Функциональная роль классного руководителя в формировании личностных качеств выпускника колледжа
Автор: Чеботарева Татьяна Алексеевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, октябрь 2013)
Дата публикации: 05.10.2013
Статья просмотрена: 3215 раз
Библиографическое описание:
Чеботарева, Т. А. Функциональная роль классного руководителя в формировании личностных качеств выпускника колледжа / Т. А. Чеботарева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 118-121. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4236/ (дата обращения: 16.11.2024).
В условиях современного мира классный руководитель должен быть на шаг впереди тех, кого воспитывает. Ему необходимо быть интересной личностью, глубоко владеть знаниями, умениями в одной из областей культуры: увлекаться театром, живописью, каким-то направлением в литературе, разбираться в моде, подпитываться информацией из сети Интернет и быть просто культурным человеком. Уважение у ребят вызывает классный руководитель, который духовно богат, справедлив, имеет свои принципы, умеет защищать интересы своей группы и свои собственные интересы. Важным качеством студенты считают обладание чувством юмора, умение не довести ситуацию до конфликта, оказать педагогическую поддержку. Приоритетными для настоящего классного руководителя являются принятие каждого подростка, уважение его как личности.
Большая роль в формировании личностных качеств, необходимых выпускнику колледжа, отводится воспитательной работе. Для более эффективного решения воспитательных задач создается система классного руководства.
Классный руководитель в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации; Федеральным Законом «Об образовании»; Программами развития воспитания в системе СПО; Постановлениями органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; другими законодательными актами Российской Федерации; а также Уставом и локальными правовыми актами колледжа (в том числе Правилами внутреннего распорядка, приказами и распоряжениями директора), Концепцией воспитательной работы в колледже, утверждёнными в колледже программами и планами воспитательной работы.
Классный руководитель соблюдает Конвенцию ООН о правах ребенка.
Основное назначение классного руководителя состоит в обеспечении:
- формирования духовности и нравственности личности;
- максимального развития личности, сохранения её индивидуальности;
- поддержания и развития традиций учебного заведения;
- благоприятного морально-психологического климата в группе;
- условий защищенности интересов студентов.
Взаимоотношения со студентами классный руководитель строит на основе следующих принципов: отношение к каждому студенту, как к свободной личности, уважение достоинства и индивидуальности, стремление к сотрудничеству.
Классный руководитель выполняет несколько функций:
- аналитико-прогностическую;
- организационно-координирующую;
- коммуникативную;
- контрольную.
Аналитико-прогностическая функция включает в себя:
- изучение и анализ индивидуальных особенностей студентов с помощью психолога (как правило, определяется тип личности, темперамент, акцентуация характера). Тестирование проводит психолог;
- изучение потребностей, интересов каждого и условий его семейного воспитания, в анализе становления коллектива группы и воспитательного влияния окружающей среды на студентов. В результате педагоги получают первоначальные сведения о коллективе и студентах. Изучение и анализ взаимоотношений в коллективе группы лучше поручить психологу, который составит психологическую карту коллектива. Классный руководитель сам может организовать эту работу через наблюдение, беседы с учащимися, проведение специальных анкет, анализ творческих работ студентов (например, сочинение «Наша группа»);
- анализ уровня воспитанности коллектива и личности. Выводы об уровне воспитанности коллектива и личности нужно делать с привлечением всех преподавателей данной группы, чтобы они (выводы) были максимально объективными.
Для успешной работы классный руководитель должен уметь выявить воспитательный результат, оценить его с учетом оценки результата, корректировать профессиональную деятельность. Выявить и оценивать результат надо через определенные промежутки времени: например, семестр. Подводить итоги и корректировать деятельность — личную и преподавателей группы — надо с помощью психолога и педагогов, ранее работавших в данной группе.
Организационно-координирующая функция предполагает:
- установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога);
- проведение консультаций, бесед с родителями студента;
- организацию внеурочной деятельности студентов (проведение различных мероприятий);
- работу с преподавателями данной группы, психологом, социальным педагогом, руководителями кружков, спортивных секций;
- организацию в группе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности коллектива;
- стимулирование и учет разнообразной деятельности студентов, в том числе в системе дополнительного образования;
- индивидуально-педагогическую работу с каждым студентом и коллективом в целом с учетом данных психолога, социального работника и личных наблюдений;
- ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
Коммуникативная функция заключается:
- в формировании позитивных взаимоотношений между студентами, в управлении взаимоотношениями в группе;
- в формировании оптимальных отношений в системе «преподаватель-студент». Здесь классный руководитель выступает как посредник в случае возникновения конфликта. Конфликты между преподавателями и студентами бывают затяжными, когда обе стороны длительное время не могут прийти к соглашению. Тогда классному руководителю нужно предложить третье решение, хотя бы в минимальной степени устраивающее обе стороны;
- в обучении студентов установлению положительных взаимоотношений с людьми;
- в содействии общему благоприятному психологическому климату в коллективе группы;
- в оказании помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
Контрольные функции предполагают:
- контроль за успеваемостью и посещаемостью каждого студента;
- контроль за посещаемостью учебных занятий студентами.
