Организация психолого-медико-педагогического сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специализированного дошкольного образовательного учреждения
Авторы: Потапова Лариса Леонидовна, Верещагина Лилия Витальевна, Суховольская Елена Викторовна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, октябрь 2013)
Дата публикации: 01.10.2013
Статья просмотрена: 10704 раза
Библиографическое описание:
Потапова, Л. Л. Организация психолого-медико-педагогического сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специализированного дошкольного образовательного учреждения / Л. Л. Потапова, Л. В. Верещагина, Е. В. Суховольская. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 98-101. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4258/ (дата обращения: 16.11.2024).
Оказание квалифицированной коррекционной помощи детям с нарушенным зрением наиболее успешно осуществляется в парадигме сопровождения. Сопровождение понимается как система профессиональной деятельности разных специалистов (воспитателей, тифлопедагогов, учителей-логопедов, психологов, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре и т. д.) по оказанию помощи ребенку в ситуации развития. Сопровождать развитие — значит разработать и применить систему психолого-педагогических средств, обеспечивающих физический и личностный рост воспитанника. В существующей практике выделяются разные организационные службы сопровождения:
- городская или областная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) — рекомендует родителям получение коррекционной помощи, направленной на достижение ребенком максимально возможного уровня личностного развития, образования, жизненной компетенции, интеграции в социуме специализированного учреждения.
- психолого-медико-педагогический консилиум в образовательном учреждении (ПМПк).
Эти службы сопровождения взаимодействуют друг с другом, видоизменяются в решении проблем ребенка.
Большинство публикаций, в которых отражены содержательные и организационные формы сопровождения, посвящены школьному периоду жизни ребенка. Проблемы сопровождения ребенка в дошкольных образовательных учреждениях изучены и раскрыты менее полно, что совершенно неправомерно, т. к. большинство «проблем» школьников закладываются и формируются в дошкольном возрасте.
Цель ПМПк — построение оптимальных путей развития ребенка с нарушенным зрением.
Основные задачи деятельности:
- комплексная диагностика возрастных и индивидуальных параметров развития;
- создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и становления социально успешной личности;
- определение специальных образовательных потребностей и условий, разработка индивидуального маршрута и технологии сопровождения для каждого ребенка различными специалистами ДОУ.
Основными принципами сопровожденияребенка в условиях жизнедеятельности в образовательном учреждении являются:
- все решения, принятые консилиумом ДОУ родителям носят только рекомендательный характер;
- дифференцированный подход (на основе диагностического исследования, определения его особых нужд и образовательных потребностей предполагается дифференциация методов и средств коррекции и развития);
- индивидуализация процесса сопровождения (процесс строится исходя из индивидуальных свойств и качеств воспитанников, с учетом зрительных нарушений, в зависимости от особенностей познавательной деятельности, сенсорных возможностей, уровня физического развития детей, социального окружения и других особенностей);
- мультидисциплинарность сопровождения (взаимодействие специалистов разного профиля);
- учет структуры нарушения (обеспечивается взаимосвязь и взаимозависимость коррекции вторичных нарушений в развитии детей и компенсации первичного дефекта);
- информированное согласие (специалисты дают родителям доступную для понимания информацию о развитии ребенка, добиваясь согласия на участие в обследовании и помощи);
- партнерство (деятельность специалистов направлена на установление партнерских отношений с ребенком и его семьей, советы педагогов имеют рекомендательный характер, ответственность за решение проблемы остается за родителями ребенка, его близким окружением);
- принцип «на стороне ребенка» (специалисты сопровождения стремятся решать каждую проблему с максимальной пользой для него);
- непрерывность сопровождения (ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблем; сопровождение прекращается только после ухода ребенка из ДОУ;
- автономность (специалисты не зависят от давления в ситуациях принятия решения).
При организации работы ПМПк у специалистов дошкольного учреждения возникает ряд проблем:
- обособленность в действиях специалистов разных систем, осуществляющих сопровождение; недостаточная связь между компонентами сопровождения;
- разрозненность информации о ребёнке.
