Современная организация внедрения инновационной образовательной и воспитательной систем в условиях СПО | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, октябрь 2013)

Дата публикации: 01.10.2013

Статья просмотрена: 3529 раз

Библиографическое описание:

Высочина, Т. А. Современная организация внедрения инновационной образовательной и воспитательной систем в условиях СПО / Т. А. Высочина, Л. И. Желудкова, Н. А. Плохова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 110-113. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4253/ (дата обращения: 16.11.2024).

Современное состояние системы среднего профессионального образования претерпевает существенные изменения. Перед образовательными учреждениями встает задача по переходу на Федеральные государственные стандарты среднего профессионального образования третьего поколения, которые показывают необходимость обеспечения функционирования инновационных воспитательных систем, направленных на формирование у студентов духовности, культуры, гражданской ответственности и правового самосознания, инициативности, самостоятельности, а так же способности к успешной социализации в обществе и адаптации на рынке труда.

В связи с этим, происходящие в общественной жизни изменения, требуют развития иных способов образования и педагогических технологий, связанных с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, формированием у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем в профессиональной деятельности. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Поиск новых технологий связан с появлением в образовательных учреждениях современной техники для работы с учебной и научной информацией — это компьютеры, интернет, мультимедийная, аудио, видео техника; и необходимостью эффективно и целесообразно её использовать.

Таким образом, внедрение инновационных процессов в образовании это не только внедрение процесса совершенствования образовательной практики, развития образовательных систем на основе нововведений, но и внедрение новой воспитательной системы.

В условиях среднего профессионального образования инновационная образовательная и воспитательная системы являют собой такой способ организации жизнедеятельности, который предполагает упорядоченность дидактического и воспитательного процессов и их взаимосвязь. Поэтому и рассматривать эти системы следует как одно целое.

Инновационная образовательная и воспитательная система это, с одной стороны, психолого-педагогическая организация деятельности, с другой стороны, социальнопедагогическая, которая влияет на студентов и как педагогический фактор (через преподавателей, лекции, учебники, домашние задания, классные часы), и как социальный (через социальные отношения в социуме).

Инновационная образовательная и воспитательная система колледжа имеет сложную структуру. Ее компонентами являются цели, выраженные в теоретической модели; деятельность, обеспечивающая ее реализацию; субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъектов в некую общность; среда системы, освоенная субъектом, и управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

Основная идея такой системы создание инновационнообразовательного центра колледжа. Аспектами функционирования центра являются учебно-производственный, информационно-методический и координационно-методический отделы. Необходимое условие в рамках существующих отделов для организации деятельности инновационно-образовательного центра создание учебно-производственных лабораторий. Моделирование личности будущего специалиста предполагает разработку критериев результатов деятельности на основе ФГОС среднего профессионального образования: личностных, метапредметных, предметных. Конечным результатом этого становится подготовка студентов колледжа к самореализации и культуре жизненного самоопределения, проектирование и осуществление целесообразной и результативной деятельности, овладение основами наук и универсальными способами действий.

Содержание управления инновационной системы колледжа составляют организация совместной деятельности студентов, преподавателей, родителей, работодателей; ориентация на общечеловеческие ценности; гуманизация отношений между людьми; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития. Компонентами инновационной воспитательной системы являются цели, деятельность, субъекты деятельности, отношения между субъектами, воспитательное пространство, управление системой.

В своём становлении система проходит ряд этапов, которые характеризуются последовательно сменяющими друг друга дифференциацией и интеграцией отношений и деятельности, различной прочностью внутренних связей, разным характером взаимодействия с внешней средой, различным характером и способами управления. Смысл управления развития инновационной образовательной и воспитательной системы заключается в развитии личности студента, включённого в систему, что требует управления взаимодействием и взаимовлиянием системы и личности, а также определяет выбор средств и способов управления.

Первый этап — прогностический — разработка теоретической концепции будущей инновационной воспитательной системы колледжа, моделирование структуры и связи между ее элементами. На данном этапе осуществляются информационный поиск, систематизация педагогических идей, методическое оснащение, разработка методических материалов, создание нормативной базы, организация деятельности отделов инновационно-образовательного центра колледжа, формирование коллектива единомышленников, выбор педагогических технологий и приоритетных направлений функционирования инновационной системы, педагогический поиск, а также формируются стили отношений между всеми участниками образовательного процесса.

Второй этап — практико-ориентированный — внедрение инновационной образовательной и воспитательной системы, реализация деятельности лабораторий, кружков, секций, учебно-производственных фирм. Подготовка студентов на уровне личностно-ориентированного, индивидуального, дифференцированного подходов, формирование самостоятельности, инициативности, коммуникативности, ответственности, организованности и рефлексивности, развитие студенческого и преподавательского коллектива, органов самои соуправления, кооперация образовательных учреждений.

