Физическое воспитание как фактор социализации обучающихся с девиантным поведением | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, октябрь 2013)

Дата публикации: 02.10.2013

Статья просмотрена: 2284 раза

Библиографическое описание:

Мирзаханова, Е. С. Физическое воспитание как фактор социализации обучающихся с девиантным поведением / Е. С. Мирзаханова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4261/ (дата обращения: 17.10.2024).

В статье рассматривается процесс социализации обучающихся с девиантным поведением посредством физического воспитания путем взаимодействия образовательного учреждения и системы дополнительного образования.

The process of socialization of the students with deviant behavior through the physical education by the interaction of the educational institution and the system of the additional education is considered in this article.

На современном этапе развития общества рост общественных катаклизмов увеличивается в геометрической прогрессии. Катаклизмы оказывают пагубное влияние на семьи россиян, и без того имеющие большой риск распада семьи, так как процент разводов в нашей стране остается большим. А в связи с проблемами в экономической сфере, наличие положительного благоприятного климата в семье становится практически невозможным, так как родители в гонке за материальными благами меньше внимания уделяют детям и, как следствие, они просто оказываются в социальном вакууме, где формируется сознание того, что они никому не нужны. Наряду с вышеперечисленными проблемами происходит и утрата нравственных ценностей и моральных ориентиров. В итоге родители перестают выполнять свою главную функцию — воспитание детей.

В связи с этим произошел рост социальных патологий: алкоголизм, преступность, бродяжничество, проституция, наркомания. Данные социальные патологии порождают девиантное поведение, то есть отклонение от общепринятых норм и ценностей. Поэтому ежегодно среди подростков увеличивается рост преступности, число употребляющих наркотики и алкоголь, о чем свидетельствуют различные статистические данные. Более того большое количество подростков вовлечены в продажу наркотиков и преступный бизнес. Вот почему одной из главных задач в воспитании и образовании является тот факт, что целесообразно предоставить каждому подростку с учетом его индивидуальных особенностей именно тот «багаж» знаний, умений и навыков, который будет способствовать самоопределению и самореализации в обществе. В педагогической практике существуют различные виды и методы воздействия на социализацию обучающихся имеющих девиантное поведение:

-          вовлечение обучающихся в систему дополнительного образования;

-          профилактическая коррекционная работа психолого-педагогической службы;

-          разносторонняя воспитательная деятельность классного руководителя.

Особенно результативно на социализацию обучающихся с девиантным поведением оказывает воздействие следующих видов воспитания:

-          патриотического;

-          экономического;

-          физического;

-          духовно-нравственного.

Необходимо отметить, что одним из эффективных способов воздействия на социализацию девиантного поведения является физическое воспитание. Физическое воспитание — педагогический процесс, который направлен на развитие и формирование двигательных умений и навыков. Целью физического воспитания является формирование физически здоровой гармонично развитой личности, так как физическое воспитание находится в единой взаимосвязи с нравственным, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием. Важно то, что физическое воспитание в образовательных учреждениях реализуется не только на уроках физической культуры, но и в деятельности классного руководителя, а так же в системе дополнительного образования. Одной из отличительных черт роли физического воспитания в социализации, обучающихся с девиантным поведением является то, что с одной стороны оно способствует физическому развитию, укрепляет здоровье, а с другой — формирует среду общения, служит формой досуговой деятельности, а так же оказывает непосредственное влияние на нравственные качества личности. Для успешного процесса социализации посредством физического воспитания необходимо учитывать следующие виды задач:

образовательные:

-          формирование и совершенствование двигательных умений и навыков;

-          развитие знаний по физической культуре и спорту;

оздоровительные:

-          укрепление здоровья;

-          развитие работоспособности;

-          формирование здорового образа жизни;

воспитательные:

-          воспитание потребности и интереса к спорту;

-          формирование нравственных и эстетических качеств личности;

-          способ организации досуга подростков;

-          средство коррекции физического и психоэмоционального состояния.

