Обучение и воспитание экологической культуре детей дошкольного возраста в ДОУ
Автор: Токарев Алексей Алексеевич
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 9564 раза
Библиографическое описание:
Токарев, А. А. Обучение и воспитание экологической культуре детей дошкольного возраста в ДОУ / А. А. Токарев. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 53-61. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4067/ (дата обращения: 15.11.2024).
XXI век по праву можно считать веком экологии. Экологическое образование и воспитание в последние годы стало не просто желательным, а необходимым. Это вызвано резким ухудшением среды нашего обитания, а в результате — понижением уровня жизни людей. Здоровье человека на 20 % зависит от экологических условий, на 80 % определяется наследственностью, и изменить в благоприятную сторону мы можем только первый компонент.
В условиях модернизации российской системы дошкольного образования приоритетной задачей является обеспечение ее нового, современного качества. Данная задача актуализируется для экологического образования дошкольников, являющегося инновационной составляющей системы дошкольного образования.
Реализация ведущей методической идеи «Зачем учить, чему учить, как учить?» требует разработки и научного обоснования целостного категориально-понятийного аппарата системы экологического образования дошкольников.
Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально — ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания детей до школы в современных условиях. Одним из таких средств может стать дидактическая игра.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра — есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.
Использование дидактической игры как средства развития детей дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. Так, традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов прошлого: Ф. Фребеля, М. Монтессори, Е. И. Тихеевой, А. И. Сорокина и др. В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы, её авторами являются известные педагоги и психологи: Л. А, Венгер, А. Л. Усова, В. Н. Аванесова и др. В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение.
Цель данного исследования — рассмотреть особенности и задачи экологического образования в детском саду.
В зарубежной психологии основная линия развития дошкольника видится в связи с расширением социализации и адаптации ребенка к более широкому социальному контексту. Основными обсуждаемыми вопросами являются: особенности овладения им нормами поведения; освоение форм взаимодействия со сверстниками; развитие саморегуляции в поведении и аффективной сфере [2]. В связи с этим широко обсуждаются подходы к преодолению негативных форм поведения: страхов, агрессивности, застенчивости [16, с.116-117]. Развитие ребенка, в соответствии с взглядами У. Бронфенбреннера, рассматривается как процесс, происходящий в активном взаимодействии с окружающей его средой [12, с.53]. Среда эта понимается как многослойное образование, окружающее человека, испытывающего на себе воздействие не только близкого социального окружения, но и всей системы в целом [9, с.37-38]. Рассматривая развитие ребенка, авторы поднимают вопросы влияния на него как семьи (как первой и мамой близкой социальной микросистемы), так и человеческой культуры в целом.
Продолжая тему психосоциального развития, освещенного в концепции Э. Эриксона, детские психологи обсуждают условия развития инициативности ребенка дошкольного возраста [3, с.80]. Основное содержание развития Э. Эриксон видит в разрешении конфликта: инициатива против чувства вины. Развитие инициативы рассматривается как продолжение борьбы за автономию, так как, освоив основные бытовые навыки и приобретя некоторый контроль над собственным телом и окружающим предметным миром (овладение действий с одеждой, посудой, мебелью, простейшими бытовыми приборами), ребенок стремится к самостоятельному их использованию.
Это соотносится с взглядами на основные задачи развития дошкольника основоположников отечественной детской психологи — Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, М. И. Лисиной. К началу дошкольного возраста у ребенка существует довольно высокий уровень компетентности в освоении предметного мира, который его окружает. Ребенок хорошо научился пользоваться посудой, одежной, мебелью [14, с.133-134]. Освоил пространство своего жилища. Высокий уровень операционально-технических возможностей вызывает у него ощущение соразмерности с взрослым, осознанию приближенности к его возможностям [20, с.67-68].
Появляющееся в самосознании «чувство гордости за свои достижения», дошкольник стремится к самостоятельности в использовании предметов человеческой культуры [9, с.40-41]. На этом пути его ждет новое открытие — оказывается, человеческие поступки определяются не техническими свойствами предметного мира. Впервые для ребенка возникает вопрос: «Зачем ты это сделал?» (до этого основным вопросом для ребенка было «Как сделал?») [3, с.87].
