Контрольно-оценочные средства как мера форсированности профессиональных и общих компетенций | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, июль 2013)

Статья просмотрена: 11824 раза

Библиографическое описание:

Титаренко, С. А. Контрольно-оценочные средства как мера форсированности профессиональных и общих компетенций / С. А. Титаренко. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 133-134. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4081/ (дата обращения: 15.11.2024).

В работе рассматривается новый образовательный стандарт и контрольно — оценочные средства, производится характеристика КОС и КИМ.

В условиях модернизации профессионального образования конкурентоспособность выпускника учреждения СПО во многом зависит от глубины овладения профессией и готовности решать самостоятельно сложные технологические задачи.

Особенность ФГОСов третьего поколения состоит в том, что они имеют модульную структуру, основаны на компетенциях, предусматривают активное участие работодателей в формировании вариативной части основной профессиональной образовательной программы (в дальнейшем ОПОП), которая должна учитывать требования регионального рынка труда. Кроме того ФГОСы представляют свободу ОУ в отборе содержания образования и выборе образовательных технологий.

В настоящее время «качество образования — это сбалансированное соответствие образования и подготовки специалиста как процесса и результата многообразным потребностям личности, общества и государства» (А. И. Чучалин).

В соответствии с VIII разделом федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального и среднего профессионального образования «для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств (ФОС) позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей».

Исходя из этого, согласовывать с работодателем, с нашей точки зрения, необходимо только тематику выпускных практических квалификационных работ, письменных экзаменационных работ и дипломных проектов.

Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

-        оценка уровня освоения дисциплин;

-        оценка компетенций обучающихся.

Наибольшие сложности на этапе внедрения ФГОС связаны с разработкой контрольно-оценочных средств (в дальнейшем КОС), которые призваны определить готовность обучающегося к выполнению определенного вида деятельности.

Под оценкой результатов подготовки и учета индивидуальных образовательных достижений будем понимать процесс сбора свидетельств деятельности обучающегося и вынесения суждения относительно этих свидетельств на основе заранее определенных критериев. Оценка освоения модуля предполагает демонстрацию или подтверждение того, что обучающиеся освоили требуемые компетенции, сформулированные по каждому конкретному модулю, и могут осуществлять все требуемые действия в рамках данной компетенции.

Оценка качества подготовки обучающихся осуществляется в двух направлениях: оценка уровня освоения дисциплин и оценка компетенций обучающихся. Исходя из этого, считаем необходимым разделить ФОС на контрольно-измерительные материалы (КИМ) для оценивания знаний, умений и контрольно-оценочные средства (КОС) для оценивания степени форсированности компетенций, сравнительная характеристика которых приведена в таблице 1.

Таблица 1

Фонды оценочных средств

Характеристики

КИМ

КОС

Объект измерения

Знания, умения

Компетенции

Достижения обучающихся

Измеряют

Дают качественную оценку

Форма оценивания

Оценивают в баллах (пятибалльная система)

Зачет — незачет

Вид контроля по этапам обучения

Входной, текущий, рубежный, промежуточная аттестация по учебной дисциплине (УД), междисциплинарному курсу (МДК)

Аттестация по профессиональному модулю. Экзамен квалификационный

Функции

Мотивация, корректировка, стимулирование, оценка, контроль

Контроль и оценка

Разработка/утверждение

Преподаватель/Ц(М)К/ Заместитель директора

Ц(М)К/заместитель директора/ работодатель

Формы, методы контроля

Заполнение раздела 4 рабочей программы дисциплины

Заполнение раздела 5 рабочей программы профессионального модуля (ПМ)

Для опытных педагогов нет проблемы по созданию КИМ, так как процесс оценивания знаний и умений у обучающихся отработан при реализации образовательных стандартов предыдущего поколения.

Оценивание профессиональных и общих компетенций представляется на сегодняшний день проблематичным, так как образовательное учреждение самостоятельно занимается разработкой компетентностно-ориентированных заданий и критериев по их оцениванию.

К разработке контрольно-оценочных средств предъявляются определенные требования. А именно:

1.      Разработка и оформление КОС производится по макету.