Для достижения задач решаемых в процессе социализации посредством физического воспитания обучающихся с девиантным поведением необходимо применять игровой метод, соревновательный, метод наглядности, словесные методы, так как они способствуют развитию индивидуальных особенностей личности, таких как:

-          всестороннее развитие, как физических, так и моральных качеств (целеустремлённость самостоятельность, чувство взаимопомощи и сотрудничества) — игровой метод;

-          развитию волевых качеств личности — соревновательный метод;

-          развитию и повышению интереса к физической культуре и спорту — метод наглядности;

-          самостоятельность мышления, влияние на эмоциональную сферу личности обучающегося с девиантным поведением, так как главное средство данных методов — слово — словесные методы.

Именно комплексное применение данных методов будет способствовать решению задач физического воспитания, а также оказывать положительное влияние на социализацию обучающихся с девиантным поведением. Поэтому в рамках физического воспитания, в процессе социализации обучающихся с девиантным поведением в образовательных учреждениях целесообразно проводить следующие виды работ:

-          классные часы по темам: «Спорт — это жизнь», «В здоровом теле, здоровый дух», «Трус тот, кто не играет в хоккей», «Экстремальные виды спорта», «Олимпийские достижения которые потрясли мир», «Спорт против вредных привычек», «Здоровье не купить»;

-          организация лекций, круглых столов с привлечением работников из сферы физической культуры, спорта;

-          проведение конкурсов рисунков по темам: «О спорт ты жизнь», «Мир против наркотиков», «Я за спорт»;

-          организация массовых спортивных мероприятий, дней здоровья, экскурсий в фитнес центры и спортивные школы;

-          проведение спортивно-развлекательных игр, викторин, конкурсов;

-          организация туристических походов по родному краю, которые будут способствовать расширению знаний по таким предметам как история, география, биология.

Одной из ведущих форм социализации обучающихся с девиантным поведением посредством физического воспитания является организация совместной деятельности обучающихся и родителей, так как именно семья является первичным институтом социализации. Именно в семье у ребенка формируются нормы поведения, качества личности и раскрывается индивидуальный мир. Поэтому классный руководитель должен:

-          проводить совместные спортивно оздоровительные мероприятия: «Папа, мама, я — спортивная семья», «Семейные старты»;

-          организовывать совместные встречи обучающихся, родителей и работников здравоохранения и спорта;

-          проводить родительские собрания по темам: «Режим дня обучающегося», «Соблюдение гигиенических норм и правил», «Физическая закалка», «Что это физическое воспитание≤»;

-          организовывать индивидуальные беседы с родителями о роли и влиянии физического воспитания на ребенка.

Совместная деятельность педагога и родителей будет способствовать формированию нравственных ориентиров на построение рационального образа жизни. Но успех процесса социализации возможен лишь в том случае если между педагогом и родителями будет взаимопонимание и сотрудничество.

Система дополнительного образования играет ведущую роль в социализации обучающихся с девиантным поведением посредством физического воспитания, так как одна из формы работы данной системы — оздоровительная деятельность, то есть применение здоровьесберегающих технологий. Именно, организация спортивных секций: «Настольный теннис», «Карате», «Дзюдо», «Спортивные танцы», «Баскетбол», «Волейбол», «Бокс», а также организуются занятия в тренажерном зале. Немаловажен тот факт, что система дополнительного образования является непрерывным процессом, в связи с тем, что обучающиеся занимаются в спортивных секциях и в каникулярное время. Тем самым занятость обучающихся с девиантным поведением во внеурочное время и во время каникул будет содействовать с одной стороны социализации и профилактике вредных привычек, беспризорности, правонарушений, безнадзорности, а с другой стороны развитию познавательных интересов и обучению новым знаниям, умениям и навыкам. Для того чтобы процесс социализации протекал в нужном направлении, работа системы дополнительного образования должна быть основана на следующих принципах:

-          принцип природосообразности — учет индивидуальных особенностей обучающихся;

-          принцип гуманизма — развитие и воспитание должно быть направлено на учет интересов обучающихся с девиантным поведением и способствовать его личностному росту;

-          принцип средовой обусловленности — учет факторов социального окружения:

-          принцип ориентации на позитив в поведении и характере ребёнка, который был сформулирован еще А. С. Макаренко. Сущность данного принципа заключается в том, что ребёнок является главным элементом в системе общечеловеческих взаимоотношений. Педагог прежде всего должен рассматривать в ребенке положительные качества личности. Это положительное формирует у ребенка позитивное отношение к окружающему миру, дает веру в себя, позволяет пересмотреть свое поведение.