Ответ на него лежит уже не в устройстве объектов. Человеческие действия можно разделить на два типа — инструментально ориентированные, направленные на достижение эффекта в материальном, физическом мире, и социально ориентированные, коммуникативные действия, осуществляемые с участием эмпатии, сопровождаются пониманием социальных отношений. В онтогенезе первично возникают предметные действия, детерминированные внешним полем действия.
В связи с взрослением, увеличивается доля действий, задаваемых культурным контекстом развития ребенка. За человеческими действиями ребенок открывает мир человеческих отношений [19, с.175-176]. Возникает стремление овладеть этими отношениями, быть в них как взрослый.
В реальной ситуации человеческого взаимодействия возможности полноправного участия ребенка ограничены. Не будучи компетентным, в плане социального взаимодействия, ребенок не может участвовать в отношениях взрослых, которые ограждают себя от деструктивного вмешательства. Возможность реализовать нереализуемые в реальности стремления осуществляется ребенком в ролевой игре со сверстником. Сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок, приняв на себя роль, начинает действовать от имени того или иного персонажа, становится ведущим для этого возраста видом деятельности [2, с.38].
В дальнейшем, из игры вырастают такие творческие и продуктивные виды деятельности как рисование, конструирование, восприятие сказки.
Именно в игре осваиваются новые формы общения: внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная [20, с.70]. Внеситуативно-познавательная форма общения знаменуется первыми познавательными вопросами ребенка, адресованными взрослому. На этом этапе развития общения взрослый становится для ребенка источником новых знаний, не всегда привязанных к конкретной ситуации. Эта форма общения преобладает у ребенка в возрасте 4–5 лет.
По мере взросления дошкольников все больше начинают привлекать события, происходящие в мире людей, а не вещей. Человеческие отношения, нормы поведения становятся важным моментом в содержании общения ребенка ос взрослым. Так рождается наиболее зрелая в дошкольном возрасте внеситуативно-личностная форма общения.
Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого является ее отличительной особенностью. Общность взглядов и эмоциональных оценок с взрослым служит для ребенка критерием их правильности.
Исторический анализ проблемы показывает, что методика экологического образования дошкольников как самостоятельное научное направление в дошкольной педагогике стала интенсивно развиваться в 70–80-е годы XX века [13, с.67]. Этот период характеризуется появлением гуманистической парадигмы общественного сознания, согласно которой экологическая составляющая дошкольного образования рассматривается как приоритетная функция культуры.
Наиболее продуктивной, на наш взгляд, является точка зрения Д. И. Зверева, который под экологическим образованием понимает «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социоприродной среде и здоровью» [10, с.30].
В настоящее время сформировалась система непрерывного экологического образования, начиная с дошкольного возраста, поэтому понятие «экологическое образование» необходимо рассматривать в широком педагогическом смысле по отношению ко всей системе экологического образования и в предметнопедагогическом смысле по отношению к отдельным ее составляющим, в том числе и к экологическому образованию дошкольников.
Понятие «экологическое образование детей дошкольного возраста» рассматривается в научных работах Л. В. Моисеевой, Н. А. Рыжовой, Т. А. Серебряковой и др., где оно интегрируется как целенаправленный процесс формирования культуры взаимодействия с миром природы, основанный на синтезе эмоциональночувственного, интеллектуального и деятельностнопрактического компонентов.
Экологическое образование дошкольников объединяет три взаимосвязанных процесса: обучение, воспитание и развитие, направленных на «становление экологической культуры личности, практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие» [22, с.145].
Можно сказать, что экологическое обучение дошкольников должно включать в себя следующие компоненты [2, с.39]:
1) ознакомление дошкольников с общими представлениями о взаимоотношениях и взаимодействии общества и окружающей среды, передачу нужных для этого сведений и умений;
2) формирование у дошкольников системы экологических представлений с элементами научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения к окружающей среде во всех видах деятельности;
3) формирование мировоззрения дошкольников, основанного на представлении о единстве человека с природой и о направленности культуры и всей практической деятельности на ее развитие;
4) формирование у детей дошкольного возраста готовности к рациональной деятельности в природе, при которой сохраняется возможность ее восстановления.
