Диагностические особенности выявления уровня коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, октябрь 2013)

Дата публикации: 13.09.2013

Статья просмотрена: 6770 раз

Библиографическое описание:

Брянская, Е. И. Диагностические особенности выявления уровня коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / Е. И. Брянская. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 90-93. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4183/ (дата обращения: 16.11.2024).

Современные тенденции в системе общего и специального образования страны требуют от педагогов поиска новых путей обучения и воспитания, направленных на развитие личности, как нормального ребенка, так и ребенка с особыми потребностями, на создание условий, способствующих их социальной адаптации. В связи с этим в последнее время в специальной психологии и педагогике вызывают повышенный интерес дети дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Так как известно, что именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации [1]. Для успешного школьного обучения большое значение имеют своевременное овладение правильной выразительной речью, психофизическое развитие, культура поведения в целом.

Доказано, что у детей с речевым недоразвитием стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения заметно ограничивают возможности спонтанного формирования речевых умений и навыков, обеспечивающих процесс говорения и приема речи. Характерным является несовершенство структурно-семантической организации контекстной речи. Дети испытывают трудности при программировании высказывания, синтезе отдельных элементов в структурное целое, отборе языкового материала для той или иной цели (Л. Ф. Спирова, Л. Б. Халилова, С. Н. Шаховская и др.). Трудности общения проявляются в несформированности основных форм коммуникации (В. П. Глухов), смешении иерархии целей общения (О. Е. Грибова), снижении потребности в нём, активности (Б. М. Гриншпун). Недостаточность вербальных средств общения лишает возможности взаимодействия детей, становится препятствием в формировании игрового процесса (Л. Г. Соловьева, Е. А. Харитонова).

Вместе с тем в проблеме формирования коммуникативной компетентности у детей с ОНР остается еще много нерешенных вопросов. Мы рассматриваем культуру речевого общения, как составную часть коммуникативной компетентности, которая в свою очередь является необходимым условием успешной социальной адаптации ребенка с нарушением речи. Современный ребёнок испытывает сильную психическую нагрузку, так как число его контактов с миром сверстников и взрослых постоянно увеличивается [2]. Это вызывает необходимость ориентироваться в различных ситуациях этикетного общения, отбирать адекватные им речевые средства и использовать их в соответствии с принятыми в обществе нормами этикетно-речевого поведения. Очевидно, что уже с дошкольного возраста необходимо готовить детей к осознанному и умелому реагированию в типовых ситуациях общения, формировать у них коммуникативные способности.

Для успешного определения направлений работы и осуществления коррекционно-педагогического процесса, в первую очередь, необходимо выявить актуальный уровень коммуникативной компетентности детей с нарушениями речи. Выделяются три компонента, по наличию которых можно судить об уровне культуры общения личности: нравственный или нормативно-ценностный, внутренний (гуманное отношение к партнеру по общению, перцептивная культура, установка на единство слова и действия); поведенческий или внешний (владение коммуникативными формами, средствами, соблюдение правил общения и т. д.); когнитивный или познавательный (понимание сущности и функций общения, эталонные представления о культуре общения, знание критериев оценки собственной культуры общения и общения других людей).

В основу выделения уровней развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста, мы положили специфические для каждого компонента критерии, с учетом специфики детей 5–6 лет с ОНР.

Критерии: умение использовать невербальные средства в общении, понимание значения слова «вежливость»; знание разнообразных формул речевого этикета; наличие представлений о правилах поведения; умение соотносить имеющиеся знания о культуре общения с воображаемой и реальной ситуацией; глубина и осознанность имеющихся знаний о культуре общения.

Дошкольникам было предлагается 4 серии заданий.

Задание 1.

Цель — выявить общее представление ребёнка о вежливости.

Методика. Ребенка просят ответить на три вопроса.

1.      Какого человека называют вежливым≤

2.      Какие вежливые слова ты знаешь≤

3.      Как ты думаешь, почему их называют «волшебными»≤

Высокий уровень — полностью справился.

Средний — требовалась помощь педагога.

Низкий — отмечаются слабые, недостаточно сформированные представления.

Задание 2.

Цель — выявить, имеются ли в пассивном словаре ребёнка формулы речевого этикета, понимает ли он их.

Методика. Ребенку дают инструкцию: «Сейчас я прочитаю тебе предложения, в которых «спрятались» вежливые слова. Если ты услышишь такое слово, положи фишку».

Высокий уровень — из 10 заданных предложений справился со всеми.

Средний уровень — 6–7 предложений.

Низкий — менее 5 предложений.

Задание 3.