2.      Перечень показателей КОС должен быть составлен с учетом указанных в программе знаний, умений и практического опыта обучающегося.

3.      Задания для проверки теоретических знаний должны носить компетентностно-ориентированный характер и оценивать как профессиональные так и общие компетенции.

4.      Обратить внимание на корректность формулировки показателей.

В соответствии с требованиями ФГОС выпускник, освоивший ОПОП СПО, должен обладать общими и профессиональными компетенциями, соответствующими видам профессиональной деятельности. Следовательно, обязательным приложением к рабочим программам должны стать такие контрольно-оценочные средства, которые позволят оценить их сформированность. Разработку комплекта КОС необходимо начинать с анализа и уточнения показателей оценки освоения соответствующих общих и профессиональных компетенций по каждому виду профессиональной деятельности. Перечень показателей составляется с учетом указанных в содержании ОПОП умений и знаний, соответствующих данному виду профессиональной деятельности.

В нашем техникуме регламентируются такие виды контроля учебной деятельности обучающегося: вступительные испытания; входной контроль; текущий (внутри семестровый контроль); семестровые испытания; контроль остаточных знаний; итоговый контроль: Государственные экзамены.

Одним из применяемых в техникуме видов оценочных средств является тестирование. Оно часто используется преподавателями общеобразовательных, специальных и профессиональных дисциплин при проведении входного контроля знаний, промежуточной аттестации и т. д. Этот метод прост и не требует больших временных затрат при проведении контроля. Однако, он действенен только при условии качественной подготовки тестового материала преподавателями.

Существует еще одна проблема, связанная с разработкой КОСов УД (ПМ), — это необходимость их внешней экспертизы. Как известно, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели.

Система оценки результатов профессионального обучения является неотъемлемым компонентом основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, от которого зависит эффективность их реализации и качество подготовки квалифицированных кадров в учреждениях профессионального образования.

Литература:

1.                          Разъяснения по заполнению макета контрольно-оценочных средств ОПОП СПО (НПО).

2.                          Олейникова О. Н., Муравьева А. А., Коновалова Ю. В., Сартакова Е. В. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях: Учебное пособие. — М.: Альфа-М, 2010. — 160 с

3.                          Чадаева Н. Ю. Проблемы разработки контрольно-оценочных материалов для оценки освоения основных профессиональных образовательных программ.

Основные термины (генерируются автоматически): промежуточная аттестация, профессиональное образование, компетенция, образовательное учреждение, профессиональная деятельность, средство, VIII, вид контроля, заместитель директора, профессиональный модуль.

Похожие статьи

Модульно-компетентностный подход как основа оздоровительно-коррекционных занятий студентов специальной медицинской группы

Профессионально-ценностные ориентации как основа успешного становления специалиста уголовно-исполнительной системы

Документационное обеспечение управленческой деятельности как важный фактор эффективной работы предприятия

Структурные компоненты профессиональной компетентности социального педагога

Формирование метапредметных компетенций в процессе патриотического воспитания

Исследовательская компетентность как основной компонент профессионализма педагога

Оценка уровня сформированности общих и профессиональных компетенций с помощью современных педагогических приемов

Компетентностный подход как основа диагностирования коммуникативной компетентности специалиста

Учетно-финансовое документирование как важный элемент управленческой деятельности

Методическое объединение как одна из форм профессиональной адаптации педагогических работников

Похожие статьи

Модульно-компетентностный подход как основа оздоровительно-коррекционных занятий студентов специальной медицинской группы

Профессионально-ценностные ориентации как основа успешного становления специалиста уголовно-исполнительной системы

Документационное обеспечение управленческой деятельности как важный фактор эффективной работы предприятия

Структурные компоненты профессиональной компетентности социального педагога

Формирование метапредметных компетенций в процессе патриотического воспитания

Исследовательская компетентность как основной компонент профессионализма педагога

Оценка уровня сформированности общих и профессиональных компетенций с помощью современных педагогических приемов

Компетентностный подход как основа диагностирования коммуникативной компетентности специалиста

Учетно-финансовое документирование как важный элемент управленческой деятельности

Методическое объединение как одна из форм профессиональной адаптации педагогических работников