Аксиологическая образовательная среда и исследовательская культура старшеклассников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Фирсова, Е. А. Аксиологическая образовательная среда и исследовательская культура старшеклассников / Е. А. Фирсова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 17-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4085/ (дата обращения: 17.10.2024).

Ключевые слова: культура, исследовательская культура, исследовательская деятельность, ценности, аксиологическая образовательная среда.

В современном школьном образовании немаловажную роль в духовно-нравственном воспитании играют гуманитарные дисциплины. Школьные гуманитарные предметы, адаптированные к отдельным отраслям науки и к задачам школы в совокупности должны выстроить в сознании обучающегося картину научного мира, познания и основанной на нем практической деятельности [4], которую старшеклассники могут реализовать в процессе исследовательской деятельности.

Воспитание школьника, выявление его потребностей и интересов это достаточно сложный процесс, испытывающий множество трудностей со стороны социокультурных, экономико-политических, нравственных взаимоотношений в обществе. Как показывает наш многолетний педагогический опыт, педагогически грамотно организованная образовательная среда, правильно выстроенные взаимоотношения педагога и обучающихся способствуют процессу формирования исследовательской культуры старшеклассников, занимающихся исследовательской деятельностью.

Проблема формирования исследовательской культуры старшеклассников является одной из наиболее значимых в современном гуманитарном образовании.

Многоаспектный характер формирования исследовательской культуры старшеклассников связан с духовно — нравственным восприятием окружающего мира школьником, что способствует формированию ценностного сознания личности и обуславливает интерес к данной проблеме со стороны философов (А. Г. Здравомыслов, М. С. Каган, Л. Н. Столович, К. Ясперс и др.), психологов (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Д. И. Фельдштейн, В. Д. Шадриков и др.), педагогов-теоретиков (В. И. Андреев, В. А. Караковский, Н. Д. Никандров) и др.

Ученые подчеркивают ценностное сознание как совокупность ценностных отношений личности (Разбегаева Л. П.), способствует формированию развитой, целостной и творческой личности. Необходимость формирования системы ценностных отношений личности определяется их практической значимостью и происходит в процессе ее становления и развития.

Таким образом, гуманитарное образование это система духовно-нравственного освоения человеком реальности и все происходящие информационные процессы в современном обществе связаны с поиском смысла. Целью гуманитарного образования является наличие условий для становления ответственной личности, грамотной, приобщенной к основам жизненных ценностей, ориентирующейся в современном обществе.

Предметы гуманитарного цикла школьного образования представляют широкую сферу для педагогической деятельности в исследовательском направлении. Следовательно, гуманитарное образование способствует развитию исследовательской деятельности старшеклассников в образовательном процессе.

Все выше сказанное не только способствует формированию и становлению личности школьника, формированию исследовательской культуры, но и мотивирует их активную деятельность в процессе самообразования.

Для рассмотрения формирования исследовательской культуры в гуманитарном образовании следует отметить, что подразумевается под аксиологической образовательной средой.

Аксиологическая образовательная среда включает в себя предметную среду школьного образования, систему дополнительного образования и учреждения культуры (дома творчества, музыкальные школы, творческие кружки и т. д.). Все это способствует становлению личности школьника и определенного набора ценностей для социализации в обществе.

Аксиология тесно связана с осознанием личностью ценности и самоценности образования, прежде всего гуманитарного; признанием учащимися ценности самообразования и присвоения в процессе обучения системы ценностей.

В современном образовательном пространстве аксиология является наиболее актуальной и интенсивно развивающимся направлением и в современных педагогических исследованиях представляет собой важнейшее условие развития и реализации нового образовательного процесса, ее стратегических ориентиров, основанных на гуманистических ценностях.

Стоит отметить, что аксиологический подход в образовании становится одним из ведущих направлений в современной педагогической науке и связан, прежде всего, с выражением отношения человека к рассматриваемому предмету.

«Аксиология... — философское исследование природы ценностей» [6, с.8], поэтому необходимо раскрыть понятие «ценность».

К общему понятию «ценность» относятся материальные, нематериальные, идеальные предметы в жизни каждого человека, которые нужны ему для удовлетворения жизненных потребностей.

Проблемой ценностей занимаются многие ученые философского, психологического и педагогического направлений.

В австрийской психологической школе вопросами ценности занимаются И. Крейбиг, А. Мейнонг, X. Эренфельс и др., которые понимают ценности как субъективный феномен.

