Контрольно-оценочные средства как мера форсированности профессиональных и общих компетенций
Автор: Титаренко Сергей Александрович
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Статья просмотрена: 11824 раза
Библиографическое описание:
Титаренко, С. А. Контрольно-оценочные средства как мера форсированности профессиональных и общих компетенций / С. А. Титаренко. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 133-134. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4081/ (дата обращения: 15.11.2024).
В работе рассматривается новый образовательный стандарт и контрольно — оценочные средства, производится характеристика КОС и КИМ.
В условиях модернизации профессионального образования конкурентоспособность выпускника учреждения СПО во многом зависит от глубины овладения профессией и готовности решать самостоятельно сложные технологические задачи.
Особенность ФГОСов третьего поколения состоит в том, что они имеют модульную структуру, основаны на компетенциях, предусматривают активное участие работодателей в формировании вариативной части основной профессиональной образовательной программы (в дальнейшем ОПОП), которая должна учитывать требования регионального рынка труда. Кроме того ФГОСы представляют свободу ОУ в отборе содержания образования и выборе образовательных технологий.
В настоящее время «качество образования — это сбалансированное соответствие образования и подготовки специалиста как процесса и результата многообразным потребностям личности, общества и государства» (А. И. Чучалин).
В соответствии с VIII разделом федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального и среднего профессионального образования «для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств (ФОС) позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей».
Исходя из этого, согласовывать с работодателем, с нашей точки зрения, необходимо только тематику выпускных практических квалификационных работ, письменных экзаменационных работ и дипломных проектов.
Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
- оценка уровня освоения дисциплин;
- оценка компетенций обучающихся.
Наибольшие сложности на этапе внедрения ФГОС связаны с разработкой контрольно-оценочных средств (в дальнейшем КОС), которые призваны определить готовность обучающегося к выполнению определенного вида деятельности.
Под оценкой результатов подготовки и учета индивидуальных образовательных достижений будем понимать процесс сбора свидетельств деятельности обучающегося и вынесения суждения относительно этих свидетельств на основе заранее определенных критериев. Оценка освоения модуля предполагает демонстрацию или подтверждение того, что обучающиеся освоили требуемые компетенции, сформулированные по каждому конкретному модулю, и могут осуществлять все требуемые действия в рамках данной компетенции.
Оценка качества подготовки обучающихся осуществляется в двух направлениях: оценка уровня освоения дисциплин и оценка компетенций обучающихся. Исходя из этого, считаем необходимым разделить ФОС на контрольно-измерительные материалы (КИМ) для оценивания знаний, умений и контрольно-оценочные средства (КОС) для оценивания степени форсированности компетенций, сравнительная характеристика которых приведена в таблице 1.
Таблица 1
Фонды оценочных средств
Характеристики |
КИМ |
КОС |
Объект измерения |
Знания, умения |
Компетенции |
Достижения обучающихся |
Измеряют |
Дают качественную оценку |
Форма оценивания |
Оценивают в баллах (пятибалльная система) |
Зачет — незачет |
Вид контроля по этапам обучения |
Входной, текущий, рубежный, промежуточная аттестация по учебной дисциплине (УД), междисциплинарному курсу (МДК) |
Аттестация по профессиональному модулю. Экзамен квалификационный |
Функции |
Мотивация, корректировка, стимулирование, оценка, контроль |
Контроль и оценка |
Разработка/утверждение |
Преподаватель/Ц(М)К/ Заместитель директора |
Ц(М)К/заместитель директора/ работодатель |
Формы, методы контроля |
Заполнение раздела 4 рабочей программы дисциплины |
Заполнение раздела 5 рабочей программы профессионального модуля (ПМ) |
Для опытных педагогов нет проблемы по созданию КИМ, так как процесс оценивания знаний и умений у обучающихся отработан при реализации образовательных стандартов предыдущего поколения.
Оценивание профессиональных и общих компетенций представляется на сегодняшний день проблематичным, так как образовательное учреждение самостоятельно занимается разработкой компетентностно-ориентированных заданий и критериев по их оцениванию.
К разработке контрольно-оценочных средств предъявляются определенные требования. А именно:
1. Разработка и оформление КОС производится по макету.
2. Перечень показателей КОС должен быть составлен с учетом указанных в программе знаний, умений и практического опыта обучающегося.
3. Задания для проверки теоретических знаний должны носить компетентностно-ориентированный характер и оценивать как профессиональные так и общие компетенции.
4. Обратить внимание на корректность формулировки показателей.
В соответствии с требованиями ФГОС выпускник, освоивший ОПОП СПО, должен обладать общими и профессиональными компетенциями, соответствующими видам профессиональной деятельности. Следовательно, обязательным приложением к рабочим программам должны стать такие контрольно-оценочные средства, которые позволят оценить их сформированность. Разработку комплекта КОС необходимо начинать с анализа и уточнения показателей оценки освоения соответствующих общих и профессиональных компетенций по каждому виду профессиональной деятельности. Перечень показателей составляется с учетом указанных в содержании ОПОП умений и знаний, соответствующих данному виду профессиональной деятельности.
В нашем техникуме регламентируются такие виды контроля учебной деятельности обучающегося: вступительные испытания; входной контроль; текущий (внутри семестровый контроль); семестровые испытания; контроль остаточных знаний; итоговый контроль: Государственные экзамены.
Одним из применяемых в техникуме видов оценочных средств является тестирование. Оно часто используется преподавателями общеобразовательных, специальных и профессиональных дисциплин при проведении входного контроля знаний, промежуточной аттестации и т. д. Этот метод прост и не требует больших временных затрат при проведении контроля. Однако, он действенен только при условии качественной подготовки тестового материала преподавателями.
Существует еще одна проблема, связанная с разработкой КОСов УД (ПМ), — это необходимость их внешней экспертизы. Как известно, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели.
Система оценки результатов профессионального обучения является неотъемлемым компонентом основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, от которого зависит эффективность их реализации и качество подготовки квалифицированных кадров в учреждениях профессионального образования.
Литература:
1. Разъяснения по заполнению макета контрольно-оценочных средств ОПОП СПО (НПО).
2. Олейникова О. Н., Муравьева А. А., Коновалова Ю. В., Сартакова Е. В. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях: Учебное пособие. — М.: Альфа-М, 2010. — 160 с
3. Чадаева Н. Ю. Проблемы разработки контрольно-оценочных материалов для оценки освоения основных профессиональных образовательных программ.