Цель — определить умение подбирать адекватную ситуации формулу речевого этикета.

Методика. Ребёнку дают инструкцию: «Сейчас я расскажу тебе одну историю про мальчика и девочку, которых зовут Саша и Катя. Я буду рассказывать и показывать тебе картинки, а ты будешь внимательно слушать, смотреть и помогать мне рассказывать. Ты будешь за Сашу и Катю говорить вежливые слова». Далее описывают каждую ситуацию общения, в которой формулируют основные условия (то есть задают компоненты): имена коммуникантов, время, место, цель высказывания, а также сопутствующие условия, позволяющие сформулировать мотивировку реплик.

Ситуации.

1.      Просьба.

«У ребят шло занятие по аппликации. Им было дано задание: сделать открытку в подарок маме к празднику. Саше нужна розовая бумага, чтобы вырезать цветок (мотивировка). Как Саша может попросить (цель) бумагу у Кати (адресат)≤ А как ещё можно сказать≤.

2.      Приветствие.

«Утром (время) ребята приходят в детский сад (место, обстановка) и здороваются с воспитательницей, которую зовут Нина Николаевна (адресат). Как они могут поздороваться с ней (цель)≤ А как ещё можно сказать≤

Задание 4.

Цель — выявить умение контролировать свое поведение, слушать и слышать собеседника и отношение к неэтичным выражениям собеседника.

Методика. Наблюдение за общением ребёнка со сверстниками.

План наблюдения.

1.         Как ребёнок вступает в общение со сверстником (предлагает свои правила игры, соглашается с предложенными).

2.         Умеет ли слушать собеседника и спокойно высказывать свое мнение.

3.         Умеет ли выбирать нужный тон, жесты, мимику.

4.         Как размещается по отношению к собеседнику (лицом. боком, спиной).

5.         Умеет ли контролировать себя в общении со сверстниками.

6.         Умеет ли понимать эмоциональный настрой собеседника и выражает ли свое отношение.

7.         Как ребёнок выражает свое отношение к неэтичным выражениям собеседника.

Результаты наблюдения фиксируются в протоколе.

Таким образом, выделяется три уровня развития коммуникативной компетентности.

Низкий уровень — ребёнок самостоятельно не использует в речи вежливые слова, только при напоминании взрослого. В пассивном словаре имеются представления о словах речевого этикета. Не имеет навыков телефонного разговора. Интонация речи и мимика невыразительны. В общении ребенок проявляет несдержанность, часто вступает в конфликты, навязывает свое мнение.

Средний уровень — ребенок употребляет в речи элементарные слова речевого этикета (приветствия, прощания, благодарности). Не имеет достаточных навыков телефонного разговора. Не всегда умело употребляет формулы речевого этикета в ситуациях общения. Умеет слушать собеседника, но у него не всегда получается контролировать свое поведение. Выражает неприятие к неэтичным выражениям собеседника. Речь интонационно выразительна. Мимика и жесты недостаточно развиты.

Высокий уровень — проявляет инициативу в организации общения. Речь эмоционально окрашена. Владеет средствами невербального общения. Самостоятельно употребляет формулы речевого этикета адекватно ситуации общения. Владеет элементарными навыками телефонного разговора. Проявляет нетерпимость к неэтичным выражениям собеседника.

Для составления более полной картины речевого окружения ребенка необходимо определить степень и характер участия родителей в воспитании культуры речевого поведения детей и понимание ими его необходимости.

Бесспорно, что культура общения ребёнка отражает культуру его семьи, различный характер отношений её членов к обществу, людям. Пользуясь языком, ребенок усваивает нормы социального взаимодействия. В семейном воспитании детей наблюдается явное преобладание вербальных методов, а в ряде случаев словесное воздействие, в котором отсутствует достаточно убедительное и аргументированное обоснование нравственной нормы, остается, в сущности, единственным воспитательным средством [3]. Эффективность реализации коммуникативной функции речи зависит от культуры личности родителя, которая в свою очередь влияет на уровень культуры семейного воспитания в целом.

В основу определения степени и характера участия родителейввоспитании культуры речевого поведения детей и понимание ими его необходимости, были положены следующие критерии: знание критериев оценки культуры речевого общения ребенка; осознание необходимости культуры общения; понимание сущности культуры общения; владение самим родителем культурой общения в разных жизненных ситуациях; знание и использование методов формирования культуры речевого общения в семейном воспитании; участие во взаимодействии с дошкольным учреждением.

Формы работы: индивидуальные беседы и анкетирование.

