Профессиональная идентичность как основной элемент профессионального воспитания | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, ноябрь 2013)

Дата публикации: 10.11.2013

Статья просмотрена: 8820 раз

Библиографическое описание:

Красникова, Ю. В. Профессиональная идентичность как основной элемент профессионального воспитания / Ю. В. Красникова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 167-169. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4350/ (дата обращения: 18.12.2024).

В данной статье рассмотрены проблемы толкования понятия профессиональной идентичности как основного элемента профессионального воспитания. Предлагается классификация или периодизация профидентичности, рассматриваются и трактуются ее теоретические конструкты на основе известных психологических исследований.

Ключевые слова: профессия, профессиональная идентичность, идентификация, самоопределение, Я-концепция, профессиональный жизненный план, самосознание, профессиональная пригодность, готовность.

Интерес к проблеме профессиональной идентичности сегодня неуклонно растет и приобретает особую актуальность, поскольку стремительно изменяются социально-экономические условия в обществе, и это обстоятельство диктует новые требования к подготовке специалистов.

Профессиональная идентичность как комплексное, интегративное понятие исследовалось многими учеными (Е. П. Ермолаева, Д. И. Завалишина, Н. С. Пряжников, Е. А. Климов, А. А. Реан, Д. В. Ронзин, В. И. Павленко, Л. Б. Шнейдер, В. М. Проселова, Ю. П. Поваренков). В трудах ученых, занимавшихся исследованием данной проблемы, понятие профессиональной идентичности не сформулировано достаточно четко. В целом оно подразумевает набор некоторых характеристик, которые помогают ориентироваться в мире профессий, реализовывать личный профессиональный потенциал.

Под профессиональной подготовкой понимается совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять деятельность в определенной области, и это одна из задач профессионального развития человека.

В отечественной науке термин “профессия” определяется по-разному: «общность людей, занятых в определенной области или отрасли», «работа, процесс деятельности в определенной области», «качественная определенность человека в определенной области» (Е. А. Климов) или «совокупность трудовых действий человека, требующих от него специальных знаний, умений, навыков, его социальная позиция» (В. Д. Брагина).

Исследователи, занимающиеся проблемой профидентичности, выделяются несколько характеристик понятия профессии. В частности, у Л. Б. Шнейдер можно отметить следующие:

а) ограниченный вид трудовой деятельности (как следствие разделения труда);

б) деятельность должна быть общественно-полезной;

в) профессиональная деятельность предполагает специальную подготовку;

г) деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение, дающее человеку возможность удовлетворять свои потребности, являющиеся условием его развития;

д) деятельность, в результате которой человек приобретает определенный общественный и социальный статус.

В отечественной науке среди ученых нет единого мнения в вопросе о месте профессиональной идентичности в общем идентификационном пространстве. Так В. И. Павленко полагает, что профидентичность — неотъемлемая часть личностной идентичности. Иного мнения придерживается Н. С. Пряжников, который утверждает, что формирование профессиональной идентичности способствует развитию личности в целом, являясь основополагающим импульсом в данном процессе. Универсальная точка зрения, на наш взгляд, определяет профессиональную идентичность как часть социальной идентичности, при этом профидентичность формируется в соответствии с закономерностями социальной идентичности (самоопределение, выработка поведения в социальной группе, положительное отношение к данной группе, межгрупповые отношения).

Основу формирования профессиональной идентичности составляют два основных аспекта: классификация уровней или периодизация профидентичности, а также определение этапов становления профессионала.

Следует отметить, что процесс формирования профессиональной идентичности не ограничивается только лишь выбором профессии. Любая идентичность, как уже отмечалось, это постоянно изменяющийся и комплексный процесс.

Если обратиться к работам Теджфела, то можно определить, что ученый выявил три периода в процессе формирования профидентичности:

1) период социальной категоризации: выбор социального окружения индивида;

2) период социальной идентификации: индивид считает себя членом той или иной социальной группы;

3) период социальной идентичности: отождествление себя с выбранной социальной группой.

 На наш взгляд данная периодизация остается недостаточно конкретизированной и имеет весьма общие теоретические контуры.

Согласно концепции Э. Эриксона, при становлении профессиональной идентичности человек проходит те же этапы, что и при социализации — доверие, автономию, инициативность, достижение, идентичность, интимность, творчество, интеграцию.

