Развитие идей классической педагогики в концепции М. М. Манасеиной
Автор: Бельская Зинаида Владимировна
Рубрика: 2. История образования и педагогики
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, октябрь 2013)
Дата публикации: 30.09.2013
Статья просмотрена: 824 раза
Библиографическое описание:
Бельская, З. В. Развитие идей классической педагогики в концепции М. М. Манасеиной / З. В. Бельская. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4266/ (дата обращения: 16.11.2024).
Особенности педагогический мысли конца XIX века тесно связаны с развитием капитализма в России, политикой правительства и борьбой за становление и рост демократизации образования и воспитания. Исходя из этого, пути развития педагогической науки и педагогических взглядов данного времени могли быть разными: это и линия политических влияний правительства, общественная линия идейных мыслителей интеллигенции, а также линия «низов». Линия правительства (самодержавие) старалась контролировать изменения, происходившие в образовании. Общественная линия интеллигенции пыталась представить новые подходы к обучению, воспитанию и развитию, обозначить уникальный путь развития России в педагогической науке.
Педагогические взгляды М. М. Манасеиной (1842–1903) тесно связаны с идеей развития самобытности русской культуры.Судьба конкретного человека выступает в качестве отражения судьбы народа. Поэтому оригинальность подхода к воспитанию подрастающего поколения у М. М. Манасеиной отличается религиозной, нравственной и культурной составляющей.
По М. М. Манасеиной,ослабление человеческой мысли сказывается на деятельности человека, широкий кругозор позволяет понять окружающий мир и свой собственный внутренний мир. Возникает вопрос веры, под которой М. М. Манасеина подразумевает «результат деятельной работы мысли» по отношению ко всем сторонам жизни, указывает на тесную связь веры с основным законом человеческого мышления. Элемент веры имеет важное значение для развития педагогической науки. Вера проникает во все стороны жизни человека и показывают, что человек способен пожертвовать своими потребностями ради осуществимости намеченного. Справедливо написано М. М. Манасеиной: «Корни всякого доверия находятся именно в вере» [2, с.87].
В педагогической концепции М. М. Манасеиной убедительно доказано, что прошлое, настоящее и будущее также немыслимо без веры, ведь связь поколений осуществляется на доверии. Уникальность ее педагогической мысли заключается в пространственно-временном, социальном и культурном контексте. Самосовершенствование личности невозможно без веры, так как человек сам по себе способен к рефлексии, поиску нравственного и духовного, обретая тем самым целостность внутреннего мира.
Педагогические взгляды М. М. Манасеиной отражают самобытность русской культуры. Наивысшим расцветом человеческой души она считает религиозную веру, которая является важной стороной духовной жизни. На этой основе ученый делает вывод о главнейшей задачи воспитания — необходимости укреплять и развивать религиозную веру в душе ребенка.
По мнению М. М. Манасеиной, жизнь — это борьба с самим собой, без обретения полного покоя и мира. Люди переживают «душевную мучительную борьбу с самим собой, со своими страстями, со своими желаниями, если только они желают остаться верными своему идеалу» [2]. И эта внутренняя борьба рождает новую линию развития личности и линию развития самобытности русского народа — духовность. Вспоминая знаменитый лозунг того времени «Православие. Самодержавие. Народность», кажется несомненным, что первое место занимало самое существенное и значимое для русского народа.
Как отмечал А. С. Хомяков, Православие спасает не человека, а человечество [4, с.29]. Естественно, что человек борется в этой жизни с собой с целью поддержания психического здоровья путем духовных исканий, размышлений, поиском смысла, Бога, нравственного идеала. Разрушение всего происходит при нахождении покоя личностью. Православие взаимосвязано с церковью. В письме к А. И. Кошелеву А. С. Хомяков пишет: «Есть светлые дни в Церкви современной. Хорошо делают те, которые радуются их свету; но путеводным светилом избирать не должно никого, а слова и смысл дел каждого поверять собственным судом [5, с.134]. Действительно, в этом и заключается самобытность русской культуры конца XIX–начала XX века: опираясь на духовное и нравственное (Православие) вести поиск идеального, разумного, индивидуального, неся ответственность перед самим собой.
