Переговорная площадка как форма организационно-управленческого и методического сопровождения введения Федерального государственного образовательного стандарта
Автор: Булах Елена Альбертовна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Статья просмотрена: 1839 раз
Библиографическое описание:
Булах, Е. А. Переговорная площадка как форма организационно-управленческого и методического сопровождения введения Федерального государственного образовательного стандарта / Е. А. Булах. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 122-124. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4122/ (дата обращения: 15.11.2024).
Введение Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования требует от педагогических коллективов решения важных задач содержательного, методического, психологического, управленческого характера.
На наш взгляд, результат во многом зависит от того, какие формы и методы работы с педагогическим коллективом будет использовать управленческая команда.
В данной статье вниманию читателей предлагается описание опыта организационно-управленческого и методического сопровождения введения стандарта нового поколения в форме переговорной площадки, сложившегося в КГБОУ СПО «Енисейский педагогический колледж». Но прежде чем привести конкретные примеры проведения переговорных площадок и охарактеризовать их отличительные особенности, остановлюсь на условиях, которые способствовали появлению данной формы работы.
С 1 сентября 2011 г. в колледже началось введение ФГОС СПО по следующим специальностям: 050146 Преподавание в начальных классах, 050144 Дошкольное образование, 050148 Педагогика дополнительного образования. Две последние основные профессиональные образовательные программы (далее ОПОП) реализуются по заочной форме обучения. Студенты 7 специальностей (Иностранный язык, Изобразительное искусство и черчение, Педагогика дополнительного образования, Преподавание в начальных классах, Дошкольное образование и Коррекционная педагогика в начальном образовании) продолжают обучение по ГОС СПО. Думается, что такая ситуация характерна сегодня практически для всех образовательных учреждений НПО/СПО. Таким образом, в настоящий момент педагогические коллективы несут ответственность за качество реализации двух стандартов — второго и третьего поколения.
Уже первое прочтение текста стандарта привело к значительному количеству вопросов и не менее разнообразным вариантам собственных ответов. Вместе с тем, совершенно очевидным является замысел разработчиков нового стандарта — изменение единицы стандартизации: в ГОС СПО — содержание, в ФГОС СПО — результат.
Сравнительный анализ реализуемых стандартов в части характеристики профессиональной деятельности выпускников и требований к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по специальностям ФГОС показал, что имеются расхождения в перечне видов деятельности и результатов. Результаты освоения профессиональных модулей («иметь практический опыт», «уметь», «знать»), имеющих место в стандартах всех реализуемых специальностей (например, профессиональный модуль «Методическое обеспечение образовательного процесса»), достигаются через разное содержание. Рабочие программы к профессиональному модулю с одним названием в ОПОП разных специальностей будут отличаться в содержательном контексте.
Если педагогический коллектив по численности небольшой (около 50 человек), то это означает, что преподавателям в своем большинстве придется работать сразу над содержанием нескольких ОПОП.
Серьезным вызовом стандарта стал факт значительного повышения роли работодателей. Работодатель выступает заказчиком, внешним экспертом ОПОП или ее отдельных частей. Вместе с тем, опыт первых лет показывает, что работодатель пока не очень охотно принимает на себя возложенные государственным документом функции.
Таким образом, становится понятным, что введение стандарта потребует значительных усилий коммуникативного характера. По многим вопросам необходимо будет договариваться как внутри педагогического коллектива, так и за его пределами. Не просто продиктовать, навязать сверху, а именно договориться. Следовательно, для организационно-управленческого и методического сопровождения введения ФГОС нужны принципиально новые формы работы.
Практика проведения переговорных площадок в колледже сложилась сравнительно недавно. Изначально традиционно проводились «круглые столы». Так, для решения задач привлечения работодателей к проектированию образовательного процесса и внешней оценки качества подготовки специалистов был организован и проведен круглый стол «Выявление достижений и проблем молодого специалиста». Участники круглого стола — директора школ, завучи, опытные учителя, победители различных конкурсов, молодые специалисты, а также представители администрации колледжа и преподаватели — были вполне удовлетворены состоявшимся разговором. В ходе круглого стола велась стенограмма. После такой встречи проблемы подготовки специалистов, реальные дефициты, отмеченные участниками заседания, обсуждались в колледже на разных уровнях управления, и были приняты соответствующие решения.
Во-первых, появились основания для сохранения в учебном плане дисциплины «Русский язык и культура речи». Данная дисциплина исключена из цикла ОГСЭ в стандарте нового поколения. Дисциплину в учебном плане мы сохранили, но содержание потребовало изменений. Преподаватели русского языка проделали осмысленную работу над содержанием: были добавлены дидактические единицы, введены практико-ориентированные задания, позволяющие выполнить заказ со стороны работодателя и повысить практическую значимость дисциплины.
Во-вторых, было отмечено, что молодые специалисты довольно часто испытывают затруднения в работе с новым оборудованием (интерактивные доски, цифровые микроскопы, графические планшеты, документ-камеры и т. д.). В условиях перехода на новые стандарты начального общего образования школы получают современное оборудование для кабинетов начальных классов. Поэтому было принято решение о разработке программы специального курса «Использование нового учебного оборудования в учебном процессе» и включение его в ОПОП специальности «Преподавание в начальных классах». Курс уже прошел апробацию в рамках реализации ГОС СПО, т. к. уровень подготовки выпускника не должен «опаздывать» и зависеть от реализуемого стандарта.
