Мы учимся не для школы, а для себя | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

III международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2013)

Статья просмотрена: 530 раз

Библиографическое описание:

Серикпаева, Р. А. Мы учимся не для школы, а для себя / Р. А. Серикпаева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 93-94. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/4001/ (дата обращения: 16.11.2024).

Очень часто в учительской, в выступлениях на методических собраниях, на семинарах или просто в беседах на профессиональные темы звучит мысль о том, что педагогика сама по себе как наука приходит в упадок, так же как и нравы современного общества. Раз существует проблема неверия общества в образование, а образование в свою очередь, применяя новые подходы, совершая системные ошибки, утратило доверие общества. Однако, где же выход? Любому преподавателю, необходимо для разрешения данного вопроса, задаться ответом для чего мы учим и учимся. Ответ, по-моему, однозначен, следует поднять авторитет школы как института знаний, института, в котором формируется новая личность, способная к самореализации, с развитым творческим потенциалом. Но как? Думаю, что это возможно через индивидуализацию образовательного процесса. Это, в первую очередь, авторитет каждого отдельно взятого учителя, воспитателя. Что значит индивидуализация образовательного процесса, ибо, как ни крути, образование, как и другие сферы жизнедеятельности человека, воспринимается личностно. В пору переделать народную мудрость: «Скажи мне кто твой учитель, и я скажу тебе кто ты». Закономерен вопрос, как этот авторитет заработать, а главное удержать на протяжении педагогической деятельности? Все дело в педагогическом мастерстве, в умении передать свои знания. Однако, что же имеют в виду под педагогическим мастерством? Одни считают, что педагогическое мастерство — это особое состояние человека, профессиональным занятием которого является педагогика, это то, чему можно подражать и к чему можно стремиться. Другие в мастерстве видят огромный труд, постоянный поиск, непрекращающееся самообразование, применение старого опыта в сочетании с новыми технологиями.

В мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента:

-         Мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей;

-         Мастерство убеждения;

-         Мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;

-         Мастерство владения педагогической техникой.

Педагогическое мастерство правомерно рассматривать как важнейшее качество личности преподавателя, которое обусловливается высоким уровнем его психолого-педагогической подготовленности, способностью оптимально решать педагогические задачи. Конечно, из многих показателей состоит педагогическое мастерство: духовность, желание общаться, глубинные знания своего предмета. Кстати, без этого составляющего не возможет рост молодого педагога до мастера своего дела, зачастую прием на работу в общеобразовательные учреждения ведется не на конкурсной основе, и в школы попадают молодые,только что закончившие ВУЗ студенты, в знаниях которых можно и усомниться. И не редко на практике учитель учится заново, тогда как он, уже владея в полной мере обширными знаниями по своему предмету, должен приступить к реализации иных задач, а не заниматься доучиванием или переучиванием. Немаловажным является понимание места своего предмета в образовательной системе, учитель должен понимать какой вклад он вносит в миропонимание и мировоззрение ученика. Как педагог современности, имея под рукой неограниченные возможности, он должен уметь владеть технологией отбора материала, уметь его корректировать, фильтровать и научить этому своего ученика. Существуют сотни методов обучения, но все они подчинены одной большой цели: вычленению главного и необходимого в познании, которое будет актуальным для него в последующем. Можно определить динамику методов в зависимости от целей занятия, но в том или ином случае, учитель уже в первые годы работы должен выстроить свою систему владения методами обучения. Конечно, не следует придерживаться лишь одного метода обучения. Экономьте время, умело сочетайте разные формы обучения, возможно, вы откроете нечто новое. Средства обучения требуют рационального подхода. Именно они впоследствии и дадут конечный результат. А результат должен совпадать с целью обучения. Помните, одно занятие не даст результата обучения, результат обучения даст лишь сумма результатов всех занятий. Как создать мотивацию к учению, когда ученик будет учиться на каждом уроке. Для этого нужны несколько составляющих:

1.         Режиссура. Каждое конкретное занятие требует продуманного сценария. Задача учителя сыграть урок, как либретто на сцене.

2.         Артистизм. Артистизм заключается в неподдельной искренности общения с учащимися, в проявлении человеколюбия.

3.         Импровизация. Если учитель не сумеет импровизировать, интерпретировать задуманное им же мероприятие, то оно не достигнет цели. Добытые знания не найдут своего места в сознании и памяти ученика.

Учитель должен реально ценить возможности каждого ученика, не забывая об инклюзивном образовании. Очень важно верить в способности каждого ученика, видеть, как он передвигается вперед в познании предмета, но самое главное научить ребенка видеть свои успехи и недочеты. Научить радоваться успехам, помочь ему в познании самого себя. Должен ли обладать учитель терпением? Пожалуй, это одно из главных составляющих педагога как личности. Проявляя такт по отношению к своему ученику, учитель вселяет веру в его способности. Выдержка и самообладание — вот девиз современного учителя.

Каждый хочет стать Мастером своего дела, заслужить неподдельный авторитет. Преподаватель-Мастер должен блестяще знать свой предмет и уметь научить других, вызывать у обучающихся интерес к своему предмету, заниматься исследовательской работой, изучать и применять новые методики и технологии, уметь работать с методической литературой. Он никогда не останавливается в самосовершенствовании, повышении своей квалификации, участвует в различных профессиональных конкурсах, всегда рад поделиться своим педагогическим опытом с коллегами. Только при огромной работоспособности, самоотдаче во всем, терпении и постоянном пополнении профессиональных знаний можно сделать из себя Профессионала и Мастера. И тогда латинское изречение оправдает себя: «Мы учимся не для школы, а для себя».

Литература:

1.         Гузова Л П. Развитие профессиональной культуры учителя — фактор успешной работы /Л. П. Гузова //Методист. — 2005. — № 2. — С. 34–37.

2.         Комарь В. Д. Повышение профессионального мастерства педагогов- воспитателей / / Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. — 2005. — № 1. — С.84–87.

3.         Русских Г. А. Педагогическая мастерская как средство подготовки учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика /Г. А. Русских //Методист. — 2004. — № 2. — С. 25–28.

4.         Палтышев, Н. Н. Постижение педагогического мастерства /

5.         Н. Н. Палтышев. — Москва: Изд.центр АПО, 2002. — 64 с.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое мастерство, знание, метод обучения, образовательный процесс, предмет, результат обучения, ученик, учитель.