Диагностические особенности выявления уровня коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Автор: Брянская Елена Ильинична
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, октябрь 2013)
Дата публикации: 13.09.2013
Статья просмотрена: 6792 раза
Библиографическое описание:
Брянская, Е. И. Диагностические особенности выявления уровня коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / Е. И. Брянская. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 90-93. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4183/ (дата обращения: 19.12.2024).
Современные тенденции в системе общего и специального образования страны требуют от педагогов поиска новых путей обучения и воспитания, направленных на развитие личности, как нормального ребенка, так и ребенка с особыми потребностями, на создание условий, способствующих их социальной адаптации. В связи с этим в последнее время в специальной психологии и педагогике вызывают повышенный интерес дети дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Так как известно, что именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации [1]. Для успешного школьного обучения большое значение имеют своевременное овладение правильной выразительной речью, психофизическое развитие, культура поведения в целом.
Доказано, что у детей с речевым недоразвитием стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения заметно ограничивают возможности спонтанного формирования речевых умений и навыков, обеспечивающих процесс говорения и приема речи. Характерным является несовершенство структурно-семантической организации контекстной речи. Дети испытывают трудности при программировании высказывания, синтезе отдельных элементов в структурное целое, отборе языкового материала для той или иной цели (Л. Ф. Спирова, Л. Б. Халилова, С. Н. Шаховская и др.). Трудности общения проявляются в несформированности основных форм коммуникации (В. П. Глухов), смешении иерархии целей общения (О. Е. Грибова), снижении потребности в нём, активности (Б. М. Гриншпун). Недостаточность вербальных средств общения лишает возможности взаимодействия детей, становится препятствием в формировании игрового процесса (Л. Г. Соловьева, Е. А. Харитонова).
Вместе с тем в проблеме формирования коммуникативной компетентности у детей с ОНР остается еще много нерешенных вопросов. Мы рассматриваем культуру речевого общения, как составную часть коммуникативной компетентности, которая в свою очередь является необходимым условием успешной социальной адаптации ребенка с нарушением речи. Современный ребёнок испытывает сильную психическую нагрузку, так как число его контактов с миром сверстников и взрослых постоянно увеличивается [2]. Это вызывает необходимость ориентироваться в различных ситуациях этикетного общения, отбирать адекватные им речевые средства и использовать их в соответствии с принятыми в обществе нормами этикетно-речевого поведения. Очевидно, что уже с дошкольного возраста необходимо готовить детей к осознанному и умелому реагированию в типовых ситуациях общения, формировать у них коммуникативные способности.
Для успешного определения направлений работы и осуществления коррекционно-педагогического процесса, в первую очередь, необходимо выявить актуальный уровень коммуникативной компетентности детей с нарушениями речи. Выделяются три компонента, по наличию которых можно судить об уровне культуры общения личности: нравственный или нормативно-ценностный, внутренний (гуманное отношение к партнеру по общению, перцептивная культура, установка на единство слова и действия); поведенческий или внешний (владение коммуникативными формами, средствами, соблюдение правил общения и т. д.); когнитивный или познавательный (понимание сущности и функций общения, эталонные представления о культуре общения, знание критериев оценки собственной культуры общения и общения других людей).
В основу выделения уровней развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста, мы положили специфические для каждого компонента критерии, с учетом специфики детей 5–6 лет с ОНР.
Критерии: умение использовать невербальные средства в общении, понимание значения слова «вежливость»; знание разнообразных формул речевого этикета; наличие представлений о правилах поведения; умение соотносить имеющиеся знания о культуре общения с воображаемой и реальной ситуацией; глубина и осознанность имеющихся знаний о культуре общения.
Дошкольникам было предлагается 4 серии заданий.
Задание 1.
Цель — выявить общее представление ребёнка о вежливости.
Методика. Ребенка просят ответить на три вопроса.
1. Какого человека называют вежливым≤
2. Какие вежливые слова ты знаешь≤
3. Как ты думаешь, почему их называют «волшебными»≤
Высокий уровень — полностью справился.
Средний — требовалась помощь педагога.
Низкий — отмечаются слабые, недостаточно сформированные представления.
Задание 2.
Цель — выявить, имеются ли в пассивном словаре ребёнка формулы речевого этикета, понимает ли он их.