Понятие «ценность» сегодня является наиболее употребляемым понятием не только в современной философии, в сфере гуманитарного знания, но и в области педагогики.

В современной российской науке проблемой ценностей занимаются представители различных направлений научного знания: философы, психологи, социологи, педагоги, биологи, этнографы и некоторые другие.

В отечественной науке данным вопросом занимаются ученые-философы П. С. Гуревич, М. В. Загоскин, С. Л. Рубинштейн, Н. С. Розов, В. П. Тугаринов и многие другие, которые понимают ценности как смысл жизни человека, связанный с идеалами и жизненными целями личности.

П. С. Гуревич, один из видных отечественных философов-культурологов, рассматривает ценность как выражение человеческого измерения культуры, отношения к формам человеческого бытия и человеческого существования [1,с.131].

Ценность, по его мнению, характеризует человеческое измерение общественного сознания, так как проходит через внутренний мир самой личности. Это, своего рода, постижение многогранных сторон бытия человеком, другими словами, ценность, это личностное отношение человека к окружающему миру, возникающее не только на основе теоретических знаний и информации, но и на основе собственного жизненного опыта.

Н. С. Розов, рассматривая определение ценностей, предлагает понимать ценности как нормативные основания (познавательные, ресурсные и т. д.), т. е. ценность обладает двумя свойствами — значением и личностным смыслом, который определяется самим человеком.

Другими словами, духовный мир развивающейся личности, и культура того общества, в которой живет человек, взаимосвязаны и взаимодействуют между собой посредством ценностей данного человека (личности).

Поэтому немаловажно, в какой среде воспитывается (обучается) личность, как происходит становление ее личностных ценностей.

Вопросами ценностей в образовании занимаются в сфере психологии Б. С. Братусь, А. А. Горбаткова, В. П. Зинченко.

По мнению Б. С. Братусь ценностями являются определенные силы отражающие значимость конкретного феномена в жизни определенного человека.

В. П. Зинченко считает, что ценности представляют собой фундамент, на основе которого принимается или не принимается какое-либо решение.

Присвоение школьниками ценностей рассматривается в работах Е. В. Бондаревской, А. В. Кирьяковой, Л. П. Разбегаевой и др.

Так в исследованиях Л. П. Разбегаевой рассматриваются ценности как цели, обеспечивающие интеграцию общества, помогающие личности осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях [3].

А. В. Кирьякова выделяет ценность человека, духовный мир личности и определяет степень сформированности его ценностной ориентации, многогранность его общественных интересов, разнообразие связей и взаимоотношений с обществом.

Присвоение школьниками ценностей важно не только в обучении, но и в процессе непосредственного общения между субъектами.

Ценности личности включают в себя важнейшие качества внутреннего мира личности, которые для нее наиболее значимы. У каждого человека на протяжении жизни складывается определенная система ценностей, которая выражается в определенном способе существования личности. Система ценностей образует совокупность сознания и поведения личности и влияет на ее дальнейшее развитие.

Система ценностей представляет собой важнейший компонент для развития современного общества, для формирования личности школьника.

Формированию личностных ценностей старшеклассника способствует исследовательская деятельность, основа которой закладывается в образовательной среде.

Так по В. В. Рубцову «Образовательная среда является общностью, которая в связи со спецификой возраста характеризуется:

а) взаимодействием ребенка со взрослыми и детьми;

б) такими важнейшими процессами как взаимопонимание, коммуникация, рефлексия (то есть отношение к своему опыту внутри данной общности);

в) такой важнейшей характеристикой как историко-культурный компонент, который определяет, откуда это взялось, как «оно» двигается…и т. д. [5, с.369–371].

По Крыловой Н. Б. «Образовательная среда — часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов» [2, с.91].

А.Леонтьев отмечает, понятие образовательной среды как одно из ключевых для образования психологических и педагогических понятий, активно разрабатываемое в настоящее время. В этом контексте особенно важны выявленные психологами основные потребности и возможности развития, которые обеспечивает школьникам личностно ориентированная образовательная среда… [7,с. 40–42].