Третий этап — рефлексивный — выработка профессионально-значимых качеств будущих специалистов, освоение конкретного набора компетенций в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования.

Таким образом, инновационная образовательная и воспитательная система колледжа охватывает весь педагогический процесс, интегрирует образовательную, воспитательную и производственную деятельность студентов и преподавателей. Данная система является открытой, посредством взаимодействия с социумом содействует адаптации и социализации студентов в обществе и моделируется в соответствии с потребностями социума.

Инновационные образовательные и воспитательные процессы нашли свое отражение и в Электростальском филиале государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Московский колледж управления и новых технологий», в котором огромное внимание уделяется решению актуальных задач приоритетного национального проекта «Образование».

Для чего потребовалось создание сложнейшей инновационной программы и что даст ее реализация колледжу, предприятиям города, системе образования СПО≤

Сегодня интенсивное развитие производства, внедрение инноваций, повышение требований базовых предприятий требует от образовательного учреждения формирования современного выпускника с опережающими навыками и способностью к быстрому реагированию на изменение технологий.

Достижению результата в этом направлении во многом способствует сотрудничество с социальными партнерамиФедеральное государственное унитарное предприятие «Центральный научно-исследовательский радиотехнический институт имени академика А.И Берга», Московское опытно-конструкторское бюро «Марс», ГКНПЦ имени М. В. Хруничева, ОАО «Туполев», ОАО «Сбербанк», ЗАО КБ «Росинтербанк», завод «ЭЗТМ» и многие другие. При этом особое внимание уделяется профессиональным навыкам, которые будущие специалисты приобретают на базе этих предприятий.

Программа развития колледжа поэтапно реализуется в виде инновационных подходов, и каждый этап ознаменован высокими достижениями: в 2012 году колледж стал лауреатом конкурса «100 лучших ССУЗов России» и вошел в список лучших учебных заведений системы СПО России, награжден золотой медалью «Европейское качество», а также дипломом в номинации «Лучший колледж в области партнерства с производством», а в 2013 году стал лауреатом Гранта Мэра Москвы в сфере образования за лучшие достижения в создании творческой развивающей социокультурной среды для обучающихся, воспитанников и студентов по итогам 2011–2012 учебного года в номинации «За подготовку квалифицированных рабочих кадров в учреждениях среднего профессионального образования». Все это-основа инновационного пространства для создания и реализации комплексного проекта.

На предприятиях социальных партнеров колледжа обучающиеся осваивая различные профессиональные методы и приемы и применяя полученные навыки на практике, выпускники техникума достигают требуемой конкурентоспособности и получают 100 % — трудоустройство на предприятиях города и региона.

Таким образом, колледжем реализована идея создания системы подготовки специалистов, способных решать любые производственные задачи.

Сегодня колледж оснащен новейшим оборудованием, создана и активно развивается система внедрения в учебный процесс информационных технологий, использующих прикладные программы.

Таким образом, колледжем реализована идея создания системы подготовки специалистов, способных решать любые производственные задачи.

Также в образовательный процесс внедрены мультимедийные средства в виде сетевых электронных библиотек, интерактивного учебно-методического комплекса спецдисциплин, автоматизированного рабочего места преподавателя, Интернет- тестирования студентов и сетевого тестирования преподавателей. У нас создаются презентации для лекций при изучении нового материала, электронные УМК, отрабатываются умения и навыки с помощью обучающего тестирования и пр.

Библиотека оснащена терминалами для доступа студентов и преподавателей к информационным ресурсам техникума и глобальных сетей. Для обучения информационным технологиям оборудовано несколько компьютерных учебных кабинетов, в том числе имеется и мобильный компьютерный кабинет на базе информационно-вычислительного центра, оснащенных современным аппаратным обеспечением. Мультимедийные комплексы на основе интерактивных технологий используются в повседневной работе: на лекционных, практических и лабораторных занятиях, конференциях, семинарах, педсоветах, обучениях коллектива. В планах колледжа и другие нововведения — электронная система информации и электронная версия расписания учебных занятий, использующие плазменные панели и цифровые дисплеи, система видеонаблюдения, интегрированная в локальную сеть техникума.

Компьютеры техникума включены в единую локальную вычислительную сеть. Основой сети является высокопроизводительный сервер. Все подразделения техникума имеют доступ к Интернет-ресурсам, а также собственные электронные почтовые адреса.

Важнейшей составляющей подготовки квалифицированных специалистов является научно-методическое оснащение образовательного процесса.

В соответствии с ростом требований к производственным технологиям разработаны тематические направления по перспективным специализациям.

