Сетевое взаимодействие учреждений профессионального образования как эффективная форма самостоятельной работы обучающихся
Авторы: Сластунова Ольга Владимировна, Казаков Роман Сергеевич, Мешкова Ирина Владимировна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, октябрь 2013)
Дата публикации: 01.10.2013
Статья просмотрена: 726 раз
Библиографическое описание:
Сластунова, О. В. Сетевое взаимодействие учреждений профессионального образования как эффективная форма самостоятельной работы обучающихся / О. В. Сластунова, Р. С. Казаков, И. В. Мешкова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 114-116. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4260/ (дата обращения: 16.11.2024).
Внедрение механизмов сетевого взаимодействия в учреждения профессионального образования рассматривается в контексте положений Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации. Основной задачей здесь выступает решение проблем замкнутости системы профессионального образования, открытости ее внешним воздействиям, обеспечения условий для роста ее восприимчивости к запросам общества и рынка труда, что в конечном итоге приведет к постоянному обновлению педагогических технологий и позитивно повлияет на качество образовательного процесса.
В современных условиях это возможно только при активизации инновационных процессов в сфере профессионального образования, интеграции образовательной, научной и практической деятельности, общественного участия в управлении образованием, реализации сетевого взаимодействия.
Сетью в данном случае является совокупность учреждений профессионального образования, имеющих общие цели, ресурсы для достижения поставленных целей, единый центр управления.
В сетевом взаимодействии складывается характер отношений, связей, взаимодействий образовательных институтов, присущих гражданскому открытому обществу. Сетевой способ взаимодействия участников образовательного процесса позволяет решить следующее:
- преодолеть ограниченные возможности учреждений профессионального образования в части информационного обеспечения: при формальном соответствии материально-технической базы образовательных учреждений нормам лицензионной службы оборудование устаревает и не всегда соответствует современному технико-технологическому состоянию отрасли;
- заметно повысить уровень профессионального мастерства профессионально-педагогических работников;
- разработать и внедрить во всех учреждениях профессионального образования современные средства обеспечения ФГОС подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, способных и готовых к самостоятельной профессиональной и социально значимой деятельности в условиях масштабных и динамичных общественных перемен;
- обеспечить регулярное взаимодействие учреждений профессионального образования, ведущих подготовку специалистов для одной и той же отрасли, для обмена опытом, новыми идеями в условиях дефицита информации.
Сетевое взаимодействие в профессиональном образовании осуществляется на основе принципов взаимности, равноправия участников сети, доверия, сетевой культуры, самоорганизации, самоопределения, ответственности.
Сетевое взаимодействие в управлении образованием позволяет участникам в рамках общего информационного пространства реализовывать следующие возможности:
- участие в формировании общей цели, общей системы ценностей (профессиональных);
- участие в разработке общих критериев эффективности деятельности;
- предоставление информации о своей деятельности другим участникам сети;
- обмен информацией о деятельности и ее результатах;
- создание собственных каналов информации;
- участие в работе других информационных каналов;
- открытие своих наработок не только профессиональному сообществу, но и всему обществу.
Следовательно, для организации сетевого взаимодействия необходимо обеспечить:
- развитую систему информационных и телекоммуникационных ресурсов (наличие средств вычислительной техники, подключение к Интернету, определение перспективы оснащения современными средствами вычислительной техники);
- наличие квалифицированных профессионально-педагогических кадров, способных работать в сети;
- возможность оперативного доведения информации до учреждений, осуществляющих подготовку рабочих и специалистов по закрепленному направлению.
Под условиями сетевого взаимодействия понимается возможность совместной деятельности участников сети (проявление собственной инициативы; коллективная поддержка и оценка своей инициативы; участие в поддержке и оценке других инициатив; в определении общей цели, общего этноса, общей системы профессиональных ценностей; в формировании общих критериев эффективности деятельности, представления совместной деятельности; влияние на распределение ресурсов для осуществления профессиональной деятельности) и организация единого информационного образовательного пространства (возможность предоставлять информацию о своей деятельности другим субъектам сети, иметь информацию об их деятельности, создавать собственные каналы информации, становиться частью информационных каналов).
Участники сетевого взаимодействия могут совместно решать вопросы, наиболее актуальные для профессионального образования, в том числе: адаптация объемов, структуры и качества профессионального образования к современным требованиям регионального рынка труда; актуализация содержания и усиление практической направленности инновационных образовательных программ учреждений профессионального образования. В соответствии с этим, основные проблемы в области информатизации профессионального образования концентрируются по двум основным направлениям: первое — подготовка педагогических кадров, способных активно разрабатывать, внедрять и использовать современные технические и программные средства ИКТ в образовательном процессе; второе — разработка, корректировка и внедрение в образовательный процесс современных программных продуктов учебного назначения.