Специфика сопровождения ребенка с патологией зрения в ДОУ такова, что весь коллектив сотрудников (не только педагогический состав) участвует в создании условий для благоприятного развития дошкольников. Работая в идеологии «команды», каждый ее специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности.
Основные области деятельности специалистов ПМПк:
1. Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности ребенка, особенностей коммуникативной деятельности ребенка, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего, по данным оценки изобразительной и трудовой деятельности), навыков самообслуживания согласно возрастному этапу; реализация рекомендаций специалистов.
2. Учитель-дефектолог (тифлопедагог — ведущий специалист): педагогическая диагностика, разработка и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечение индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий с детьми в соответствии с избранными маршрутами.
3. Учитель-логопед: логопедическая диагностика, коррекция и развитие речи, разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с ребенком.
4. Музыкальный руководитель: выявление уровня творческих способностей воспитанников, создание условий, способствующих их развитию. Реализация используемых программ музыкального воспитания, программ дополнительного образования с элементами музыкальной, танцевальной, креативной, театральной терапии с учетом рекомендаций специалистов сопровождения.
5. Инструктор по физическому воспитанию: выявление уровня развития физических качеств воспитанников, создание условий, способствующие их развитию. Проведение занятий по согласованным со специалистами сопровождения схемам.
6. Врач-офтальмолог, медсестра-ортоптистка: организация медицинской диагностики и проведение аппаратного лечения, разработка медицинских и коррекционных рекомендаций педагогам.
7. Представитель администрации (заведующая, старший воспитатель) — руководитель службы сопровождения: перспективное планирование деятельности службы, координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль за организацией работы, анализ эффективности.
Все специалисты при создании модели работают под руководством учителя-дефектолога (тифлопедагога), который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы, составляет совместно с коллегами индивидуальную программу развития для каждого воспитанника
В целом деятельность всех специалистов в рамках проведения консилиумной работы можно рассматривать как состоящую из последовательных этапов, закономерно вытекающих один из другого.
1. Диагностический этап.
Диагностический этап начинается с заключением договора с родителями о проведении диагностического обследования.
С каждым из их родителями учреждением и родителями (законными представителями) воспитанника ДОУ подписывается договор между дошкольным образовательным учреждением о его психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении и заполняется соглашениена согласие обследования ребенка. Согласно подписанному документу руководитель и члены ПМПк информируют родителей (законных представителей) воспитанника об условиях его психолого-медико- педагогического обследования и сопровождения специалистами консилиума.
Специалистами ПМПк составляется план проведения диагностического обследования. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка. Важной проблемой этого этапа является определение последовательности психолого-педагогического обследования воспитанника различными специалистами. Кто из них должен первым обследовать ребенка, то есть проводить так называемый первичный прием≤ Практика деятельности показывает, что целесообразно первичное обследование проводить тифлопедагогу на основании медицинских данных о состоянии здоровья ребенка и характера адаптации к условиям ДОУ.
Ведущий дефектолог, т. е. тифлопедагог дает необходимые рекомендации педагогам службы сопровождения, учитывая зрительный диагноз и степень понижения зрения.
Выстраивая так называемую «очередь» психолого-педагогического обследования мы опирались на учение Льва Семеновича Выготского о структуре дефекта: первичное нарушение — зрение, влечет за собой вторичные отклонения в развитии — речь, ослабление психических познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия, воображения), нарушение двигательной сферы и т. д.
Обследование ребенка проводится каждым специалистом индивидуально с учетом реальной возрастной психофизиологической нагрузки на воспитанника.
Каждый специалист предоставляет членам консилиума информацию о результатах обследования, проведенного с ребенком.
На заседании ПМПк обсуждаются результаты комплексного обследования ребенка, сопоставляются результаты диагностики специалистов разного профиля, составляется коллегиальное заключение или заполняется индивидуальная карта развития ребенка, подписывается председателем и всеми членами ПМПк.
2. Консультативно-проектировочный этап.
