Урок информатики и культурное наследие предков
Автор: Попко Татьяна Петровна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, октябрь 2013)
Дата публикации: 08.10.2013
Статья просмотрена: 432 раза
Библиографическое описание:
Попко, Т. П. Урок информатики и культурное наследие предков / Т. П. Попко. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4222/ (дата обращения: 16.11.2024).
Одной из основных задач современного общества, должно стоять сохранение своих культурно-исторических ценностей.
Ни для кого не секрет, что в последнее время очень остро стоит вопрос о том, что наше молодое поколение плохо знает историю своих предков, их культуру и традиции. Проблему по данному вопросу решают на самых высоких уровнях.
Потоки информации растут неизмеримо быстро и справиться с их обработкой простой школьник просто не в состоянии. Систематизировать информацию, которую мы получаем, тоже не всегда возможно. И вот в этом потоке молодёжь просто теряется и подчас выбирает наиболее комфортное существование. Зачастую — это общение в социальных сетях, просмотр современных фильмов онлайн и в лучшем случае — просмотр параграфа учебника или лекционного материала перед сессией. Поэтому чрезвычайно важно и актуально введение предметов, факультативов и курсов, которые расскажут о родной стране, национальной культуре, обрядах и обычаях наших предков.
Сколько бы времени не проходило, эти вопросы всегда будут интересны, главное правильно их подать, привлечь к ним внимание.
На уроках в школе любой учитель старается прикоснуться к удивительному прошлому, используя различные приёмы, средства, методы и т. д. Привлекают внимание ребят к расчётам площадей местных парков, исторических скверов, изучают геометрические тела по макетам городских достопримечательностях.
На уроках информатики такая возможность предоставляется более часто. Вот как можно прививать интерес и уважение к историческому, культурному наследию предков изучая тему «Обработка графической информации».
№ урока |
Тема занятия |
Вид народного промысла |
1 |
Назначение растрового графического редактора. Элементы интерфейса. Создание изображений: инструменты Линия, Прямоугольник, Эллипс. |
Каслинское литьё |
2 |
Создание изображений: выбор цвета, Заливка. Сохр и загрузка изображений. |
Матрёшка |
3 |
Создание и редактирование изображений. |
Гжель |
4 |
Создание и редактирование изображений. Кисть и Распылитель. Ввод текста. |
Вологотское кружево, Дымковская игрушка |
5 |
Операции над фрагментами изображений. Буфер обмена. Использование операций копирование, вырезание, вставка и трансформация фрагмента изобр. |
Домовая резьба |
6 |
Использование операций: отражение и поворот изображения |
Жостовский поднос |
7 |
Практическая работа |
Городецкая роспись |
Художественное творчество — неотъемлемая часть жизни человека. «Не то дорого, что красно, золото, а то, что доброго мастерства», — гласит древняя пословица.
Наш народ всегда был богат на мастеров умельцев, оставивших память о себе на века своими прекрасными творениями.
На каждом из уроков учитель знакомит учащихся с художественными промыслами: Каслинское литьё, Матрёшка, Гжель, Вологодское кружево, Домовая резьба, Дымковская игрушка, Жостовский поднос, Городецкая роспись.
В мультимедийной презентации на каждом уроке ребята могут увидеть мотивы каждого ремесла, как оно зарождалось, какими мастерами знаменито. А на практической части урока учитель просит ребят создать свой небольшой шедевр.
Задание: Используя основные фигуры: Линия, Прямоугольник, Эллипс, ромб, треугольник, необходимо создать пролёт моста через речку протекающую в историческом сквере. Учащимся предлагаются на выбор несколько рисунков. Возможно, изучив предложенный материал, они придумают свой шедевр. |
|
Задание: Загрузить файл матрёшка, используя инструмент заливка, раскрасить чёрно-белое изображение и сохранить файл с новым именем |
|
Задание: Из предложенных заготовок необходимо вырезать скопировать и вставить элементы на блюдо. Затем раскрасить в стиле Гжель. Возможен своё вариант блюда. |
|
Распылитель, кисть — самые сложные инструменты для ребят. Можно предложить 2 варианта работы — кружева, выполненные распылителем или игрушка, где основные элементы выполняются инструментом — кисть. В конце работы необходимо используя инструмент — Текст, написать название своей работы. |
|
Операции над фрагментами изображений, несмотря на то, что работа порой очень кропотливая, вызывают у ребят бурю чувств и эмоций, ведь им доверяют резать и крутить элементы как им захочется. Используя операции трансформации, поворота, отражения, обрезки они должны превратить деревянный домик в шедевр деревянного зодчества. |
|
Задание: Используя операций: отражение и поворот, необходимо из представленных элементов нарисовать свой Жостовский поднос. |
Были использованы изображения: http://images.yandex.by/yandsearch≤text= |
На 7 — итоговом уроке проводится Итоговая практическая работа за компьютером. (Не забыть ТБ у компьютера)
На карточках предложенных ребятам готовые работы: Расписной шкаф и разделочная доска. Для выполнения данной работы на компьютерах на рабочих столах открыт файл с заготовками элементами и готовыми изображениями (для образца). Задача учащихся–используя операции отражения, поворот, копирование и перемещения, и разные инструменты создать свой шедевр.
Алгоритм работы. Объяснение сопровождается демонстрацией выполнения задания через проектор.
1. Выбрать объект для работы.
2. Определить цвет рамки, если она нужна.
3. Определиться с элементами для заполнения объекта. Симметрией.
4. Начать оформление при помощи копирования имеющихся элементов. Использовать операции поворота, отражения и т. д.
5. Выполнить дорисовку (кисть, карандаш, распылитель)
6. Просмотреть внимательно готовую работу
Дополнительно: на усмотрение авторов (учащихся) дополнение рисунков.
При данном планировании уроков у ребят более успешно закрепляются полученные знания, умения и навыки по работе в ГР, развивается познавательный интерес и творческая активность. Повышается интерес к предмету, развивается внимательность, дисциплинированность; уважение к историческому, культурному наследию предков. Мировоззренческий аспект раскрывается при проведении компьютерного эксперимента и его анализе. Алгоритмический аспект присутствует при разработке алгоритма создания своих шедевров. Отрабатывается практический навык применения инструментов графического редактора через проектирование (самостоятельно).
Как сказал А.Франс: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом». Так давайте предложим учащимся «вкусную и полезную» информацию для поднятия их аппетита!