Целенаправленная работа всего педагогического коллектива в содружестве со студентами обеспечивает формирование компетентного специалиста — профессионала с активной гражданской позицией, политико-правовыми знаниями и потребностью в здоровом образе жизни.
Первостепенной задачей классного руководителя студенческой группы является способствование адаптации студента.
Студенты всегда, независимо от желания кого бы то ни было, участвуют в собственном развитии и, прежде всего, в ориентации на ближайшее социальное окружение, в соответствии с требованиями тех, с кем они непосредственно и постоянно общаются и не могут этого не делать. Чаще всего, особенно в отрыве от семьи, обучающиеся, ориентируются на своих друзей, сверстников, меньше на родителей, кого-либо из взрослых, ещё меньше — на педагогов. Поэтому воспитательные усилия необходимо направить, прежде всего, на формирование положительного материально-психологического климата, что зависит не от способностей отдельных личностей, а от психологической грамотности всего педагогического коллектива колледжа.
Воспитательная эффективность деятельности зависит, прежде всего, от того, чьи интересы преследует в ней студент. А поскольку направленная активность формируется главным образом в коллективе, но при обязательном учете индивидуальных особенностей, то формирование коллектива группы начинается с изучения каждой личности, как составляющей общества.
В самом общем виде воспитание — это процесс понимания личность жизни и выработка отношения к ней, отношения осознанного и практического.
Воспитание студентов, следовательно, состоит в осознании совместной жизни общества, перспектив её развития и выработки оценочного отношения к жизни.
Воспитание студентов — это также подготовка к профессиональному труду на основе внимания своей специальности формирование положительного к ней отношения. Воспитание студентов включает понимание сложившихся в обществе отношений людей, оценку этих отношений и выработку нравственного, гуманистического поведения в коллективе учебной группы и учебного заведения.
Воспитание — это не только подготовка студентов к будущей жизни и деятельности, но и каждодневная организация самой их жизни и деятельности, межличностных отношений и общения.
Результатом воспитания должны быть сформированность самостоятельности и активности студентов, их взглядов на жизнь активной жизненной позиции, принципов и норм нравственной деятельности и поведения, а также самореализация и самоутверждение личности в жизни общества.
Основой проведения воспитательной работы, её фундаментом является планирование, через проведение мероприятий по которому реализуется цели и задачи воспитания такие, как:
1. Воспитание творческой индивидуальности и члена коллектива через стимулирование у студентов проявления творческого отношения к миру, к людям, к себе; соблюдения морально-этических норм в коллективе; привития культуры межличностных отношений в коллективе.
2. Воспитание профессионала, специалиста высокой квалификации, проявляющего активный интерес к избранной профессии. Выработка у студента чувства ответственности перед собой и другими за выбор жизненного пути.
3. Воспитание у студентов нетерпимости к правонарушениям, курению, пьянству и наркомании; формирование у студентов навыков трудовой и учебной дисциплины.
4. Воспитание у студента культурны семейных отношений, общепринятых в обществе и соответствующих национальным традициям; терпимости к недостаткам родных людей; бережного отношения к ним; стремления к созданию семьи, воспитанию детей в атмосфере любви и гармонии.
5. Воспитание гражданина — патриота, владеющего информацией об экономических, политических, социальных правах и свободах человека; стремящегося к миротворческой и благотворительной деятельности; живущего по законам внутреннего неприятия любых форм насилия и неуважения к человеку.
Таким образом, работа классного руководителя должна способствовать воспитанию у студентов чувства гражданственности, патриотизма; формированию всесторонне развитой личности специалиста среднего звена; воспитанию члена коллектива, владеющего культурой межличностных отношений.
Все это способствует выработке у студентов чувства ответственности за свои поступки, нетерпимости к правонарушениям, утверждению морально-этических норм в коллективе.
Классный руководитель выступает основным организатором всестороннего воспитания студентов во внеурочное время. Вполне понятно, что деятельность классного руководителя в этом направлении характеризуется большой сложностью, широким методическим разнообразием и требует глубокого осмысления возлагаемых на него воспитательных задач и педагогических функций.