Система работы по организации сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в образовательной среде МОУ СОШ № 54 — Ресурсного центра
Автор: Шапкина Светлана Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, ноябрь 2013)
Дата публикации: 28.10.2013
Статья просмотрена: 5167 раз
Библиографическое описание:
Шапкина, С. А. Система работы по организации сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в образовательной среде МОУ СОШ № 54 — Ресурсного центра / С. А. Шапкина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 101-105. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4353/ (дата обращения: 15.11.2024).
В настоящее время проблема профессиональной ориентации, или профессионального самоопределения выпускников, достаточно широко обсуждается в широких слоях педагогической общественности, является одной из приоритетных задач образования, т. к. правильный выбор будущей профессии выпускниками — это и есть, на наш взгляд, конечная цель обучения в школе. В условиях модернизации системы современного образования в качестве одной из важнейших задач школы стоит создание оптимальных условий успешной социализации выпускника, профессионального самоопределения личности, способной успешно решать практические жизненные задачи в постоянно изменяющихся условиях жизни современного общества, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности, в том числе профессиональной. Одним из направлений реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы является совершенствование трудового воспитания учащихся на основе профильной ориентации и создание условий для их адекватного профессионального выбора. Соответственно, требуется новое понимание профессионального самоопределения старшеклассников, определяемое как профильно-ориентированное, призванное способствовать формированию человеческого потенциала, обеспечивать рост благосостояния страны в процессе развития экономики и социальной сферы. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сформулирована стратегическая цель политики государства в области образования — приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями экономики и производства, повышение качества образования согласно требованиям инновационного развития экономики, потребностям общества и каждого гражданина. Поэтому профессиональное сопровождение выпускников в наше время более, чем актуально, а задача помочь выпускнику определиться со своей будущей профессией — одна из главных современной школы.
Как подготовить обучающихся к выбору профессии≤ Как помочь реализовать свой потенциал, ориентироваться в потоке информации, которой в год мы производим более чем за все 5000 лет существования человечества≤ Как подготовить обучающихся к выбору профессий, которых еще нет≤ Этим вопросом педагогический коллектив школы заинтересовался два года назад, обсуждая результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов в форме ЕГЭ. Ведь эти выпускники профильной школы. Начиная с 8 класса, мы готовили их к осознанному выбору профиля обучения, элективных курсов. Однако при определении экзамена по выбору ребята оказались не готовыми, растерялись что, безусловно, сказалось на итогах экзаменов. Проанализировав ситуацию, мы обнаружили следующие данные: 75 % старшеклассников испытывали серьезные затруднения в принятии решения о выборе пути продолжения образования и трудоустройства. Из них 24,7 % — профиль дальнейшего обучения в средней школе выбирали за компанию со своими сверстниками; 18,2 % — под влиянием таких факторов: где-то слышал, рассказали учителя, родители. При этом 22,1 % — вообще не задумывались о своем профессиональном будущем.
Проанализировав ситуацию, мы сделали вывод о важности осуществлять профессиональное сопровождение в системе, комплексно. Это помогло разработать модель профессионального сопровождения обучающихся с 1 по 11 класс, предпрофильной подготовки, профильного обучения в условиях общеобразовательной школы — Ресурсного центра. Сейчас большинство наших выпускников с легкостью определяются с будущей профессией, и как правило, выбранный профиль обучения в 10–11 классе связан потом с направлением будущего ВУЗа. Для успешного самоопределения выпускников необходима целенаправленная педагогическая работа по выбору профиля обучения, как совместная деятельность семьи, школы, социума. В МОУСОШ № 54 — Ресурсном центре выработана система работы по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся на всех трех ступенях обучения.
В данной статье мы хотим показать систему работы по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся в образовательной среде. Профессиональное сопровождение у нас в школе — Ресурсном центре включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение, развитие профессиональных интересов и склонностей, профессиональную диагностику, профессиональную консультацию, социально-профессиональную адаптацию. Профессиональное сопровождение может осуществляться как непосредственно на уроках, так и в системе внеклассных, общешкольных мероприятий. Большую помощь в развитии интересов и склонностей, а также в социально-профессиональной адаптации может оказать система дополнительного образования, а также в рамках сетевого взаимодействия профессиональное образование в межшкольном комбинате. Участники профессионального сопровождения:
- профориентационная подготовка — обучающиеся 1–7 классов;
- предпрофильная подготовка — обучающиеся 8–9классов;
- профильное обучение — обучающиеся 10–11 классов.
В организации системы профессионального сопровождения мы определили следующие направления работы:
- 1–4 классы — «Профессии моих родителей», «Мир профессий» — формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности;
- 5–7 классы — «Кем я должен быть, чтобы стать профессионалом в выбранной области»- развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии;
- 8–9 классы — «самоопределение в области человек-труд-профессия»- формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей.
