Самообразование и саморазвитие взрослых — важный наглядный пример для занятий и устремлений детей
Автор: Фиалковская Вероника Петровна
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2013)
Статья просмотрена: 4741 раз
Библиографическое описание:
Фиалковская, В. П. Самообразование и саморазвитие взрослых — важный наглядный пример для занятий и устремлений детей / В. П. Фиалковская. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/4017/ (дата обращения: 16.11.2024).
Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания... считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим.
К. С. Станиславский
Самообразование — это творческая работа человека по развитию своей личности, расширению кругозора и эрудиции. Оно неразрывно связано с образованностью и целенаправленной деятельностью, позволяющей узнавать что-то новое и использовать впоследствии полученные знания и умения в своей жизни и деятельности. Владимир Владимирович Путин отметил: «Более образованные люди — это большая продолжительность жизни, это меньший уровень преступности, асоциального поведения, более рациональный выбор». Я, как учитель русского языка, считаю, что в понятие «образованность человека» входит несколько составляющих. Это, прежде всего, знание языка той страны, в которой ты проживаешь, в нашем случае — русского языка. Далее следует отметить широту кругозора и любознательность человека, требующих познания и приобретения новых знаний. Ну и, конечно же, прочные знания в той области, на которой зиждится основная деятельность человека, его профессия. Если до сознания ребёнка всё это донесено в младшем или среднем школьном возрасте, то в его жизни в дальнейшемвсё сложится определённо и ясно. А кто же должен донести эту информацию до маленького человека?! Конечно же взрослые, оказавшиеся рядом. Ребёнок должен получить, благодаря нам, взрослым, тот основной запас знаний, который будет ему необходим в жизни через различные формы образования.
Выделяются следующие основные формы образования:
- формальное образование — общее среднее, среднее профессиональное, высшее образование, повышение квалификации и переподготовки;
- неформальное образование — профессионально направленное обучение на платных курсах, в центрах непрерывного образования взрослых, по телевидению и с помощью дистанционных средств, без аттестации и выдачи свидетельства или диплома об образовании;
- информальное образование — нецеленаправленное (неосознаваемое) обучение в процессе любого информационного или коммуникативного действия.
Нас интересует информальное образование, которое, основываясь на прочную базу основных знаний, умений и навыков, способствует саморазвитию человека. На одном из родительских собраний я привела в пример родительской общественности высказывание Джорджа Сантьяна: «Ребенок, получивший образование только в учебном заведении, — необразованный ребенок». Мы должны понимать следующее — ребёнок берёт пример общения, рассуждения со взрослых, оказавшихся радом. Да, в школе даётся основная база знаний, необходимых ребёнку, но этого недостаточно для полного саморазвития. Ему, как губке, которая всё в себя впитывает, требуется всё новая и новая информация, образцы действий для подражания. И этими образцами становимся мы: учителя, родители и просто взрослые люди, должные давать позитивный пример для подражания, что, к величайшему сожалению, происходит не всегда. В нашем случае в идеальном образе — это пример саморазвивающейся личности, обладающей широким кругозором, стремящейся идти в ногу со временем, интересующейся инновациями, умеющей слушать и строить свои высказывания. И абсолютно неважно, сколько лет этой личности, ведь жизненный опыт в мотивации к самообразованию играет основную роль. Фундаментом стремлений к самообразованию, на мой взгляд, является основное образование. Оно будет настолько успешным, насколько ребёнок владеет знаниями государственного языка, на котором ведётся основное обучение, умеет быстро читать, передавать содержание прочитанного, понимать полученную информацию. Поэтому мы, взрослые, должны своим примером грамотного письма, интересом к чтению, потребностями к познанию повышать уровень владения родным языком нашими детьми. Прежде всего родителям необходимо позаботиться о том, чтобы орфографический и толковый словари русского языка стали настольными книгами ребёнка. Если в день запоминать написание и значение только одного слова, то можно за один год значительно повысить свою грамотность, расширить свой лексический запас. Мы сами должны не лениться лишний раз обратиться к словарю, если не уверены в значении слова или его написании, если услышали новое слово. Кстати, в наше время доступности высоких технологий совсем не обязательно приобретать толстый бумажный словарь Даля или Ожегова. Электронные версии практически всех словарей русского языка находятся в свободном доступе в сети Интернет.
К сожалению, с каждым годом мы читаем все меньше книг, так как привыкли получать информацию из телевизионных передач, с новостных сайтов в интернете или по радио. Мы зачастую проводим свободное время за экраном компьютера, а не за любимой книгой. Однако именно чтение помогает повысить уровень знаний родного языка. Читая различные книги, мы расширяем свой словарный запас, учимся правильно комбинировать лексические единицы. При чтении наш мозг автоматически запоминает правильное написание слов, что позволяет уменьшить количество орфографических и пунктуационных ошибок на письме. Чтение книг существенно расширяет кругозор человека. Замечательной является идея определить список ста книг, определённый в народе как «список Путина», для прочтения их школьниками, нашим подрастающим поколением. Повышение уровня грамотности также возможно посредством различных игр. К примеру, разгадывая кроссворды, мы не только узнаем новые слова, но и запоминаем их написание. Различные анаграммы, ребусы, судоку и тесты также способствуют развитию интеллектуальных способностей человека.