Оригинальность педагогической мысли М. М. Манасеиной заключалась в сочетании идеи ориентации на прошлое (христианство) и идеи ориентации на будущее (антропологизм).
Анализируя ее педагогические сочинения, мы видим, что идеи М. М. Манасеиной были непосредственно связаны с русской классической педагогикой 60-х гг. XIX века. Творчество Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова становилось предметом изучения ученого. Их идеи о связи науки и религии, о соотношении знания и веры особенно близки концепции М. М. Манасеиной. Проблема соотношения веры и знания подробно изложена в первой части ее программного сочинения «Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования» (1894–1902). М. М. Манасеина трудилась над идеей примирения науки с религией, закладывая тем самым основу для создания национальной системы воспитания, питающей духовное и нравственное развитие подрастающих поколений.
Сравнивая исходные позиции педагогики К. Д. Ушинского с идеями и решениями М. М. Манасеиной, мы видим их созвучие. Так, М. М. Манасеина заявляла: «Пышное развитие индивидуальных особенностей отдельных людей находится в тесной и неразрывной связи с индивидуальными особенностями того народа, частицу которого они составляют» [2, c.95]. К. Д. Ушинский же в своем труде «О народности в общественном воспитании» подчеркивает, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к родине.
Не менее перспективными оказались идеи К. Д. Ушинского о природе воспитания: «Для того чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения — в привычки, а привычки — в наклонности» [1]. Так же, как и К. Д. Ушинский, М. М. Манасеина стремится к учету индивидуальных особенностей личности.
Педагогика М. М. Манасеиной в своих исканиях приходила к плодотворным результатам в той мере, в какой наследовала идеи Л. Н. Толстого.Вжурнале «Ясная Поляна» Л. Н. Толстой критиковал теоретическую педагогику без возможности ее практического применения. Он утверждал, что педагогика только тогда станет наукой, когда будет опираться на опыт учителей и строить свои выводы на основе обобщения педагогической практики. Л. Н. Толстой говорит о творческом характере приобретаемых в школе знаний, о стремлении к развитию кругозора учащихся, всестороннего развития, обобщая идеи педагогов и мыслителей Просвещения. Вслед за Л. Н. Толстым М. М. Манасеина также подчеркивает важность педагогической практики, ее творческий характер, а также идею всестороннего развития личности.
Изучая народное образование в Германии, Франции, Бельгии, Англии и Италии М. М. Манасеина (как и Л. Н. Толстой) пришла к выводу о невозможности копирования западного образования в условиях русской школы. Система обучения и воспитания Зарубежных стран не позволяла развивать духовные и нравственные аспекты в личности русского человека, формировать его самосознание и межпоколенческие связи. М. М. Манасеина стремилась к созданию нового национального воспитания. Эту же мысль развивал и К. Д. Ушинский.
Идеи М. М. Манасеиной оказались близки с общими позициями классической педагогики. Проявление этого мы видим, например, в вопросе о потребности развития национальной системы воспитания. М. М. Манасеина не становилась на путь простого заимствования идей западной педагогики, а критически их осмысливала. В своей книге «Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования. Выпуск второй» (1894) педагог рассуждает о взглядах В.Прейера, который говорит о «многочисленных сознательных «я» в ребенке», которые соединяются в одно общее [3]. Критическое осмысление идеи Прейера отражается в мыслях Манасеиной о противоречивости тела (ощущений) и души (сознания), борьба которых длится всю жизнь как для отдельного человека, так и целых народов.
