Организация взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания учащихся с особыми возможностями здоровья
Авторы: Михайлова Екатерина Александровна, Тарасова Людмила Сергеевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, ноябрь 2013)
Дата публикации: 22.10.2013
Статья просмотрена: 1501 раз
Библиографическое описание:
Михайлова, Е. А. Организация взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания учащихся с особыми возможностями здоровья / Е. А. Михайлова, Л. С. Тарасова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 147-149. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4359/ (дата обращения: 15.11.2024).
На современном этапе развития общественное сознание претерпевает значительные изменения. Переосмысление ценностных отношений и переход от «идеи» социальной полезности» к признанию безусловной значимости каждой человеческой личности, независимо от степени «отдачи», актуализирует проблему обеспечения и развития взаимодействия с людьми, имеющими особые возможности здоровья. Важнейшая роль в реализации данного процесса, несомненно, принадлежит специальным (коррекционным) учреждениям.
Педагоги-дефектологи помогают адаптироваться и интегрироваться учащимся в социальной среде, создают условия для самореализации, максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка. Сложность и специфика работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, обусловлена особенностями их развития, приоритетом индивидуального подхода.
Достигнуть наиболее весомых результатов в этом направлении помогает активное включение в учебно-воспитательный процесс родителей. Связано это с тем, что эффективность включения ребенка в общество зависит от эффективности воздействия всех участников воспитательного процесса на него: и педагогов, и родителей в тесном сотрудничестве [2].
Никто не знает своего ребенка лучше, чем родители, но, между тем, семьи воспитывающие «особого» ребенка, часто сталкиваются с проблемой отсутствия специальных психолого-медико-педагогических знаний. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах воспитания. Причинами семейных проблем являются не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения.
Семьи, имеющие ребенка особыми возможностями здоровья, находятся в объективно сложной жизненной ситуации: нарушения в развитии ребенка влияют на взаимоотношения внутри семьи между детьми и родителями, между супругами, между представителями старшего и младшего поколений. Часто родители «не принимают» своего ребенка, не хотят смириться с тем, что их ребенок не такой как все.Вбольшинстве семей наблюдаются дисгармоничные типы воспитания и низкий уровень общения с детьми с нарушениями интеллекта/
Деструктивные семейные отношения неблагоприятно влияют на интеллектуальное, эмоциональное и социальное развитие ребенка с интеллектуальным недоразвитием, снижают его адаптационные возможности [2].
Порой родители перекладывают ответственность за воспитание своего ребенка на педагогов и школу, требуя от них превосходящей динамики, недостижимых результатов, не соответствующих реальным возможностям развития детей.
В связи с этим перед педагогом, ведущим работу с детьми с интеллектуальным недоразвитием, встают задачи оказания психологической и методической помощи родителям, организации педагогической просветительской работы, формирования умений взаимодействовать с ребенком.
Педагог должен оценить возможности воспитанника и семейную ситуацию, выявить такие ресурсы семьи, которые позволили бы помочь взрослым организовать воспитание ребенка, учитывая требования школы, а также совместно выработанные цели и учебно-воспитательные задачи, в единстве стремлений взглядов на воспитательный процесс.
На сегодняшний день большая часть работы по оказанию такой помощи родителям детей с интеллектуальным недоразвитием осуществляется педагогами в содружестве с психологом, социальным и медицинскими работниками в рамках различных форм и организационных уровней: общешкольном, классном, групповом, индивидуальном. В основном речь здесь идет о психолого-педагогическом просвещении родителей (через организацию и проведение родительских собраний, лекториев, индивидуальных бесед, консультаций и т. д.), которое включает в себя информационную и обучающую деятельность, ознакомление родителей с кругом вопросов, связанных с подготовкой к самостоятельной жизни детей с интеллектуальной недостаточностью, а также вопросов влияния семьи на формирование личности ребенка. Беседы с родителями, консультации с психологами, медиками, логопедами, социальным педагогом позволяют выделить семьи «группы риска», нуждающиеся в помощи специалистов в вопросах воспитания.
В специальных исследованиях отмечается, что в результате просвещения у родителей детей с недоразвитием интеллекта формируется необходимые компетенции в области воспитания, возникает интерес к самообразованию, развивается чувство ответственности за детей, что может служить основой для реализации коррекционного воспитания в семье.
Личная педагогическая практика показывает необходимость постепенного систематического ознакомления родителей с правилами и заповедями семейного воспитания, предложенными еще классиками педагогики [3, 4]:
1. Не унижай.
2. Не угрожай.
3. Не вымогай обещания.
4. Не морализуй.
5. Не лишай ребенка быть самим собой.
6. Не повреди.
7. Не бойся признать свою ошибку.
8. Начинай воспитание с себя.
9. Верь в своего ребенка.
10. Помоги ребенку поверить в себя.
11. Никогда не занимайтесь воспитание в плохом настроении.
12. Ясно определите, чего вы хотите от ребенка, и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу.
13. Предоставьте самостоятельность. Воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг. Не подменяйте воспитание опекой.
14. Не подсказывайте готового решения, а показывайте пути к нему и время от времени разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги к цели.