На этом этапе специалисты сопровождения обсуждают со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения проблем, обсуждают позитивные и негативные стороны разных решений, стоят прогнозы эффективности, помогают выбрать различные действенные методы и приемы. После того как выбор способа решения проблемы состоялся, важно распределить обязанности по его реализации, определить последовательность действий, уточнить сроки исполнения и возможность корректировки планов. Именно на этом этапе сопровождения разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка.
Индивидуальный образовательный маршрут — это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.
Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута в настоящий момент нет. Способ его построения должен характеризовать особенности обучения и развития ребенка-дошкольника на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период пребывания ребенка в детском саду сразу, например, в первой младшей группе на все 5 лет дошкольного образования, поскольку сущность его построения, состоят именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.
Отправными точками для выстраивания системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения должны стать результаты диагностического обследования ребенка всеми специалистами служб сопровождения.
Специалисты ПМПк (тифлопедагог, учитель-логопед, педагог-психолог, муз.руководитель, инструктор по физ.воспитанию, воспитатель) по результатам обследования составляют индивидуальный маршрут развития ребенка, который отражаетследующие компоненты:
- целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);
- содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемых в ДОУ);
- технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);
- результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).
При построении индивидуального образовательного маршрута учитываются следующие факторы:
- индивидуальные особенности ребенка (специфика развития ребенка, структура дефекта, сильные и слабые стороны развития, уровень развития навыков коммуникации, поведения и социальных навыков);
- возраст ребенка (соотнесение уровня развития ребенка с возрастными нормами развития);
- наиболее развитые функции, сформированные навыки, возможности социальной адаптации;
- социальная ситуация развития, семейная микросреда (позиция семьи по отношению к дефекту; характер взаимоотношений родителя и специалистов, характер социального поведения ребенка);
- организационные возможности образовательного учреждения (объем коррекционного воздействия, возможность проведения коррекционной работы совместной с семьей ребенка, взаимодействие специалистов).
Реализация выделенных в Индивидуальном маршруте направлений осуществляется с использованием образовательной программы ДОУ, утвержденных и рекомендуемых образовательных программ, авторских технологий и практического опыта специалистов.
3. Деятельностный этап направлен на реализацию индивидуального образовательного маршрута и выполнение программы коррекционно-образовательной работы. Она представляет собой организованный психолого-педагогический процесс, в котором осуществляется взаимодействие специалистов, родителей и детей на содержательной основе.
Особое внимание при работе ПМПк на данном этапе уделяется модели взаимодействия специалистов в коррекционно-образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения. Модель демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов ДОУ в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями (в нашем случае, ребенком с нарушенным зрением), а так же функциональные обязанности каждого специалиста ДОУ (тифлопедагога, педагога- психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора физического воспитания) по отношению к воспитаннику. Все специалисты при создании модели работают под руководством дефектолога, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы, составляет совместно с коллегами индивидуальную программу развития для каждого воспитанника.
Тесная взаимосвязь всех специалистов ДОУ возможна при условии:
- совместного планирования работы: выбора темы и планирования коррекционно-развивающей работы, определения последовательности занятий и задач;
- одновременного решения коррекционно-образовательных задач учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физ.воспитанию, воспитателя (каждый на своем занятии);
- тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям.
4. Рефлексивный этап.
Проводится анализ реализации задач сопровождения, выполнение рекомендаций всеми участниками сопровождения. Этот этап может стать заключительным в реализации индивидуального образовательного маршрута или стартовым в проектировании специальных методов предупреждения и коррекции других проблем. На основе данных, полученных в ходе итоговой диагностики, делается вывод об эффективности деятельности специалистов образовательного учреждения по созданию условий для полноценного развития ребенка с нарушением зрения.
Литература:
1. Психолого-медико-педагогическая работа в детском саду: планирование, рекомендации, диагностические материалы / авт.-сост. Т. А. Емцева. — Волгоград: Учитель, 2011. — 141 с.
2. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / под науч.ред.проф. Л. М. Шипицыной. — СПб.: «Речь», 2003–240 с.
3. Психология слепых и слабовидящих: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — СПб. 2006. — 336 с. — (Серия «Коррекционная педагогика»).