- 10–11 классы — формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений учащихся, развитие способностей через углубленное изучение отдельных предметов, профильное обучение.
Рассмотрим основные составляющие системы сопровождения профессионального самоопределения и образования обучающихся в нашей школе: профессиональное просвещение, предпрофильная подготовка обучающихся 8–9-х классов, психологическое сопровождение (мониторинг профессиональных направленностей, тренинги, ролевые игры, консультации), создание классов определенного профиля, начиная с 10-го, где в соответствии с учебным планом реализуются программы ведущих учебных предметов на профильном уровне и которые имеют достаточно четкую профессиональную направленность; включение в учебный план элективных учебных курсов, спецкурсов и образовательных модулей, раскрывающих содержание конкретного направления профессиональной деятельности, расширяющих и углубляющих профессиональные знания и понятия старшеклассников; установление связи трудовой подготовки старшеклассников с профилем их обучения; кооперация старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования с целью информационной и просветительской работы в плане дальнейшего выбора профессионального образования выпускников.
Без профессионального просвещения невозможна эффективная подготовка учащихся к осознанному выбору профессии. Профессиональное просвещение включает профессиональную информацию, профессиональную пропаганду и профессиональную агитацию. Эти элементы также внутренне связаны между собой. Цель их — сообщение школьникам определенного круга сведений о наиболее массовых профессиях, информирование их о способах и условиях их овладения ими, пропаганда общественной значимости тех профессий, в которых в настоящий момент испытывает острую потребность экономический регион. Особо востребованы среди выпускников такие формы работы, как: экскурсии на предприятия, встречи с представителями ВУЗов и ССУЗов, Дни открытых дверей профессиональных учреждений.
Не менее значимым компонентом профессионального сопровождения обучающихся является развитие интересов и склонностей обучающихся в различных видах профессиональной деятельности. Оно складывается из таких важных элементов, как формирование и воспитание профессиональных интересов, воспитание уважения к данной профессии, любви к труду, психологической готовности к работе.
Целью профессиональной диагностики является изучение личности школьника в целях профориентации. У нас в школе эту работу координирует педагог-психолог. В процессе профдиагностики изучают характерные особенности личности: ценностные ориентиры, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональные намерения, профессиональную направленность, черты характера, темперамент, состояние здоровья. В школе осуществляются лишь отдельные элементы предварительной психодиагностики в целях профконсультации, и в этом случае психодиагностика является составляющей профконсультации.
Профессиональная консультация имеет целью установление соответствия индивидуальных психологических и личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии.
Завершающим компонентом профориентации является профессиональная адаптация, представляющая собой активный процесс приспособления молодого человека к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Выпускникам нашей школы это сделать помогают ресурсы межшкольного комбината, на базе которого обучающиеся 9–10-х классов посещают курсыпрофессиональной направленности.
Важным средством формирования профессионального самоопределения в период предпрофильной подготовки обучающихся 9–11-х классов являются специальные учебные курсы: «Технология»(10–11кл), «Предпрофильная подготовка», состоящий из двух модулей — «Профессиональная ориентация» и «Информационная работа»(9кл). Этот курс преподает школьный педагог-психолог и способствуют актуализации процесса профессионального самоопределения за счет включения психологических ресурсов личности и обеспечения обучающихся системой сведений о мире современного профессионального труда: развития у них способности адаптироваться к реалиям устройства своей будущей профессиональной карьеры в современных социально-экономических условиях.
В МОУСОШ № 54 — Ресурсном центре в качестве системообразующего фактора системы сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников может рассматриваться профильное обучение, которое ориентировано на более глубокое изучение обучающимися отдельных предметов (при полноценном освоении базовых дисциплин), подготовку к работе по программам высшего профессионального образования; развитие адаптивной способности к современным рыночным условиям; дифференциацию образовательного процесса старшеклассников с опорой на их интересы, способности и возможности и построение гибких индивидуальных образовательных программ и др. Профильное обучение есть средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
В нашей школе Учебный план 10-х классов формируется с учетом потребностей обучающихся и их родителей, а именно определяется спектр учебных предметов, изучаемых на базовом и профильном уровнях, набор элективных курсов, образовательных модулей и спецкурсов. При необходимости в школе выстраиваются индивидуальные образовательные маршруты отдельных обучающихся, предполагающие обучение старшеклассников по индивидуальным Учебным планам и позволяющие в рамках сетевого взаимодействия в районе изучение отдельных предметов на профильном уровне на базе других образовательных учреждений.
