Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (подготовка слабоуспевающих и немотивированных учащихся к ГИА 9 по русскому языку)
Автор: Александров Иван Николаевич
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2013)
Статья просмотрена: 36728 раз
Библиографическое описание:
Александров, И. Н. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (подготовка слабоуспевающих и немотивированных учащихся к ГИА 9 по русскому языку) / И. Н. Александров. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 61-64. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/4018/ (дата обращения: 16.11.2024).
Государственная итоговая аттестация по русскому языку представляет собой комплекс занятий, направленных на успешную сдачу учащимися экзамена в новой форме. Данные материалы нацелены на подготовку слабоуспевающих и немотивированных учащихся. При работе с такими детьми необходимо искать такие формы и методы, которые заинтересуют ребёнка, пробудят в нём активную познавательную деятельность.
При работе со слабоуспевающими учащимися необходимо выстроить урок по принципу наглядности. Одной из первостепенных задач является показать ребёнку схему выполнения задания. Это позволит выделить основное в учебном материале, установить существенные связи между понятиями и свойствами, анализировать, абстрагировать и обобщать.
В приведённом ниже материале мы будем использовать стандартные образцы словоупотребления, типовые схемы словосочетаний и синтаксических конструкций. Для нас важно показать учащемуся, как лучше написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему без потери баллов по критериям С1К1 (наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос), С1К2 (наличие примеров-аргументов), С1К3 (смысловая цельность, речевая связанность), С1К4 (композиционная стройность работы), ГК1-ФК1 (критерии оценки грамотности и фактической точности речи).
Написание каждого отдельного элемента сочинения-рассуждения начинается с объяснения критериев С1К1-С1К4, ГК1-ФК1. Следующим этапом становится написание под диктовку вступления, основной части (тезис-примеры-аргументы-вывод), заключения. Завершающий этап работы — написание своего собственного сочинения по предложенному тексту из сборника А. Ю. Кузнецова, А. С. Задорожной, Л. И. Кузнецовой «ГИА 9.Русский язык. Тренировочные материалы».
Для написания пробного (совместного) сочинения мы выбрали рассказ Н. В. Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион» из сборника А. Ю. Кузнецова.
ТЕКСТ
(1) Шла весна, под щедрыми лучами солнца цвела пробужденная природа, а в лесу пели птицы. (2) Вдали, на склонах торжественных гор, паслись стада, и воздух был наполнен весенним ароматом полевых цветов. (3) В школе занятий уже не было, и мы готовились к выпускным экзаменам. (4) Я и Мери с утра шли на край села, к старой заброшенной мельнице, усаживались в тени огромного орехового дерева и занимались.
(5) — Стихи, выбранные к экзамену, ты должен знать наизусть, — говорит Мери. (6) — Вот послушай — это Галактион:
(7) В сердце мечта таится,
Небо — полоской ясной.
(8) Юноша: «Стой, девица!»
(9) Девушка: «Сгинь, несчастный!»
(10) — Моя бабушка здесь бы сказала: «Чтоб ты провалился сквозь землю, бесстыдник», — говорю я.
(11) Я пытаюсь еще что-то сказать про бабушку — Мери смеется, закрывает мне рот рукой: не мешай, мол. (12) Потом я читаю свои стихи, которые, хотя их и нет в программе, обязательной для изучения, я все-таки прочту на экзамене, а сейчас хочу прочесть Мери:
(13) Через тысячу лет я тебя призываю: иди!
(14) Стану горсткою пепла я в молниях жарких твоих...
(15) Мери сидит, обхватив колени руками, и смотрит куда-то вдаль, в бездонную синеву неба, где, едва касаясь горных вершин, плывут еле заметные белые хлопья облаков.
(16) — Ты, я вижу, опять стихи сочиняешь, стихоплет?! — раздалось вдруг у самого моего уха.
(17) Я подскочил словно ужаленный и обернулся. (18) Передо мной стоял улыбающийся Илларион.
(19) — Мы к экзаменам готовимся. (20) Здравствуй, Илларион!