Методика. Ребенку дают инструкцию: «Сейчас я прочитаю тебе предложения, в которых «спрятались» вежливые слова. Если ты услышишь такое слово, положи фишку».
Высокий уровень — из 10 заданных предложений справился со всеми.
Средний уровень — 6–7 предложений.
Низкий — менее 5 предложений.
Задание 3.
Цель — определить умение подбирать адекватную ситуации формулу речевого этикета.
Методика. Ребёнку дают инструкцию: «Сейчас я расскажу тебе одну историю про мальчика и девочку, которых зовут Саша и Катя. Я буду рассказывать и показывать тебе картинки, а ты будешь внимательно слушать, смотреть и помогать мне рассказывать. Ты будешь за Сашу и Катю говорить вежливые слова». Далее описывают каждую ситуацию общения, в которой формулируют основные условия (то есть задают компоненты): имена коммуникантов, время, место, цель высказывания, а также сопутствующие условия, позволяющие сформулировать мотивировку реплик.
Ситуации.
1. Просьба.
«У ребят шло занятие по аппликации. Им было дано задание: сделать открытку в подарок маме к празднику. Саше нужна розовая бумага, чтобы вырезать цветок (мотивировка). Как Саша может попросить (цель) бумагу у Кати (адресат)≤ А как ещё можно сказать≤.
2. Приветствие.
«Утром (время) ребята приходят в детский сад (место, обстановка) и здороваются с воспитательницей, которую зовут Нина Николаевна (адресат). Как они могут поздороваться с ней (цель)≤ А как ещё можно сказать≤
Задание 4.
Цель — выявить умение контролировать свое поведение, слушать и слышать собеседника и отношение к неэтичным выражениям собеседника.
Методика. Наблюдение за общением ребёнка со сверстниками.
План наблюдения.
1. Как ребёнок вступает в общение со сверстником (предлагает свои правила игры, соглашается с предложенными).
2. Умеет ли слушать собеседника и спокойно высказывать свое мнение.
3. Умеет ли выбирать нужный тон, жесты, мимику.
4. Как размещается по отношению к собеседнику (лицом. боком, спиной).
5. Умеет ли контролировать себя в общении со сверстниками.
6. Умеет ли понимать эмоциональный настрой собеседника и выражает ли свое отношение.
7. Как ребёнок выражает свое отношение к неэтичным выражениям собеседника.
Результаты наблюдения фиксируются в протоколе.
Таким образом, выделяется три уровня развития коммуникативной компетентности.
Низкий уровень — ребёнок самостоятельно не использует в речи вежливые слова, только при напоминании взрослого. В пассивном словаре имеются представления о словах речевого этикета. Не имеет навыков телефонного разговора. Интонация речи и мимика невыразительны. В общении ребенок проявляет несдержанность, часто вступает в конфликты, навязывает свое мнение.
Средний уровень — ребенок употребляет в речи элементарные слова речевого этикета (приветствия, прощания, благодарности). Не имеет достаточных навыков телефонного разговора. Не всегда умело употребляет формулы речевого этикета в ситуациях общения. Умеет слушать собеседника, но у него не всегда получается контролировать свое поведение. Выражает неприятие к неэтичным выражениям собеседника. Речь интонационно выразительна. Мимика и жесты недостаточно развиты.
Высокий уровень — проявляет инициативу в организации общения. Речь эмоционально окрашена. Владеет средствами невербального общения. Самостоятельно употребляет формулы речевого этикета адекватно ситуации общения. Владеет элементарными навыками телефонного разговора. Проявляет нетерпимость к неэтичным выражениям собеседника.
Для составления более полной картины речевого окружения ребенка необходимо определить степень и характер участия родителей в воспитании культуры речевого поведения детей и понимание ими его необходимости.
Бесспорно, что культура общения ребёнка отражает культуру его семьи, различный характер отношений её членов к обществу, людям. Пользуясь языком, ребенок усваивает нормы социального взаимодействия. В семейном воспитании детей наблюдается явное преобладание вербальных методов, а в ряде случаев словесное воздействие, в котором отсутствует достаточно убедительное и аргументированное обоснование нравственной нормы, остается, в сущности, единственным воспитательным средством [3]. Эффективность реализации коммуникативной функции речи зависит от культуры личности родителя, которая в свою очередь влияет на уровень культуры семейного воспитания в целом.
