Религиозно-нравственное и педагогическое наследие Ризаэддина Фахреддина
Автор: Сайфуллова Разиля Рауиловна
Рубрика: 2. История образования и педагогики
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2013)
Статья просмотрена: 1638 раз
Библиографическое описание:
Сайфуллова, Р. Р. Религиозно-нравственное и педагогическое наследие Ризаэддина Фахреддина / Р. Р. Сайфуллова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/4005/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье раскрываются основные положения религиозно-нравственного наследия выдающегося татарского просветителя, общественного и религиозного деятеля Ризаэддина Фахреддина. Целью работы является поиск решения современных духовно-нравственных проблем в трудах просветителя.
Ключевые слова: постмодернизм, духовность, нравственность, научно-технический прогресс, просветительство, ислам.
В условиях углубляющегося постмодернизма увеличивается значимость духовного наследия народов. Чтобы сохранить баланс между нарастающими интеллектуальными, техническими приобретениями и все более снижающимся уровнем духовно-нравственной культуры населения, необходима опора на опыт прошлого. Наряду с техническим прогрессом наблюдается глубокий духовный регресс, что выливается в ряд острых проблем, одна из которых — исчезновение языков и целых народов. «В опасности полного исчезновения в мире в ближайшее время находится почти половина из 6 тысяч языков мира, в том числе 120, на которых говорят граждане России. Каждые две недели в мире исчезает один живой язык» [5, с. 17]. Это может объясняться тем, что человек, уезжая из своей малой родины, чаще всего туда не возвращается и уже не является полноценным носителем языка, культуры и традиций того места, где он родился. Также это может объясняться тем, что на современном этапе, в результате стремительного процесса урбанизации стираются какие-либо различия между народами, поскольку происходят различные объединительные этнические процессы — одни народы поглощаются другими, другие ассимилируются. Вследствие исчезновения языка, неминуемое исчезновение культуры народа и самого народа, в том числе, остается лишь вопросом времени.
Отрицательные тенденции в обществе также связаны с плохой исторической памятью. Вследствие смены политических режимов чаще всего все то, что было создано в предыдущий период, предается забвению. Так случилось после Октябрьской революции 1917 года. То, что считалось достоянием многовековой культуры, литературы вдруг стало ненужным, а чаще всего даже запретным. Многие крупные просветители, религиозные деятели были забыты. Доктор филологических наук, известный профессор Закиев М. З. пишет, что в 40-х годах XX в. будучи студентом университета, о деятельности выдающихся общественных и религиозных деятелей Р. Фахреддина, Ш. Марджани, Х. Атласи и многих других он ничего не знал [2, с. 29]. Около 22-х лет назад распалась некогда мощная держава СССР. Сейчас мы наблюдаем тот же процесс, что и 96 лет назад, только в несколько завуалированном варианте. Некоторые имена и события теперь предстают для нас в ином свете.
Другой причиной столь негативных тенденций может служить «давление» со стороны «века информации». Основным источником информации для школьников, студентов и иных граждан служит интернет. Интернет будет полезным только в том случае, если у человека уже есть определенный багаж знаний и убеждений. Если брать определенные исторические события или личности, то можно в глобальной сети встретить весьма различные суждения о них. В интернете даже можно встретить положительные отзывы об отрицательных явлениях в обществе и т. д. В таком случае как не запутаться рядовому школьнику, когда такой шквал информации падает из ниоткуда и помогает складыванию неверного мнения относительно чего-либо? Выходом в случаях падения нравственности, навязывания какой-либо идеологии «сверху», трудностях в правильной интерпретации информации, исходящей извне могут служить мудрые советы тех, кто жил до нас, в гораздо более сложное время, тех, кого мы называем цветом нашей нации.
Одним из представителей цвета татарской и башкирской нации и всей мусульманской цивилизации является выдающийся ученый, просветитель, богослов, «преподаватель в медресе, кадий, писатель, редактор, историк, журналист, муфтий Ризаэддин Фахреддин» [6, с. 18].
Ризаэддин Фахреддин родился в 1859 году в деревне Кичучатово Бугульминского уезда Самарской губернии (современный Альметьевский район Республики Татарстан). Ризаэддин Фахреддин занимает одно из ведущих мест среди татарских просветителей не только своего времени, но и современности. Для потомков этот человек интересен не только своими просветительскими идеями, но и фундаментальными трудами, созданными в сложнейшее историческое время. В своем творчестве Фахреддин уделял особое внимание исламу и исламским традициям в среде татар, башкир и других народов, что не могло не влиять на отношение к нему советской власти. Фахреддин умер в 1936 году, а в 1937 начались массовые репрессии, которые коснулись многих его друзей и даже родных.