Несколько стадий формирования профессиональной идентичности определяет Л. Б. Шнейдер:

-        невыраженная (отсутствие профессионального опыта и общение, четких тактических и стратегических профессиональных целей);

-        выраженная, но пассивная (приобретение первоначального опыта, усвоение первоначального багажа знаний, определение своих возможностей);

-        активная (воплощение в реальность выбранных целей, выработка собственного профессионального стиля, общения);

-        устойчивая (профессиональное самосовершенствование, свободное владение профессией, передача профессионального опыта, ощущение собственной профессиональной значимости).

Многие исследователи считают профессиональную идентичность сложным комплексным личностным механизмом, складывающимся из совокупности профессиональных конструктов:

-        профессионального самоопределения;

-        профессиональной пригодности;

-        выработки профессионально важных качеств;

-        профессиональной готовности;

-        профессионального развития;

-        разработки профессионального жизненного плана.

Тем не менее, существует иная точка зрения, согласно которой профидентичность является аналогом понятий профессионального самоопределения, профессионализации, профессионального саморазвития и т. д. Иными словами, делает перечисленные категории синонимичными. Несомненно, между этими понятиями существует определенная семантическая связь, однако каждое из них является некой психологической «ветвью» общей категории профидентичности.

Сформированная профессиональная идентичность, считает психолог И. Ю. Хамитова, является «расширением» Я-концепции. По ее мнению, временной отрезок, в течение которого формируется профессиональная идентичность, индивидуален. И. Ю. Хамитова полагает, что на этот процесс индивиду требуется не менее четырех лет. Таким образом, даже после завершения профессионального обучения он может не достигнуть уровня окончательно сформировавшейся («устойчивой») профессиональной идентичности.

Занимаясь исследованием профессиональной идентичности, Е. А. Климов выделял уже названную выше категорию профессионального самосознания, которая имеет своюструктуру. Ученый представляет ее следующими образом:

-        сознание своей принадлежности к профессиональной общности;

-        знание, мнение о степени своего профессионального соответствия;

-         знание человека об оценке его профессиональных качеств в профессиональной группе;

-        знание о своих недостатках и преимуществах, о способах самосовершенствования, оптимизации собственного стиля в работе;

-        представления о самом себе и своей работе в перспективе.

Говоря о профессиональном самоопределении, ученый подчеркивает, что это «активный поиск возможностей развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «деятелей» чего-то полезного, сообщества профессионалов». При этом Е. А. Климов подчеркивает, что формирование идентичности у современного индивида — процесс почти не осознаваемый, т. к. большинство трудовых действий осуществляются с помощью применения различных технических средств деятельности. Несомненно, это обстоятельство оказывает негативное влияние на формирование представления индивида о профессиональном процессе. Без четкого понимания своей роли в данном процессе невозможно достижение индивидом профессионального мастерства.

Нахождение «личностных смыслов» в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности, считает Н. С. Пряжников, и есть профессиональное самоопределение.

В профессиональном самоопределении ключевую роль играет образ профессии. На начальном этапе формирования профидентичности важно, как складывается у индивида образ профессии≤ Каким образом он будет изменяться в процессе формирования профидентичности≤ Профессиональное самоопределение состоит из определенных периодов, проживая которые индивид находит и осознает свое место в пространстве выбранной профессии. При этом очень важным является тот факт, что индивид осознает, где и как он будет работать, четко представляет ожидаемый результат или продукт своей профессиональной деятельности. Так у индивида окончательно формируется образ профессии. Нет сомнений в том, что он может меняться, трансформироваться в абсолютно иную форму. В этом случае необходимо определить, что являлось импульсом к формированию этого образа, с чем он связан и какие условия необходимо для его позитивного формирования. Л. Б. Шнейдер полагает, что «возникает потребность знания условий формирования образа и факторов, оказывающих на них влияние, знания того, с чем связан образ профессии, как и на каких этапах профессионального самоопределения его необходимо формировать».

Развивая данный тезис, можно сказать, что самоопределение стимулирует развитие профессиональной идентичности. Как отмечает Е. А. Климов, процесс профессионального самоопределения не заканчивается выбором профессии. Вопрос о выборе профессии или специальности возникает в течение всей жизни человека. Здесь следует добавить, что многие выбирают профессию случайно, неосознанно, при этом не готовы мотивировать свой выбор. Но даже при условии четко сформулированной мотивации профессионального выбора индивид не застрахован от ошибочного решения в процессе профессионального самоопределения. Таким образом, выбор профессии — это катализатор того, что профессиональное самоопределение находится в динамике.