В процессе бесед ставились следующие вопросы: Какие вежливые («волшебные») слова использует в речи ваш ребенок≤ Всегда ли он благодарит за оказанную помощь или услугу≤ Умеет ли ваш ребенок извиниться≤ Благодарит после приема пищи≤ Что он вам говорит, проснувшись утром≤ Как ребенок общается со сверстниками≤

Данные, полученные в ходе беседы с родителями, целесообразно соотнести с данными, полученными на этапе работы с детьми. Это позволит выяснить, насколько объективна оценка родителей культуры общения детей (завышена, адекватна или занижена).

Родителям в письменном виде предлагается ответить на вопросы:

1.                  Необходимо ли проводить в дошкольном возрасте работу по развитию культуры речевого общения≤

2.                  Сформулируйте свое понимание культуры речевого общения≤

3.                  Какие компоненты включает в себя понятие «культура речевого общения»≤

4.                  Владеете ли вы навыками культуры речевого общения≤

5.                  Какие средства наиболее эффективны при развитии культуры речевого общения детей≤ Какие из них Вы используете в домашней обстановке≤

6.                  Проводятся ли в детском саду консультации для родителей по данной проблеме≤ Хотели ли Вы ее получить≤

7.                  В каких мероприятиях ДОУ Вам удалось принять участие за прошедший год≤ Считаете ли Вы нужным проведение подобных мероприятий≤ Удовлетворены ли Вы их количеством и качеством≤

Каждый ответ на вопрос соотносится с выдвинутыми критериями и оценивается баллами. 1 балл — полностью соответствует критерию, 0,5 балла — частично соответствует критерию, 0 баллов — не соответствует критерию. Максимальное количество баллов 6. Уровень готовности родителей к взаимодействию с ДОУ по вопросам формирования культуры речевого общения у детей, рассчитывается по формуле: итоговую сумму баллов делим на максимальное количество баллов и умножаем на сто процентов. В итоге процентное соотношение для определения уровня выглядит так: 80–100 % высокий уровень, 50–79 % средний уровень, 49 % и ниже — низкий уровень.

Высокий уровень предполагает, что родители, серьезно относятся к проблеме воспитания культуры речевого общения ребенка в семье, осознают необходимость данной работы, дают правильную оценку речи своих детей, понимают методы и приемы воспитания; в общении с ребенком и между собой соблюдают вежливость, взаимное уважение, тактичность, принимают участие в мероприятиях дошкольного учреждения систематически.

Средний уровень готовности родителей подразумевает, что они понимают важность и необходимость воспитания культуры общения, но не имеют достаточных знаний по этому вопросу, в семейном воспитании используют неэффективные методы работы, сами не всегда пользуются формами речевого этикета, участвуют в мероприятиях эпизодически.

Низкий уровень характеризует родителей, которые уделяют недостаточное внимание своим детям, не знают, чему и как учить детей, затрудняются в оценке речи детей, т. к. не обращают на неё внимание; в семейном воспитании наблюдается низкий уровень культуры взаимоотношений, отказываются от участия в мероприятиях.

Таким образом, представленная диагностика не только позволяет выявить актуальный уровень коммуникативной культуры дошкольников с ОНР и обозначить направления коррекционно-педагогической работы, но и определить воспитательный потенциал семьи, что в свою очередь позволит использовать возможности семейного воспитания для повышения культуры речевого общения детей и педагогической культуры родителей в целом.

Литература:

1.                  Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей 3–7 лет [Текст] / А. Г. Арушанова. — М.: Мозаика-Синтез, 2002. — 270 с.

2.                  Глистина, И. А. Особенности эмоционального развития дошкольников с общим недоразвитие речи [Текст] // Практическая психология и логопедия. 2006. № 5. С. 30–35.

3.                  Давыдова, О. И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход [Текст] / О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 144 с. — (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

Основные термины (генерируются автоматически): речевой этикет, речевое общение, ребенок, высокий уровень, культура общения, семейное воспитание, неэтичное выражение собеседника, дошкольный возраст, коммуникативная компетентность, телефонный разговор.

Похожие статьи

Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по развитию связной речи

Содержание работы по развитию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Коррекционно-логопедическая работа по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Профилактика дислексии у старших дошкольников с нарушением речи на основе учета профиля латеральной организации мозга

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР

Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

Роль проблемных задач в активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Профилактика агрессивного поведения и формирование самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по развитию связной речи

Содержание работы по развитию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Коррекционно-логопедическая работа по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Профилактика дислексии у старших дошкольников с нарушением речи на основе учета профиля латеральной организации мозга

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР

Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

Роль проблемных задач в активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Профилактика агрессивного поведения и формирование самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста