Система работы по организации сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в образовательной среде МОУ СОШ № 54 — Ресурсного центра | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, ноябрь 2013)

Дата публикации: 28.10.2013

Статья просмотрена: 5167 раз

Библиографическое описание:

Шапкина, С. А. Система работы по организации сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в образовательной среде МОУ СОШ № 54 — Ресурсного центра / С. А. Шапкина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 101-105. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4353/ (дата обращения: 15.11.2024).

В настоящее время проблема профессиональной ориентации, или профессионального самоопределения выпускников, достаточно широко обсуждается в широких слоях педагогической общественности, является одной из приоритетных задач образования, т. к. правильный выбор будущей профессии выпускниками — это и есть, на наш взгляд, конечная цель обучения в школе. В условиях модернизации системы современного образования в качестве одной из важнейших задач школы стоит создание оптимальных условий успешной социализации выпускника, профессионального самоопределения личности, способной успешно решать практические жизненные задачи в постоянно изменяющихся условиях жизни современного общества, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности, в том числе профессиональной. Одним из направлений реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы является совершенствование трудового воспитания учащихся на основе профильной ориентации и создание условий для их адекватного профессионального выбора. Соответственно, требуется новое понимание профессионального самоопределения старшеклассников, определяемое как профильно-ориентированное, призванное способствовать формированию человеческого потенциала, обеспечивать рост благосостояния страны в процессе развития экономики и социальной сферы. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сформулирована стратегическая цель политики государства в области образования — приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями экономики и производства, повышение качества образования согласно требованиям инновационного развития экономики, потребностям общества и каждого гражданина. Поэтому профессиональное сопровождение выпускников в наше время более, чем актуально, а задача помочь выпускнику определиться со своей будущей профессией — одна из главных современной школы.

Как подготовить обучающихся к выбору профессии≤ Как помочь реализовать свой потенциал, ориентироваться в потоке информации, которой в год мы производим более чем за все 5000 лет существования человечества≤ Как подготовить обучающихся к выбору профессий, которых еще нет≤ Этим вопросом педагогический коллектив школы заинтересовался два года назад, обсуждая результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов в форме ЕГЭ. Ведь эти выпускники профильной школы. Начиная с 8 класса, мы готовили их к осознанному выбору профиля обучения, элективных курсов. Однако при определении экзамена по выбору ребята оказались не готовыми, растерялись что, безусловно, сказалось на итогах экзаменов. Проанализировав ситуацию, мы обнаружили следующие данные: 75 % старшеклассников испытывали серьезные затруднения в принятии решения о выборе пути продолжения образования и трудоустройства. Из них 24,7 % — профиль дальнейшего обучения в средней школе выбирали за компанию со своими сверстниками; 18,2 % — под влиянием таких факторов: где-то слышал, рассказали учителя, родители. При этом 22,1 % — вообще не задумывались о своем профессиональном будущем.

Проанализировав ситуацию, мы сделали вывод о важности осуществлять профессиональное сопровождение в системе, комплексно. Это помогло разработать модель профессионального сопровождения обучающихся с 1 по 11 класс, предпрофильной подготовки, профильного обучения в условиях общеобразовательной школы — Ресурсного центра. Сейчас большинство наших выпускников с легкостью определяются с будущей профессией, и как правило, выбранный профиль обучения в 10–11 классе связан потом с направлением будущего ВУЗа. Для успешного самоопределения выпускников необходима целенаправленная педагогическая работа по выбору профиля обучения, как совместная деятельность семьи, школы, социума. В МОУСОШ № 54 — Ресурсном центре выработана система работы по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся на всех трех ступенях обучения.

В данной статье мы хотим показать систему работы по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся в образовательной среде. Профессиональное сопровождение у нас в школе — Ресурсном центре включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение, развитие профессиональных интересов и склонностей, профессиональную диагностику, профессиональную консультацию, социально-профессиональную адаптацию. Профессиональное сопровождение может осуществляться как непосредственно на уроках, так и в системе внеклассных, общешкольных мероприятий. Большую помощь в развитии интересов и склонностей, а также в социально-профессиональной адаптации может оказать система дополнительного образования, а также в рамках сетевого взаимодействия профессиональное образование в межшкольном комбинате. Участники профессионального сопровождения:

-        профориентационная подготовка — обучающиеся 1–7 классов;

-        предпрофильная подготовка — обучающиеся 8–9классов;

-        профильное обучение — обучающиеся 10–11 классов.