В основу определения степени и характера участия родителейввоспитании культуры речевого поведения детей и понимание ими его необходимости, были положены следующие критерии: знание критериев оценки культуры речевого общения ребенка; осознание необходимости культуры общения; понимание сущности культуры общения; владение самим родителем культурой общения в разных жизненных ситуациях; знание и использование методов формирования культуры речевого общения в семейном воспитании; участие во взаимодействии с дошкольным учреждением.
Формы работы: индивидуальные беседы и анкетирование.
В процессе бесед ставились следующие вопросы: Какие вежливые («волшебные») слова использует в речи ваш ребенок≤ Всегда ли он благодарит за оказанную помощь или услугу≤ Умеет ли ваш ребенок извиниться≤ Благодарит после приема пищи≤ Что он вам говорит, проснувшись утром≤ Как ребенок общается со сверстниками≤
Данные, полученные в ходе беседы с родителями, целесообразно соотнести с данными, полученными на этапе работы с детьми. Это позволит выяснить, насколько объективна оценка родителей культуры общения детей (завышена, адекватна или занижена).
Родителям в письменном виде предлагается ответить на вопросы:
1. Необходимо ли проводить в дошкольном возрасте работу по развитию культуры речевого общения≤
2. Сформулируйте свое понимание культуры речевого общения≤
3. Какие компоненты включает в себя понятие «культура речевого общения»≤
4. Владеете ли вы навыками культуры речевого общения≤
5. Какие средства наиболее эффективны при развитии культуры речевого общения детей≤ Какие из них Вы используете в домашней обстановке≤
6. Проводятся ли в детском саду консультации для родителей по данной проблеме≤ Хотели ли Вы ее получить≤
7. В каких мероприятиях ДОУ Вам удалось принять участие за прошедший год≤ Считаете ли Вы нужным проведение подобных мероприятий≤ Удовлетворены ли Вы их количеством и качеством≤
Каждый ответ на вопрос соотносится с выдвинутыми критериями и оценивается баллами. 1 балл — полностью соответствует критерию, 0,5 балла — частично соответствует критерию, 0 баллов — не соответствует критерию. Максимальное количество баллов 6. Уровень готовности родителей к взаимодействию с ДОУ по вопросам формирования культуры речевого общения у детей, рассчитывается по формуле: итоговую сумму баллов делим на максимальное количество баллов и умножаем на сто процентов. В итоге процентное соотношение для определения уровня выглядит так: 80–100 % высокий уровень, 50–79 % средний уровень, 49 % и ниже — низкий уровень.
Высокий уровень предполагает, что родители, серьезно относятся к проблеме воспитания культуры речевого общения ребенка в семье, осознают необходимость данной работы, дают правильную оценку речи своих детей, понимают методы и приемы воспитания; в общении с ребенком и между собой соблюдают вежливость, взаимное уважение, тактичность, принимают участие в мероприятиях дошкольного учреждения систематически.
Средний уровень готовности родителей подразумевает, что они понимают важность и необходимость воспитания культуры общения, но не имеют достаточных знаний по этому вопросу, в семейном воспитании используют неэффективные методы работы, сами не всегда пользуются формами речевого этикета, участвуют в мероприятиях эпизодически.
Низкий уровень характеризует родителей, которые уделяют недостаточное внимание своим детям, не знают, чему и как учить детей, затрудняются в оценке речи детей, т. к. не обращают на неё внимание; в семейном воспитании наблюдается низкий уровень культуры взаимоотношений, отказываются от участия в мероприятиях.
Таким образом, представленная диагностика не только позволяет выявить актуальный уровень коммуникативной культуры дошкольников с ОНР и обозначить направления коррекционно-педагогической работы, но и определить воспитательный потенциал семьи, что в свою очередь позволит использовать возможности семейного воспитания для повышения культуры речевого общения детей и педагогической культуры родителей в целом.
Литература:
1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей 3–7 лет [Текст] / А. Г. Арушанова. — М.: Мозаика-Синтез, 2002. — 270 с.
2. Глистина, И. А. Особенности эмоционального развития дошкольников с общим недоразвитие речи [Текст] // Практическая психология и логопедия. 2006. № 5. С. 30–35.
3. Давыдова, О. И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход [Текст] / О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 144 с. — (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).