Близость позиций М. М. Манасеиной и русской классической педагогики выразилась в вопросе о значении родного языка для общего развития ребенка. В своих работах М. М. Манасеина показала, что в каждом народе, как и у отдельного человека, есть своя индивидуальность, которая выражается в народном языке, в генеральной группе представлений, чувств и идей, в принятом вероисповедании, в традициях и обычаях [6].
Вслед за К. Д. Ушинским и Н. И. Пироговым М. М. Манасеина выступает против раннего обучения иностранным языкам. Своеобразие народа отражается в его национальном языке. Обучение иностранным языкам способствует, по мнению М. М. Манасеиной, усвоению и пониманию культуры и национальных особенностей того народа, чей язык изучает ребенок. Но перед началом изучения иностранных языков необходимо выучить родной язык.
В статье Л. Н. Толстого «О народном образовании» раскрыта идея природосообразности воспитания. Вслед за ним М. М. Манасеина утверждает о важности развития природных задатков, о факторах формирования личности, подчеркивает первостепенное значение семейного воспитания в нравственном развитии ребенка.
От Н. И. Пирогова и Л. Н. Толстого берет начало интерес ученого к народному образованию и просвещению, о чем свидетельствует деятельность М. М. Манасеиной. Хотя для нее (врача, гигиениста) образование не было сферой профессиональной деятельности, она осознавала, что только правильно понятое и правильно выполненное воспитание подрастающего поколения является важным условием развития и процветания государства. Предложенные ею взгляды на воспитание в России основывались на научных данных физиологии, гигиены, медицины. Антропологическому подходу она уделяла первостепенное значение: формулировались цели и задачи семейного воспитания с учетом возрастно-половых, физиологических и психологических особенностей развития ребенка. Цели и задачи семейного воспитания тесно связывались с развитием и совершенствованием природы ребенка, его духовным формированием.
Педагог показывает влияние семейного воспитания на обучение, воспитание и развитие личности ребенка, обозначает проблему разнонаправленности целей воспитания в школе и семье. Диссонанс, создаваемый и школой и семьей, влияет на развитие нравственных и духовных ценностей у детей, формируя тем самым у них ложное, антагонистическое мышление. При едином характере воспитания формируется преемственность в усвоении нравственных ценностей, а также динамизм личностного развития в школе, университете и обществе. Начало же такому подходу было положено русской классической педагогикой XIX века, в частности Н. И. Пироговым.
Таким образом, классическая педагогическая мысль имела в лице М. М. Манасеиной продолжателя в педагогической науке России конца XIX века. Обращение к наследию выдающихся педагогов означало желание сохранить связь с лучшими традициями русской педагогики 60-х гг. XIX века. Методологические, общепедагогические и методические взгляды К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого и Н. И. Пирогова, несомненно, влияли на становление педагогической концепции М. М. Манасеиной и в таком виде комплексно ею развивались.
Литература:
1. Лобанова О. Б. Русская педагогическая мысль конца XIX — начала ХХ в. в. О сущности педагогического опыта/О. Б. Лобанова // Современные проблемы науки и образования. — 2007. — № 1 — С. 54–56.
2. Манасеина М. Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования. Выпуск первый. Текст./М.Манасеина — СПб.: Типография Е.Евдокимова, 1894. — 155 с.
3. М. М. Манасеина «Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования», Выпуск второй. Текст./М.Манасеина — СПб, 1896. — 404 с.
4. Полное собрание сочинений А. С. Хомякова. Том восьмой. Письма./А. С. Хомяков — Москва, Университетская типография, на Страстном бульваре, 1900. — 538 с.
5. Хомяков Д. А. Православие. Самодержавие. Народность. /Д. А. Хомяков / Составление, вступ. ст., примечания, именной словарь А. Д. Каплина / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2011. — 576 с.
6. Чмелева Е. В. Концепция религиозного воспитания М. М. Манасеиной/Е. В. Чмелева // Журнал «Педагогика»№ 3. — 2007. — С.97–102.