Говоря о психологических конструктах, составляющих, по мнению многих ученых-исследователей, суть профидентичности, мы упоминали о профессиональной пригодности и готовности. Л. Б. Шнейдер считает, что и профессиональная пригодность с профессиональной готовностью только на внешнем уровне характеризуют профессионализм индивида, являясь при этом способом его достижения. Однако вместе с определением образа профессии и постановке четких профессиональных целей возникает активность индивида в достижении профессионального мастерства и, в конечном итоге, профессиональной идентичности.

Уровень профессиональной готовности человека к какой-либо деятельности, базируется на следующих критериях: удовлетворенность трудом и взаимоотношениями в коллективе; успешность в овладении профессией; определенная в психофизиологическом формате цена труда. А также на основе сформированного субъективного образа профессии и профессионального самосознания (Е. А. Климов).

Профессиональное самосознание, по мнению Л. Б. Шнейдер, имеет свою структуру:

а) осознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности;

б) знание о степени своего соответствия профессиональным эталонам;

в) знание о степени его признания в профессиональной группе;

д)знание о своих слабых и сильных сторонах, о способах их совершенствования;

е) представление о себе и о своей работе в будущем;

ж) соотнесенность профессиональной деятельности с «образом Я».

В некоторых научных исследованиях центральное место занимает проблема изучения отношений между образом профессии и профессиональным жизненным планом.

Профессиональный жизненный план — это сложная структура, набор конструктов, составленных в четкой последовательности:

1)        главная цель (способы достижения цели, соратники; идеал жизни и деятельности);

2)        перечень тактических и стратегических жизненных целей (область деятельности, специальность или работа, мотивы обучения, перспективы совершенствования в трудовой деятельности);

3)        пути и средства достижения поставленных целей (изучении литературы, консультации с опытными людьми, самообразование, поступление в учебное заведение);

4)        внешние условия достижения целей (возможные трудности и препятствия);

5)        внутренние условия (оценка собственных возможностей: здоровье, настойчивость, терпение, целеустремленность, т. е. личные качества, необходимые для работы);

6)        запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения трудностей или препятствий.

Профессиональный план и его особенности зависят от характера и опыта человека. Чтобы планировать, необходим определенный багаж знаний о мире труда и о выбранной профессии. На основе сформированного образа профессии индивид планирует свое профессиональное будущее. Интеллектуальный профессиональный багаж должен включать в себя знания как о трудовых процессах, так и о людях, относящихся к определенному профессиональному сообществу. В этом случае мы можем говорить о профессиональном жизненном плане как о составляющей профессиональной идентичности.

Профидентичность возможна при осознанном единении с социальной группой на основе единства целей и ценностей, на основе осуществления какого-либо значимого для всех творческого дела или элементарного сопереживания.

Очень важно, по нашему мнению, сегодня обсуждать, изучать проблемы профессионального воспитания. Формирование профидентичности — одна из них.

Мы вынуждены констатировать, что подготовка будущих профессионалов — одна из важнейших задач современного общества. Именно профессионалы смогут ответить на вызовы, которые в глобальном масштабе стоят перед нашей страной.

Литература:

1.                                 Ермолаева Е. П. Психология социальной реализации профессионала. М.: ИП РАН, 2008

2.                                 Климов Е. А. Психология профессионала. М.: Из-дво Ин-та практ. психологии: Воронеж: МОДЭК, 1996

3.                                 Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО, 2002

4.                                 Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во Ин-та практ. психологии: Воронеж: МОДЭК, 1996

5.                                 Шнейдер Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2007

6.                                 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная идентичность, профессиональное самоопределение, образ профессии, выбор профессии, профессиональная пригодность, профессиональный жизненный план, профессиональная деятельность, профессиональное самосознание, социальная группа, социальная идентичность.

Похожие статьи

Профессиональная мобильность молодежи на современном этапе развития российского общества

В данной статье анализируется возможности и перспективы профессионального роста современной молодежи. Профессиональная мобильность интерпретирована через синтез педагогики, психологии социологии.

О проблемах профессиональной подготовки будущих юристов в высшей школе

В статье раскрываются проблемы качества профессиональной подготовки студентов в вузе. Выделяется в качестве условия продуктивной деятельности будущих юристов комплексный личностный ресурс (компетентность, профессиональная готовность, правовая культур...

Профессиональное самоопределение подростка с девиантным поведением как психолого-педагогическая проблема

В статье рассматривается актуальная проблема профессионального самоопределения современных подростков; выделено понятие «профессиональное самоопределение», обозначены критерии готовности к профессиональному выбору подростков.

Социально-творческая профессиональная компетентность бакалавров гуманитарного профиля

Современная подготовка вузами бакалавров гуманитарного профиля в нашей статье рассматривается в рамках модернизации образования и появления инновационных технологий развития. Методологической основой исследования послужили позиции системного, личност...