В организации системы профессионального сопровождения мы определили следующие направления работы:

-          1–4 классы — «Профессии моих родителей», «Мир профессий» — формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности;

-          5–7 классы — «Кем я должен быть, чтобы стать профессионалом в выбранной области»- развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии;

-          8–9 классы — «самоопределение в области человек-труд-профессия»- формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей.

-          10–11 классы — формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений учащихся, развитие способностей через углубленное изучение отдельных предметов, профильное обучение.

Рассмотрим основные составляющие системы сопровождения профессионального самоопределения и образования обучающихся в нашей школе: профессиональное просвещение, предпрофильная подготовка обучающихся 8–9-х классов, психологическое сопровождение (мониторинг профессиональных направленностей, тренинги, ролевые игры, консультации), создание классов определенного профиля, начиная с 10-го, где в соответствии с учебным планом реализуются программы ведущих учебных предметов на профильном уровне и которые имеют достаточно четкую профессиональную направленность; включение в учебный план элективных учебных курсов, спецкурсов и образовательных модулей, раскрывающих содержание конкретного направления профессиональной деятельности, расширяющих и углубляющих профессиональные знания и понятия старшеклассников; установление связи трудовой подготовки старшеклассников с профилем их обучения; кооперация старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования с целью информационной и просветительской работы в плане дальнейшего выбора профессионального образования выпускников.

Без профессионального просвещения невозможна эффективная подготовка учащихся к осознанному выбору профессии. Профессиональное просвещение включает профессиональную информацию, профессиональную пропаганду и профессиональную агитацию. Эти элементы также внутренне связаны между собой. Цель их — сообщение школьникам определенного круга сведений о наиболее массовых профессиях, информирование их о способах и условиях их овладения ими, пропаганда общественной значимости тех профессий, в которых в настоящий момент испытывает острую потребность экономический регион. Особо востребованы среди выпускников такие формы работы, как: экскурсии на предприятия, встречи с представителями ВУЗов и ССУЗов, Дни открытых дверей профессиональных учреждений.

Не менее значимым компонентом профессионального сопровождения обучающихся является развитие интересов и склонностей обучающихся в различных видах профессиональной деятельности. Оно складывается из таких важных элементов, как формирование и воспитание профессиональных интересов, воспитание уважения к данной профессии, любви к труду, психологической готовности к работе.

Целью профессиональной диагностики является изучение личности школьника в целях профориентации. У нас в школе эту работу координирует педагог-психолог. В процессе профдиагностики изучают характерные особенности личности: ценностные ориентиры, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональные намерения, профессиональную направленность, черты характера, темперамент, состояние здоровья. В школе осуществляются лишь отдельные элементы предварительной психодиагностики в целях профконсультации, и в этом случае психодиагностика является составляющей профконсультации.

Профессиональная консультация имеет целью установление соответствия индивидуальных психологических и личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии.

Завершающим компонентом профориентации является профессиональная адаптация, представляющая собой активный процесс приспособления молодого человека к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Выпускникам нашей школы это сделать помогают ресурсы межшкольного комбината, на базе которого обучающиеся 9–10-х классов посещают курсыпрофессиональной направленности.

Важным средством формирования профессионального самоопределения в период предпрофильной подготовки обучающихся 9–11-х классов являются специальные учебные курсы: «Технология»(10–11кл), «Предпрофильная подготовка», состоящий из двух модулей — «Профессиональная ориентация» и «Информационная работа»(9кл). Этот курс преподает школьный педагог-психолог и способствуют актуализации процесса профессионального самоопределения за счет включения психологических ресурсов личности и обеспечения обучающихся системой сведений о мире современного профессионального труда: развития у них способности адаптироваться к реалиям устройства своей будущей профессиональной карьеры в современных социально-экономических условиях.

