Терренкур — маршрут оздоровления. Из опыта работы. Инновационные формы оздоровления детей дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, ноябрь 2013)

Дата публикации: 25.10.2013

Статья просмотрена: 10682 раза

Библиографическое описание:

Чепракова, Н. В. Терренкур — маршрут оздоровления. Из опыта работы. Инновационные формы оздоровления детей дошкольного возраста / Н. В. Чепракова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 67-70. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4329/ (дата обращения: 15.11.2024).

XXI век ставит перед нами много новых проблем, среди которых сегодня самая актуальная — проблема сохранения здоровья ребенка. Приобщение ребенка к здоровому образу жизни — одно из решений приоритетной задачи современного дошкольного образования.

Здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие человека, гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным, добиваться успехов в различных областях деятельности.

Целью моей работы стало воспитание здорового, физически развитого ребенка через здоровьесберегающие технологии. Достижение этой цели предполагало решение следующих задач:

1.                 Способствовать полноценному физическому развитию детей в процессе их воспитания и образования.

2.                 Прививать ребенку навыки нравственного и культурного поведения, в немалой степени содействующие укреплению здоровья.

3.                 Формировать у детей опыт поведения, обеспечивающий эмоциональное благополучие и закладывающий основы их дальнейшей самореализации.

Работу по внедрению здоровьесберегающих технологий я начала со средней группы, формируя у детей чувство ответственности за собственное здоровье, приучая их самих заботиться о нем, знакомя их с элементарными понятиями о строении и функциях организма, учила их менять свое поведение в соответствии с различными ситуациями.

Одной из новых форм оздоровления в нашем детском саду стали использовать «Терренкур».

“Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет”. С этой известной присказкой в корне не согласны не только туристы, альпинисты, горнолыжники, но и медики, специалисты по лечебной физкультуре. Уже со второй половины прошлого столетия врачи стали рекомендовать в лечебных целях прогулки по гористой местности. И в обиход вошло слово «терренкур». Этим термином обозначают метод тренирующей терапии, заключающейся в дозированных прогулках с восхождением под углом 3–20 градусов. Первый маршрут терренкура в России был открыт восемьдесят лет назад в Кисловодске. В 1935 году были проведены значительные работы по его благоустройству, и до настоящего времени этот терренкур является одним из лучших в стране.

Терренкур (лечебная ходьба) — одна из форм ЛФК, которая осуществляется путем естественного физического упражнения (ходьбы по определенному маршруту). Проводится терренкур в естественных природных условиях, на свежем воздухе, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности. При назначении терренкура предусмотрено дозирование физической нагрузки с учетом протяженности маршрута (дистанции пути, количества станций), угла подъема, темпа ходьбы (скорости движения больных), количества и продолжительности остановок для отдыха, использования дыхательных упражнений во время ходьбы и отдыха, количества прогулок по маршрутам терренкур в течение дня, включение в индивидуальный режим больного дней отдыха наряду с днями терренкура, тренировок.

Данная методика успешно апробирована и внедрена в практику работы нашего детского сада, в котором для полноценного физического развития, реализации потребности детей в движении созданы необходимые условия:

По территории проложен маршрут пеших прогулок;

Составлен план лечебно-профилактической и физкультурно-оздоровительной работы;

Оформлены и оснащены всем необходимым физкультурный и музыкальный залы;

В групповых комнатах оборудованы физкультурно- оздоровительные уголки;

Имеется спортивная площадка, спортивный участок с травяным покрытием;

Под навесами групп предусмотрены физкультурные уголки.

Особое значение мы уделяем сбережению здоровья воспитанников. Основным средством оздоровления выступает естественный фактор- круглогодичные прогулки и физкультурные занятия на свежем воздухе. С этой целью и разработан план-схема маршрута здоровья и рекламный проспект, на котором обозначены и расшифрованы его символы.