(21) — Вижу, профессоры, вижу, как вы готовитесь... (22) Ну, здравствуйте! — Илларион сел.
(23) — Как у вас идут дела?
(24) — Экзамены заканчиваем, дядя Илларион, — ответила Мери.
(25) — Заканчиваете или только начинаете?
(26) — Что ты, Илларион! (27) Остался всего один экзамен! — сказал я.
(28) — Э, дорогой мой, экзамены у вас только начинаются! — улыбнулся Илларион.
(29) — Человеческая жизнь, дети мои дорогие, похожа на мельницу. (30) Помнится, построили мы колхозную мельницу, что за деревней, и пустили по желобу нашу речушку. (31) Билась, билась вода, да так и не сумела сдвинуть колесо с места — силенок не хватило. (32) Тогда мы подвели второй рукав реки, и пошло дело! (33) Завертелось колесо, да еще как! (34) Две реки — это надежнее, вернее!..
(35) — Ты поедешь в город, как школу окончишь, дочка? — вдруг обратился Илларион к Мери.
(36) — Вряд ли я поеду, дядя Илларион, я не сумею...
(37) — Ну, тогда еще ничего! (38) Значит, Зурико не сбежит от нас в город! (39) По жизни лучше идти вдвоём.
(По Н. В. Думбадзе)
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Владимира Галактионовича Короленко «Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».
1 ЭТАП
№ |
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2) |
Баллы |
С1К1 |
Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос |
|
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса нет |
2 |
|
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса |
1 |
|
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, или тезис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания, или тезис доказан на бытовом уровне |
0 |
Варианты вступления
1) В. Г. Короленко, на мой взгляд, говорит о таких средствах художественного изображения, которые позволяют предать мысли и чувства человека. Разнообразие лексики русского позволяет раскрыть характеры героев художественного произведения, а грамматика позволяет создать мелодичное высказывание, текст, свойственный только данному персонажу, особенностям его поведения. Приведу примеры из рассказа Н.Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион».
2) Смысл высказывания известного писателя В. Г. Короленко я понимаю так: в русском языке существуют такие средства изображения, которые помогают открыть самые сокровенные «тайники души» человека. К ним можно отнести как лексику (разговорные, просторечные слова, фразеологизмы и др.), так и грамматику, позволяющую связать словосочетания в предложение, а затем в текст, что делает речь человека благозвучной и мелодичной. Обратимся к произведению Н.Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион».
3) Выдающийся русский писатель В. Г. Короленко писал: «Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». В. Г. Короленко прав, ведь лексика и грамматика русского языка делают речь яркой, красочной, выразительной, помогают передать самые разные чувства человека, их оттенки. И мы видим, как умело Н.Думбадзе в произведении «Я, бабушка, Илико и Илларион» использует эти художественные средства для изображения грузинского народа в годы Великой Отечественной войны.
4) «Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли», — пишет В. Г. Короленко. Мы видим, как удивительно искусно Н. В. Думбадзе в приведённом выше произведении «Я, бабушка, Илико и Илларион», используя как лексику, так и грамматику русского языка рисует жизнь грузинской колхозной деревни в годы Великой Отечественной войны. Через средства художественного изображения автор передаёт лиризм, драматизм, юмор, комизм ситуаций. Приведём примеры из прочитанного нами текста.