К сожалению, функциональность большинства программных продуктов, используемых в системе профессионального образования, достаточно низкая, и одной из причин данной ситуации является слабый уровень подготовки педагогических кадров и исключение их из процесса разработки и внедрения электронных средств учебного назначения. Сложность заключается еще и в том, что специальных обучающих и тестовых программ, автоматизированных обучающих курсов и электронных учебников, создаваемых централизованно для системы профессионального образования, практически нет. Но и наличие программных продуктов, которые могут облегчить труд педагогического работника в ходе создания электронных средств обучения различного назначения, не решает всех проблем, так как требуется владеть не только конкретной программой, но и обладать необходимой теоретической подготовкой в этом вопросе, знанием основ и общих подходов к созданию программных продуктов учебного назначения, основных требований, предъявляемых к разработке электронных средств обучения.
Работая в сетевом взаимодействии, важно уметь действовать самостоятельно. Следовательно, нужно формировать у обучающихся умения и практический опыт самостоятельной работы.
Сегодня нет необходимости убеждать преподавателей в важности разработки и внедрения в педагогическую практику более совершенных методик обучения, обеспечивающих повышение качества учебного процесса, способствующих активизации познавательной деятельности обучающихся, развитие их умственных способностей. Затруднение в деятельности преподавателей по организации самостоятельной работы в учебном процессе состоит в том, что многие учебные пособия еще не в полной мере содействуют успешному развитию познавательной активности обучающихся, их самостоятельности. В них в основном дано содержание учебного материала, но нет достаточного количества заданий, требующих от каждого обучающегося самостоятельного прведения примеров; нахождения сходства и различия между сопоставляемыми явлениями; раскрытия существенных признаков, характеризующих сущность понятий, правил, законов; формулирования новых выводов. Все правила, законы, выводы часто даются в готовом виде и требуют только заучивания.
В итоге более 75 % обучающихся, так же как и их педагоги, предпочитают репродуктивные методы работы, связанные с передачей, воспроизведением научной или учебной информации. В подготовке будущих рабочих и специалистов особенно важна самостоятельная работа, т. е. получение знаний из собственного опыта, где ответственность за результат обучения целиком лежит на самом обучающемся. Самостоятельное обучение должно способствовать приобретению будущими рабочими и специалистами собственного видения, т. е. направления приложения своих усилий, умения ставить цели. Решить эту проблему можно только в комплексе, развивая умения и накапливая опыт самостоятельной работы обучающихся.
Основные признаки самостоятельной работы обучающихся:
- наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса и особого времени на их выполнение, решение;
- проявление умственного напряжения мысли обучающихся для правильного и наилучшего выполнения того или иного действия;
- проявление сознательности, самостоятельности и активности обучающихся в процессе решения поставленных задач;
- осуществление управления и самоуправления самостоятельной познавательной и практической деятельностью обучающегося.
Основной смысл дидактических целей самообразования состоит в том, чтобы:
- научить обучающихся самостоятельно добывать знания из различных источников;
- способствовать формированию компетенций, освоению умений, необходимых будущим специалистам;
- повысить ответственность обучающихся за свою профессиональную подготовку, формирование личностных и профессионально-деловых качеств;
- формировать у обучающихся профессиональное мышление на основе самостоятельной работы над выполнением индивидуальных творческих заданий по профессиональным модулям и учебным дисциплинам.
Как и всякая форма образовательного процесса, самостоятельная работа реализует несколько функций: образовательную (систематизация и закрепление знаний учащихся), развивающую (развитие познавательных способностей учащихся — их внимания, памяти, мышления, речи), воспитательную (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ведущих качеств личности — честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности и др.).
Планирование самостоятельной работы осуществляется на основе определения научно обоснованных нормативов времени на выполнение всех видов учебных заданий по каждой дисциплине. Объем планового времени на самостоятельную работу определяется на основе учета общего лимита времени, включающий аудиторные и внеаудиторные виды самостоятельной учебной работы. Нормативные требования к организации, содержанию и формам самостоятельной работы обучающихся закреплены федеральными, отраслевыми и локальными документами. Желаемый эффект от самостоятельной работы обучающегося можно получить только тогда, когда она организуется и реализуется в образовательном процессе в качестве целостной системы, пронизывающей все этапы обучения в образовательном учреждении.
Для эффективности самостоятельной работы обучающихся педагогу необходимо обеспечить правильное сочетание объема аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы; методически грамотно организовать работу обучающихся в аудитории и вне ее; обеспечить их необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий; осуществлять контроль за организацией и ходом самостоятельной работы.