Сущность и содержание понятия «профессионально-творческий потенциал»

В данной статье представлены сущностные аспекты формирования понятия «профессионально-творческий потенциал» как одного из приоритетных направлений современного образования. Статья посвящена исследованию понятия как объекта феноменологического анализа...

Профессиональная психологическая пригодность будущих офицеров как психолого-педагогическое явление

В статье представляются результаты исследования направленного на конкретизацию и дополнение определения понятия профессиональной психологической пригодности будущих офицеров. Авторы обосновывают актуальность проведения такого исследования, рассматрив...

Профессионально-ценностные ориентации как условие профессиональной самореализации будущих учителей музыки

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих учителей музыки. Профессиональные ценностные ориентации рассматриваются как важная социально-педагогическая проблема, от решения котор...

Развитие профессиональных качеств будущих учителей в процессе изучения педагогических дисциплин

В статье анализируется процесс развития профессионально важных качеств будущих учителей. Дается характеристика компонентов структуры их формирования в процессе преподавания педагогических дисциплин, обосновывается их взаимосвязь и взаимообусловленнос...

Формирование профессиональной мотивации студентов-биологов педагогического университета

В статье приведены и проанализированы результаты исследования мотивационной сферы будущих учителей биологии в процессе становления их профессиональной компетентности, предложены пути формирования профессиональной мотивации студентов-биологов.

Диагностика соответствия типа личности студента медицинского университета сфере профессиональной деятельности

Статья посвящена вопросу профессионального самоопределения личности. Проведено исследование, в ходе которого было подтверждено соответствие между внутренним профессиональным самоопределением студента-медика и сферы обучения. Для опроса студентов испо...

Похожие статьи

Профессиональная мобильность молодежи на современном этапе развития российского общества

В данной статье анализируется возможности и перспективы профессионального роста современной молодежи. Профессиональная мобильность интерпретирована через синтез педагогики, психологии социологии.

О проблемах профессиональной подготовки будущих юристов в высшей школе

В статье раскрываются проблемы качества профессиональной подготовки студентов в вузе. Выделяется в качестве условия продуктивной деятельности будущих юристов комплексный личностный ресурс (компетентность, профессиональная готовность, правовая культур...

Профессиональное самоопределение подростка с девиантным поведением как психолого-педагогическая проблема

В статье рассматривается актуальная проблема профессионального самоопределения современных подростков; выделено понятие «профессиональное самоопределение», обозначены критерии готовности к профессиональному выбору подростков.

Социально-творческая профессиональная компетентность бакалавров гуманитарного профиля

Современная подготовка вузами бакалавров гуманитарного профиля в нашей статье рассматривается в рамках модернизации образования и появления инновационных технологий развития. Методологической основой исследования послужили позиции системного, личност...

Сущность и содержание понятия «профессионально-творческий потенциал»

В данной статье представлены сущностные аспекты формирования понятия «профессионально-творческий потенциал» как одного из приоритетных направлений современного образования. Статья посвящена исследованию понятия как объекта феноменологического анализа...

Профессиональная психологическая пригодность будущих офицеров как психолого-педагогическое явление

В статье представляются результаты исследования направленного на конкретизацию и дополнение определения понятия профессиональной психологической пригодности будущих офицеров. Авторы обосновывают актуальность проведения такого исследования, рассматрив...

Профессионально-ценностные ориентации как условие профессиональной самореализации будущих учителей музыки

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих учителей музыки. Профессиональные ценностные ориентации рассматриваются как важная социально-педагогическая проблема, от решения котор...

Развитие профессиональных качеств будущих учителей в процессе изучения педагогических дисциплин

В статье анализируется процесс развития профессионально важных качеств будущих учителей. Дается характеристика компонентов структуры их формирования в процессе преподавания педагогических дисциплин, обосновывается их взаимосвязь и взаимообусловленнос...

Формирование профессиональной мотивации студентов-биологов педагогического университета

В статье приведены и проанализированы результаты исследования мотивационной сферы будущих учителей биологии в процессе становления их профессиональной компетентности, предложены пути формирования профессиональной мотивации студентов-биологов.

Диагностика соответствия типа личности студента медицинского университета сфере профессиональной деятельности

Статья посвящена вопросу профессионального самоопределения личности. Проведено исследование, в ходе которого было подтверждено соответствие между внутренним профессиональным самоопределением студента-медика и сферы обучения. Для опроса студентов испо...