Воспитание экологического мышления через занятия
Автор: Казанкова Юлия Юрьевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 1347 раз
Библиографическое описание:
Казанкова, Ю. Ю. Воспитание экологического мышления через занятия / Ю. Ю. Казанкова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4096/ (дата обращения: 15.11.2024).
В каждом аспекте воспитания детей, в любой образовательной области такая форма деятельности с детьми, как занятия играет важнейшую функцию. На занятиях чувственные представления детей, полученные в повседневной жизни, могут быть преобразованы, классифицированы, углублены и обобщены. Занятия по экологическому воспитанию полностью выполняют данную функцию.
Рис. 1. Основные типы занятий по экологии
Отличия разных типов занятий друг от друга:
1. Дидактические задачи
2. Схема построения
3. Ход организации
Занятия первично-ознакомительного типа.
В течение всего обучения дошкольников бóльшая часть первичных знаний по экологии, сведений о различных аспектах жизни человека, о природе воспитанники получают на занятиях первично-ознакомительного типа. Зачастую на данных занятиях преподносится информация о животных, растениях, условиях их обитания тех, с которыми дети не могут встретиться и познакомиться в реальности (например, с других материков, регионов и пр.)
Основным материалом таких занятий являются всевозможные наглядные и демонстрационные пособия, презентации и т. д. Что позволяет детям отчётливо и правильно представлять изучаемые объекты. Для максимально эффективной работы очень важны технические средства обучения, такие как телевизор, ноутбук, проектор и экран (а лучше — интерактивная доска). Немаловажно и аудиосопровождение, что воспитанники могли слышать звуки природы и звуки, издаваемые животными. Всё это позволит создать у детей реальные представления о жизни. Темами занятий могут быть домашние и дикие животные, обитатели леса и севера, тундры и жарких стран, пруда и моря, а также, деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, в лесничестве, в области природопользования и охраны природы. На занятиях этого типа дети знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения. [3]
Информация преподносится детям через беседу, рассматривание иллюстративного материала, демонстрацию презентаций. Так же компонентами этих занятий являются чтение детской литературы, просмотр документальных фильмов, познавательных мультфильмов. Однако рассказ воспитателя во всех вариантах занятий этого типа имеет первостепенное значение. Приоритетным становится словесный метод экологического воспитания — от слова воспитателя (его вопросов, пояснений, их системы и последовательности) зависят успешность и качество восприятия детьми новых образов, представленных наглядностью, зависит понимание связи событий, связи объектов; продуманное и спланированное слово воспитателя организует содержание занятий, обеспечивает успешный результат обучения. [1]
Занятия первично-ознакомительного типа с дошкольниками старшего возраста намного сложнее, чем занятия в более младших возрастных группах. С ними можно изучать картины природы, выходящие за рамки их жизненного опыта, выходить за пределы изображенного сюжета, рассматривать одновременно несколько картин — этому способствуют и некоторый уже сложившийся опыт детей, и имеющихся у них круг представлений.
Наглядный материал способствует формированию представлений об экосистемах пустыни, саванны, леса, их обитателях, о способах приспособления животных и растений в условиям обитания. Например, воспитанникам можно показать, как норка передвигается в лесу по деревьям и как отлично плавает в воде (т. е. как строение её тела помогает двигаться в разных условиях), чем она питается в теплое и холодное время года, как он охотится (т. е. как приспособлена она в данной среде в сфере питания), как и где устраивает свое гнездо, когда и как выводит потомство, как она защищается от врагов, как у нее происходит смена шерсти во время линьки, и какую приспособительную функцию в ее жизни выполняет этот процесс. Показывая одновременно картины о жизни норки в разные сезонные периоды, дошкольникам можно таким образом представить панораму событий в разное время года, показать приспособленность типично лесного животного к сезонно меняющимся условиям жизни. С помощью этих же картин можно продемонстрировать рост и развитие детёнышей, заботу матери о них, их постепенное взросление, подготовку к взрослой и самостоятельной жизни. [4]
Огромную пользу картины, слайды, видеофильмы оказывают в знакомстве детей недоступными реальному восприятию экосистемами: океаном, Арктикой. Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями воспитателя расширяют кругозор детей, формируют новые образы о природе.