Для эффективной реализации передовых методик обучения по вновь вводимым и модернизируемым учебным дисциплинам разработаны учебно-методические комплексы, в том числе электронные версии.

Разработка методик обучения по дисциплинам ведется с использованием передовых технологий: модульный принцип организации учебных занятий; рейтинговая система оценок, на основе кредитов (зачетных единиц); комплексные курсовые и дипломные проекты, предусматривающие создание проектов коллективами студентов, студенты участвуют в выполнении научно- исследовательских работ. Творческие группы преподавателей, сформированные для организации внедрения этих технологий, на сегодняшний день провели огромную работу и достигли значимых практических результатов.

Опыт реальной модернизации образовательного процесса колледжа, осуществляемый благодаря напряженной и творческой работе педагогического коллектива, представляется достойным вкладом в развитие системы профессионального образования.

Неотъемлемой частью образовательного процесса является воспитательная работа, направленная на формирование гармонично развитой личности. В колледже студентам предоставлены все возможности для реализации интеллектуального, творческого и спортивного потенциала. Колледж активно сотрудничает с Берлинским институтом BRISE, куда обучающиеся попадают по программе обмена студентами и проходят дополнительное обучение по курсу «Инновационный менеджмент» (на примере экономики Германии). Практическое обучение проходит на базе крупнейших заводов, производств, фабрик и агропромышленных комплексов. Обучение основам управления сопровождается и воспитательными элементами: студенты посещают различные достопримечательности и культурные центры Германии. Таким образом, и в Германии обучающиеся находятся в едином воспитательно-образовательном пространстве.

Также студенты колледжа сотрудничают с такими организациями как МУРМ «Молодежный центр» г. Электросталь, всероссийская общественная организация, молодёжное политическое движение партии Единая Россия «Молодая гвардия», Центр патриотического воспитания, библиотека семейного чтения «Очаг», молодые политические экологи «Местные», выставочный зал. Студенты активно занимаются научно-исследовательской деятельностью: принимают участие в ежегодных интернет-олимпиадах, таких как «Эрудиты планеты», всероссийском конкурсе научно-инновационных проектов «Сименс», турнире по интерактивным видам коммуникаций «Молодые ораторы», Всероссийской олимпиаде «Покори Воробьевы горы». Студенческий совет колледжа организовал шефство над детскими садами и ветеранами города, а также ведет работу по оказании помощи детям детских домов. И, конечно же, направляют их и поддерживают их наставники — администрация и преподаватели колледжа.

Сегодня коллектив колледжа ставит перед собой высокие цели. Инновационная образовательная и воспитательная программа, внедряемая в колледже, призвана совершить инновационный прорыв в подготовке специалистов. И как бы это ни казалось сложным, коллективу выполнить под силу поставленную задачу. Люди, ответственные за судьбу колледжа, ясно видят будущее родного учебного заведения, ищут и находят пути его достижения.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, воспитательная система, образовательный процесс, колледж, система, студент, BRISE, воспитательная система колледжа, идея создания системы подготовки специалистов, предприятие города.

Похожие статьи

Опыт внедрения профориентационных образовательных курсов в систему дополнительного профессионального образования в процессе модернизации российского образования

Стратегии управления интегрированной образовательной организацией среднего профессионального образования в современных условиях рынка

Инновационные подходы к внедрению в практику ДОУ элементов воспитывающей среды музейно-педагогической направленности

Опыт и проблемы моделей взаимодействия дополнительного образования и образовательных учреждений, направленных на успешную социализацию школьников

Система работы по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе ДОУ для развития ведущих сфер личности детей дошкольного возраста

Современные тенденции обогащения образовательной среды физического воспитания и развития дошкольника

Внедрение интегрированного подхода при освоении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в системе СПО

Модель организации деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования

Внедрение технологий исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания

Разработка и внедрение инновационной модели управления качеством образования в социально ориентированной школе

Похожие статьи

Опыт внедрения профориентационных образовательных курсов в систему дополнительного профессионального образования в процессе модернизации российского образования

Стратегии управления интегрированной образовательной организацией среднего профессионального образования в современных условиях рынка

Инновационные подходы к внедрению в практику ДОУ элементов воспитывающей среды музейно-педагогической направленности

Опыт и проблемы моделей взаимодействия дополнительного образования и образовательных учреждений, направленных на успешную социализацию школьников

Система работы по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе ДОУ для развития ведущих сфер личности детей дошкольного возраста

Современные тенденции обогащения образовательной среды физического воспитания и развития дошкольника

Внедрение интегрированного подхода при освоении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в системе СПО

Модель организации деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования

Внедрение технологий исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания

Разработка и внедрение инновационной модели управления качеством образования в социально ориентированной школе