Особенности взаимодействия педагога с художественно одаренными детьми дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Журахова, М. Н. Особенности взаимодействия педагога с художественно одаренными детьми дошкольного возраста / М. Н. Журахова, Ю. В. Пистун, А. С. Семерез. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4090/ (дата обращения: 19.12.2024).

Среди самых необычных и загадочных явлений природы детская одаренность по праву занимает одно из ведущих мест. Но, несмотря на это, данный феномен является менее изученным и наиболее противоречивым с точки зрения определения. Каких же детей называют одаренными? Под одаренностью чаще всего имеется в виду высокий уровень развития способностей, как общих, так и специальных. Одаренность не только интеллектуальная характеристика. Одаренные дети чрезвычайно любопытны, склонны активно исследовать окружающее. Они отличаются разнообразием интересов, что порождает стремление начинать несколько дел одновременно, браться за слишком сложные задачи. Еще один редкий дар в таких детях — способность воспринимать связи и отношения между предметами и явлениями. Они видят неожиданные, непривычные связи между концепциями и событиями. Такие связи нередко составляют основу творчества. Отличная память в сочетании с ранним речевым развитием и способностью к классификации и категоризации помогают детям накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее. Почти во всех своих начинаниях одаренный ребенок добивается успеха, а в некоторых — выдающихся результатов [2].

Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для этого.

У одаренных детей рука об руку с опытом преуспевания идет неумение пережить неудачу. Многие одаренные дети, осознающие свои большие способности, воспринимают любое место, кроме первого, как поражение, а себя как неудачников. Одаренные дети опережают других в объеме и стиле восприятия окружающих событий и явлений, они больше видят, чувствуют и понимают. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную информацию и ощущения. Но такая способность идет рядом с уязвимостью, рождаемой повышенной чувствительностью [3].

Подводя итог выделенным качествам одаренного ребенка, следует подчеркнуть, что одаренные дети по решению Всемирной организации здравоохранения входят в “группу риска” наряду с умственно отсталыми, малолетними правонарушителями, детьми алкоголиков. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.

Становление теории и практики обучения одаренных детей нашло отражение в работах ученых: Сухомлинский В. А. (О воспитании), В. Освальд (Великие люди), Хромова Т. (Одаренные дети), Еремкин А. И. (Диагностика одаренности).

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми.

Одаренным детям необходимо особое воспитание и специально подготовленные педагоги. Работа педагога с такими детьми — сложный и тяжелый труд, так как дети большинство не спокойные. Они прямолинейны, упрямы, самолюбивы и чистолюбивы.

Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм. Эксперименты, проведенный во многих странах мира, убедительно показали, насколько сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагога к одаренному ребенку, снять барьеры, блокирующие его таланты.

Из всех видов одаренности больше всего изучена художественная одаренность, так как художественные способности раньше других обнаруживают себя. Для развития творческих способностей художественно- одаренных детей важно, чтобы у них было достаточно представлений об окружающем, чтобы они могли отобрать наиболее интересные темы и осуществить свой замысел в рисунке. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей, но педагог умелым руководством должен дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить и испытать радость творческого труда. Художественно одаренные дети отличаются от других детей творческим видением мира, у них непонятный для обывателя взгляд на явления, правила, вещи. Занятия по изобразительной деятельности представляют широкие возможности для изучения особенностей таких детей. Реальным результатом занятий являются детские работы, которые при внимательном качественном анализе способны рассказать о многих проявлениях индивидуальности ребенка. Анализ рисунков помогает выявить и такие особенности детей, когда сочетаются смелость замысла и примитивность в его решении. Работы, выполненные по собственному замыслу, раскрывают их интересы и склонности [1].

Специфика занятий продуктивными видами деятельности благоприятствует осуществлению индивидуального подхода к каждому ребенку, что способствует развитию у них не только художественных способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к обучению в школе и полноценного развития личности [4].

Педагог, направленный на развитие творческого потенциала детей, отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию и самоактивизации, верой в собственные силы, самоуважением. Он смел и энергичен, склонен к экспериментированию, у него творческий стиль деятельности. Педагоги, работающие с одаренными детьми, имеют внутреннюю мотивацию к труду.

