Азбука прав, ответственности и обязанностей всех участников образовательного процесса. Из опыта работы МДОУ д/с № 25 «Солнышко» села Покойного | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, ноябрь 2013)

Дата публикации: 25.10.2013

Статья просмотрена: 394 раза

Библиографическое описание:

Овчаренко, Г. В. Азбука прав, ответственности и обязанностей всех участников образовательного процесса. Из опыта работы МДОУ д/с № 25 «Солнышко» села Покойного / Г. В. Овчаренко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 56-59. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4328/ (дата обращения: 15.11.2024).

Разве можно не любить детей

Бескорыстно, бережно и нежно

Дети — наше счастье на земле

Наша совесть, радость и надежда.

Сегодня мы живем в другом мире — совсем не таком, в каком росли сами. Основная характеристика современного мира — процесс глобализации, названый немецким социальным философом Ульрихом Беком «неустранимым условием человеческой деятельности» в конце ХХ — начале ХХI века.

Мы можем отвергнуть реалии и заявить, что глобализация — абсолютно чуждый нам процесс. Глобализационные процессы — это не желание политиков, не придуманный финансовыми магнатами заговор. Это современный уровень развития экономики. Это базис, на котором, сегодня строятся идеологические, политические, социальные конструкции.

Преобразования, происходящие в России в последнее время, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. На первый план выступает личностно-ориентированная модель общения педагога с ребенком, забота о сохранении психического здоровья каждого ребенка, принятие его индивидуальности, раскрытие и развитие творческих способностей. При этом развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном обществе. Очень важно научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире, слушать, слышать и понимать окружающих.

Дошкольное детство — период развития человека, в течение которого происходит первоначальное ознакомление с универсальными ценностями, признанными человечеством, обретение ребенком своего «Я», активная реализация потребности в проявлении индивидуальности, а также период, в котором формируется детское сообщество как первый институт социализации ребенка.

Каждый ребёнок должен знать свои права, но с обязательным условием знать и свои обязанности. Формирование ответственности и знания своих прав и обязанностей тесно связано с развитием автономности личности и обеспечением свободы принятия решения, умения сделать свой выбор, это рождает самостоятельность.

Важность и актуальность данной темы обуславливается тем, что здоровье нации, безопасность государства и будущее общества находятся в прямой зависимости от жизни подрастающего поколения. Не случайно в международных документах Декларация прав ребёнка 1959 г., Конвенция ООН о правах ребёнка 1989 г., Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей 1986 г на одном из первых мест в перечне прав детей находиться право на развитие и благоприятные условия жизни. Только тогда общество может быть уверено в своём будущем, когда юные граждане страны имеют максимально благоприятные условия для появления на свет и развития.

Прежде всего, следует отметить, что эта проблема может быть решена эффективно лишь в том случае, если подходить к ней с двух сторон: со стороны обеспечения правовой грамотности взрослых и со стороны способности ребенка осознавать свои права и обязанности. Если мы попытаемся решить ее с какой-то одной стороны, то, несмотря на прилагаемые усилия, работа эта не даст положительных результатов.

Первое концептуальное положение: приступать к работе по правовому воспитанию необходимо одновременно с двух сторон≤ Со стороны просвещения взрослых, требуя от них неукоснительного соблюдения прав ребёнка, и со стороны приобщения малыша к осознаванию его прав и обязанностей.

Главная миссия нашего ДОУ

-                   Быть на стороне ребёнка!

-                   Думать своей головой!

-                   Жить жизнью Родины!

Главное предназначение ДОУ:

-                   создание условий для развития воспитанников соответствующих интересов и потребностей ребёнка особенностям его развития и возможностей.

-                   детский сад обеспечивает эмоциональное комфортное состояние, развитие индивидуальных, позитивных личностных качеств.

-                   детский сад гарантирует социальную защищенность и сохранение здоровья.

