Научно-технический прогресс в современном музыкальном образовании как путь формирования музыкально-ценностных ориентаций учащихся (обучение на синтезаторе)
Автор: Прокофьев Дмитрий Викторович
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 3163 раза
Библиографическое описание:
Прокофьев, Д. В. Научно-технический прогресс в современном музыкальном образовании как путь формирования музыкально-ценностных ориентаций учащихся (обучение на синтезаторе) / Д. В. Прокофьев. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 113-116. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4073/ (дата обращения: 19.12.2024).
В последние годы в нашей стране все интенсивнее развертываются исследования в области музыкальной педагогики, связанные с проблемой формирования музыкально-ценностных ориентаций учащихся. Автор считает, что формирование этих социально-значимых качеств будет проходить значительно эффективнее в процессе обучения игре на синтезаторе.
Ключевые слова:музыкальное образование, музыкально-ценностные ориентации, массовая культура, научно-технический прогресс, электронно-клавишный синтезатор.
Любые преобразования, происходящие в нашей стране на протяжении целого ряда десятилетий в политической, экономической жизни непременно затрагивает и сферу образования. Не является исключением и музыкальное образование. Подлинным содержанием музыкального образования, его цели, задачи всегда были связанны не только с формированием знаний, умений, навыков, но и с поиском новых подходов к процессу становления личности, способной к самоопределению в мире музыкальных ценностей. Однако решение задач по формированию музыкально-ценностных ориентаций учащихся на данном этапе сопряжено с рядом трудностей и связываем мы их, прежде всего, со «смещением иерархии ценностей» (Н. А. Бердяев).
Вторая половина XX века характеризуется значительным ростом внимания к развитию музыкально-творческих возможностей учащихся, это время принесло с собой бурный рост средств массового распространения искусства — радио, телевидение, звукозапись, магнитофоны, стереомагнитофоны, компакт диски и прочее. Кажется, никогда еще во всей истории музыкального искусства не обнаруживалось столь острого, стремительного интереса к нему (музыкальному искусству) со стороны подрастающего поколения. О популярности этого вида искусства свидетельствует и посещение музыкальных концертов, и все возрастающее количество стихийно возникающих музыкальных групп-исполнителей, конкурсов (даже детских), и «заворожено» слушающих музыку молодёжь, везде, даже в транспорте. Возникает вопрос: А какую музыку слушает современная молодежь? Может быть, это творения В. А. Моцарта, Л. В. Бетховена, Ф. Шопена, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, Д. Д. Шостаковича, современных композиторов классиков Р. К. Щедрина, Г. В. Свиридова и других? К сожалению, нет. Состояние музыкального образования в современном мире сложно и противоречиво. Характерной особенностью этого процесса, процесса бурного развития музыкального искусства является повышенный интерес молодежи к массовой музыкальной культуре. Сложность этого периода в противостоянии массовой и традиционной музыкальной культуры, в существенном изменении аудитории слушающей музыку. «Массовая культура» превратилась ныне в доминирующий фактор духовной жизни современного мира. «В динамично модернизирующемся обществе значительное влияние в качестве воздействующего фактора воспитания играют ценности массовой культуры, пропагандируемые средствами массовой информации. Традиционные нравственные ценности отечественной культуры, сформировавшиеся на протяжении многовекового опыта отечественной педагогики, искажаются и подменяются псевдоценностями. В качестве жизненного примера для современного подростка становятся идолы массовой поп-культуры, формирующие штампы поведения, которые клишируются в подростковой среде» [8, с. 3.].
Воспитанникам музыкального отделения ДШИ «Вдохновение» г.Москвы был предложен вопросник, определяющий уровень музыкально-ценностных ориентаций учащихся, степень их сформированности. Им были предложено прослушать музыкальные произведения не только серьезной музыки, но и развлекательной. На вопрос об отношении их к музыке, практически, 100 % учащихся ответили положительно. Какие виды и жанры музыки у вас вызывают наибольшей интерес? 86, 6 % (из 60 человек) назвали легкую, развлекательную музыку.
