Педагогический потенциал народно-музыкального творчества | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, октябрь 2013)

Дата публикации: 07.10.2013

Статья просмотрена: 1061 раз

Библиографическое описание:

Нерушева, О. А. Педагогический потенциал народно-музыкального творчества / О. А. Нерушева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4219/ (дата обращения: 19.12.2024).

Философская мысль — развивать человека гармонично, пробуждать его творческие силы — идет от мыслителей древности. Философы той поры придавали музыке как средству интеллектуального воспитания огромное значение. Они интересовались проблемой музыкально-творческого развития человека, хотя собственно способность к музыкальному творчеству ими не изучалась.

Удивительно актуально звучат в наше время и слова В. Ф. Одоевского, замечательного русского мыслителя и музыканта, высказанные им в начале XIX века: «Не должно забывать, что от жизни неестественной, то есть такой, где человеческие потребности не удовлетворяются, — происходит болезненное состояние…, точно также от бездействия мысли может произойти идиотизм…, — от ненормального состояния нерва парализуется мускул, — точно также недостатком мышления искажается художественное чувство, а отсутствие художественного чувства парализует мысль». У В. Ф. Одоевского можно найти высказывания и об эстетическом воспитании детей на базе фольклора, созвучные тому, что многим ученым хотелось бы воплотить в жизнь в наши дни в сфере детского обучения и воспитания: «…В области духовной деятельности человека ограничусь следующим замечанием: душа выражает себя или посредством телодвижений, очертаний, красок, или посредством ряда звуков, образующих пение или игру на музыкальном инструменте» [4, c. 136, 139].

Исследователи ХХ века также не раз отмечали, что «развитый художественный вкус — ключ, открывающий двери в область прекрасного... в воспитании музыкального вкуса народно-песенная классика может сыграть крупнейшую роль» [3, c. 16].

Педагоги в конце ХХ века доказали, что народную музыку — песню и мелодию — нельзя ничем заменить, особенно на начальном этапе воспитания ребенка. Родная речь и народная музыка должны присутствовать в воспитании детей вплоть до их подросткового и юношеского возраста. Только в этом случае ребенок вырастает здоровым нравственно.

Музыкальный фольклор, как известно, является действенным средством воспитания национального характера, мышления, нравственности, патриотизма и эстетического самосознания у подрастающего поколения.

Фольклорное искусство, запечатленное в нотах, книгах, видеокассетах, оказывает, безусловно, эстетическое воздействие на восприятие личности. Однако это несравнимо с тем чувством наслаждения, которое, естественно, возникает у ребенка (да и взрослого) в момент участия в творческо-исполнительском акте.

Искусство фольклора уникально: оно рождается и существует в среде самих творцов и исполнителей. Фольклор помогает раскрытию, раскрепощению личности, проявлению ее потенциальных способностей, инициативы, поэтому обучение фольклору должно носить живой, неформальный характер. Импровизационная основа музыкального творчества дает педагогу исключительные возможности для свободного развития творческих способностей, фантазии детей, ведь воображение развивается только в творческой деятельности.

Творчество входит в обучение через мелодию, песню, через народную музыку и, главное, формирует творческую личность, которая, по мнению современных психологов, сможет проявить свои творческие способности в жизни в любой сфере практической и художественной деятельности — и в математике, и в биологии, и в музыке, и в живописи. Теория «переноса» творческих способностей позволяет педагогам надеяться на положительный педагогический эффект, который отдален от воспитателей определенным временным пространством, но будет востребован если не сейчас, то в будущем обязательно.

Музицирование для детей является интересной и увлекательной деятельностью, но надо отметить, что наибольший интерес у школьников вызывает игра на народных музыкальных инструментах. Их яркое оформление, колоритный звук — всё это привлекает детей в народном музыкальном инструменте.

Игра на музыкальных инструментах открывает перед детьми новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке.

В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Этот вид музыкальной деятельности учащихся способствует становлению и развитию их волевых качеств: выдержки, настойчивости, целеустремленности, усидчивости; совершенствованию психических процессов — памяти, внимания, восприятия, образного и словесно-логического мышления. Знакомство с названиями инструментов, их тембрами, специальными музыкальными терминами (струны, клавиши, медиатор, оркестр и др.) обогащает активный словарь учеников, развивает их речь; укрепляется и совершенствуется мелкая моторика пальцев рук. У детей развиваются музыкально-сенсорные способности, тембровый, регистровый, гармонический слух, чувство ритма, умение вслушиваться в многоплановую и многоголосную фактуру произведения.

Игра на народных музыкальных инструментах расширяет чувственно эмоциональный опыт ученика. Неповторимое звучание каждого инструмента вызывает у детей определенные чувства и ощущения. Нередко эти чувства воплощаются в придуманные образы. Музыкальный инструмент помогает создавать эмоциональную связь между миром ребенка и миром музыки. Наконец, игра на народных музыкальных инструментах создает условия для нормализации психологического состояния ученика.

