Дидактическая игра в младшем школьном возрасте
Авторы: Айрумян Гаянэ Сергеевна, Нагорнова Лариса Владимировна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, октябрь 2013)
Статья просмотрена: 9461 раз
Библиографическое описание:
Айрумян, Г. С. Дидактическая игра в младшем школьном возрасте / Г. С. Айрумян, Л. В. Нагорнова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4144/ (дата обращения: 19.12.2024).
Младший школьный возраст — это период жизни ребёнка от 6 до 11 лет — называют «вершиной детства».
В данный период возрастает подвижность нервных процессов, что определяет повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость ребёнка. Если до школы некоторые индивидуальные особенности ребёнка могли не мешать его естественному развитию, принимались и учитывались взрослыми людьми, то в школе происходит стандартизация условий жизни. В результате чего эмоциональные и поведенческие отклонения личностных свойств, становятся особенно заметными. Обнаруживает себя сверх возбудимость, повышенная чувствительность, плохой самоконтроль, непонимание норм и правил взрослых.
Переход в школьный возраст ребёнка связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учебная, появляются новые обязанности, новыми становятся отношения с окружающими.
Новая социальная ситуация развития ужесточает условия жизни ребёнка и выступает для него как стрессогенная, так как он входит в строго нормированный мир отношений, требующий от него строгой организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а так же за умственное развитие.
Этот период называют кризисом 7 лет. Л. И. Божович считает кризис 7 лет периодом рождения социального «Я» ребёнка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей.
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие мышления.
Особенностью здоровой психики ребёнка является познавательная активность. Любознательность ребёнка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Он стремиться к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем≤», «как≤» и «почему≤».
Познавательная активность, направленная на обследование окружающего мира, организует внимание ребенка на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Ребенок в младшем школьном возрасте может играть два, а то и три часа, если он занят важной дня него игрой. Он может быть так долго занят и сосредоточен и на другой деятельности — рисовании, изготовлении поделок, лепке и др. Но такое сосредоточенное внимание следствие интереса к тому, чем занят ребёнок. А если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему безразлична или совсем не нравится, он будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным.
Младший школьный возраст — это возраст интенсивного интеллектуального развития. Происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. По словам Л. С. Выготского, мы имеем дело с развитием интеллекта, который сам себя не знает.
Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются:
- Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, благодаря усвоению системы научных понятий.
- Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.
Младший школьный возраст — это период впитывания и накопления знаний, период усвоения по преимуществу, подражательность многих действий и высказываний, повышенная впечатлительность, внушаемость, направленность умственной активности на то, чтобы повторить, внутренне принять. Каждое из отмеченных свойств выступает у младших школьников своей положительной стороной. И в этом неповторимое своеобразие данного возраста.
Дети в начальных классах могут произвольно регулировать свое поведение, но непроизвольное внимание преобладает. Им трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на интересной деятельности, но требующей умственного напряжения. Чтобы спасти ребёнка от переутомления, необходимо переключения внимания. Эта особенность внимания является одним из оснований включения в занятия игры.
Игра — один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.
«Суть человеческой игры — в способности, отображая, преображать действительность… в игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир — в этом основное, центральное и самое общее значение игры» — писал С. Л. Рубинштейн.
В школьный период игра приобретает наиболее развитую форму. Эта деятельность ребенка интересует ученых философов, социологов, этнографов, биологов и особенно педагогов и психологов.
Фундаментальные исследования в области психологии и педагогики, практический опыт в обучении и воспитании доказали, что одним из эффективных средств организации учебного процесса и активизации познавательной деятельности младших школьников, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, является дидактическая игра. Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащегося для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это обучающие игры. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила.
Специфическими признаками дидактических игр является их преднамеренность, планируемость, наличие учебной цели и предполагаемого результата. Дидактические игры, как правило, ограничены во времени. В большинстве случаев игровые действия подчинены фиксированным правилам, их педагогически значимый результат может быть непосредственно связан с созданием в ходе игры материальных продуктов учебно-игровой деятельности. Через решение игровых задач в рамках дидактической игры достигаются цели обучения.
Дидактическая игра содержит три компонента:
- дидактическую цель — что учитель хочет проверить, какие знания закрепить, дополнить, уточнить;
- игровое правило — это условия игры, которые обычно формулируются словами «если, то…». Правило определяет, что в игре можно, а чего нельзя делать и за что игрок получает штрафное очко;
- игровое действие — это основная «канва» игры, её игровое содержание. Это может быть любое действие (поймать, передать, добежать, взять предмет и произвести с ним какие-то манипуляции), соревнование и т. п.
