Эколого-оздоровительная работа в детском саду | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, октябрь 2013)

Дата публикации: 03.10.2013

Статья просмотрена: 524 раза

Библиографическое описание:

Зайцева, Е. С. Эколого-оздоровительная работа в детском саду / Е. С. Зайцева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4254/ (дата обращения: 16.11.2024).

Главная цель экологического воспитания — формирование начал экологической культуры, правильного отношения ребенка к природе, его окружающей к себе и людям, как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. Экологические знания — сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособляемости к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится человек, то есть он сам. Человеку тоже нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения от использования людьми природных богатств, об охране природы.

Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослых, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством. Воспитание любви к природе — одна из главных задач современного дошкольного учреждения. Природа способствует гармоничному развитию, желанию любить и понимать природу. Экология природы положительно воздействует на экологию человеческой души: возникает эстетическое наслаждение звуками, запахами, красками природы.

Я считаю, что в данном процессе игра является верной помощницей воспитания. Игра увлекает ребенка, ведет его в свой веселый мир, учит правильно воспринимать мир. Огромный вклад в задачу привития любви к природе вносят праздники и досуги. Очень важным фактором является возрождение народных традиций, обрядов, обычаев. Поэтому для большего эмоционального воздействия на дошкольников я включала такие приемы, как музыкальное сопровождение, элементы театрализации, художественное слово. Важны и такие формы групповой работы, как конкурсы рисунков, выращивание вместе с детьми растений, сбор семян, ягод, наблюдения за объектами природы, проведение опытно-экспериментальной работы. Все эти формы работы могут быть включены в эколого-валеологические досуги. На эколого-валеологических досугах дети приобщаются к удивительному миру природы. Природа воздействует на ребенка своей новизной, разнообразием, вызывает восторг, удивление, желание проникнуть в ее тайны.

В ходе любого досуга я осуществляю комплексное решение целого ряда задач, способствующих гармоничному развитию ребенка.

1.         Формирую основы экологического мировоззрения и культуры.

2.         Развиваю познавательную активность с целью расширять и систематизировать знания в области экологии. Знания и умения детей проверяю при решении социально-значимых задач: как спасти Землю от экологической катастрофы.

3.         Воспитываю стойкий интерес к физкультуре и спорту, к личным достижениям, к спортивным событиям нашей страны и всего мира. В программу досугов включаю игры с элементами командного и личного содержания и эстафет, например «Живут в банановом лесу проказницы мартышки», «Веселые старты», «Кошкин дом» и т. д.

4.         Формирую здоровый образ жизни: тематические праздники («Праздник чистюль», «Приключения Неболейки», «В гостях у Айболита»), тематические подвижные игры и упражнения в сочетании с текстом, поединки детей с врагами здоровья (лень, обжорство, страхи и т. п.), что позволяет формировать положительное взаимодействие к закаливанию, физкультуре, гигиеническим процедурам, режиму дня.

5.         Демонстрирую спортивные достижения и знания основ экологического мировоззрения и культуры. Досуг совмещаю с итоговыми событиями в жизни детей: окончание учебного года, выпуск из детского сада («Какими мы стали», «Вырастайка»).

6.         Воспитываю нравственные качества. В досугах формирую дружеские взаимоотношения между детьми и гуманное отношение ко всему живому и окружающему.

В группе создана предметно-развивающая среда по формированию эколого-валеологического воспитания. Подобраны картотеки загадок, стихов, потешек, сказок, дидактических игр эколого-валеологического содержания, детская художественная литература, энциклопедии, сюжетные картины по данной теме; оборудован уголок природы, центр экспериментирования, где сконцентрирован природный и бросовый материал для развития творчества детей. В театральном уголке подобрала маски животных, шапочки-маски цветов, грибов, животных, насекомых для игр драматизаций. Оформлен физкультурный уголок для самостоятельной двигательной активности.

В результате проведенной работы: у детей появились представления о сезонных явлениях природы, они научились сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы. Дети научились квалифицировать представителей животного мира, соотносить представителей животного мира со средой обитания, научились выделять взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений, классифицировать растения по видам. У детей сформировались практические навыки и умения ухода за животными и растениями. Тем самым, дети научились задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ последовательно, логично, понятно для собеседников, рассказывать о факте, событии, явлении, используя сложные предложения; правильно согласовывают слова и словосочетания в них; правильно объясняют значения слов. Отмечено уменьшение заболеваемости по сравнению с прошедшими годами.

В этой большой работе мне помогают родители, которые принимают активное участие при создании экологической библиотеки. Совместными усилиями детей и их родителей на территории дошкольного учреждения оформлен «лесной участок», экологическая тропа, участок для привлечения птиц (кормушки, домики), цветники (клумбы, розарий).

Родителей ознакомила с тематическими беседами и консультациями: «Куда пойти с ребенком в выходной», «Трава у дома», «Если ужалила пчела», «Здоровье ребенка в ваших руках».

С большим интересом и желанием воспитанники детского сада принимают участие в конкурсах и акциях по природоохранной деятельности, организуемых управлением дошкольного образования города Лабинска, где занимают призовые места и поощрительные призы.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, досуг, животный мир, знание, игра, природа, среда обитания, экологическая культура, экологический характер, экологическое мировоззрение.