Формирование нравственной чистоты у дошкольников. | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, октябрь 2013)

Дата публикации: 02.09.2013

Статья просмотрена: 281 раз

Библиографическое описание:

Величко, О. А. Формирование нравственной чистоты у дошкольников. / О. А. Величко. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 29-31. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4166/ (дата обращения: 16.11.2024).

Человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми на работе, дома, на улице, в кино, в библиотеке, вступая в контакты иногда с десятками людей в день.

Поведение человека, приветливо или грубо сказанное слово, нередко оставляет в душе след на целый день и дольше. Многое зависит от тех, с кем мы общаемся:

-          хорошее настроение от внимания, приветливости, доброжелательности;

-          плохое настроение от невнимания, небрежности, злого слова.

Вместе взятое, так или иначе, отражается на человеке.

Образование само по себе не даёт высокую общую культуру, не определяет нравственный облик человека и, в частности, его культуру, не определяет и поведение. Довольно часто встречаются люди, знающие и любящие своё дело, но не воспитанные и не вежливые.

Культуру поведения надо специально воспитывать. Детей необходимо научить с раннего возраста таким умениям, навыкам и привычкам, которые облегчают установление контактов, сохранение естественности в общении людей, помогают в создании атмосферы доброжелательности, товарищеского внимания.

Знание правил культурного поведения облегчает выбор таких форм поведения, которые соответствуют требованиям нравственности, эстетики и моральной этики.

Будет нравственное воспитание — ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды его окружающей, возьмёт пример с родителей, будет нравственность, почти наверняка, будет и духовность; не будет нравственности — не будет ничего, никакого воспитания.

Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности закладываются в семье. Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.

При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.

Именно поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить малыша «умению чувствовать человека». Основа нравственного убеждения закладывается в детстве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребёнка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает.

О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведёт себя в силу внутреннего побуждения, когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. И важнейшей задачей для педагога является не ошибиться при «строительстве здания» в создании дошкольника, обдуманно вести его за собой и не оступиться при формировании у ребёнка тех необходимых взглядов и убеждений, которые поведут его по жизни.

Чтобы в дальнейшем добиться от детей глубоко осознанного, обоснованного поведения, педагог уже в дошкольном возрасте ведёт целенаправленную работу над формированием навыков культурного поведения, их дальнейшим развитием. Воспитанный человек — залог успешного развития нашего общества, а дети — наше будущее.

Следовательно, от нас, педагогов дошкольного образования, зависит будущее нашего государства, каким будет оно.

Первостепенное значение имеет сам факт совместной направленности разрешения проблем. Ребёнок всегда должен понимать, какими целями руководствуется педагог в общении с ним. А ребёнок даже в самом малом возрасте, должен становиться не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей коллективной жизни, в известном смысле её создателем и творцом.

Этическая беседа — метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон — воспитателя и детей. Данный вид деятельности предполагает живой обмен мнениями, диалог. Наиболее существенная характеристика диалогического воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребёнка и взрослого.

Пример — воспитательный метод исключительной силы. Пример даёт конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Примером для подражания могут являться взрослые, родители, друзья, а также герои книг.

Необходимо отметить, что работа по формированию навыков культурного поведения должна проводиться в тесном контакте с родителями детей. Что является основой основ положительного эффекта в данном направлении.

Только тесное сотрудничество даёт положительные результаты.

Несколько правил для успешного воспитания детей:

-          всегда находить время, чтобы поговорить с малышом;

-          интересоваться проблемами детей и своевременно откликаться по первому зову;

-          не оказывать на ребёнка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решение;

-          уважать право каждого ребёнка на собственное мнение;

-          уметь сдерживать собственные инстинкты и относиться к ребёнку как равноправному партнёру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

-          активно сотрудничать с родителями детей, для достижения единой цели.

Наша цель: повышение уровня социально — нравственной позиции детей посредством формирования хороших манер по отношению к себе, окружающим, своей семье.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

-          развивать у детей умение анализировать свои действия и поступки по отношению к окружающим людям;

-          развивать в детях чувство собственного достоинства, самостоятельности;

-          воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным, смелым;

-          учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок;

-          учить использовать в своей речи «волшебные слова»;

-          стимулировать самостоятельность и творческую активность, развивать мыслительную деятельность;

-          воспитывать потребность радовать близких добрыми делами и заботливым отношением.

За короткий период дошкольного детства ребёнок усваивает многие способы поведения и общения. Он чутко присматривается к поведению взрослых и сверстников, подражает их речевым особенностям, манерам, жестам, у него появляются довольно устойчивые привычки. Он интенсивно развивается физически, интеллектуально и нравственно.