Анализируя приведенные выше определения и описания понятия «образовательной среды», следует отметить наличие типологических признаков, которые выделяют большинство исследователей, а именно:

-          образовательная среда разного уровня является сложным объектом познавательной деятельности;

-          существует как определенная социальная общность (школьный коллектив, в котором формируется конкурентоспособность и способность к сотрудничеству, работа в коллективе);

-          развивает совокупность человеческих отношений (субъектов процесса образования);

-          обладает широким спектром разнообразия типов и видов сред;

-          выступает условием и средством воспитания (как общественного явления), обучения (как предмет совместной педагогической деятельности) и развития (социального индивида в личность, общности в общество).

В педагогической науке понятие аксиологическая среда гуманитарного образования впервые было введено Л. П. Разбегаевой. Данная среда обеспечивает собой присвоение школьниками ценностей в образовании. Это открытая образовательная система.

В аксиологическую образовательную среду включен ряд гуманитарных систем: человек, общество, культура. Значит, в процессе образования личности в этой среде происходит взаимодействие этих сложных систем: человек-общество-культура (Л. П. Разбегаева).

В контексте рассматриваемого исследования аксиологическая образовательная среда определяется как совокупность всех сложных систем. Это, прежде всего, поведение человека, взаимодействие человека с обществом в культурном и образовательном пространстве и взаимодействие самого общества на становление личности школьника. Следовательно, аксиологическая среда обеспечивает условия для формирования исследовательской культуры старшеклассников.

Перед современной школой стоит задача формирования творческой, разносторонней и развитой личности, поэтому в государственных образовательных стандартах второго поколения в качестве одного из важнейших метапредметных образовательных результатов названа исследовательская культура.

Рассматривая понятие исследовательская культура старшеклассников следует, прежде всего, сформулировать понятие культуры в общем плане. Так, культура исторически сформировалась как способ духовного освоения действительности и как способ производства. Она способна продуцировать, сохранять и транслировать духовные ценности различных форм и типов. Формы и способы духовной деятельности человека постепенно приобретали самостоятельный статус и в современной культуре существуют уже как институты культуры.

Работы Т. Е.Климовой, И. В. Носаевой, Г. В. Макотровой и др. посвящены вопросам формирования исследовательской культуры учащихся образовательных учреждений, т. к. рассмотрение данной проблемы является актуальной для современного школьного образования.

Исследовательская культура — это, прежде всего наличие определенных качеств у обучающихся, характеризующихся активной поисковой потребностью, совокупностью знаний, умений, навыков, определенных исследовательских способностей, при формировании которых можно успешно вести исследовательскую деятельность. Она является одним из важнейших аспектов общей культуры человека и несет в себе ценностно-смысловое значение, влияет на развитие нравственного сознания и обуславливает этику исследовательского поведения школьника.

Исследовательскую культуру старшеклассников, стоит рассматривать как разностороннее качество личности, характеризующееся ценностным отношением к исследовательской деятельности, необходимостью в потребности поисковой активности, наличием определенных исследовательских знаний, умений и потенциалом креативных и исследовательских способностей.

В процессе формирования исследовательской культуры отмечены система показателей и критериев, руководствуясь которыми возможно успешное ведение исследовательской деятельности, а именно:

-          Мотивация исследования, отражающая активность и интенсивность познавательной потребности, и увлеченность поисковой деятельностью;

-          Владение научным стилем мышления, понимание структурных элементов собственных исследовательских действий и наличие результатов исследования;

-          Наличие технологической готовности к исследованию — владение категориально-понятийным аппаратом изучаемой темы, приобретение исследовательских умений и навыков использования методов научного познания, соблюдение правил научной организации труда обучающегося;

-          Творческая активность личности (старшеклассника), выраженная уровнем самостоятельности и преобразований идей и взаимосвязи между ними, ознакомление с актуальными проблемами отечественной науки.

Исследовательская культура представляет весь субъективный мир школьника и включает в себя определенный набор исследовательских знаний о закономерностях исследования и приемах исследовательской деятельности; исследовательской грамотности, как осведомленности о фактах, источниках поиска информации; умения систематизации информации; наличие эмоциональной составляющей, как способности личности школьника к сопереживанию; ценностные ориентации, отражающие творческие интересы и исследовательские мотивы в процессе изучения какой-либо проблемы; ведение исследовательской деятельности на примерах предметов гуманитарного цикла, позволяющие раскрыть гражданские, нравственные, моральные позиции старшеклассника, его отношение к истории Отечества, своему родному краю, традициям и т. д.; умения творческого осмысления и письменного оформления результатов исследовательских изысканий.