Мы, взрослые, должны стремиться выработать у ребёнка стремление в потребности всё новой и новой информации. Огромную роль здесь играет сформированность умений в потребности новых знаний, добываемых самостоятельным путём. В процессе самообразования человек самостоятельно решает, как ему сочетать собственные предпочтения с требованиями и возможностями обучающей среды и окружения, внутренних и внешних факторов. Однако следует чётко понимать, что самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и акцентировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания. До сознания ребёнка нужно донести информацию о том, что человек, владеющий навыками самостоятельной работы, более успешен. Сегодня общество испытывает стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт. Одним из показателей профессиональной компетентности человека является его способность к самообразованию, которая проявляется в стремлении к росту, самосовершенствованию. Взрослые должны являть детям образец нового человека, способного оставаться креативным в любой ситуации, умеющего найти выход из любого положения, благодаря своему широкому кругозору, всесторонности развития и умениям применять имеющиеся знания на практике. Человек двадцать первого века — это гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству. Также это человек, умеющий отбирать наиболее эффективные приемы и средства для реализации поставленных задач, и самое главное, это личность, обладающая высокой степенью профессиональной компетентности, которая должна постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов. Успех самообразования зависит от целого ряда компонентов познавательной деятельности человека, среди которых первостепенными являются следующие: осознание человеком необходимости в приобретении дополнительных знаний, обладание человеком необходимым умственным развитием, способностями усматривать проблемы, формулировать их, планировать последовательные шаги поиска ответа, уметь актуализировать знания, способы деятельности.
М. Монтессори отмечал огромное влияние на саморазвитие ребёнка той среды, в которой он находится: «…мы должны создать такую среду для ребенка, чтобы ребенок мог с ней взаимодействовать». Пространство, которое окружает детей с самого их раннего детства, люди, которые рядом живут и работают, могут удивительным образом повлиять на развитие у детей талантов и способностей. Значение влияния окружающей среды на развитие ребенка как личности, формирование его социальных компетенций, учебных очень велико. Поэтому мы примером своего постоянного самообразования должны двигаться вперёд и тянуть за собой тех детей, которые находятся рядом, вовлекать их в своего рода игру. Компетентная и образованная окружающая среда, в которой оказывается маленький человек приучает его к тому, что постоянно необходимо двигаться вперёд, узнавать новое, применять его на практике. Вот здесь можно выделить особое место деловым играм. Такие формы предоставляют возможность совершенствования профессиональных навыков, продемонстрировать эрудицию, компетентность, сформировать навыки принятия решений. Основным достоинством их является то, что помимо целевой задачи и взрослые, и дети могут общаться друг с другом, проявлять активность, фантазию, развивать мыслительные, коммуникативные, психологические качества, необходимые человеку в его дальнейшей жизни и профессиональной деятельности.
Подавая пример детям своим интересом к чтению, своей любознательностью, умениями ответить на любой вопрос, найти оптимально положительный выход из любого положения мы ставим им определённую планку, к которой они станут стремиться. Ученые доказали, что для поддержания высокой профессиональной компетентности специалисту надо ежедневно прочитывать 1–2 газеты, 1–2 журнала, 100–150 страниц научного текста, 100–150 страниц текста для саморазвития. Я считаю, что если ребёнку с раннего детства прививается тяга к чтению, то он, перебрав массу литературы, найдёт такое направление, которое его заинтересует больше всего, которое будет необходимо ему для дальнейшей жизни. При этом он получит массу сторонних знаний, благодаря которым расширился его кругозор. Мы должны понимать, что самообразование есть творческая работа по развитию своей личности, расширению эрудиции. Оно являет собой важную составляющую творческо-преобразовательной, духовной деятельности человека, один из механизмов превращения репродуктивной деятельности в продуктивную.
Таким образом, самообразование — необходимое, постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека. Взрослым необходимо идти в ногу со временем, стремиться узнать как можно больше нового и интересного, развиваться и помогать развиваться нашим детям. Когда ребёнок видит живой пример грамотного человека и всесторонне развитой личности, стремящейся изучить окружающий мир, то он становится способным на интеллектуальный подвиг познания.
Литература:
1. Шленов, Ю. Непрерывное образование в России \ Ю. Шленов, И. Мосичева, В. Шестак \\ Высшее образование в России. — 2005. — № 3.
2. Шуклина, Е. А. Технологии самообразования: Социологический аспект. \\Общественные науки и современность. — 1999 № 5.
3. Кривенко, В. А. Самообразование и самовоспитание как основа успешности педагога и учащегося гимназии // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. — 2007. — № 1.
4. Самсонов, Ю. А. Основы управления образованием самообразованием руководящих работников школ // Образование в современной школе. — 2007. — № 7
5. Кулюткин, Ю. Н. Психология обучения взрослых. М., 1985