В МОУСОШ № 54 — Ресурсном центре в качестве системообразующего фактора системы сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников может рассматриваться профильное обучение, которое ориентировано на более глубокое изучение обучающимися отдельных предметов (при полноценном освоении базовых дисциплин), подготовку к работе по программам высшего профессионального образования; развитие адаптивной способности к современным рыночным условиям; дифференциацию образовательного процесса старшеклассников с опорой на их интересы, способности и возможности и построение гибких индивидуальных образовательных программ и др. Профильное обучение есть средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

В нашей школе Учебный план 10-х классов формируется с учетом потребностей обучающихся и их родителей, а именно определяется спектр учебных предметов, изучаемых на базовом и профильном уровнях, набор элективных курсов, образовательных модулей и спецкурсов. При необходимости в школе выстраиваются индивидуальные образовательные маршруты отдельных обучающихся, предполагающие обучение старшеклассников по индивидуальным Учебным планам и позволяющие в рамках сетевого взаимодействия в районе изучение отдельных предметов на профильном уровне на базе других образовательных учреждений.

Важным звеном в системе профессионального сопровождения является работа с родителями. Родители, являясь участниками образовательного процесса, также принимают активное участие в профориентационной грамотности выпускников, рассказывая об интересных профессиях из своего реального жизненного опыта на классных часах и родительских собраниях.

Внедрение в образовательный процесс системы работы по сопровождению профессионального самоопределения, несомненно, требует серьезной подготовки педагогического коллектива, повышения их квалификации, обучения, а также внесение определенных изменений в организации деятельности методической службы, более тесного сотрудничества с межшкольным учебным комбинатом, а также со специалистами медико-психолого-педагогического сопровождения. В этой большой работе Ресурсного центра по отработке модели системы работы по сопровождению профессионального самоопределения принимает участие весь педагогический коллектив школы. Система профессионального сопровождения и воспитания отражена отдельным блоком в плане работы школы. В функции классных руководителей входит обеспечение посещения всеми обучающимися профориентационных мероприятий, проводимых школой и службой профориентации при межшкольном учебном комбинате.

Ведущая роль в осуществлении сопровождения профессионального самоопределения обучающихся принадлежит учителю технологии и школьному психологу. На уроках технологии учащиеся не только получают знания о различных видах труда, но и в процессе своей деятельности приобретают специальные навыки, развивают свои способности, пробуют себя в труде. Одна из важнейших сторон работы школьного психолога — участие в профориентации и помощь обучающимся в обоснованном выборе профессии. В содержание деятельности входит: выявление интересов и склонностей учащихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики, определение социальных установок и помощь в их формировании, в проведении профориентационных мероприятий; привлечение к профориентационной работе специалистов профориентационных служб.

Работа по сопровождению социально-личностного и профессионального самоопределения обучающихся является естественным продолжением всей педагогической работы с обучающимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность, когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой трудовой жизни, но и привносит элементы спокойствия в отношении к своему будущему.

Профессиональное самоопределение старшеклассников мы рассматриваем как процесс образования, развития и формирования личностной зрелости, проявляющейся в самостоятельном процессе планирования своего профессионального будущего, ответственности за принятие решения о выборе профессии, основанном на оценке своих способностей, интересов, склонностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий, которые обеспечивали бы возможность личностного и профессионального развития личности.

Готовность к профессиональному самоопределению у старших школьников происходит наиболее эффективно в процессе целенаправленной деятельности образовательного учреждения как неотъемлемой составной части целостного учебно-воспитательного процесса.

В условиях современной школы возможность профессионального саморазвития и самосовершенствования обучающихся достигается только посредством системы профессионального, психолого-педагогического сопровождения самоопределения школьников в условиях профильного обучения.