Таким образом, дидактическая игра, во-первых, выполняет обучающую задачу, которая вводится как цель игровой деятельности и по многим свойствам совпадает с игровой задачей; во-вторых, предполагается использование учебного материала, который составляет содержание и, на основе которого устанавливаются правила игры; в-третьих, такая игра создается взрослыми, ребенок получает её в готовом виде.
Дидактическая игра, являясь методом обучения, предполагает две стороны: учитель объясняет правила игры, подразумевающие учебную задачу, а учащиеся, играя, систематизируют, уточняют и применяют полученные ранее знания, умения, навыки — у них формируется познавательный интерес к предмету.
Практикой доказано, что прочно усваиваются только те знания, которые детьми «добыты» самостоятельно. Когда ребенку просто о чем-то сообщают, рассказывают — это может пройти мимо его сознания. Но то, до чего он додумался сам, что является его собственным открытием, остается в сознании навсегда. Чтобы такое открытие состоялось, необходимо умело, ненасильственно направить ребенка на анализ учебного материала. Мыслительная работа учащегося младшего школьного возраста должна проходить в наиболее естественной для этого возраста форме — «игре по правилам». Каково же условие выигрыша здесь≤ Конечно, понимание и соблюдение правил игры. В нашем случае правило игры — это как раз тот учебный материал, который требуется усвоить
Известный французский учёный Луи де Бройль утверждал, что все игры (включая даже самые простые) имеют много общих элементов с работой ученого. В игре привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем, и радость открытия, и ощущение преодоления препятствия.
Главным условием для проведения любых игр с правилами является наличие у школьников представлений необходимых для соблюдения правил игры. Поэтому дидактические игры целесообразно организовывать не в начале изучения темы, когда знания детей ещё недостаточны, а в конце, когда требуется проверить, что хорошо усвоено, а что необходимо повторить.
Место игры в структуре урока зависит от цели, с которой ее использует учитель. В начале урока, например, игра может применяться для подготовки учеников к восприятию учебного материала, в середине — с целью активизации учебной деятельности младших школьников или закрепления и систематизации новых понятий.
Главное предназначение дидактических игр вести школьников по пути познания, развития.
Дидактические игры с применением сказочных элементов, занимательной наглядности, текстов и тому подобным облегчают учебный процесс, оживляют его. Так, ролевые игры, где присутствуют сказочные или другие вымышленные персонажи театрализуют учебный процесс, делают урок необычным. Дух соревнования в игре возбуждает активность, стремление к лидерству.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные.
Четкая классификация дидактических игр по видам отсутствует. Можно соотнести игры с содержанием обучения и воспитания. Тогда выделяются следующие типы дидактических игр:
- игры по сенсорному воспитанию,
- словесные игры,
- игры по ознакомлению с природой,
- по формированию математических представлений и другие.
Игры соотносятся с материалом:
- игры с дидактическими игрушками,
- настольно-печатные игры,
- словесные игры,
- сюжетные игры.
Такая классификация игр подчеркивает направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры — особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство преподавателя.
Сгруппировав по виду деятельности учащихся, можно выделить несколько типов дидактических игр:
- Игры-путешествия,
- Игры-поручения,
- Игры-предположения,
- Игры-загадки,
- Игры-беседы.
Весь спектр возможных игровых методик перечисленными типами игр не исчерпывается. На практике наиболее часто используются указанные игры либо в «чистом» виде, либо в сочетании с другими видами игр — подвижными, сюжетно-ролевыми и др.
Всё это многообразие дидактических игр объединяется общими функциями. Каковы же функции дидактических игр≤ Их несколько:
- обучающая,
- воспитательная (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);
- ориентационная (учит ориентироваться в конкретной ситуации, применять знания для решения нестандартной учебной задачи);
- мотивационно-побудительная (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса).
Главное значение дидактических игр в процессе обучения младших школьников заключается в следующем:
- Значительно повышается познавательный интерес младших школьников к изучаемым предметам;
- Каждый урок становится более ярким, необычным, эмоционально насыщенным;
- Активизируется учебно-познавательная деятельность детей;
- Развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, увеличивается работоспособность.
Литература:
1. Воронов В. В. Педагогика школы в двух словах. Москва: Российское педагогическое агентство, 1997. — 146 с.
2. Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. Москва: Просвещение,: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1994. — 320 с.
3. Занков Л. В. Дидактика и жизнь. Москва: Просвещение, 1968.
4. Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000.
5. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997.
6. Эльконин Д. Б. Психология игры. — 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.