Роль портфолио в повышении конкурентоспособности выпускника вуза | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Татьяненко, С. А. Роль портфолио в повышении конкурентоспособности выпускника вуза / С. А. Татьяненко, Ю. В. Сердученко. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 29-33. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4076/ (дата обращения: 19.12.2024).

Современная социокультурная ситуация ставит перед вузом важнейшую задачу, связанную с конкурентоспособностью и востребованностью выпускника на рынке труда. Однако, как показывает практика, многие выпускники технических вузов не соответствуют в полной мере требованиям, которые предъявляются работодателями: вузы выпускают специалистов с общими представлениями об инженерной деятельности, в большинстве случаев не готовых к оперативному включению в данную область деятельности.

В условиях реализации федеральных образовательных стандартов 3 поколения вуз должен обеспечить не только процесс развития компетенций специалиста, но и отслеживание и предъявление результатов и достижений его деятельности будущему работодателю. Одной из современных технологий подготовки студента к будущей профессиональной деятельности, позволяющей ему эффективно планировать и оценивать процесс и результаты своего обучения, является технология портфолио, стремительно развивающаяся в зарубежном высшем образовании.

Портфолио — это современная инновационная образовательная технология,воснове которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной, научной и профессиональной деятельности [1]. Портфолио может быть в бумажном или электронном варианте. Электронная версия может быть представлена в виде презентации на сайте (веб-портфолио).

Роль портфолио в образовательном процессе исследовали многие зарубежные и отечественные ученые (Е. С. Полат, Д. Н. Исоян, Е. Н. Балыкина, О. Г. Смолянинова Barrett H., Barton J., Collins A. и др.).

Однако, в научно-педагогической литературе нет единого мнения об использовании технологии портфолио в техническом вузе в условиях реализации ФГОС; не в полной мере освещены критерии оценки учебного портфолио, не рассматривались вопросы, касающиеся портфолио как метода оценивания сформированности компетенций и др.

Рис. 1. Роль портфолио в образовательном процессе

Все вышесказанное обуславливает актуальность нашего исследования, посвященного разработке организационно-педагогических условий, применения портфолио в системе подготовки будущего инженера (рис. 2).

В условиях компетентностного подхода портфолио выступает как способ демонстрации, развития и оценки компетенций студента, механизм мониторинга его прогресса. Это своеобразный отчет по различным видам деятельности студента: учебная, научно-исследовательская, творческая, практическая, общественная и т. д.

Рис. 2. Факторы, обуславливающие актуальность внедрения технологии портфолио

В тоже время, портфолио является одним из условий повышения мотивации студента, формирования навыков рефлексии. По мнению Е. С. Полат, портфолио — это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда обучающегося, рефлексии его собственной деятельности.

Таким образом, портфолио студента выполняет основные функции, представленные на рисунке 3.

Рис. 3 Функции портфолио студента

На сегодняшний день распространены три основных типа портфолио: «Портфолио документов», «Портфолио работ», «Портфолио отзывов». Каждый из типов имеет свои достоинства и недостатки.

Портфолио документов — портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений студента.

Портфолио работ — собрание исследовательских, творческих, работ студента, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, и т. д.

Портфолио отзывов — оно включает оценку студентом своих достижений, резюме, а также отзывы, представленные преподавателями, родителями, руководителями практик и т. д.

Структуру портфолио студента вуза необходимо строить на основе нормативных документов вуза (Миссии, политики), компетентностных моделей выпускника, требований ФГОС. Анализ нормативных документов Тюменского государственного нефтегазового университета, а также компетентностных моделей выпускника позволил нам определить следующую структуру «Портфолио студента Тюменского государственного нефтегазового университета» (рис. 4).

Разделы портфолио, отражающие формирование общекультурных и профессиональных компетенций, представляет достижения и результаты по овладению студентом профессиональными знаниями, умениями и навыками; умение проектировать свой профессиональный рост. Содержание разделов отражает достижения в учебно-профессиональной и научно-исследовательской деятельности. Следующий раздел портфолио «Достижения в общественной и творческой деятельности» направлен на становление основных общекультурных компетенций и профессионально-личностных качеств: формирование коммуникативных и лидерских качеств, организаторских способностей, управленческих умений, умения разрешать конфликтные ситуации, работать в коллективе, коллегиально принимать решения, нести ответственность за выполнение принятых решений. Этот раздел портфолио обеспечивается за счет: участия в психологических тренингах по формированию конкурентоспособности специалистов, встречи с работодателями, участия в творческих конкурсах, спортивных соревнованиях, военно-патриотической работе; реализации проектов семейного, экологического, патриотического, религиозного, правового и других направлений; участия в различных формах студенческого самоуправления, волонтерская работа, работа над самопрезентацией.

Рис. 4 Структура портфолио студента вуза

На рисунке 5 представлена главная страница электронного портфолио студентки Тюменского государственного нефтегазового университета направления 230100.62 «Информатика и вычислительная техника» Сердученко Юлии.

Предложенная авторами структура портфолио позволяет акцентировать внимание на нем как на продуктивном средстве формирования необходимых компетенций и профессионально значимых качеств личности будущего инженера. Полное и целенаправленно выстроенное портфолио служит основой для составления резюме выпускника при поиске работы, продолжении образования и определяет его конкурентоспособность на рынке труда.

Рис. 5. Главная страница электронного портфолио

Литература:

1.                  Григоренко Е. В. Портфолио в вузе: методические рекомендации по созданию и использованию / Е. В. Григоренко // Томск: Томский государственный университет НОЦ «Институт инноваций в образовании» Институт дистанционного образования. 2007.

2.                  В. А. Девисилов Портфолио и метод проектов как педагогическая технология мотивации и личностно ориентированного обучения в высшей школеhttp://www.mhts.ru/science/Devisilov/Technologii_motivacii.pdf

3.                  Панюкова С. В., Есенина Н. Е. Электронный портфолио ученика // Инфор-матика и образование, 2007. № 2.

Основные термины (генерируются автоматически): портфолио, Тюменский государственный нефтегазовый университет, будущий инженер, главная страница, Достижение, модель выпускника, образовательный процесс, полная мера, портфолио документов, портфолио отзывов, портфолио работ, Портфолио студента, роль портфолио, рынок труда, Структура портфолио студента вуза, условие реализации.