В условиях современного социума особую актуальность приобретает научная позиция С. Н. Николаевой, которая определяет цель экологического воспитания как «становление начал экологической культуры у детей, развитие их экологического сознания, мышления» [19, с.211]. Это позволило прийти к итоговому выводу о том, что цель экологического воспитания дошкольников ориентирована на формирование у них начал экологической культуры через процесс «осознанноправильного отношения детей к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим на ее основе материальные и духовные богатства, к себе как части природы» [2].
Реализация целей экологического образования предусматривает:
1) воспитание у дошкольников норм отношения к природной среде, экологической ответственности за ее состояние;
2) выработку у детей дошкольного возраста убеждения в важности природоохранительной деятельности, формирование у них соответствующих умений и навыков;
3) формирование у дошкольников потребности общения с живой природой, интереса к познанию ее законов;
4) воспитание гуманного отношения ко всему живому, высокой культуры поведения при общении с природой через понимание специфики живого организма;
5) воспитание ценностных ориентаций личности ребенка, экологически мотивированного поведения детей в природе.
Третья составляющая категориальнопонятийной формулы — дефиниция экологическое развитие дошкольников.
А. В. Михеев выделяет три ведущие цели экологического развития дошкольников: развитие интеллектуальной сферы (стремление к анализу экологической ситуации); развитие эмоциональной сферы (способность к эстетическому восприятию и оценке состояния окружающей среды); развитие волевой сферы (потребность в личном участии в практических делах и защите окружающей среды).
Реализация целей экологического развития предусматривает следующее [5]:
1) формирование познавательного интереса к природе;
2) создание условий для формирования представлений об окружающем мире у дошкольников;
3) развитие у детей способности видеть красоту природы, чувства любви к ней и бережного отношения ко всему живому.
Таким образом, достижение целей экологического развития дошкольников способствует их общему развитию средствами природы, формированию экологически целесообразного взаимодействия детей с природой; становлению начал экологической культуры.
Принятые в обществе нормы отношения к природе приобретают для ребенка ценность в том случае, если ребенок не просто заучивает эти нормы, а осознает и переживает значимость их соблюдения в практической природоохранной деятельности.
Искреннее, заботливое, бережное отношение к живым объектам рождает чувства ответственности и беспокойства за жизнь тех, чье существование может оказаться зависимым от действий ребенка. Он проникается не абстрактной любовью к природе вообще, а деятельной заботой о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи.
Осознание потребности в экологически направленной деятельности ведет к активности детей и формированию у них, в конечном итоге, экологического сознания. Г. А. Маркова полагает, что чувственно-предметная деятельность дошкольников является основой единства человека с природой.
Таким образом, завершающим этапом становления в дошкольном возрасте начал экологической культуры является формирование позитивного опыта эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
Исследователями доказана возможность воспитания у дошкольников гуманных чувств (З. А. Абдулов, Г. В. Платонов, И. А. Кома) дошкольников позволил нам сформулировать следующее определение.
Целью экологического образования в дошкольном возрасте является развитие у детей устойчивых познавательных интересов, мотивов, потребностей к изучению природных объектов и явлений; овладение ими системой экологических знаний, умений и навыков и формирование на этой основе позитивного опыта эмоциональноценностного отношения к природному окружению, что способствует достижению итогового положительного результата — становлению начал экологической культуры.
Ускорение темпов научно-технического развития как визитная карточка современности пока все еще по инерции воспринимается только как свидетельство прогресса, несущего благо человечеству. Между тем все больше людей в мире ощущают надвигающуюся катастрофу от оборотной стороны этого прогресса, связанной, прежде всего, с избыточной нагрузкой на ресурсы планеты, ее биосферу, невозможностью планеты удовлетворять растущее желание человека потреблять все больше и больше, загрязняя среду обитания продуктами своей жизнедеятельности [8]. В начале ХХ века Вернадский произнес вещую фразу о том, что однажды человеку придется взять на себя ответственность за развитие и природы, и общества. Это «однажды» уже наступило, но человек пока еще не готов к нему. Для исключения катастрофы необходимы кардинальные изменения общественного устройства и мировоззрения людей [21].