Таким образом, именно в аксиологической среде происходит формирование личности человека и его культуры; ученика — на формирование его духовно-нравственного и морального становления, формирования исследовательской культуры в процессе его исследовательской деятельности.

Актуальность приобретает развитие в школьном образовании исследовательской деятельности, для восполнения старшеклассниками своих творческих способностей. Школьник реализует себя во внеурочной деятельности, участвуя в олимпиадах, конференциях, конкурсах, научных чтениях. Немаловажную роль в качестве дополнения к урочной деятельности старшеклассника играет кружковая работа в системе дополнительного образования, что способствует развитию личности в образовательном процессе.

Развивающаяся личность старшеклассника актуализирует ценностный потенциал гуманитарного знания, т. е. в процессе исследовательской деятельности старшеклассник может смоделировать на своем уровне ценностную картину окружающего мира, также смоделировать личностные ценности, позволяющие ему в дальнейшем раскрыть свои индивидуальные познавательные и исследовательские способности.

Индивидуальные способности и потребности формирующейся личности в области общего и в частности гуманитарного образования, интегрируют потенциал личностной, социальной и будущей профессиональной успешности старшего школьника, особенно это выражено в аксиологической образовательной среде.

Условием по присвоению ценностей культуры, умений, навыков становится исследовательская деятельность школьника, которая предоставляет личностному развитию учащихся проявить свою социальную успешность не только в учебной деятельности, но также в сфере деятельности по интересам, в процессе которой и формируется исследовательская культура.

Таким образом, в аксиологической среде гуманитарного образования ученик присваивает гуманистические ценности, одновременно усваивая способы их присвоения, приобретает опыт ценностного самоопределения, т. е. потребность и способность видеть, отыскивать смысл собственной жизнедеятельности (Л. П. Разбегаева). Этому способствуют, прежде всего, социально-гуманитарные дисциплины в школьном образовании.

В гуманитарном образовании предметы гуманитарного цикла присутствуют не только в виде изучаемых предметов гуманитарного направления, но и в виде субъективных и объективных сведений получаемых в рамках школьной программы. Старшеклассник становится способен осознанно понимать, оценивать, исследовать, творчески мыслить и уметь выразить свои творческие возможности и способности. Соответственно это говорит о наличии ценностного компонента в исследовательской культуре старшеклассника.

Таким образом, исследовательская культура, характеризуется освоением получаемой информации в процессе исследовательской деятельности, поступающая через тексты культуры, диалогическим общение субъект-субъектных взаимоотношений, формированием ценностного отношения к исследовательской деятельности, обеспечивающее познавательное и творческое саморазвитие в школьных социально-гуманитарных дисциплинах, что является составной частью общего понятия культура. Становлению исследовательской культуры школьников способствует аксиологическая образовательная среда, в которой созданы наиболее полные условия для становления личности старшеклассников, которая входит в жизнь каждого школьника в виде получаемой информации, фактов, сведений о исследовательской культуре, формирующейся в исследовательских изысканиях.

Литература:

1.      Гуревич П. С. Философия культуры. М., 1994.

2.      Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов/Ред. составитель Н. Б. Крылова, М.:ИПИ РАО, 1995.

3.      Разбегаева Л. П. Ценностные основание гуманитарного образования: теория и практика/ изд. Перемена. Волгоград, 2001.

4.      Разбегаева Л. П. Аксиологическая среда в гуманитарном образовании /Л. П. Разбегаева// Известия ВГПУ-2005. № 1 (10).

5.      Рубцов В. В. Основы социально-генетической психологии.- М.:Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «МОДЭК», 1996.-384 с.

6.      Философский словарь/ под ред. И. Т. Фролова.-4-е изд.-М.:Политиздат, 1980.-444 с.

7.      ШКОЛА 2000… Выпуск 1. Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы (1997). Выпуск 2. Концепции, программы, технологии (1998). Выпуск 4. ШКОЛА 2100. Образовательная программа и пути ее реализации (1999). Выпуск 3. Приоритетные направления развития образовательной программы (2000) // Под. науч. ред. А. А. Леонтьева.-М.: Баласс. Вып.3.С.40–42.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная среда, исследовательская деятельность, исследовательская культура, ценность, гуманитарное образование, исследовательская культура старшеклассников, формирование, школьное образование, образовательный процесс, современное общество.