Для внедрения терренкура в практическую работу я:

-          изучила методическую литературу по данной теме;

-          разработала перспективный план физкультурно-оздоровительной работы с учётом использования терренкура в режиме дня;

-          на основе плана-схемы составила три маршрута для разных возрастных групп с учётом уровня физической подготовленности детей;

-          на территории детского сада проложила маршрут здоровья;

-          физкультурно-оздоровительные центры групп совместно с педагогами пополнили планом –схемой терренкура;

-          провела для педагогов цикл обучающих семинаров- практикумов;

-          организовала консультации для педагогов и родителей по данному вопросу;

-          разработала перспективно-календарный план занятий по физической культуре на воздухе с использованием маршрута здоровья- терренкура (1 раз в месяц);

-          разучила с детьми кричалки, считалки, стихи, песни соответствующей тематики;

-          составила картотеку разных видов оздоровительной гимнастики (дыхательная, зрительная, пальчиковая, психогимнастика, релаксация.

Терренкур помогает решать разные задачи по физической культуре. Это обучение детей новым движениям, закрепление разученных ранее движений, проведение оздоровительных гимнастик. На прогулках дети с удовольствием разучивают стихи, кричалки, песенки, загадки, пословицы и импровизируют, так как занятия проводятся в игровой форме или в виде путешествий, экскурсий.

Терренкур — (комплексные занятия на воздухе) облегчает решение таких задач по основной образовательной программе, как:

-          формирование элементарных математических представлений:

-          закрепление знания порядкового счёта названий цифр и геометрических фигур,

-          умение ориентироваться в пространстве;

-          в изобразительной деятельности (рисование мелками, веточками на песке, водой на асфальте); дети учаться видеть красоту природы и передавать её;

-          развитие речи (разучивание стихов, кричалок, загадок, составление рассказов);

-          знакомство с окружающим миром (игры экологического содержания, экологические праздники);

-          музыкальная деятельность (исполнение песен, игра на музыкальных инструментах, хороводные игры, ритмопластика);

-          театрализованная деятельность (обыгрывание знакомых сказок, песенок, потешек);

Комплексные занятия с использованием «Маршрута здоровья» позволяют повысить качество усвоения полученных знаний и их закрепления в практической деятельности.

Я использую терренкур не только для образовательной деятельности, но и как один из элементов работы во время утреннего приёма детей, организуемого на свежем воздухе, а также на прогулке, в вечернее время. Это нашло своё отражение в плане физкультурно оздоровительной работы каждой возрастной группы.

Основные правила использования терренкура

Должны учитываться индивидуальные особенности — функциональное состояние сердечнососудистой системы, особенности течения основного и сопутствующего заболеваний, возраст больного, его конституцию, соотношение массы тела и роста (наличие ожирения или, напротив, дефицита массы тела, истощения), а также физическую выносливость и тренированность больного. Прогулки по терренкуру должны проводиться регулярно, желательно ежедневно, в нежаркое время суток (утром, перед обедом, в предвечернее время, перед сном). Не рекомендуются прогулки, включающие дозированное восхождение вскоре после приема пищи. При лечении с использованием терренкура обязательно учитываются метеорологические условия. Неблагоприятные метеоусловия при повышенной метеочувствительности больных диктуют необходимость ограничения дистанции и продолжительности ходьбы. Одежда, предназначенная для терренкура, должна быть легкой, не стесняющей движений, обувь — удобной, без каблуков. Прогулки должны сопровождаться правильным дыханием, хорошим настроением, появлением приятной усталости к концу пути. Чередование напряжения и расслабления во время ходьбы создает благоприятные условия для работы органов кровообращения, дыхания и нервной системы. Во время прогулок на человека одновременно действуют климат и окружающая природа, оказывая закаливающее действие и положительное влияние на психоэмоциональную сферу, что значительно усиливает оздоровительный эффект лечебной ходьбы.

Терренкур на курортах Кавказских Минеральных Вод применяют при лечении больных с сердечнососудистой патологией, нарушениями обмена веществ, болезнями органов дыхания, пищеварения, движения и опоры, а также с целью реабилитации после инфаркта миокарда и других заболеваний.