В определении устойчивого развития, которое сформулировано на конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 году: «Устойчивое развитие — это развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности», — главным является вопрос «согласования» потребностей «настоящего времени» и «будущих поколений». Но потребности — вещь непостоянная [11, с.88-89]. Их согласование между кем бы то ни было (тем более между нынешним и будущими поколениями) в условиях ограниченных ресурсов Земли требует компромисса. Но как посоветоваться с будущими поколениями относительно их потребностей? Очевидно, что мы должны оставить потомкам чистые воздух и воду на планете, разнообразие видов, плодородную почву, полезные ископаемые, минимум отходов. Или не должны?
Для того, чтобы сохранить для потомков чистую планету с ресурсами, нужен хотя бы какой-либо конкретный план развития человечества, где это сохранение будет прописано и обосновано, а также «хозяин», способный оценить имеющиеся ресурсы и по-хозяйски ими воспользоваться, думая не только о настоящем, но и о будущем Земли и человечества [25, с.56]. Очевидно, что этот «хозяин» может и должен быть коллективным органом. Пока такого настоящего «хозяина» на Земле нет. Вряд эту роль можно доверить одной стране, какой бы великой она себя не считала, и даже некоторой группе стран.
Проведенный анализ показывает,чтореализация устойчивого развития требует специального управления (упования на некое природное самоорганизующее начало здесь неуместны), правильное формирование и реализация которого невозможны без использования системного подхода. Поэтому имеет смысл говорить не просто об «устойчивом развитии», но о «системе устойчивого развития» и о «системе управления устойчивым развитием». Причем, если мы хотим глубоко проникнуть в сущность рассматриваемой проблемы «устойчивого развития» и управления этим развитием, найти верные направления ее решения, необходимо, прежде всего, попытаться определиться с целями этого развития, ибо цель — основной системообразующий фактор (принцип цели), а также с его основными системными свойствами [17, с.51-52].
К наиболее важным свойствам любых систем с позиций управления относят: наблюдаемость (измеримость), управляемость, устойчивость. Первое свойство означает наличие возможности посредством измерений получать объективную информацию о параметрах системы, знание которых необходимо для перевода системы из одного состояния в другое. Если это возможно, то система обладает свойством управляемости. Устойчивость — это свойство, позволяющее системе сохранять заданное равновесное состояние при воздействии на нее возмущений или возвращаться к равновесному состоянию после завершения возмущений [6, с.213-214].
Анализ словосочетания «устойчивое развитие» показывает, что в нем, на первый взгляд, заложено противоречие, поскольку устойчивость направлена на сохранение, а развитие — на изменение. Так как «устойчивое» в этом словосочетании является определением, а главным словом — «развитие», то «устойчивое развитие» может означать такие изменения системы, такие переводы системы из одного состояния в другое, в каждом из которых (а также в процессе каждого из переводов — и в этом основная сложность!) система обладает свойством устойчивости. Системы, которые под действием внешних и внутренних воздействий изменяют во времени свои состояния, сохраняя при этом устойчивость, получили название «динамических систем» [24, с.77-78].
Элементами системы устойчивого развития на разных иерархических уровнях детализации могут выступать: — природная среда и человечество; — совокупность отдельных государств и их природных сред; …; — государства, нации и народности, отдельные люди и их общественные объединения, религии, экономики, ресурсы (вода, воздух, нефть, газ, другие полезные ископаемые, плодородные почвы, биологическое разнообразие, …), оболочки Земли, Солнце с его энергией, другие небесные тела и др. Общая цель системы устойчивого развития, как нам представляется, должна состоять в формировании такого направления, такой траектории и темпов развития, которые обеспечили бы человечеству возможность существовать на Земле без глобальных катастроф и с приемлемым качеством, не потеряв «человеческое в человеке», неопределенно долго.