Для реализации ФГОС СПО с учетом возможностей, предоставляемых новым стандартом образовательному учреждению, появилось несколько вариантов устранения данного дефицита в подготовке будущих учителей: либо направить для решения этой задачи содержание учебной дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности», либо ввести соответствующую тему в содержание междисциплинарных курсов (далее МДК) профессионального модуля «Преподавание по программам начального общего образования», либо разрабатывать отдельный МДК. Мы видим, что в рамках реализации ФГОС СПО появляются ситуации альтернативы, следовательно, предстоит, проанализировав все «за» и «против», сделать выбор.
Однако наблюдение показывает, что, как правило, участники, свободно выражая свою точку зрения по обсуждаемому вопросу, не всегда готовы принимать решение и брать на себя ответственность. Круглый стол с работодателями (описанный выше) завершился, на наш взгляд, результативно. Мы получили перечень явных дефицитов в подготовке специалиста и, как и раньше, взяли всю ответственность на себя, поставив ряд задач перед педагогическим коллективом колледжа. Вместе с тем, совершенно очевидно, что работодатели могут и должны стать партнерами в подготовке кадров, должны брать на себя какую-то часть ответственности за подготовку специалиста. Но для того, чтобы это стало реальностью, требуется иная и по задачам, и по организации форма работы, позволяющая понять не только требования, но и возможности сторон, обсудить планы совместных действий, конкретные мероприятия и взаимные выгоды. Таким образом, появилась идея проведения не просто «круглых столов», а «переговорных площадок».
К настоящему моменту проведена серия переговорных площадок. Не повторяя того, что было отмечено выше, уточню несколько характеристик переговорной площадки как формы работы педагогического коллектива.
Первая характеристика открывается сразу. «Переговорная площадка» — это место для проведения переговоров, в ходе работы имеет место переговорный процесс. Следовательно, к ее проведению прибегаем не всегда, а только в том случае, когда нужно договориться, осуществить выбор из нескольких альтернатив, выработать общие рамки для дальнейшей деятельности, определиться с мерой личной ответственности за ту или иную часть работы и т. п.
Итак, по каким же вопросам пришлось договариваться:
- о распределение часов вариативной части;
- о включении в учебный план дисциплин, МДК, не предусмотренных стандартом, но необходимых с точки зрения особенностей регионального рынка труда;
- об определении объемов (продолжительности) и содержании практик, входящих в профессиональные модули;
- о содержании междисциплинарных курсов, входящих в состав того или иного профессионального модуля, с учетом требований к результатам его освоения;
- о системе оценки общекультурных и профессиональных компетентностей, результатов освоения видов профессиональной деятельности;
- о форме, содержании и сроках проведения квалификационных экзаменов по итогам выполнения программы профессионального модуля;
- об организации и содержании самостоятельной работы студентов.
Вторая характеристика — в результате работы и достижения договоренности должен обязательно появиться официальный документ — соглашение, договор, протокол, лист согласования и т. д. В нашем случае имеют место все указанные документы. Переговорные площадки внутри коллектива протоколируются. Протокол позволяет сохранить основное содержание переговоров и договоренностей. Очень часто в процессе обсуждения возникают интересные идеи, которые возможно использовать в дальнейшем. Кроме того, протокол позволяет ввести в курс дела отсутствующих по каким-то причинам членов педагогического коллектива. Лист согласования — это удобная форма записи в случае обсуждения документов (например, рабочего учебного плана, положения о программах учебных дисциплин, профессиональных модулей). Соглашение и договор — документы, которые появляются в результате достигнутых договоренностей с работодателями.
Третья характеристика — широкий спектр участников. Как правило, количество участников зависит от обсуждаемого вопроса. Приведем несколько примеров. В переговорной площадке о распределении бюджета времени на освоение ОПОП специальности 050139 Изобразительное искусство и черчение участвовало всего 3 человека: заместитель директора по учебно-производственной работе, заведующий отделением и заведующий педагогической практикой. На переговорной площадке по согласованию учебного плана интересы своих структур отстаивали председатели предметно-цикловых комиссий (их в колледже 6). Они предлагали собственные версии использования часов вариативной части и обосновывали важность включения тех или иных дисциплин, МДК для подготовки учителей для современной школы. Кроме того, в качестве экспертов в переговорах участвовали члены административного совета, студенты выпускных групп и работодатели.
При работе над очередным проектом программы профессионального модуля «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников» количество участников было достаточно большим и разно позиционным: управленцы разного уровня, преподаватели, учителя баз практики. Так, в ходе работы нескольких переговорных площадок оформилась организационная и содержательная структура данного профессионального модуля; уточнено содержание практики; обозначена форма и определена процедура проведения квалификационного экзамена.
Для работы были приглашены преподаватели с запланированной нагрузкой теоретического обучения по МДК, преподаватели, кому предстояло осуществлять руководство в период практики, учителя начальных классов, будущие наставники студентов-практикантов.
Четвертая характеристика переговорной площадки — открытость. Все проводимые переговорные площадки объявляются открытыми. Это означает, что приветствуется участие каждого члена педагогического коллектива. К работе приглашаются так называемые потенциальные участники. Это могут быть преподаватели, работающие на других специальностях. Ценным и важным признается каждое мнение.
В заключение хочу отметить наблюдаемые эффекты, которые мы связываем с проведением переговорных площадок, а именно: повышение ответственности за коллективные разработки и включение в деятельность преподавателей, которые в настоящий момент не ведут теоретическую подготовку, но могут выйти со студентами на практику в рамках того или иного профессионального модуля.
Таким образом, переговорная площадка — организационная форма управленческого и методического сопровождения введения стандарта, которая позволяет вырабатывать общие смыслы и координировать усилия педагогического коллектива в инновационном процессе.