Развитие речевой деятельности детей в возрасте 4–5 лет посредством лего-конструирования
Автор: Якаева Ирина Петровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, октябрь 2013)
Дата публикации: 09.10.2013
Статья просмотрена: 4451 раз
Библиографическое описание:
Якаева, И. П. Развитие речевой деятельности детей в возрасте 4–5 лет посредством лего-конструирования / И. П. Якаева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4237/ (дата обращения: 16.11.2024).
Известный писатель и исследователь детской речи К. И. Чуковский отмечал, что воспитание речи есть всегда воспитание мысли. Речь является одним из обязательных и незаменимых компонентов общения людей. В настоящее время, «время прогресса», инноваций, взрослые очень заняты на своих рабочих местах, и не могут уделять детям должного внимания, как следствие ребенок очень мало разговаривает, рассказывает, а больше слушает и смотрит (теле –, аудио –, и видеотехнику). Для того, чтобы развивать речь ребенка, с ним почаще надо играть.
Работая с детьми, я обратила внимание, что занятия по конструированию, как и другие виды деятельности способствуют развитию не только мелкой моторики и планирующей функции речи, но и развитию речевой активности у дошкольников. Я считаю, что особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как и игра, отвечает интересам и потребностям ребенка дошкольного возраста. Она дает возможность действовать с геометрическими телами, на практике познавать их цвет, форму, величину, усваивать правильные названия деталей, совершенствовать восприятие пространственных отношений. Игровая форма занятий способствует развитию у детей познавательного интереса, позволяет уберечь от излишнего дидактизма, утомления, активизирует частую смену позиций (сидя, стоя, на ковре, за столом и т. д.).
Со среднего возраста я знакомлю детей с лего-конструированием.
Лего — это игровой феномен от латинского слова LEGO — собирать, конструировать. В середине прошлого века появился первый конструктор «Лего». Отличительной чертой Лего от других строительных комплектов послужило то, что Lego предложил скрепляющиеся между собой детали, которые в ходе постройки оставались крепкими и сбалансированными. Именно оригинальность LEGO конструкторов оценили по достоинству дети всей планеты. Лего — конструирование приоритетно используется в дошкольной педагогике, формируя тем самым развитую личность во всех направлениях.
Дети с помощью занятий Лего — конструированием также повышают умственную и физическую работоспособность. Расширяют представление о предметах и явлениях, развивают умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщают их по признакам.
Целью моей работы стало: развитие речевой деятельности детей 4–5 лет посредством лего-конструирования.
Достижению цели способствовали следующие задачи:
- научить ребёнка применять лего-конструктор в свободной игровой деятельности;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- способствовать развитию грамотной речи детей.
- развивать высшие психические функции.
Результат, который я ожидаю:
- развита мелкая моторика;
- увеличился словарный запас.
- дети правильно и быстро ориентируются в пространстве.
- развита способность сосредоточиться.
- дети овладели умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое.
- дети научились общаться друг с другом, устраивать совместные игры.
- дети уважают свой и чужой труд.
- дети учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить.
- продолжает развиваться связная речь;
- развивается математическое и пространственное мышление, память.
- совершенствуется цветовое восприятие.
- формируется эстетический вкус.
Работа с конструкторами LEGO позволяет детям в форме познавательной игры узнать много всего важного и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. Вначале, постройки носят условный характер и лишь общей формой напоминают реальный предмет, но даже такие простые сооружения требуют от детей умение ориентироваться в свойствах и отношениях предметного мира, создавать верные образы воспринимаемых объектов. Включение детей в систематическую конструктивную деятельность можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения).
В педагогике различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.
Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома).
При конструировании по условиям образца нет — задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша. Но главное — конструирование позволяет ребенку из любых подручных средств творить свой собственный неповторимый мир.
В педагогике Лего-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры Лего здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире. Дети учатся с момента рождения. Они прикасаются к предметам, берут их в руки, передвигают — и так исследуют мир вокруг себя. Вариантов скрепления Лего-элементов между собой достаточно много, что создает практически неограниченные возможности создания различных типов построек и игровых ситуаций.