Таким образом, важнейшим принципом устойчивого развития является принцип управления, которое особенно необходимо в переходных режимах, когда неточность в величинах и точках приложения усилий может привести к нежелательной смене аттрактора. Для сохранения управляемости и, как следствие, устойчивости непрерывно развивающейся (и усложняющейся при этом) системы обычной рекомендацией является периодическое введение новых отрицательных обратных связей и управляющих органов с более высоким иерархическим уровнем. Глобализация усилила существующие и породила новые глобальные проблемы, разрешение которых требует нового уровня глобального управления. Никакая самоорганизация здесь не поможет. Нужен глобальный регулятор [23, с.10]. Простейший аналог искомого регулятора — система, которая сегодня уже есть практически в каждом автомобиле.
Применительно к устойчивому развитию одна из важных задач состоит в том, чтобы принять общие для всех правила движения в биотехносоциофере, научить «водителей» (правительства стран) правильно «ездить» по своим и особенно чужим «дорогам» и создать орган, выполняющий функцию ESP с соответствующими полномочиями [18, с.115-116]. Сложность задач, которые придется решать этому органу, очевидна, ибо причина от следствия в системе устойчивого развития могут находиться во времени очень далеко друг от друга, что, с учетом неизвестности одних и неопределенности других параметров, переводит функционирование такого органа из области алгоритмов в область искусства [24, с.80].
Экологическое образование в интересах устойчивого развития должно строиться на основе эколого-гуманистического подхода и выступать в качестве надпредметного направления модернизации образования, отвечающего за будущее развитие цивилизации. С данных позиций в качестве ключевых образовательных компетентностей в ЭОУР рассматриваются следующие:
- общекультурная (способность познавать окружающий мир, ориентироваться в нём, ценностное осмысление природы, бережное отношение к культурно-историческому и природному наследию России, осмысление духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, освоение научной картины мира);
- учебно-познавательная (формирование функциональной грамотности учащихся в области организации самостоятельной познавательной деятельности, планирования, анализа, рефлексии, адекватной самооценки и целеполагания, способности переносить знания из одной области знаний в другую, умело применять их на практике);
- информационная (умение работать с различными источниками информации, анализировать, систематизировать знания, формулировать выводы, обобщать, сохранять и передавать информацию, полученную из различных информационных источников (аудио-, видео-, электронная почта, СМИ, Интернет);
- социально-гражданская (практические умения по экологическому мониторингу, овладение навыками изучения и содействия решению экологических проблем своего города, способность принимать решения, ответственность за результат собственной деятельности);
- коммуникативная (умение слышать и слушать друг друга, способность принять иную точку зрения или убедить собеседника в правильности собственной, быть контактным в различных социальных ситуациях, работать в команде для достижения общего результата);
- личностного роста и развития (совершенствование личностных качеств, развитие психологической грамотности, способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, забота о здоровье, здоровый образ жизни, формирование внутренней экологической культуры, а также комплекса качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности, осознание своей роли и предназначения, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, определяющих программу жизнедеятельности в целом);
- экологическая (способность школьниками системно применять экологические знания и надпредметные умения для самостоятельной и коллективной деятельности при решении личностных и социально-значимых задач в соответствии с идеями устойчивого развития).
Что означает понятие «Устойчивое развитие» и какое отношение оно имеет к отечественному дошкольному образованию? С какими глобальными проблемами цивилизации оно связано? Вот об этом мы сегодня будем с вами говорить.
—Устойчивое развитие — это действительно новое понятие, возникшее в последней четверти прошлого столетия.
Его смысл в том, что жизнь, человеческая цивилизация не может развиваться по тем же законам и по тем же нормам и путям, которые она уже прошла в своей истории! Люди привыкли удовлетворять свои потребности, повышают комфортность своей жизни за счет определенных изъятий из природы и за счет того, что существующая технология заставляет что-то в эту природу выбрасывать как ненужный продукт, сопутствующий получению нужного [18, с.133].