С помощью народного музыкального инструмента ученик не только может проявлять свои эмоции, но и управлять ими. Он подсознательно чувствует, какие звуки, тембры, созвучия ему нравятся, и никогда не возьмет в руки тот музыкальный инструмент, который будет его раздражать.

Эмоциональное воздействие народного музыкального инструмента усиливается, когда учащийся, взяв его в руки, как бы ощущает дыхание времени, истории развития культуры своего народа. Играя на народном музыкальном инструменте, ученик входит в особый мир эмоциональных переживаний, в котором рождаются образы, навеянные звучанием, историей бытования данного инструмента. Проводниками в этот мир образов могут быть сказки, былины, произведения песенного и поэтического народного творчества, сам музыкальный инструмент как образец декоративно-прикладного искусства.

Народные музыкальные инструменты как произведения народного прикладного искусства помогают создавать необходимый эстетический настрой, активизирующий детское восприятие, стимулирующий формирование обратной связи между педагогом и детьми.

Народные музыкальные инструменты выступают также в роли источников информации: слушая звучание инструментов, дети знакомятся с историей их создания, визуально их воспринимая, сочиняя музыку, дети постигают культуру своего народа, находясь в её «поле», ощущают себя ее звеньями.

Дополнительную информацию дают названия инструментов: шаркунок (от слова «шаркать»), копытца (звучание инструмента имитирует перестук лошадиных копыт), звонница (от слова «звон»), жалейка (от слова «жалеть» или «жалить»), рожок (составная часть этого инструмента сделана из рога животного) и т. д.

Играя на инструменте с понятным названием, ученик подсознательно вкладывает больше своей энергии, умения и фантазии в этот процесс [5, с.56–69].

Одной из форм коллективной музыкальной деятельности является игра в оркестре (ансамбле). Она стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей школьников и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность каждого ученика за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив. В процессе игры на народных музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные особенности каждого учащегося.

История возникновения оркестра восходит к тем далеким временам, когда на Руси ходили бродячие музыканты: гусляры, гудошники, ложечники, трещоточники и др. На сельских ярмарках и праздниках они веселили народ и, сами того не сознавая, приобщали его к музыкальному искусству. В первые оркестры, как отмечают ученые, входили гусли, гудки, рожки, трещотки, свистульки, ложки, жужжалки и т. д.

В 30-х годах ХХ века возник первый детский оркестр. Он состоял из простейших ударных инструментов: звонков, погремушек, кастаньет, бубна, барабана и т. д. Этот оркестр позволил детям осуществить одно из самых заветных их желаний — «играть музыку».

Наиболее простой, доступный для младших школьников оркестр — шумовой. Дети благодаря участию в этом оркестре учатся ритмично воспроизводить хлопками сильные доли тактов, отмечать метр музыки. В зависимости от характера произведения можно использовать такие инструменты, как колокольчик, барабан, бубен, ложки. Большого разнообразия инструментов такой оркестр не требует. Важно подбирать тембры, которые выразительно подчеркивали бы характер музыки, элементы изобразительности.

Одна из разновидностей шумового оркестра — это ансамбль ложкарей. В него иногда включают несколько других ударных инструментов (бубен, треугольник, рубель и т. д.).

Игра на народных музыкальных инструментах является увлекательным, интересным видом музыкальной деятельности школьников.

Музицирование на народных инструментах позволяет решать как задачи музыкального воспитания и обучения, так и задачи всестороннего развития детей школьного возраста, потому что в произведениях народного творчества заложен большой воспитательный и развивающий потенциал, который раскрывается лишь в ходе систематического и последовательного обучения учеников.

Литература:

1.         Банин. А. А. Очерк истории изучения русской инструментально-музыкальной культуры бесписьменной традиции / А. А. Банин // Музыкальная фольклористика. Вып. 3. — М.: Наука, 1986. — С. 105–139.

2.         Крюкова, В. В. Музыкальная педагогика / В. В. Крюкова. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 288 с.

3.         Левин, В. А. Воспитание творчества / В. А. Левин. — М.: Знание, 1977. -139 с.

4.         Одоевский, В. Ф. Музыкально — литературное наследие / В. Ф. Одоевский. — М.: Искусство, 1956. — 251 с.

5.         Русские фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими школьниками / авт.-сост. О. В. Ворошилова. — Волгоград: Учитель, 2007. — 106 с.

6.         Рытов, Д. А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей: Русские народные инструменты / Д. А. Рытов: учебно-методическое пособие / Д. А. Рытов. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 384 с.

7.         Толмачев, Ю. А. Народное музыкальное творчество: учебное пособие / Ю. А. Толмачев. — Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2006. — 120 с.

Основные термины (генерируются автоматически): инструмент, народный музыкальный инструмент, ребенок, музыкальный инструмент, народная музыка, игра, музыкальное творчество, оркестр, процесс игры, художественное чувство.