Таким образом, можно сделать вывод, что воздействие в форме физического воспитания на обучающихся с девиантным поведением является одним из важнейших условий для их успешной социализации. Данное целенаправленное организуемое воздействие с четким определением средств, форм и методов воспитания, будет строиться на отношении взаимного доверия, с помощью которого обучающиеся почувствуют, что они нужны и полезны людям и являются полноценными членами общества и имеют возможность реализовать свой индивидуальный потенциал.

Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, физическое воспитание, дополнительное образование, социализация обучающихся, физическая культура, классный руководитель, спорт, игровой метод, метод наглядности, процесс социализации.

Похожие статьи

Трудности реализации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации

В статье представлена систематика трудностей реализации инклюзивного образования дошкольной образовательной организации.

Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности ребенка старшего дошкольного возраста, игровая деятельность старших дошкольников как эффективное средство их социализации, а также условия социал...

Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка с применением приемов технологии системно-деятельностного подхода

В данной статье рассматриваются способы формирования коммуникативной компетенции у школьников на уроках русского языка в условиях реализации системно-деятельностного подхода.

Формирование гражданской позиции молодёжи в рамках деятельности детских объединений и детских общественных организаций

В данной статье рассматривается деятельность детских объединений и детских общественных организаций в рамках гражданско-патриотического воспитания, приобретения опыта деятельности как гражданина общества.

Педагогический аспект определения эффективности формирования педагогического мастерства

В данной статье проводятся исследования по оценке эффективности формирования педагогического мастерства студентов факультетов профессионального образования.

Формирование представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста как основа валеологического образования

В данной статье рассматривается проблема формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности в условиях дошкольного учреждения.

Социальное воспитание — основа формирования личностных качеств суворовцев

В статье рассматриваются актуальные вопросы организации социального воспитания суворовцев с использованием современных педагогических технологий.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

В статье представлен опыт по организации работы нравственно-патриотического воспитания, по созданию оптимальных условий для формирования нравственно-патриотического сознания у детей дошкольного возраста.

Процесс социализации обучающихся с девиантным поведением в образовательных учреждениях

Формирование духовной культуры младших школьников средствами театральной деятельности

В статье представлен опыт работы по формированию духовной культуры младших школьников средствами театральной деятельности.

Похожие статьи

Трудности реализации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации

В статье представлена систематика трудностей реализации инклюзивного образования дошкольной образовательной организации.

Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности ребенка старшего дошкольного возраста, игровая деятельность старших дошкольников как эффективное средство их социализации, а также условия социал...

Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка с применением приемов технологии системно-деятельностного подхода

В данной статье рассматриваются способы формирования коммуникативной компетенции у школьников на уроках русского языка в условиях реализации системно-деятельностного подхода.

Формирование гражданской позиции молодёжи в рамках деятельности детских объединений и детских общественных организаций

В данной статье рассматривается деятельность детских объединений и детских общественных организаций в рамках гражданско-патриотического воспитания, приобретения опыта деятельности как гражданина общества.

Педагогический аспект определения эффективности формирования педагогического мастерства

В данной статье проводятся исследования по оценке эффективности формирования педагогического мастерства студентов факультетов профессионального образования.

Формирование представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста как основа валеологического образования

В данной статье рассматривается проблема формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности в условиях дошкольного учреждения.

Социальное воспитание — основа формирования личностных качеств суворовцев

В статье рассматриваются актуальные вопросы организации социального воспитания суворовцев с использованием современных педагогических технологий.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

В статье представлен опыт по организации работы нравственно-патриотического воспитания, по созданию оптимальных условий для формирования нравственно-патриотического сознания у детей дошкольного возраста.

Процесс социализации обучающихся с девиантным поведением в образовательных учреждениях

Формирование духовной культуры младших школьников средствами театральной деятельности

В статье представлен опыт работы по формированию духовной культуры младших школьников средствами театральной деятельности.