Ведущее направление:

непрерывное накопление ребёнком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой сверстниками и взрослыми, развития познавательных, художественно-эстетических, социальных, нравственных, трудовых качеств в соответствии с возрастными особенностями, что станет основой его успешной самореализации на всех этапах жизни.

Основная цель: формирование основ базовой культуры личности всестороннее развитие психологических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Единство ДОУ и семьи в воспитании детей дошкольного возраста

Сохранение и укрепление здоровья детей и установка на ведение здорового образа жизни.

Процесс обучения взрослых и воспитателя должен привести к всестороннему осмыслению значения соблюдения прав каждого человека, в том числе и ребенка, к стремлению жить в правовом государстве, где не только существуют справедливые законы, но и все члены общества понимают важность соблюдения прав человека. Только при таком результате обучения можно надеяться, что взрослые будут последовательно и грамотно приобщать ребенка к осознанию его прав. Следовательно, прежде всего, необходимо соблюдать эффективную методику работы с педагогами, родителями и детьми.

Цель правового воспитания заключается в формировании правового самосознания и в обеспечении на этой основе сознательного и активного поведения, соответствующего правам и обязанностям каждого члена общества. В правовом воспитании важна правовая грамотность: знание правовых основ государства, видов права и норм, регулирующих отношения между людьми на основе закона. Правовое воспитание заключается, с одной стороны, в усвоении правовых знаний, а с другой — в поведении и действиях человека в соответствии с установленными законом правилами. Регулирующие правовые нормы предназначены для того, чтобы определенным образом упорядочить общественные отношения и поведение людей. Особенность правовых норм — это отсутствие эмоциональной окраски и строгие требования к соблюдению этих норм каждым членом общества.

Первый блок — права, с которыми дети встречаются постоянно: право на имя, право на любовь и ласку, право на образование, право на игру, право на уважительное к себе отношение, на защиту от жестоких наказаний и т. д. Существенную часть работы по ознакомлению детей с этими правами составляет формирование у них представлений о нормах поведения в группе, о необходимости установления положительных взаимоотношений со сверстниками. Разумеется, эти истины преподносятся в доступной данному возрасту форме. Дети должны понять, что для хорошей, интересной жизни в группе нужно, чтобы все они знали и соблюдали правила поведения, чтобы с уважением относились друг к другу и к тому, что каждый имеет право на что-то. С ознакомления с правилами поведения в группе и начинается нравственно-правовое воспитание. Воспитатель вместе со своими подопечными обсуждает правила, которые помогают им жить в коллективе дружно.

Второй блок — права, которые наиболее часто нарушаются. К ним относятся: право детей на выражение своего мнения, своих взглядов, право на собственность, на уединение, на выбор любимого занятия. Взрослые нередко нарушают их, не задумываясь над своими действиями: «Слушай, что я тебе говорю, а свое мнение оставь при себе», «Что ты сидишь один, иди играть со всеми ребятами», «Мало ли что тебе хочется сейчас делать, делай то, что делают все». Подобные выражения довольно часто употребляют воспитатели в общении с дошкольниками, требуя от них повиновения. Методическая работа с такого рода привычками должна опираться прежде всего на исходное изменение позиции взрослого, который обязан внимательно присматриваться к себе, следить за тем, чтобы не нарушать права маленького человека. Вместе с тем детей следует приучать высказывать свою точку зрения, учить находить аргументы в пользу своей позиции (исключая «кулаки»), сравнивать свою точку зрения с иной, высказанной другим человеком, учить соглашаться с позицией оппонента. При этом важно, чтобы ребенок знал: к его мнению прислушиваются, с ним считаются, советуются. «Как ты думаешь, это нужно сделать≤», «Как бы ты решил эту задачу≤», «Почему ты настаиваешь на этом, объясни≤» и т. д. такие выражения должны войти в обиход при общении с детьми. Ими нужно пользоваться и в процессе занятий, и в повседневной жизни.