Ризаэддин Фахреддин жил в сложнейшее историческое время и тем ценнее для нас его просветительское наследие. О выше названной проблеме дисбаланса между научно-техническим и духовно-нравственным развитием он говорил еще на рубеже XIX-XX вв. Тогда, как и сейчас эта проблема стояла остро. Как мы знаем, в этот период происходит научно-техническая революция. Просветители считали, что нужно реформировать общество и человека, вкладывать в него новые знания, готовить к жизни в новом обществе. Для этого было необходимо преобразовывать образовательные учреждения. Риза Фахреддин как представитель джадидизма, считал, что важно реформирование не только школ и учреждений, но также и полное преобразование самого отношения мусульманина к светскому образованию, поэтому он выступал против невежества, считая, что общие знания составляют базу ислама [7, с. 12]. Знание и ислам — это две взаимодополняющие единицы. Риза Фахреддин пишет, что один человек на миллион может считаться образованным и в религиозном, и общем смысле. Остальные же люди, принимающие что-то одно, утопают в невежестве. Также, как и Шихабуддин Марджани, Фахреддин считал, что для татар важно изучение русского языка, приобщение к мировой культуре и иностранным языкам, причем не поверхностное, а глубокое наряду с глубоким изучением ислама. Таким он видел современного человека — развитого во всех смыслах.
Как видим, Ризаэддин Фахреддин делает упор на общие и религиозные знания вкупе, при этом общей целью своих научных и религиозных изысканий видел в приобщении норм ислама к реалиям современной жизни. «В 1905 г. Риза Фахретдин в биографии великого улема и суфия Ибн Араби писал, что ислам должен давать ответы на все запросы современности, на все проблемы этого и загробного миров» [8, с. 62]. В своих работах он выступал против «деспотических запретов, сводивших умственную деятельность мусульманина к слепому преклонению авторитетам» [8, с. 62]. Однако при этом считал, что авторитеты должны существовать, но не для преклонения перед ними, а для извлечения из них нравственной пользы. Для этого «пишет хронику «Асар» («Следы»). В ней он создает биографии ученых булгар, кыпчаков, татар, попутно с описанием путешественников, посетивших наши земли» [8, с. 61].
Наряду с приобщением ислама к реалиям современной жизни, он занимался обоснованием того, что в среде мусульманского народа необходимо полное реформирование былых традиций.
Он видел, что для мусульман необходимо повышение их образованности, строительство новых мусульманских школ, их благоустройство. Особенно подчеркивал повышение образованности среди женщин. Фахреддин выступает противником как официального ислама, так и ислама народного в лице сект и местных культов, поскольку оба варианта являлись консервативными и выражали позицию противников реформы общественных учреждений, включая Духовное Собрание и систему образования [3, с. 64]. Он говорит о сопротивлении, которое оказывали приверженцы чистоты традиций «ысул джадид» («новому методу») и изучению европейских наук [3, с. 65]. В связи с этим, как обоснование необходимости реформирования, в 1914 году он выпускает книгу «Дини в? и?тимагый м?съ?л?л?р» («Религиозные и общественные проблемы»). Само название работы говорит о необходимости синтеза религиозных и светских основ для развития исламской нации [8, с. 62].
Несмотря на то, что Фахретдин делает большой упор на реформировании, он оставляет нетронутыми общие религиозно-нравственные принципы, по которым должен жить каждый мусульманин. В назидание потомкам Ризаэддин Фахреддин пишет о том, какими должны быть мусульмане; рассказывает о бренности жизни и о том, что надо успеть сделать в своей жизни. Вот некоторые из его глубокомысленных наставлений: «Не забывайте, что родились мусульманами, и благодарите Аллаха за это. Живите в дружбе друг с другом и желайте друг другу только хорошее. Не желайте другим того, чего бы не желали для себя. В случае обид и раздоров, помиритесь вовремя. Всеми силами остерегайтесь пьянства, игр, воровства, обмана, безответственности. Почитайте своих родителей! Живите хорошо со своими женами. Будьте великодушны в супружестве друг с другом, не обижайте друг друга, делите друг с другом горести и радости.