Общие рекомендации к пользованию терренкуром

Ходить по маршрутам терренкура следует регулярно,дыхание на маршрутах терренкура должно быть равномерным, через нос (при вдохе следует умеренно выпячивать брюшную стенку и расширять грудную клетку). Необходимо сочетать дыхание с ритмом ходьбы и темпом (по ровной дороге примерно на 2–4 шага — вдох, на 3–5 шагов — выдох, на подъеме на 2–3 шага — вдох, на 3–4 шага — выдох). Шаг на подъемах должен быть более коротким. Независимо от ощущения утомления необходимо делать остановки на 1–3 минуты для отдыха во время которых рекомендуется выполнить 2–3 дыхательных упражнения и упражнения на расслабление мышц ног. По окончании маршрута полезен отдых в положении сидя в течение 15–30 мин.

Признаком хорошей переносимости прогулок являются ровное свободное дыхание, чувство удовлетворенности, легкая приятная физическая усталость. Выраженное утомление, одышка, усиленное сердцебиение, боли в области сердца, тяжесть в голове — признаки неправильного применения ходьбы. При появлениях этих симптомов следует прекратить прогулку и обратиться за советом к врачу.

Воздействие терренкура

Горные вершины, живописные ущелья,простые овражки, различные препады, возвышенности, благоухание цветов, кустарников создают хорошее настроение, дарят бодрость. После восхождений по маршруту терренкура и аппетит улучшается, и сон становится крепче.

Ныне терренкур широко назначается при ожирении, неврозах, гипертонической болезни, ишемической болезни сердца, грудной жабе, клапанных пороках сердца, нейроциркуляторной гипотонии, с успехом используется также при понижении функции внешнего дыхания на почве туберкулеза и хронических неспецифических заболеваний легких, при бронхиальной астме, облитерирующем эндартериите.

Разработаны и внедрены методики терренкура при минусовой температуре воздуха в здравницах Западной Сибири и высокогорья.

Ходьба по ровному месту, чередующаяся с восхождениями, тренирует весь организм, дает оптимальную нагрузку мышечной системе и связочно-суставному аппарату, способствует нормализации обмена веществ, функций нервной системы и органов пищеварения, активизирует кровообращение, увеличивает потребление кислорода. Повышение мышечного тонуса — мощного регулятора вегетативных функций — влечет за собой нормализацию сосудистого тонуса. В процессе восхождения повышаются и энергетические траты организма. А это, как известно, весьма существенно для предупреждения и лечения атеросклероза и ожирения.

Спуск с горы положительно действует на органы брюшной полости, что особенно важно при вялости кишечника. Вместе с тем на спусках уменьшается функциональное напряжение сердечнососудистой системы. И поэтому маршрут с преобладанием спусков может быть рекомендован больным с более низкой физической подготовленностью и недостаточной тренированностью.

Наконец, терренкур помогает обрести после болезни хорошую форму тем, чья трудовая деятельность связана с ходьбой (экспедиторы, почтальоны, экскурсоводы и другие).

Терренкур способствует закаливанию организма, а красоты природы, спокойная обстановка создают предпосылки для снятия нервно-эмоционального напряжения.

Особенно полезна ходьба для тучных людей. Вот бег им противопоказан по той причине, что от большой тяжести тела приходится резко отталкиваться от земли, а это плохо отражается на позвоночнике и суставах.

Ходьба способствует похуданию. По медицинским показаниям, за 1 ч быстрой ходьбы сгорает 35 г жира. При ходьбе происходит массаж органов тела, улучшается пищеварение, что благоприятно для людей с лишними килограммами. Ходьба на работу пешком — прекрасное профилактическое средство при сосудистых заболеваниях, а также остеохондрозе, атрофии мышц, заболеваниях нервной системы и т. д.

Проявляя заботу о физическом развитии ребенка, необходимо уделять должное внимание и развитию его двигательных навыков и умений. Я, например, использовала в своей работе систему комплексной диагностики физического воспитания детей дошкольного возраста, что позволило мне объективно и довольно быстро оценить динамику их физической подготовленности и эффективность физкультурно-оздоровительных занятий в детском саду. К концу пребывания детей в подготовительной группе они могли довольно подробно рассказать, для чего следует делать утреннюю гимнастику, что нужно делать для укрепления организма и как надо заботиться о здоровье родных и близких. И не только рассказать обо всем этом, но и о том, что они делают для своего физического развития. Иначе говоря, у дошкольников сформировалось осознанное отношение к своему здоровью, расширились их представления о состоянии собственного тела, появилось стойкое желание заниматься физкультурой.