Третий блок прав, с которыми можно познакомить детей дошкольного возраста, — это права, знание которых может способствовать развитию интереса ребёнка к социальным явлениям и которые доступны познаванию на уровне обобщений. Речь идёт о праве на образование, на жилище и семью, на полноценное питание и т. д. Нравственно-правовое воспитание — очень тонкий процесс. Здесь важно, чтобы педагог не упускал из виду возраст и возможности своих воспитанников, соблюдал чувство меры, знакомя детей с их правами и обязанностями.

По данной теме намечена работа по долгосрочному проекту «Азбука прав, ответственности и обязанностей».

Цель данного проекта: Понять сущность Конвенции, донести до родителей её предназначение, усиление воспитательной функции образования, чтобы помочь ребёнку состояться как личности, как свободной личности, помочь родителям принять и понять эту личность. Формировать основы правового сознания, обязанностей, ответственности дошкольников.

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

-                   ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:

·                    Изучение Конвенции ООН по правам ребёнка, нормативно-правовые документы Федеральный закон № 124 — ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» — от 24 июля 1994 года, и других документов.

·                    Подбор методической литературы для составления плана работы с детьми /согласно возраста/ и родителями.

·                    Анкетировать родителей с целью выявления отношения к правам и достоинству маленького ребёнка.

·                    Разработать модель — схему по работе над данным проектом, составить план работы с детьми и родителями, вынести на метод час и обсуждение его с педагогами ДОУ.

-                   ПРАКТИЧЕСКИЙ:

·                    Подобрать практический материал, художественную литературу, иллюстрации, плакатную деятельность, атрибуты к играм.

·                    Провести диагностику.

·                    Сделать стенд для родителей по данной тематике.

·                    Разработать собрание, провести открытое занятие для педагогов ДОУ.

·                    Оформить материал по окончании проекта.

-                   РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА::

·                    Организовать работу с родителями по защите прав и достоинств ребёнка.

·                    Работа с детьми согласно плана.

·                    Организовать фотовыставку и информировать педагогов ДОУ и родителей о результатах работы.

·                    Презентация проекта «Азбука прав, ответственности и обязанностей» через совместное с родителями познавательно развлекательное мероприятие «Поляна детства».

В работе используются:

-                   Беседы с использованием наглядного материала, индивидуальные беседы

-                   Блочные занятия согласно плана

-                   Оформлены стенды для родителей: Конвенция ООН нормативно-правовые документы, консультации, тетрадь доверия

-                   Мониторинг, анкетирование, диагностика, сравнительный анализ социального паспорта семьи.

-                   ИГРЫ: Сюжетно — ролевые, дидактические, разыгрывание ситуаций, минутки безопасности

-                   КОНКУРС рисунков «Рисуем вместе» — по разным тематикам

-                   Составление «Генеалогического древа»

-                   Традиции ДОУ

-                   Совместные календарные и другие праздники

-                   Традиции ДОУ — Совместные календарные и другие праздники

-                   Театрализованные представления для детей по данной тематике

-                   Родительские собрания «Азбука прав и обязанностей для всех»

-                   Работа университета «Наш малыш»

-                   Работа в консультативном пункте

-                   Фото-коллаж «Я и моя семья отдыхает»

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

-                   Усиление воспитательной функции образования, вовлечение и заинтересованность родителей в воспитательно-образовательный процесс, участие в данном проекте. Формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье окружающей природе.

-                   И самое главное этот проект поможет детям осознать не только их права, но и обязанности, расширят их представления о собственном месте в обществе. Формирование социально-значимых потребностей и коммуникативных навыков.

-                   Пополнение материалом по данной теме методкабинета ДОУ. Пополнение атрибутами сюжетно-ролевых игр в группе, оформление альбома по проекту совместно с детьми и родителями.

