партнерского взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в процессе физкультурно-оздоровительной работы.

Статья посвящена актуальной проблеме организации тесного сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка формированию культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников дошкольных образовательных учреждений.

Активизация познавательной деятельности на уроках русского, татарского языка, литературы, ОБЖ и географии на основе личностно-ориентированного подхода в обучении

Формирование у детей старшей группы детского сада основ ЗОЖ в рамках проекта «Мы выбираем здоровье!»

Формирование личностных результатов школьников в процессе преподавания русского языка по программе «Гармония»

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе организации работы по краеведению

Похожие статьи

Первые шаги по внедрению инновационной образовательной программы «Вдохновение» в воспитательную деятельность детского сада

Перспективы оптимизации питания детей в образовательных учреждениях Ненецкого автономного округа с помощью автоматизированной системы «Рациональное питание — опора здоровья»

Взаимодействие детского сада с семьей, при подготовке дошкольников к обучению в школе, через реализацию образовательной области «Труд»

Интеграция образовательных областей «Музыка» и «Художественное творчество» через применение информационно-коммуникационных технологий

Школа - территория здоровья. Роль интегрированных уроков ОБЖ, физкультуры, русского языка и литературы, географии в пропаганде здорового образа жизни

Организация партнерского взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в процессе физкультурно-оздоровительной работы.

Статья посвящена актуальной проблеме организации тесного сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка формированию культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников дошкольных образовательных учреждений.

Активизация познавательной деятельности на уроках русского, татарского языка, литературы, ОБЖ и географии на основе личностно-ориентированного подхода в обучении

Формирование у детей старшей группы детского сада основ ЗОЖ в рамках проекта «Мы выбираем здоровье!»

Формирование личностных результатов школьников в процессе преподавания русского языка по программе «Гармония»

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе организации работы по краеведению