Особенность конструирования предметов из Лего детьми среднего дошкольного возраста заключается в том, что дети занимаются этой деятельностью с удовольствием, но выполняют конструкции в основном по образцу воспитателя и с его помощью. Так как у детей среднего дошкольного возраста еще нет достаточного опыта, нет знаний и умений в выполнении различных предметов из Лего-деталей, различными способами.
Конструирование теснейшим образом связанно с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятие формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса.
Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умение сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
Для развития конструктивных способностей я создала предметно-развивающую среду в группе, которая является одним из условий развития творческой активности дошкольников. В нее входят: яркий красочный дидактический материал, мелкий настольный и крупный напольный материал, картотека игр со строительным материалом, картотека речевых игр, графические модели, мелкие игрушки, изображающие людей, животных, транспорт.
Пособия, оборудования и материалы соответствуют возрастным особенностям детей, безопасны и изготовлены из экологически чистых материалов.
Для удобства строительный материал и конструктор я расположила по коробкам разной величины.
В ходе лего-конструирования с детьми использую определенный алгоритм, при котором постоянно ведется речевая работа:
Знакомство с новым материалом (детали строительного материала).
Предлагаю детям назвать знакомые детали строительного материала.
Показ образца (если постройка сложная, показ поэтапно).
Самостоятельное выполнение детьми (помощь).
Идентификация с образцом.
Обыгрывание постройки (подведение итога на основе результата).
Сооружая постройку, всегда комментирую свои действия, обращаю внимание на новые конструктивные приемы, предлагаю рассмотреть получившиеся сооружение, привлекаю к его анализу, затем предлагаю воспроизвести такую же постройку. Это способствует формированию у детей обобщенных представлений о конструируемых объектах, умений анализировать свойства предметов, развитию конструктивных навыков.
Для обогащения детей впечатлениями и представлениями о различных сооружениях мы с детьми рассматривали картинки, иллюстрации, слайды, используя для более яркого восприятия художественное слово: стихи, песенки.
В процессе наблюдений стараюсь задавать вопросы, требующие развернутого ответа. В ходе ответов на вопросы у детей уточняются и обогащаются представления о предметах ближайшего окружения, развивается инициативная речь.
Существенным фактором в проведении конструирования считаю взаимосвязь с образовательными областями «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы». Так, познакомив детей со сказкой Л. Толстого «Три медведя», спрашивали: «Что можно построить для мишек≤ На чем сидела Маша≤ На чем спала≤», вспоминали элементарные постройки (стул, кровать), выбирали нужные строительные детали и начинали постройку.
Во время конструктивных игр всегда побуждаю детей к беседе, спрашиваю, кто будет в домике жить или кто построил этот дом≤ Вовлекая детей в разговор, учу вести диалог, понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
При уборке строительного материала учу детей сравнивать, называть детали по цвету, форме, величине, согласовывать прилагательные с существительными, употреблять существительные в единственном и множественном числе (большие кирпичики, красные кубики, маленькие кубики, зеленые призмы).
Конструируя, мои дети любят комментировать свои действия. Поэтому играя со строительным материалом, они вступают в деловое и речевое общение со сверстниками и взрослыми. Это способствует развитию диалогической формы речи.
В процессе всех видов конструктивной деятельности большое внимание также уделяю воспитанию у детей навыков культурного поведения и положительных взаимоотношений. Дети должны учиться благодарить за оказанную услугу, выражать просьбу словами. Все это способствует развитию речевого общения в совместной деятельности.
Сравнительные результаты диагностического обследования по конструированию и речевому развитию дошкольников в возрасте 4–5 лет показали, что процесс работы способствовал развитию конструктивных навыков, у детей сформировались нравственные качества: трудолюбие, коллективизм, пополнился и обогатился словарный запас. Дошкольники учатся распределять роли, договариваться, оценивать друг друга, сравнивать, описывать, выделять ошибки. Меня радует желание детей, решать при помощи вопросов возникшие в процессе деятельности затруднения. Главное, что дети не безразличны к работе, их радует успех, они ищут одобрения и поддержки у окружающих. Очень приятно, когда в процессе работы у ребенка возникает вопрос и ему отвечает сверстник.