На заре зарождения человечества, когда людей на земле было мало, природе это было безразлично, незаметно, потому что живое вещество природы, живые организмы все перерабатывали, возвращая в цикле на круги своя [15, с.72]. Но с увеличением количества людей на Земле, сейчас 6 млрд. 700 миллионов человек, с развитием цивилизации начались процессы, представляющие опасность для существования всего живого на Земле и в первую очередь ведущие к уменьшению комфортности. Каждый год площадь пахотной земли уменьшается на несколько миллионов гектаров. Каждый год на десятки миллионов гектаров сокращаются леса, главный производитель кислорода. Из-за выброса диоксида углерода — углекислого газа, резко меняется климат, так что это заметно каждому человеку.
Основная идея устойчивого развития — это гармоничное развитие общества и окружающей среды, когда при решении экономических, социальных проблем учитываются и законы природы.
50-е –60-е годы прошлого века считаются периодом экономического роста, процветания большинства западных стран. В те годы многие думали, что так будет вечно, а человечество ждет исключительно светлое будущее, но экономический рост породил комплекс энергетических, экологических, продовольственных и демографических проблем.
Можно ли считать богатым человека, у которого есть замечательный дом, автомобиль и все другие признаки достатка, если этот человек не имеет возможности дышать свежим воздухом, пить чистую воду, наслаждаться природой? Поэтому уже в 70-е годы прошлого столетия появились люди, которые осознавали важность проблем охраны окружающей среды. В начале 70х годов зародилось широкое экологическое движение «Гринпис».
В 1968 году произошло важное событие: впервые в мире промышленники и ученые объединились, чтобы сформулировать проблемы и искать их решения [15, с.90]. Так родилась известная общественная организация «Римский клуб». Уже в то время пришло понимание того, что истощение ресурсов, деградация окружающей среды связаны с устаревшей системой образования и неграмотностью: «Проблема в самом человеке, а не вне его, поэтому и возможное решение связано с ним». Так говорил Аурелио Печчеи — итальянский ученый, предприниматель и общественный деятель, основатель и президент «Римского клуба». Главное в этом документе: право человека на жизнь в гармонии с природой: «Человек имеет основное право на свободу, равенство и адекватные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет жить в достоинстве и благополучии» — говорится в одном из первых документов, связанных с устойчивым развитием.
Как было сказано выше, в 1992 году в Рио-де-Жанейро, Конференция по проблемам окружающей среды и развитию начиналась так: «Все люди — взрослые и дети — имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой». Именно эта конференция определила основные направления для осуществления идей устойчивого образования во всем мире. Для их реализации нужны усилия всех стран, всех слоев населения. Ведь речь идет об изменении нашего отношения к потреблению ресурсов. Съесть всю нефть, уничтожить газ, испортить воду, создать климат, к которому непривычны ни животные, ни растения — все это возможно.
Недавно ушедший от нас писатель Владимир Солоухин в «Камушках на ладонях» сказал, что, если бы какая-то внеземная цивилизация хотела завоевать Землю и послала бы сюда своих коммандос, ничего лучшего, чем портить систему жизнеобеспечения, эти коммандос придумать бы не могли. То есть портили бы воду, воздух, снижали фотосинтез. Но именно этим и занимается сейчас человек в реальной жизни.
Вот поэтому мы сейчас говорим о необходимости общих усилий по сохранению природы, вырабатываем совместные с другими странами документы, участвуем в международных акциях. Дело в том, что идеи устойчивого развития могут быть осуществлены только тогда, когда все люди станут «мыслить глобально, а действовать локально» и понимать, что на земном шаре все взаимосвязано [15, с.115].
Длительное время считалось, что можно наносить окружающей среде локальный ущерб: где-то вырубить лес, где-то сбросить сточные воды в реку и т. д. Однако со временем опасные удобрения, внесенные на поля Северного полушария, стали обнаруживать в антарктических морях. Пришло понимание того, что в природе все взаимосвязано.
В Декларации тысячелетия, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 2000 году, уважение к природе возведено в ранг наиболее важных фундаментальных ценностей, признанных определить облик и суть XXI века: «В основу охраны природы и рационального использования всех живых организмов и природных ресурсов должна быть положена осмотрительность в соответствии с постулатами устойчивого развития. Только таким образом можно сохранить для наших потомков те огромные богатства, которые дарованы нам природой» [1, с.210].