Формирование нравственного поведения дошкольника должно проходить под руководством взрослых. Основная задача — воспитывать у него организованное поведение в соответствии с общепринятыми нормами, руководствуясь которыми он может самостоятельно устанавливать контакты со сверстниками, управлять своими желаниями.

Образование как один из ведущих методов воспитания помогает усвоить определённый объём конкретных навыков и умений, от которых зависит поведение ребёнка, его организованность, самостоятельность, упорядоченность и осмысленность действий.

Усваивая необходимые навыки, ребёнок знакомится с правилами поведения. Благодаря правилам ребёнок должен уяснить, осмыслить, как надо вести себя со взрослыми и сверстниками дома и в детском саду, на улице и в общественных местах.

С этой целью ребёнка обучают правилам, связанным с соблюдением чистоты и опрятности, общения и речевого этикета, правилам, помогающим строить отношения со сверстниками и окружающими людьми, правилам вежливости, поведения за столом, на занятиях, в процессе совместной деятельности. С правилами знакомят постепенно, в естественных ситуациях, с учётом возраста детей.

По мере взросления ребёнка постепенно расширяется и круг правил, усваивая которые он дополнительно расширяет и конкретизирует свои знания об уже известных. Например, воспитанников детского сада знакомят со следующими правилами: «Как вести себя во время организованной образовательной деятельности»; «Как вести себя на улице, в транспорте»; «Соблюдай правила пешехода»; «Как вести себя во время разговора со взрослыми»; «Правила дружной игры»; «Правила дружной работы»; «Правила вежливости». Важно, чтобы и в семье выполнение любого правила было обязательным.

Воспитание культуры речи — проблема нравственная, имеющая социальную значимость, так как передавая из поколения в поколение богатство и чистоту родного языка, мы сохраняем связь времён, традиции и дух народа. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять мысль в слове, в манере говорить и общаться, в богатстве словарного запаса.

Важно, чтобы ребёнок с раннего возраста учился и мыслить и общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.

Речевое развитие ребёнка зависит от того, какую речь он слышит от окружающих. Первоначальное овладение человеческой речью основано на подражательности. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые — спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением,- и, подражая, копируют услышанное. Вслушайтесь, как говорит ребёнок, и вы непременно заметите, что в его интонациях проявляются особенности произношения отца и матери, бабушки и дедушки; он передаёт их жесты и мимику, использует характерные и часто употребляемые обороты речи. Языковое богатство близких, как и недостаток их языковой культуры, становится достоянием ребёнка.

На речь и поведение ребёнка во время разговора влияют его интеллектуальное развитие, особенности его нервной системы, а также насколько часто, как и о чём разговаривают с ним родители. Развитие речи и мышления — единый процесс.

В детском саду мы учим ребят ценить дружбу, прививаем детям правила хорошего тона, воспитываем опрятность, аккуратность, умение вежливо общаться с окружающими людьми.

С этой целью я разработала методическое пособие «Хорошие манеры». В нём представлены: система занятий, игры, этюды, родительские собрания, консультации, практикумы для родителей, тесты, наглядный материал к занятиям, фоторепортаж. Считаю, что необходимо повышать уровень социально-нравственной позиции детей посредством формирования хороших манер по отношению к себе, к окружающим и своей семье.

Необходимо воспитывать в малыше добросовестного участника движения, развивать социальную позицию. Именно в дошкольном возрасте необходимо научить детей ответственно относиться к своему здоровью. Объяснить, насколько важно быть в современном обществе наблюдательным и осторожным. К сожалению, очень часто нам встречается чёрствая, жестокая молодёжь. Поэтому считаю, что именно педагоги дошкольного образования должны и обязаны воспитывать у детей любовь к родителям и заботливое отношение к ним. Важно научить детей не только знать, но и использовать в повседневной жизни «волшебные слова». Необходимо проводить сюжетно-ролевые игры, способствующие формированию у детей правил и норм поведения в обществе.

Литература:

1.         В. И. Петрова, Т. Д. Стулыгин «Нравственное воспитание в детском саду». Изд. Мозаика-синтез. М. 2006г.

2.         И. Ф. Мулько «Социально-нравственное воспитание детей 4–5 лет». Изд. М., ТЦ Сфера 2004г.

3.         «Энциклопедия воспитания и развития дошкольника». Под редакцией Л. Ю. Субботиной. Изд. Академия развития, Я. 2001г.

Основные термины (генерируются автоматически): культурное поведение, ребенок, детский сад, Правило, время разговора, дошкольное образование, дошкольный возраст, заботливое отношение, Правило вежливости, ранний возраст.