ЭТАП 2
С1К2 |
Наличие примеров-аргументов |
Баллы |
Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте. |
3 |
|
Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте, или привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, или привёл 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте |
2 |
|
Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, не указав его роль в тексте. |
1 |
|
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента из текста, не указав его роль в тексте. Или привел аргументы не по предложенному тексту |
0 |
Изобразительно-выразительные средства русского языка
Тропы |
Понятие |
Пример |
Антитеза |
1)стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении образов и понятий; 2)обозначение всякого содержательно-значимого контраста |
Я царь -я раб, я червь — я бог! (Г.Державин) …И царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови. (А. С. Пушкин) |
Метафора |
1)перенос по сходству с одного предмета на другой, скрытое сравнение |
Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года (А. С. Пушкин) Утро года — весна. |
Эпитет |
1)художественное, образное определение, метафорическая характеристика лица, предмета, явления. Подчеркивает какие-либо свойства, качества, признаки предмета. |
Невыразимое горе, тучи чёрные, красна девица, буйная головушка, багровый день и др. |
Гипербола |
1)художественный приём, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. (количественное усиление признаков предмета) |
В сто сорок солнц закат пылал (В.Маяковский) |
Сравнение |
1)изобразительный приём, в котором одно явление или понятие проясняется путём сопоставления его с другим явлением. Использование сравнительных союзов — как, словно, будто, точно, похож, ровно, как будто, что. Использование бессоюзных сравнений в форме тв.п. |
Улица была — как буря. Соловьём залётным юность пролетела. (тв.п) |
Олицетворение |
Особый вид метафоры, перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления. |
Терк воет, дик и злобен (М.Лермонтов) Хотят в росе понежиться поля (А.Фет) |
Варианты написания основной части (использование примеров-аргументов)
Для более полного раскрытия состояния героев автор использует в предложениях № 8 и 9 антитезу «Юноша: «Стой, девица!», «Девушка: «Сгинь, несчастный!», для того чтобы показать отношения возлюбленных.
Также в предложении № 14 автор использует метафору «стану горскою пепла в молниях жарких твоих», т. е. объятиях, для того чтобы показать настоящую силу любви.
Для передачи влюблённости героев автор использует в предложениях № 1 и 2 эпитеты «пробуждённая природа», «торжественные горы». Эти средства художественного изображения помогают увидеть зачатки первой светлой любви.
В предложении № 13 автор использует гиперболу «через тысячи лет я тебя призываю: иди», для того чтобы показать настоящую любовь, которая может прожить не одно десятилетие, а целую вечность.
Так в предложении № 29 автор использует сравнение «человеческая жизнь <…> похожа на мельницу», для того чтобы показать круговорот событий, повторяемость процессов и явлений жизни.
Автор в предложении № 31 использует приём олицетворения «билась, билась вода, да так и не сумела сдвинуть колесо с места». Именно олицетворение помогает передать состояние одиночества. Оно утверждает, что человек не может находиться один и бороться в одиночку.
Автор утверждает, что сила любого человека — это его друзья, родители, любимый человек. И только с ними он способен победить все невзгоды. Используя в предложениях № 32 и 33 метафору «две реки — это надёжнее, вернее», мы убеждаемся в силе настоящей дружбы и любви.
В предложении № 17 автор использует сравнение «словно ужаленный», для того чтобы показать испуг мальчика, непредсказуемость поступка героя.
ЭТАП 3
С1К3 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения |
Баллы |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста |
2 |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста |
1 |
|
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста |
0 |
Варианты заключения
1) Поистине бесконечны возможности русского слова, и в этом убеждаемся вновь и вновь, обращаясь к шедеврам русской литературы, созданным нашими классиками.
2) Таким образом, как истинный мастер слова Н. В. Думбадзе тонко и точно передал движение души персонажей, их влюблённость, показав всю сложность и драматичность внутреннего мира героев.
3) Благодаря удивительному владению русским словом, Н. В. Думбадзе приоткрывает занавес жизни героев. Мы наблюдаем за их поступками, движением мысли, разнообразием чувств.
4) Таким образом, широко используя лексику русского языка и опираясь на знания его грамматического строя, Н. В. Думбадзе расширяет наше представление о чувстве настоящей любви.
С1К4 |
Композиционная стройность работы |
Баллы |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет |
2 |
|
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена 1 ошибка в построении текста |
1 |
|
В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста |
0 |
|
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1–С1К4 |
9 |
Литература:
1. Фесенко Э. Я. Теория литературы. М.: Академический Проект, Фонд «Мир», 2008, 784 стр.
2. Кузнецов А. Ю., Задорожная А. С., Кузнецова Л. И. ГИА 9. Русский язык. Тренировочные материалы. Издательство: МЦНМО, 2012
3. Драбкина С. И., Субботин Д. И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Москва: Интеллект-Центр, 2013,-208 стр.