15. Не пропустите момент, когда достигнут первый успех.
16. Своевременно сделайте замечание, оцените поступок, а затем сделайте паузу — дайте осознать услышанное.
17. Главное оценить поступок, а не личность.
18. Прикоснитесь к ребенку, тем самым дайте понять, что сочувствуете его ошибке, верьте в него, несмотря на оплошность.
19. Воспитание должно быть поэтапным.
Соблюдение вышеперечисленных рекомендаций позволит создать благоприятный психологический климат в семье, ситуацию комфортного и гармоничного общения и взаимодействия родителей и детей, что даст возможность детям быть более стабильными в поведении, обучении, в восприятии новой информации.
Важно показать родителям также конкретные практические приемы работы с детьми, создать необходимые условия для совместной продуктивной деятельности, позитивного общения [1].
Например, рассмотрим пути взаимодействия семьи и школы в процессе физического, речевого и эстетического воспитания ребенка, которые мы использовали в своей работе. Наибольший интерес у родителей вызвали:
1. Консультации для родителей (обсуждение вопросов режима дня, гигиены девочек и мальчиков, включения детей в спортивные и творческие объединения дополнительного образования, организации и проведения закаливания).
2. Стенд для родителей.
3. Патронаж.
4. Тренинги «Как общаться с ребенком». Деловые игры.
5. Мини-консилиумы. Встречи с медицинскими работниками, психиатром. Беседы на темы «Лекарства и здоровье», «Профилактика простудных заболеваний», «О прививках» и т. п. Встречи с психологом, социальным педагогом.
6. Домашняя библиотека.
7. Родительские лектории. Ознакомление родителей с психолого-педагогической литературой. Повышение культурно-образовательного уровня родителей.
8. Организация работы спортивного клуба (участие в спортивных праздниках «Папа, мама, я — спортивная семья», «День здоровья»).
9. Проведение спортивных соревнований для родителей и педагогов (игра «Зарничка», «Веселые эстафеты»).
10. Проведение спортивных игр на прогулках и в школе (с мячом, обручем, скакалкой, кеглями; игры в баскетбол, волейбол, футбол; сезонные игры «Золотая осень», «Зимние забавы», «Проводы Масленицы»; традиционные русские игры «Городки»).
11. Совместные выезды на природу, в парки города, в том числе с целью наблюдения и общения за животными (посещение выставок собак, кошек; занятия по Иппотерапии, посещение дельфинария, океанариума).
12. Приобщение родителей к экскурсиям в театры, музеи (музей Гигиены, музей Воды, Кунсткамера, Зоологический музей).
13. «Рекламные акции» здорового образа жизни родителей, их полезных увлечений, хобби (лыжи, коньки, велосипед, ролики, бассейн).
14. Подготовка родителями лекций для детей («Мои спортивные достижения», «О профессиях: врача, медицинской сестры»).
15. Трудотерапия (участие в школьных субботниках, участие в Акциях «Делами добрыми едины», «Помощь бездомным собакам», «Мы против курения»).
16. Подготовка родителями практических занятий «Найди одежду по сезону», «Гиподинамия: берегись сидячего образа жизни» и т. п.
17. Включение родителей в процесс кружковых занятий, игр (подвижных, театрализованных, сюжетно-ролевых, драматизаций).
18. Проведение интегрированных праздников (Литературно-музыкальное кафе «Мама-слово дорогое», «Танцевальный вечер», «День смеха»).
19. Привлечение к участию совместно с детьми в конкурсах изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
20. Ознакомление с методиками проведения гимнастики, направленной на развитие общей моторики, укрепление физического здоровья учащихся; гимнастики для глаз; артикуляторных и дыхательных упражнений, пальчиковой и ритмической гимнастики.
21. Сочинение рассказов, стихотворений, отчетов об увиденном на экскурсиях и прогулках. Обсуждение впечатлений, обмен мнениями и эмоциями, полученными на интегрированных детско-родительских мероприятиях.
Родители, которые выбирают для себя подобную активную позицию, неизменно получают хороший результат в области социального, интеллектуального, духовно-нравственного, физического, эстетического развития ребенка.
Продуктивная работа школы, семьи и детей помогает устанавливать тесные отношения взаимопонимания, помощи между педагогами и родителями. Поэтапная совместная работа стирает грани недоверия, сомнения, и рождается круг единомышленников, партнеров.
Непосредственная активная помощь родителей в учебном процессе, усиление роли семьи в воспитании также положительно влияет на самосознание детей: Будущее начинается сегодня, формирует мое будущее завтра, потому что я привыкаю к такому образу жизни. От меня зависит все, что происходит в обществе, потому что я его часть.
Литература:
1. Белянко Е. А. Программа реабилитационно-профилактической работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении//Методический журнал «Работа социального педагога в школе и микрорайоне» № 2, М.: Центр «Педагогический поиск», 2013, стр. 120–127.
2. Круглова Ю. А. Психолого-педагогическое сопровождение семейного воспитания учащихся с недоразвитием интеллекта. — Спб., Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.
3. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — М.: Педагогика, 1983.
4. Сухомлинский В. А. Учитель — методист — наставник. — М.: Просвещение, 1988.