Система работы по организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в процессе профильного обучения понимается как комплекс мер, обеспечивающих профессиональное самоопределение обучающихся в виде оперативной помощи в выборе оптимальной профессиональной сферы с учетом индивидуальных способностей, возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда. Они предполагают объединение усилий всех субъектов образовательного пространства и представителей социальной среды, целью которого является развитие у обучающихся способности к осознанному, самостоятельному и ответственному выбору профессии, умения проектировать образ профессионального будущего, осознавать свои профессиональные, учебные и личностные возможности, необходимые для практической реализации выбора и определения путей профессионального роста.

Системная работа по профессиональному и личностному сопровождению выпускников сможет помочь обучающимся адаптироваться в социуме, не растеряться в мире современных профессий, стать счастливыми и успешными в жизни. Надеюсь, что работа педагогического коллектива МОУСОШ № 54 в этом направлении сможет им в этом помочь.

Литература:

1. Попович, А. Э. Педагогическое руководство профессиональной ориентацией выпускников школы [Текст] / А. Э. Попович //Среднее профессиональное образование. — № 12. — 2010г. –с.46–49.

2. Попович, А. Э. Роль профильного обучения в профессиональном самоопределении старшеклассников [Текст]/ А. Э. Попович//Среднее профессиональное образование. — № 3–2011г. — с.3–6.

3.                             Попович, А. Э. К вопросу о профессиональном самоопределении выпускников общеобразовательных школ [Текст] / А. Э. Попович //Социально-гуманитарные знания. — № 2.-2011г. — с.169–177.

4.                             Попович, А. Э. Учет индивидуальных особенностей выпускников школ. [Текст] / А. Э. Попович //Социально-гуманитарные знания. — № 5. — 2011г.

5.                             Попович, А. Э. Профессиональное, жизненное и личностное самоопределение как основные условия становления личности старшеклассника [Текст] / А. Э. Попович //Российский научный журнал. — № 1(20). — 2011г. — с.157–162.

6.                             Винокурова Г. А., Яшкова А. Н. Технологии психологического сопровождения профильного обучения [Текст] / Г. А. Винокурова, А. Н. Яшкова // Молодежь и общество. — 2006. — № 3. — С. 78–123.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное сопровождение, профильное обучение, профессиональное самоопределение, профессиональное самоопределение обучающихся, Ресурсный центр, выбор профессии, класс, обучающийся, профессиональное самоопределение старшеклассников, школа.

Похожие статьи

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с ТНР МАОУ СОШ № 25 на уровне начального общего образования

Особенности организации учебно-воспитательного процесса обучающихся с ОВЗ через реализацию коррекционной программы в МБУ «Школа № 62»

Обучение и воспитание экологической культуре детей дошкольного возраста в ДОУ

Особенности воспитательной работы с обучающимися подросткового возраста в ДОУ МО РФ

Организация работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности обучающихся в рамках городского смотра-конкурса «Школа — остров безопасности»

Особенности развития творческих способностей школьников в совместной работе средней общеобразовательной школы и Детской школы искусств

Рабочая программа эколого-биологической направленности по внеурочной деятельности «Экоклуб «Здоровая среда»

Организация проектной деятельности учащихся СПО по экономическим дисциплинам

Логопедическое сопровождение обучающихся начальных классов МБОУ

Система работы дошкольной образовательной организации по ранней профориентации дошкольников

Похожие статьи

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с ТНР МАОУ СОШ № 25 на уровне начального общего образования

Особенности организации учебно-воспитательного процесса обучающихся с ОВЗ через реализацию коррекционной программы в МБУ «Школа № 62»

Обучение и воспитание экологической культуре детей дошкольного возраста в ДОУ

Особенности воспитательной работы с обучающимися подросткового возраста в ДОУ МО РФ

Организация работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности обучающихся в рамках городского смотра-конкурса «Школа — остров безопасности»

Особенности развития творческих способностей школьников в совместной работе средней общеобразовательной школы и Детской школы искусств

Рабочая программа эколого-биологической направленности по внеурочной деятельности «Экоклуб «Здоровая среда»

Организация проектной деятельности учащихся СПО по экономическим дисциплинам

Логопедическое сопровождение обучающихся начальных классов МБОУ

Система работы дошкольной образовательной организации по ранней профориентации дошкольников