Значительным событием для всех стран стал всемирный саммит «Рио+10», на котором было отмечено, что за последние десять лет было много сделано в области устойчивого развития, но в целом эта идея пока еще не стала реализуемой философией выживания. Исправить ситуацию должно помочь и десятилетие образования для устойчивого развития.
Десятилетие образования для устойчивого развития — это период, в течение которого самые разные организации и учреждения, общественные объединения, правительство, частный сектор, местные сообщества во всем мире смогут внести свой вклад в образование для устойчивого развития [4, с.123]. План международной декады (десятилетия) предполагает взаимодействие правительств, обучающих и обучаемых в стремлении объединить свои усилия на всех уровнях. ЮНЕСКО работает с общественными организациями, частным сектором, средствами массовой информации, чтобы донести важность проблемы до как можно большего числа людей. С этой точки зрения детский сад может рассматриваться как своеобразный центр, который сотрудничает с самыми разными учреждениями и организациями — библиотеками, музеями, школами, вузами и т. п.
Обязанность нашего поколения — подготовить экологически грамотным следующее поколение. Мы живем за счет природы, она создает нам систему жизнеобеспечения на Земле. Наука экология дает нам повод для оптимизма, потому что к настоящему времени, когда мы столкнулись с огромным количеством экологических катастроф, человечество уже обладает системой знаний, позволяющих понять, как нужно строить свои взаимоотношения с природой [7, с.88-89]. Для того чтобы настроить природу на такое состояние, которое было бы для человечества нужным, выгодным и привело не только к сохранению человеческого общества, но и к новому витку процветания, нужна согласованная деятельность множества людей на планете. Для этого мы с самого раннего возраста обязаны давать детям представления о самых основных экологических законах.
Современная экология — наука бездонная конечно, полностью дать экологическое воспитание детям мы не можем. Наша задача не только изучить природу и рассказать о ней, а постараться, чтобы это вошло в сознание, в плоть и в кровь следующего поколения. Чтобы у ребенка сложилось мировоззрение, которое будет определять его поведение в дальнейшем [1, с.225-226]. Соблюдение экологических законов имеет отношение ко всему. Тут и отношение человека к другому человеку, и отношение человека к живому существу в любых формах, к воде, к воздуху, к дереву. Нам нужно подготовить экологически грамотным подрастающее поколение — в этом наша главная обязанность сейчас.
Чтобы спасти от загрязнения воздух, водоемы, леса, чтобы сохранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелетных птиц, лежбища морских животных и нашим государством, и отдельными странами, учеными, общественными деятелями предпринимаются гигантские усилия.
С тем, что здоровье и окружающая среда тесно связаны, не спорит никто. Все соглашаются с тем, окружающая среда становится для людей все более опасной, все менее пригодной для проживания. Но почему тогда практически ничего не меняется. Достаточно выйти в ближайший парк или сквер, не говоря уже о лесах и лугах — везде обнаруживаются следы деятельности людей. Видимо, труднее всего изменить систему ценностей людей, их поведение и стремления.
Уже в дошкольном возрасте необходимо сформулировать у ребенка определенную систему ценностей, которая во многом определит его поступки и действия в будущем. И к этой работе мы должны обязательно привлекать родителей. Экологическое воспитание, образование и формирование экологической культуры нужно проводить и с детьми и со взрослыми [7, с.191]. Это необходимость нашего времени. Живущие среди асфальта и высотных зданий, занятые постоянной заботой о своем жизнеобеспечении, и материальном благополучии, люди в прямом смысле уходят от природы, прерывают корневую связь с ней. Поэтому, детям и взрослым надо раскрывать законы природы, ее гармонизацию и красоту, возможность ее самоорганизации и самовосстановления лишь при ограниченном вмешательстве человека, развивать трепетное отношение к уникальности и многообразию форм жизни на Земле.
Ведь суть формирования экологической культуры заключается в правильном отношении к природе ближайшего окружения, т. е. к природе, входящей в пространство их жизнедеятельности. И тут уж без семьи не обойтись. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду, к своей школе. Эта любовь постепенно расширяется, переходит в любовь к своей стране — к ее истории, ее прошлому и будущему, а затем ко всему человечеству, к природе. Поэтому в экологическом воспитании детей важна тесная связь с семьей.