В религии будьте внимательны. Никогда не оставляйте намаз, содержите мечети в тепле и чистоте. Время, отведенное человеку слишком коротко, поэтому не тратьте свое время зря. Старайтесь сделать в жизни больше хорошего, чтобы о вас впоследствии вспоминали только добрыми словами [4, с. 21–23].
Таким образом, Ризаэддин Фахреддин делал основной упор на семейное воспитание. Отсюда череда его наставлений для каждого человека определенного возраста: «Т?рбияле ана» («Воспитанная мать», Казань-Оренбург, 1898–1909), «Т?рбияле хатын» («Воспитанная женщина», Казань-Оренбург, 1899–1910), «Т?рбияле ата» («Воспитанный отец», Казань, 1898), «Т?рбияле бала» («Воспитанный ребенок») [1].
Конечно, назидания, поучения Ризаэддина Фахреддина носят религиозный характер. Он призывает нас внимательности в вере, религии. Мы видим, что в современном обществе проблемы нравственности достигли необычайного предела. Однако не нужно думать, что это издержки только современного общества. О таких же проблемах сообщает нам Ризаэддин Фахреддин сто лет назад. В своих назиданиях Риза Фахретдин приводит примеры, которые мы сами видим каждый день. В своих произведениях Риза Фахретдин как бы призывает нас к тому, чтобы мы более серьезно относились к своей жизни, были добры друг к другу и ценили друг друга. Наряду с этим поражаемся тому, насколько Ризаэддин Фахреддин — современный мыслитель. Благом он считал изучение языков, различных наук, мировых культур. При этом, к современному человеку выдвигаются такие же требования. Современный человек не должен «зацикливаться» только на своей религии, убеждениях, привычках. Он должен знать и принимать другие культуры, быть космополитом в общем смысле этого слова. К этому призывал нас Ризаэддин Фахреддин целое столетие назад, и в этом его величайшая заслуга
Литература:
1. Виль Казыханов//http://bishaul.ru/interesnoe/29-rizayeddin-faxretdin-o-vospitanii.html [дата обращения: 26.05.2013].
2. Закиев М. З. Цель жизни Р. Фахреддина — сохранение и развитие своего народа // Эволюция гуманистической мысли в творчестве Р. Фахреддина: Материалы Международной научно-практической конференции (18–19 апреля 2013 года). В 2-х частях. Часть 1. — Казань: Республиканский центр мониторинга качества образования, 2013. — 428 с. с.29
3. Набиев Р. А. Ислам и государство: культурно-историческая эволюция мусульманской религии на Европейском Востоке.-Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2002.-244 с.
4. Ризаэтдин Ф?хретдинне? тууына 150 ел.-Татар м?селман календаре.-2009.-С.19–24.
5. Тагиров Э. Р. «Возвращение к истокам»: ритуал поклонения предкам или катарсис духа?// Эволюция гуманистической мысли в творчестве Р. Фахреддина: Материалы Международной научно-практической конференции (18–19 апреля 2013 года). В 2-х частях. Часть 1. — Казань: Республиканский центр мониторинга качества образования, 2013. — 428 с. с. 17
6. Тюркоглу И. Ризаэддин Фахреддин: Духовное управление мусульман внутренней России и Сибири // Эволюция гуманистической мысли в творчестве Р. Фахреддина: Материалы Международной научно-практической конференции (18–19 апреля 2013 года). В 2-х частях. Часть 1. — Казань: Республиканский центр мониторинга качества образования, 2013. — 428 с. с. 18
7. Фахретдин Р. ??вамигуль к?лим ш?рхе.-Казан: Иман, 1995.-604 с.
8. Хабутдинов А. Ю. Лидеры нации.-Казань: Татар. Кн. изд-во, 2003.-159 с.
Похожие статьи
Развитие истории времён Амира Темура и Захриддин Мухаммад Бобура
В статье на основе научных материалов освещен вклад А.Темура и З. М. Бобура в развитии истории края. А также раскрыто значение и дано краткое обоснование историческим источникам данного периода.
Похожие статьи
Развитие истории времён Амира Темура и Захриддин Мухаммад Бобура
В статье на основе научных материалов освещен вклад А.Темура и З. М. Бобура в развитии истории края. А также раскрыто значение и дано краткое обоснование историческим источникам данного периода.