Важным звеном в системе профессионального сопровождения является работа с родителями. Родители, являясь участниками образовательного процесса, также принимают активное участие в профориентационной грамотности выпускников, рассказывая об интересных профессиях из своего реального жизненного опыта на классных часах и родительских собраниях.
Внедрение в образовательный процесс системы работы по сопровождению профессионального самоопределения, несомненно, требует серьезной подготовки педагогического коллектива, повышения их квалификации, обучения, а также внесение определенных изменений в организации деятельности методической службы, более тесного сотрудничества с межшкольным учебным комбинатом, а также со специалистами медико-психолого-педагогического сопровождения. В этой большой работе Ресурсного центра по отработке модели системы работы по сопровождению профессионального самоопределения принимает участие весь педагогический коллектив школы. Система профессионального сопровождения и воспитания отражена отдельным блоком в плане работы школы. В функции классных руководителей входит обеспечение посещения всеми обучающимися профориентационных мероприятий, проводимых школой и службой профориентации при межшкольном учебном комбинате.
Ведущая роль в осуществлении сопровождения профессионального самоопределения обучающихся принадлежит учителю технологии и школьному психологу. На уроках технологии учащиеся не только получают знания о различных видах труда, но и в процессе своей деятельности приобретают специальные навыки, развивают свои способности, пробуют себя в труде. Одна из важнейших сторон работы школьного психолога — участие в профориентации и помощь обучающимся в обоснованном выборе профессии. В содержание деятельности входит: выявление интересов и склонностей учащихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики, определение социальных установок и помощь в их формировании, в проведении профориентационных мероприятий; привлечение к профориентационной работе специалистов профориентационных служб.
Работа по сопровождению социально-личностного и профессионального самоопределения обучающихся является естественным продолжением всей педагогической работы с обучающимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность, когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой трудовой жизни, но и привносит элементы спокойствия в отношении к своему будущему.
Профессиональное самоопределение старшеклассников мы рассматриваем как процесс образования, развития и формирования личностной зрелости, проявляющейся в самостоятельном процессе планирования своего профессионального будущего, ответственности за принятие решения о выборе профессии, основанном на оценке своих способностей, интересов, склонностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий, которые обеспечивали бы возможность личностного и профессионального развития личности.
Готовность к профессиональному самоопределению у старших школьников происходит наиболее эффективно в процессе целенаправленной деятельности образовательного учреждения как неотъемлемой составной части целостного учебно-воспитательного процесса.
В условиях современной школы возможность профессионального саморазвития и самосовершенствования обучающихся достигается только посредством системы профессионального, психолого-педагогического сопровождения самоопределения школьников в условиях профильного обучения.
Система работы по организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в процессе профильного обучения понимается как комплекс мер, обеспечивающих профессиональное самоопределение обучающихся в виде оперативной помощи в выборе оптимальной профессиональной сферы с учетом индивидуальных способностей, возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда. Они предполагают объединение усилий всех субъектов образовательного пространства и представителей социальной среды, целью которого является развитие у обучающихся способности к осознанному, самостоятельному и ответственному выбору профессии, умения проектировать образ профессионального будущего, осознавать свои профессиональные, учебные и личностные возможности, необходимые для практической реализации выбора и определения путей профессионального роста.
Системная работа по профессиональному и личностному сопровождению выпускников сможет помочь обучающимся адаптироваться в социуме, не растеряться в мире современных профессий, стать счастливыми и успешными в жизни. Надеюсь, что работа педагогического коллектива МОУСОШ № 54 в этом направлении сможет им в этом помочь.
Литература:
1. Попович, А. Э. Педагогическое руководство профессиональной ориентацией выпускников школы [Текст] / А. Э. Попович //Среднее профессиональное образование. — № 12. — 2010г. –с.46–49.
2. Попович, А. Э. Роль профильного обучения в профессиональном самоопределении старшеклассников [Текст]/ А. Э. Попович//Среднее профессиональное образование. — № 3–2011г. — с.3–6.
3. Попович, А. Э. К вопросу о профессиональном самоопределении выпускников общеобразовательных школ [Текст] / А. Э. Попович //Социально-гуманитарные знания. — № 2.-2011г. — с.169–177.
4. Попович, А. Э. Учет индивидуальных особенностей выпускников школ. [Текст] / А. Э. Попович //Социально-гуманитарные знания. — № 5. — 2011г.
5. Попович, А. Э. Профессиональное, жизненное и личностное самоопределение как основные условия становления личности старшеклассника [Текст] / А. Э. Попович //Российский научный журнал. — № 1(20). — 2011г. — с.157–162.
6. Винокурова Г. А., Яшкова А. Н. Технологии психологического сопровождения профильного обучения [Текст] / Г. А. Винокурова, А. Н. Яшкова // Молодежь и общество. — 2006. — № 3. — С. 78–123.