-                   Обобщение опыта и его освещение

Литература:

1.         «Беседы об ответственности и правах ребёнка» — О. И. Довыдова, С. М. Вялкова — Москва творческий центр — 2008г

2.         «Беседы о правах ребёнка» — Т. А. Шорыгина Москва творческий центр — 2008г

3.         Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» № 7 2012 стр 44–48

4.         «Мы имеем право» учебно-методическое пособие С. А. Козлова Москва, Калинка-пресс 2010г

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, обязанность, правовое воспитание, родитель, Работа, член общества, детский сад, дошкольное детство, дошкольный возраст, нравственно-правовое воспитание.

Похожие статьи

Активизация познавательного интереса как стимула и условия эффективного формирования организационно-практических умений воспитанников МБДОУ ДС № 42 «Красная шапочка» г. Туапсе (из опыта работы)

Система контроля как условие эффективной работы дошкольной образовательной организации (из опыта работы МБДОУ Детский сад № 33 «Дельфин» р. п. Гремячево, Кулебакский район)

Перспективный план работы СП «Детский сад № 66» ГБОУ СОШ № 17 г. Сызрани по патриотическому воспитанию детей 6–7 лет посредством ознакомления с историей, природой и культурными традициями Самарского края

Мужчина в школе — воспитательный момент. Из опыта работы педагога дополнительного образования МАОУ СОШ № 25 г. Томска

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы)

Нормативно-правовые основы организации группы кратковременного пребывания

В статье представлен опыт работы МДОУ д/с № 60 «Ручеёк» г. Волжского Волгоградской области по организации первой группы кратковременного пребывания детей раннего возраста совместно с родителями в Волгоградской области для адаптации при поступлении ре...

Управление инновационной деятельностью педагогов дошкольной организации (из опыта работы МАДОУ детский сад № 34 «Светлячок» г. Кызыла)

Военно-патриотический клуб как форма организации работы по военно-патриотическому воспитанию обучающихся МОУ «СОШ № 22»

В статье освещается один из воспитательных аспектов воспитательной работы школы в направлении патриотического воспитания обучающихся СОШ 22 поселка Беркакит на базе Военно-патриотического клуба «Юнармия».

Социализация личности детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования детей. Из опыта работы МБОУДОД «Дом детского творчества» города Тулы

Внедрение системы олимпийского образования в МКОУ «СОШ № 4» с. Московского, Изобильненского муниципального района, Ставропольского края

Похожие статьи

Активизация познавательного интереса как стимула и условия эффективного формирования организационно-практических умений воспитанников МБДОУ ДС № 42 «Красная шапочка» г. Туапсе (из опыта работы)

Система контроля как условие эффективной работы дошкольной образовательной организации (из опыта работы МБДОУ Детский сад № 33 «Дельфин» р. п. Гремячево, Кулебакский район)

Перспективный план работы СП «Детский сад № 66» ГБОУ СОШ № 17 г. Сызрани по патриотическому воспитанию детей 6–7 лет посредством ознакомления с историей, природой и культурными традициями Самарского края

Мужчина в школе — воспитательный момент. Из опыта работы педагога дополнительного образования МАОУ СОШ № 25 г. Томска

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы)

Нормативно-правовые основы организации группы кратковременного пребывания

В статье представлен опыт работы МДОУ д/с № 60 «Ручеёк» г. Волжского Волгоградской области по организации первой группы кратковременного пребывания детей раннего возраста совместно с родителями в Волгоградской области для адаптации при поступлении ре...

Управление инновационной деятельностью педагогов дошкольной организации (из опыта работы МАДОУ детский сад № 34 «Светлячок» г. Кызыла)

Военно-патриотический клуб как форма организации работы по военно-патриотическому воспитанию обучающихся МОУ «СОШ № 22»

В статье освещается один из воспитательных аспектов воспитательной работы школы в направлении патриотического воспитания обучающихся СОШ 22 поселка Беркакит на базе Военно-патриотического клуба «Юнармия».

Социализация личности детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования детей. Из опыта работы МБОУДОД «Дом детского творчества» города Тулы

Внедрение системы олимпийского образования в МКОУ «СОШ № 4» с. Московского, Изобильненского муниципального района, Ставропольского края