Возникает вопрос: должен ли современный молодой человек проявлять интерес к серьезной музыке? Положительно ответили только 13,4 % учащихся. В числе произведений классической музыки чаще всего называют «Ave Maria» И. С. Баха и Ф. Шуберта, «Лунную сонату» Л.Бетховена, «Песню Сольвейг» Э.Грига, первую часть Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича. Среди известных композиторов называют В. А. Моцарта, С. В. Рахманинова, П. И. Чайковского, А. И. Хачатуряна, Г. В. Свиридова, Р.Щедрина, Д. Д. Шостаковича. На вопрос, почему большинство из вас выбирают в свою домашнюю фонотеку музыкальные произведения развлекательного жанра, они отвечают:
1. В общеобразовательной школе, дома, в гостях у друзей музыка, практически, служит моментом «расслабления» или отдыха;
2. слушание серьезной музыки требует знания теоретических основ строения музыкального произведения, знания выразительных средств и особенностей музыкального произведения;
3. чаще всего музыка служит фоном при занятиях другим видом деятельности, а серьезная музыка требует не «поверхностного» восприятия, а осознанного, вдумчивого;
4. с развлекательной музыкой легче идти по жизни, меньше проблем;
Получив данные о личностном смысле, которым они руководствуются в своем общении с музыкой, с различными её направлениями, жанрами, мы получили возможность выявить, что мотивация носит отчетливо выраженный утилитарно-прагматический характер. В качестве мотива, побуждающего их к общению с музыкой, выступает осознаваемая потребность в развлечении, а также стремление следовать требованиям моды, престижности. Однако, «За доставляемыми искусством удовольствием и развлечением, как бы они ни были ценны сами по себе, стоят другие, многообразные и гораздо более важные задачи, или функции, решению которых способствует искусство» [3. с.232]. А поэтому, проблема формирования музыкально-ценностных ориентаций учащихся является приоритетной, так как несет в себе ряд необходимых в образовании и воспитании функций: оценочной, просветительской, познавательной, преобразующей, созидательной. «…Культура каждой эпохи вырабатывает свою формулу бытия, а сегодня такая формула отсутствует. Культура впервые в последние четверть века не выполняет одну из своих миссий — это месть культуры за то, что большая часть человечества отвернулась от неё, превратив в товар массового потребления и создавая ее поп-масс суррогаты» [1, 747].
Ценностное отношение к окружающему миру, среде, в которой пребывает подрастающее поколение, к искусству, к его лучшим образцам, которые они оценивают или не замечают, собственные убеждения — все это воспитывается, постепенно накапливаясь в духовный опыт личности, а не приходит само собой. Известный американский социолог, футуролог Г.Кан в книге: «Последующие 200 лет: сценарий для развития США и мира», говорит, что во втором тысячелетии искусство займет центральное место в жизни людей. Всеобщая компьютеризация и автоматизация производства, стандартизация общественной жизни заставят человека обратиться в поисках «утраченной индивидуальности», к самостоятельной художественно-продуктивной деятельности во время досуга. В связи с этим необходимо «компьютеризировать» процесс эстетического воспитания, решив вопрос о компьютерной грамотности [2]. Научно-технический прогресс выступает как важный фактор в формировании музыкально-ценностных ориентаций наших воспитанников, ибо предъявляет повышенные требования к их интеллектуальному развитию. В результате научно-технического прогресса мы наблюдаем процесс сближения эстетического и научно-теоретического освоения музыкального мира.
Основные тенденции и проблемы современного образования связаны с поиском новых концепций, моделей, более адекватных современной культурной ситуации. Они должны служить прогрессивному развитию подрастающего поколения, а это, по нашему предположению, возможно только с активным внедрением в образовательный процесс современных методов обучения, новых образовательных технологий. Применительно к музыкальной педагогике, перспективу её развития мы видим в использовании в музыкальном образовании и воспитании новых достижений научно-технической революции. В частности, введение в преподавание электронно-музыкальных инструментов — кибордов (профессиональное название синтезаторов), способных комплексно решать задачи формирования музыкально-ценностных ориентаций учащихся. Синтезатор — это новое слово в музыкальном инструментарии. Он являет собой не только практическое действие, не только внедрение цифровых технологий в образовательный процесс, но прежде всего, социальный заказ общества на возросшую потребность укрепления духовных опор личности. Однако, по нашему глубокому убеждению, проблема формирования музыкально-ценностных ориентаций с помощью музыкально-компьютерных технологий усложняется недопониманием частью педагогов-музыкантов введения и роли электронно-клавишных инструментов в музыкальном образовании и воспитании подрастающего поколения. «Традиционное противопоставление эстетического — научному как эмоционального — рациональному в век массового развития научного и технического творчества объективно тормозит «внедрение» эстетики в науку, технику, во все сферы общественного сознания» [6, с.39]. В силу того, что любительское музицирование на синтезаторе растет стихийно, то в сознании подростков, да и у многих музыкантов-профессионалов и педагогов, бытует мнение, что этот инструмент является атрибутом исключительно легкой, развлекательной музыки. Это мнение, к сожалению, усиливается средствами массовой информации, особенно радио и телевидением, в музыкальных передачах которых электронно-клавишные инструменты представлены лишь в развлекательных жанрах. Достижение техники рассчитаны на потребительское к ним отношения, в то время как изучение классического наследия музыкального искусства разных эпох и народов (искусство возрождения, барокко, классицизма, романтизма. реализма, современное искусство) требует не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального напряжения. Передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, является одной из главных функций образования. Этот опыт представляет собой деятельность, выраженную в умении, знании, творчестве. Жизнь людей в мире культуры, это жизнь в мире представлений, явлений созданных прежде и являющиеся непреходящими музыкальными ценностями мировой музыкальной сокровищницы. И как считает Рапацкая Л.А, что оценивать музыкальное искусство надо по их роли и месту в целостном континууме художественной культуры [5, с.15–16].