Исходя из вышесказанного хочется отметить основные направления в работе педагога с художественно- одаренными детьми:

-          Нужно с пониманием относиться к высказываниям и ответам таких детей, не сдерживать инициативу, не смеяться и не ругать за предложение отличного от собственного.

-          Обогащать окружающую среду ребенка самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности, создать условия для проявления творческой активности и развития изобразительных действий.

-          Обеспечивать благоприятную атмосферу, доброжелательность со стороны педагога, предоставить детям возможности активно задавать вопросы, поощрять высказывание оригинальных идей. Использовать личный пример творческого подхода к решению проблем.

-          Нужно стремиться ощущать психологическую атмосферу в группе: уметь наблюдать за детьми; воспринимать выражение глаз ребят, их мимику; обращать внимание на поведение и на настроение; быть гибким и оперативным в своих реакциях на поведение в группе; учиться видеть себя со стороны глазами детей.

-          Педагогу нужно стремиться поставить себя на место ребенка, честно признавать свои ошибки и чаще контактировать с детьми в свободное время.

-          Нужно уметь слушать детей, быть инициативным и щедрым на одобрение, похвалу, поощрение.

-          Понимать и уважать ребенка, анализировать ошибки своих сверстников и свои, обращая внимание на взаимоотношения детей в коллективе.

Педагогу следует в первую очередь помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться. Следует проанализировать свое отношение к этому ребенку и только тогда возможно выбрать правильный путь взаимопонимания с ним.

Знающий педагог помогает родителям развивать индивидуальные задатки ребенка, направляет его к специалистам, организовывает консультации, осуществляет постоянный контакт между преподавателями и родителями. Талантливые дети знают, что такое доброта, справедливость и милосердие, но на практике эти прекрасные идеи они не могут претворить в жизнь. Поэтому необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творческому труду, созданию обстановки для творчества.

Основное требование к педагогам одаренного ребенка — безусловное понимание и уважение к его личности. Конечно, одного настроя, пусть и самого искреннего, здесь недостаточно — он должен развивать в себе особую педагогическую интуицию, читать соответствующую педагогическую и особенно психологическую литературу. У одаренного ребенка, как правило, очень высокая самооценка. Педагог, работающий с этими детьми, должен преодолеть сложившееся бытовое представление о вреде “зазнайства” и не только не разрушать такую самооценку, но наоборот, в минуты его отчаяния внушать, что он обладает незаурядными способностями. Он должен всегда помнить, что одаренному ребенку необходима серьезная умственная нагрузка. От педагога, который занимается с одаренными детьми, больше всего требуются качества личностные, душевные, а вовсе не только и не столько интеллектуальные. Педагог, решившийся на такую самоотверженную работу, достоин уважения и поддержки.

В заключение необходимо напомнить, что работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

К сожалению, еще очень мало сделано для детей, превосходящих свою возрастную норму в различных отношениях. Между тем, именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

Литература:

1.                 Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М: Мнемозина, 1995. — 147 с.

2.                 Бабаева Ю. Д., Лейтес Н. С., Матюрина Т. М. Психология одаренности детей и подростков. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 416с.

3.                 Хромова Т. Одаренные дети // Воспитание школьников.-1997.-N4.-С.6–9.

4.                 Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе.- М: Академия, 2000–116 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, одаренный ребенок, педагог, способность, дошкольный возраст, огромная загрузка ребенка, проблема выявления, проблема одаренности, работа педагога, творческий труд.

Похожие статьи

Особенности художественно-творческого развития детей дошкольного возраста

Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Особенности творческой работы детей старшего дошкольного возраста

Роль педагога дополнительного образования в повышении качества учебно-воспитательного процесса при работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивных группах

Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в работе с детьми

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Специфика развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Особенности и уровень развития культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях

Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной активности старших дошкольников

Особенности форм образовательной деятельности старших дошкольников по ознакомлению с художественной литературой с учетом регионального компонента

Похожие статьи

Особенности художественно-творческого развития детей дошкольного возраста

Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Особенности творческой работы детей старшего дошкольного возраста

Роль педагога дополнительного образования в повышении качества учебно-воспитательного процесса при работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивных группах

Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в работе с детьми

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Специфика развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Особенности и уровень развития культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях

Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной активности старших дошкольников

Особенности форм образовательной деятельности старших дошкольников по ознакомлению с художественной литературой с учетом регионального компонента