Ведь это с родителями дети отдыхают на природе, это с родителями они ходят в лес на шашлыки. И часто из рассказов детей мы видим, как потребительски взрослые относятся к природе.
Задача экологического образования состоит не только в том, чтобы как можно больше дать знаний детям об окружающем нас мире растений, животных, насекомых, птиц, рыб, но в основе должна лежать деятельность самого ребенка, в процессе которой он сам изыскивает новые знания. Вот тогда при наличии знаний, наблюдений, деятельности в детях разовьется чувство отзывчивости, сочувствие ко всему живому, бережное отношение ко всему окружающему, вот тогда у детей будет правильное представление о назначении Красной книги.
Выводы:
Вступление человечества в эпоху новых взаимоотношений с природой требует изменения не только его поведения, но, что особенно важно, смены его ценностных ориентиров. Именно поэтому одной из актуальнейших проблем современного общества является проблема формирования экологической культуры личности.
Экологическая культура личности является качественным новообразованием личности, определяющим ценностное отношение человека к себе и к окружающему миру, поступки, поведение и в целом жизнь человека.
Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этот период происходит качественный скачок, в значительной степени определяющий процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем, выражающийся в формировании у ребенка осознанно-правильного отношения к окружающему миру, в том, что начинает выделять себя из окружающей среды.
Развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему; интенсивность накопления личного опыта по взаимодействию с окружающим миром приводит к формированию прочной наглядно-образной его картины, определяющей процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем; завершается процесс формирования основ нравственно-экологической позиции личности до характерных проявлений ее во взаимодействии ребенка с окружающим.
Литература:
1. Акимова Т. Д., Хаскин В. В. Экология: Учеб. для вузов. — М.: ЮНИТИ. — 3-е изд., 2006. — 430с.
2. Бобылева Л. О программе экологического воспитания старших дошкольников/Л.Бобылева, О.Дупленко // Дошкольное воспитание. — 2005. — N 7. — с. 36–42.
3. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. — М.: Просвещение, 2004. — 114 с.
4. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. — М., 2005. — 388с.
5. Гордеева Д. С. Траектория развития проблемы становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста / Д. С. Гордеева // Вестник Челябинского государственного университета.- 2010. — № 3- С.46–54.
6. Горелов А. А. Экология. Учебник / А. А. Горелов. — М.: Academia, 2006. — 400с.
7. Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. — М.:ВАКО, 2008.-240с.
8. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников/ В. Зебзеева // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 7. — с.45–49.
9. Зенина Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. — М.: Педагогическое общество России, 2007. — 64с.
10. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 56 с.
11. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 144 с.
12. Комов С. В. Введение в экологию: десять общедоступных лекций. Учебное пособие / С. В. Комов. — Екатеринбург: УрГУ, 2008. — 82с.
13. Корнилова В. М. «Экологическое окно» в детском саду. — М.:ТЦ Сфера, 2008. — 128 с.
14. Коробкин В. И., Передельский Л. В. Экология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 473с.
15. Кузнецов В. Н. Программы: Экология. — М.: Просвещение, 2006. — 176с.
16. Лось В. А. Экология: учебник / В. А. Лось. — М.: Издательство «Экзамен», 2006. — 520с.
17. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 2004. — 160 с.
18. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. — С-Пб.: Детство-пресс, 2003. — 319 с.
19. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дед. сада. — М.: Просвещение, 2004. — 208 с.
20. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. — М., 2005. — 472с.
21. Основы экологии: Учеб. пособие. — Донецк: ДонГАУ, 2009. — 459с.
22. Разумихин Н. В. Природные ресурсы и их охрана. — Л., 2008. — 638с.
23. Создание эколого-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении: Из опыта работы О. В. Преловской, воспитателя МДОУ «Детский сад № 2 с.Ленинское». — Биробиджан: ОблИПКПР, 2011. — 32 с.
24. Соколова Н. А. Формирование культуры природолюбия младших школьников: дис....канд. пед. наук.- Курган, 2008.- 213 с.
25. Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 144с.