Роль учителя в формировании регулятивных универсальных учебных действий учащихся в процессе реализации метода проектов
Авторы: Блинова Татьяна Леонидовна, Юганова Наталья Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2013)
Статья просмотрена: 1981 раз
Библиографическое описание:
Блинова, Т. Л. Роль учителя в формировании регулятивных универсальных учебных действий учащихся в процессе реализации метода проектов / Т. Л. Блинова, Н. А. Юганова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 70-72. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/4040/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье раскрываются возможности формирования РУУД учащихся в процессе реализации метода проектов.
Ключевые слова: регулятивные универсальные учебные действия, метод проектов.
Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом как одна из важнейших задач образования [3]. В процессе формирования универсальных учебных действий школьники учатся самостоятельно ставить учебные проблемы, находить пути их решения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, что обеспечивает успешное усвоение знаний, формирование умений и компетентностей в любой предметной области и тем самым создает возможность для успешной реализации обучаемых в будущей профессиональной деятельности.
Для формирования универсальных учебных действий можно использовать различные методы, формы и средства обучения, в частности, продуктивно использовать возможности, которые предоставляет использование в процессе обучения метода проектов. Под методом проектов будем понимать совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи — решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде конечного продукта [2].
Использование метода проектов предполагает кардинальное изменение роли учителя. Выполнение проекта осуществляется по определенному, достаточно сложному алгоритму. Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапа работы над проектом. Но на всех этапах педагог не просто передает знания, а наблюдает, мотивирует, координирует деятельность школьника, по необходимости — консультирует, фасилитирует и т.д [1].
Рассмотрим возможные роли учителя и их влияние на формирование регулятивных универсальных учебных действий на некоторых этапах работы над проектом (Таблица 1).
Таблица 1
Управление формированием регулятивных универсальных учебных действий
Стадия работы над проектом |
Содержание работы |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Регулятивные универсальные учебные действия (Показатели планируемых результатов) |
Подготовка |
Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач проекта. |
Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Самостоятельно определяют цель и задачи проекта. |
Фасилитирует: Обеспечивает процесс группового взаимодействия. Задает вопросы, ответы на которые учащимся заведомо неизвестны. Указывает на противоречия в решениях и способах деятельности, принятых учащимися. Создает в классе атмосферу психологической поддержки. Консультирует Отвечает на вопросы учащихся. Организует семинар-консультацию, для обобщенного обсуждения темы и целей проекта. Мотивирует: Позволяет самостоятельно определить цель и задачи проекта. Помогает соизмерять свои желания и возможности того, что известно и того, что еще предстоит узнать. Наблюдает: Наблюдает за процессом и содержанием группового обсуждения, за действиями учащихся во время консультации. |
Целеполагание: определяет цель своей деятельности; Саморегуляция: концентрирует волю для преодоления интеллектуальных затруднений; умеет себя организовать в новой стрессовой ситуации; Оценка: Оценивает адекватность постановки целей и своих возможностей. |
Планирование |
а)Определение источников необходимой информации. б)Определение способов сбора и анализа информации. в)Определение способа представления результатов (формы проекта) г)Установление процедур и критериев оценки результатов проекта. д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы. |
Вырабатывают план действий. Распределяют обязанности между участниками проекта. Планируют последовательность действий при работе над проектом. Определяют способы представления результатов. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности. |
Фасилитирует: Проблематизирует высказывания учащегося. Создает в классе атмосферу психологической поддержки, помогает установить причины затруднений. Задает вопросы, нацеленные на продвижение учащегося. Обеспечивает процесс группового обсуждения. Консультирует: Отвечает на вопросы учащихся. Помогает соизмерять свои желания и возможности. Того что, известно и того, что еще предстоит узнать. При необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов. Организует консультации. Мотивирует: Позволяет предвосхитить результаты своей деятельности, самостоятельно определить способы представления результатов проекта, самостоятельно распределить обязанности между участниками проекта. Позволяет учащимся выбрать и обосновать свои критерии успеха реализуемого проекта. Наблюдает: Наблюдает за процессом и содержанием группового обсуждения, за действиями учащихся во время консультации. Записывает краткие резюме. Путем наблюдения получает информацию, которая позволит проводить консультации с учащимися. |
Планирование: умеет самостоятельно устанавливать последовательность действий при работе над проектом. Прогнозирование: может предвосхитить результат своей деятельности. Контроль и самоконтроль: контролирует эмоции и действия при планировании проекта. Оценка: Объективно оценивает трудность задания, устанавливает причины затруднений. |
Формирование способности учащихся к регуляции учебной деятельности играет важную роль в развитии самостоятельности личности, обеспечивает основу самоопределения и самореализации. Таким образом, в процессе реализации метода проектов, деятельность учителя организованная специальным образом, способствует развитию регулятивных универсальных учебных действий учащихся.
Литература:
1. Голуб, Г. Б. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся: пособие для учителей / Г. Б. Голуб, О. В. Чуракова. [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://rudocs.exdat.com/docs/index-236690.html/
2. Полат, Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров и др.; под ред. Е. С. Полат. [Текст] // — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 400 с.
3. Федеральный государственный стандарт — ФГОС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://standart.edu.ru/