Интенсивное развитие новаторских направлений обусловлено естественной потребностью искусства отразить современный мир. «Надо признать, что пришло время «компьютерных школ», «школ информационных технологий» И музыкальное образование надо рассматривать не только как развитие эмоционального наших воспитанников, но и как средство обучения музыкальному искусству путем включения в процесс музыкально-компьютерных технологий, дающих возможность наиболее плодотворно развивать творческий потенциал и, как его фундамент, — высокий музыкально-эстетический вкус» [4, с.199].
Стремительное развитие музыкально-компьютерных технологий дают небывалую свободу и исполнителю и композитору и слушателю в осуществлении одной из центральных проблем музыкальной педагогики — формирование музыкально-ценностных ориентаций, музыкального вкуса в развитии творческого потенциала учащихся. Синтезатор являет собой инструмент, в котором представлено звучание, практически, всех существующих музыкальных инструментов. По словам И. С. Скробова, — синтезатор это уникальный инструмент — оркестр, с практически неограниченными возможностями в воспроизведении музыки. [7. с.58]. Ученик в процессе обучения выступает в различных ипостасях: он и музыкальный критик, и аранжировщик, и музыкальный редактор, и инструментовщик, и, наконец, исполнитель. Те ценности классической музыки, которые углубленно осваивает подросток в процессе обучения на синтезаторе, приобретут устойчивый круг его интересов, станут базой для его дальнейшего совершенствования, для музыкальных ориентиров в его будущей жизни.
Мир научно-технического прогресса обусловил возрастание интереса музыкально-педагогической науки к проблемам формирования ценностных ориентаций в новых исторических и социально-культурных условиях. Существующая система музыкального образования еще пока не в полной мере осознает преимуществ широкого использования музыкальных синтезаторов в решении проблемы формирования музыкально-ценностных ориентаций. Однако мы уверены, что электронно-клавишным инструментам суждено сказать своё решающее слово в музыкальном образовании, воспитании подрастающего поколения, в формировании их музыкально-ценностных ориентаций.
Литература:
1. Ю. Б. Борев. Эстетика «Русь — Олимп «АСТ: Астрель, М.2005, с. 747.
2. Г. Кан. Последующие 200 лет. Изд. Гудзоновского исследовательского института. США, 1976
3. И. П. Никитина. Эстетика. Изд «Высшая школа», М.; 2008, с. 232.
4. Д. В. Прокофьев. формирование музыкально-эстетического вкуса учащихся через развитие их творческого потенциала при обучении игре на синтезаторе. Изд.ВТГУ № 35. Тверь; 2010, с. 199.
5. Л. А. Рапацкая. Системность общехудожественных знаний как проблема музыкальной педагогики. Сборник научных трудов. М.; 1993, с.15–16.
6. В. К. Скатерщиков. Эстетические очерки Научно-технический прогресс и социалистическая художественная культура» Изд. «Музыка». М.; 1973. с.39
7. И. С. Скробов. Основы музыки и игры на синтезаторе. Изд. «Современная музыка» М.; 2006, с.. 58.
8. О. В. Чуб. Педагогические условия формирования духовно-нравственной культуры подростков средствами интеграции гуманитарных знаний на уроке музыки. Автореферат диссертации к. п.н. М.2011, с. 3.