Диагностика физических качеств показала, что в результате систематической работы по физическому воспитанию в детском саду и, в частности, активизация двигательной активности детей на физкультурных занятиях, воспитание осознанного отношения детей к своему здоровью дало положительные результаты.

Приобщение воспитанников детского сада к здоровому образу жизни должно находить каждодневную поддержку и у них дома. Ведь главные воспитатели ребенка — его родители. От того, сколько внимания они уделяют здоровью детей, зависит состояние физического комфорта малышей. Поэтому я придавала большое значение работе с родителями. Так, в начале каждого учебного года проводила анкетирование родителей с целью учесть их пожелания и внести возможные коррективы в работу по укреплению здоровья дошкольников.

С помощью различных форм (папок-передвижек, консультаций, показов фрагментов занятий по валеологии на родительских собраниях, «дней открытых дверей») я знакомила родителей с методами и приемами здоровьесберегающих технологий. Родители активно участвовали в организации и проведении праздников в детском саду, развлечений, туристических походов. Физкультурные досуги «Папа, мама, я — спортивная семья» стали традицией в нашей группе. А так же совместные мероприятия зимняя и летняя олимпиады, весенний и осенний марафон.

В этом учебном году мои дети поступили в первый класс. Наблюдая за тем, как адаптируются мои бывшие воспитанники к школьной жизни, хочу отметить, что благодаря проведенной работе они безболезненно «встроились» в новую для себя обстановку, быстро привыкли к новым условиям повседневной жизни, что закономерно сказывается на уровне их успеваемости. Многие дети посещают кружки, гимнастические клубы и уже радуют нас своими выступлениями на концертах и праздниках. Могу с уверенностью сказать, что мой труд помог многим моим воспитанникам сполна реализовать себя на данном жизненном этапе. Впереди их ждут новые успехи и достижения. Приятно сознавать, что частичка этих достижений принадлежит и мне.

Литература:

1.                            М. Е. Глыбовский, Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания ю(на примере отделения спортивных игр)

2.                            Фирилева Ж.Е, Сайкина Е. Г. Са-Фи-Дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей Серия:»Библиотека программы «Детство».Изд».Детство-Пресс»,2007,362с.

3.                            Журнал «Педагогический мир», Березняк Л. Н. Конспект занятия по физкультуре с детьми подготовительной группы с использованием технологии.2011».

4.                            Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении А. П. Щербак 1999.

5.                            Сценарии спортивно-театрализованных праздников. Н. И. Соловьева, И. А. Чаленко.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, маршрут терренкура, терренкур, нервная система, прогулка, ребенок, свежий воздух, ходьба, лечебная ходьба, полноценное физическое развитие.

Похожие статьи

Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с семьей. Из опыта работы

Игровые приемы в обучении детей звуковому анализу слова (из опыта работы)

Нетрадиционное рисование как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей (из опыта работы)

Дидактическая игра как средство развития логического мышления (из опыта работы)

Воспитательная система школы: пути и поиски развития (из опыта работы)

Игровые методы как средство активизации познавательной активности обучающихся (из опыта работы)

Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания (из опыта работы)

«Осенние листья». Методическая разработка организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Художественно-эстетическое развитие

Волшебный мир игрушек. Методическая разработка образовательной деятельности

Здоровьесберегающие технологии в воспитании детей раннего возраста (из опыта работы)

Похожие статьи

Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с семьей. Из опыта работы

Игровые приемы в обучении детей звуковому анализу слова (из опыта работы)

Нетрадиционное рисование как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей (из опыта работы)

Дидактическая игра как средство развития логического мышления (из опыта работы)

Воспитательная система школы: пути и поиски развития (из опыта работы)

Игровые методы как средство активизации познавательной активности обучающихся (из опыта работы)

Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания (из опыта работы)

«Осенние листья». Методическая разработка организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Художественно-эстетическое развитие

Волшебный мир игрушек. Методическая разработка образовательной деятельности

Здоровьесберегающие технологии в воспитании детей раннего возраста (из опыта работы)