Иногда на первично-ознакомительных занятиях с детьми можно рассматривать живые объекты природы. Но только в том случае, если они случайно оказались в детском саду или же целенаправленно были принесены родителями или воспитателем в целях знакомства детей с животным. Например, можно на несколько дней принести ежа. Но не в группу, а в зимний сад, где он может пожить некоторое время. Дети будут за ним ухаживать, кормить, поить, изучать его рацион питания, привычки и пр. В целях подробного изучения животного детям позволяют проводить несложные опыты, чтобы показать, как он передвигается, как сворачивается, как шипит и подпрыгивает, демонстрирует свою маскировочную окраску и пр. Позже со старшими дошкольниками можно провести добрую экологическую акцию — вернуть ежа в его родные условия обитания. Если же еж был домашний и не приспособлен к жизни в лесу, то он может подольше пожить в детском саду, то для знакомства с ним планируются циклы наблюдений, которые помогут детям постепенно накопить знания.
Занятия углубленно-познавательного типа.
Содержание занятий, которые можно назвать углубленно-познавательными, направлено на выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Тематика таких занятий определяется рядом конкретных зависимостей, которые, как показали исследования и практика детских садов, доступны пониманию и усвоению старшими дошкольниками. Это занятия, посвященные ознакомлению детей с зависимостями жизни и роста растений от факторов внешней среды, например ростом овощных культур, садовых растений, их сезонными изменениями и пр. Это занятия по ознакомлению детей с приспособленностью животных к среде обитания, например с маскировочной окраской животных, со способами их передвижения, защиты от врагов. [2]
Углубленно-познавательное занятие — заключительный этап в локальной работе с детьми, подводящий итог некоторых полученных знаний. В старшей группе — беседа об особенностях весны в начале мая после продолжительных наблюдений, заполнения календаря природы и погоды или диалог о перелётных и зимующих птицах в конце зимней подкормки птиц после регулярных наблюдений за ними.
Занятия углубленно-познавательного типа активно способствуют умственному воспитанию дошкольников. Дети обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Все это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника. [5]
Занятия обобщающего типа.
На занятии обобщающего типа воспитатель ставит цель выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление.
Что же может быть содержанием обобщенных представлений, формируемых в дошкольном возрасте? Практика обучения показывает, что обобщения должны строиться на конкретных различных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяжении всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе. [5]
В группах детей старшего дошкольного возраста все конкретные занятия могут быть классифицированы, суммированы и обобщены. Содержанием таких обобщенных сведений могут быть явления, закономерно изменяющиеся во времени с постоянной периодичностью: рост и развитие растений, сезонные изменения в природе. В течение нескольких лет дети наблюдают, как растут комнатные растения, овощи на огороде, цветы на клумбе. Накапливается огромное множество разнообразных представлений. На их основе можно сформировать обобщенное представление о том, что растение развивается из семени, оно растет, цветет, образует новые семена. Для его роста нужны определенные условия: свет, тепло, влага, хорошая почва. [6]
Обобщающие занятия способствуют развитию мышления, памяти, способности строить логические цепочки, — а, следовательно, развивают интеллект ребёнка в целом, — умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Итак, велика и очевидна роль занятий по экологии. Знания об окружающем мире необходимо давать именно в дошкольном возрасте. Информация должна быть доступна детям. Очень важно помнить о том, что в процессе обучения дошкольников должен быть конструктивный подход. Для эффективного процесса экологического воспитания огромную роль играет именно совместная деятельность педагога и детей, т. к. воспитатель является носителем экологической культуры, владеет методикой экологического воспитания, способствует формированию практических навыков.
Таким образом, видно, что для комплексного и эффективного экологического воспитания дошкольников очень важна системность, последовательность. Все типы занятий по экологии с дошкольниками несут свою функцию. И только комплексный и творческий подход воспитателя может сформировать у детей реальные и адекватные знания об окружающем мире, привить экологическую культуру подрастающему поколению.
Литература:
1. Груздев П. Н. и др. Вопросы воспитания мышления в процессе обучения. — М, 2005. — 427 с.
2. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. — 2005. — N 7. — с. 3–9 Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Сто кроссвордов о растениях и животных. Ярославль: Академия развития, 2004. — 178 с.
3. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. — 2006. — N 3. — с. 10–12.
4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 56 с.
5. «Мы» — Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. — С-Пб: Детство-пресс, 2003. — 240 с.
6. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 2004. — 160 с.