Здоровье детей из семей социального риска. Функции семьи в сохранении здоровья детей
Автор: Ступакова Людмила Владимировна
Рубрика: 14. Социальная работа
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, ноябрь 2013)
Дата публикации: 22.10.2013
Статья просмотрена: 879 раз
Библиографическое описание:
Ступакова, Л. В. Здоровье детей из семей социального риска. Функции семьи в сохранении здоровья детей / Л. В. Ступакова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 235-237. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4360/ (дата обращения: 15.11.2024).
В здоровом теле — здоровый дух.
Децим Юний Ювенал
Сколько ни учи своих детей хорошим манерам, они все-таки ведут себя так, как отец с матерью.
Неизвестный автор.
Работа с семьями социального риска зачастую усложняются медико-социальными проблемами, т. е.проблемами, связанными со здоровьем членов семьи. Как известно, профилактика нарушения здоровья детей и подростков начинается с охраны здоровья семьи и женщин репродуктивного возраста.
Развитие у ребенка в раннем возрасте хронических заболеваний определяются во многом наследственной, врожденной. Перинатальной патологией, т. е. всеми факторами, связанными с зачатием, вынашиванием беременности и родами.
Профилактика хронических соматических и нервно-психологических заболеваний строится на анализе факторов семейного, генетического, экологического и медико-организационного риска. Всесоюзная организация здравоохранения рекомендует проводить обучение будущих матерей элементарному самоконтролю репродуктивного здоровья и течение беременности.
Другим направлением работы с семьями социального риска является знакомство родителей с здоровьесберегающими технологиями, что позволяет им использовать их при социализации ребенка.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личносно-ориентированного подхода. Они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дети учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Здоровьесберегающие технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой. искусством, т. е. помочь им в процессе социализации.
«Здоровьесберегающие образовательные технологии», по определению Н. К. Смирнова, — это технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на введение здорового образа жизни.
Среди социальных компонентов здоровьесберегающей технологии можно выделить:
- здоровьесберегающей включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления ослабленных.
- Эмоционально-волевой, который включает в себя проявление социально-психологических механизмов — эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни. Воля — психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствующий на пути к поставленной цели. Личность с помощью воли может осуществлять регуляцию и саморегуляцию своего здоровья. Воля является чрезвычайно важным компонентом, особенно в начале оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не стал внутренней потребностью личности, а качественные и количественные показатели здоровья еще рельефно не выражаются. Он направлен на формирование опыта взаимоотношений личности и общества. В этом аспекте эмоционально-волевой компонент формирует такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство. Эти качества обеспечивают функционирование личности в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного человека, так и всего коллектива.
- экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определенными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Кроме того, она обеспечивает её физическое здоровье и духовное развитие. Осознание бытия человеческой личности в единстве с биосферой раскрывает зависимость физического и психического здоровья от экологических условий. Рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья личности позволяет нам внести в содержание здравотворческого воспитания формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам. К сожалению, экологическая среда образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья учащихся. Общение с миром природы способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро и макро-социуме. В то же время природная среда, окружающая школу, является мощным оздоровительным фактором.
- физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способностями деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптационные возможности. Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на освоение личностно- важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.
При организации работы с семьями основной деятельности является принцип, который широко используется в мировой практике как оценка уровня жизнедеятельности отдельного человека или семейной группы.
Эксперты Всесоюзной организации здравоохранения определяют этот принцип как качество жизни — «способ жизни в результате комбинированного воздействия факторов, влияющих на здоровье, счастье, включая индивидуальное благополучие в окружающей среде, удовлетворительную работу, образование, социальный успех». Как показывают результаты исследований ряда зарубежных авторов, качество жизни лиц с низким уровнем здоровья или с нарушениями развития измеряется не только и не сколько их собственными потребностями, сколько потребностями семей, в которых они живут. Чем меньше ощущает семья последствия ограничений своего ребенка (физических, психических, социальных). Тем выше уровень качества жизни такого ребенка и его семьи.
Наиболее разработанной на сегодняшний день является система работы с семьями, в которых воспитываются дети-инвалиды. Реализация принципа качества жизни в работе с такими семьями предполагает создание широкого спектра долгосрочных социально-медико-психолого-педагогических услуг, ориентированных на семью и осуществляемых в процессе согласованной («командной») работы специалистов разного профиля. Это система специального организованных мероприятий, каждый элемент который может рассматриваться как самостоятельное направление деятельности учреждений, находящихся в введении органов социальной защиты населения, здравоохранения, образования и др. Важнейшим элементом этой системы является ранняя диагностика, которая определяет комплексную помощь
Одним из методов работы с семьями социального риска является организация социального мониторинга.
Социальный мониторинг — это способ организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о образовательной системе и социальной инфраструктуре, которой обеспечивает непрерывное слежение за ходом учебного процесса, условиями жизнедеятельности и социализации, и дает возможность осуществлять прогноз их развития.
Технология социального мониторинга может использоваться как школьными социальными специалистами, так и специалистами районных и городских отделов социальной защиты, комитетов по делам молодежи или центров социального обслуживания семьи с детьми и т. д.
Кроме того, в качестве методов работы с семьёй в целях усиления её роли в формировании здоровья могут использоваться такие методы,как повышение образовательного уровня реальных и потенциальных родителей; проведений широкой просветительной работы, ориентированной на здоровье семьи, посредством различных средств массовой информации; изучение и предупреждение наследственных заболеваний путем составления генеалогического дерева семьи в его генетическом аспекте; создания банка данных о здоровье каждой семьи.
Литература:
1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2000 Т. 7.№ 2 С.21–28.
2. Банникова Л. П.программа оздоровления детей в ДОУ.2007.
3. Вайнер Э. Н. Формирование здоровьесберегающей среды в системе общего образования // Валеология М.-2004. -№ 1 –С.21–26.
4. Волкова А. Н. Социально психологические факторы супружеской совместимости. Дисс касд.психол.наук.Л.,1979.
5. Дубровина И. В. и Психология: Учеб. /И. В. Бубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. 2-е изд., стереотип. М., 2003.
6. Изард К. Эмоции человека М.,2007. 8.Ковалько В. И. здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер 1–4 классы.М.:ВАКО,2009
7. Карасева Т. В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий //»Начальная школа». М.,2005-№ 11.
8. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер 1–4 классы.М.:ВАКО,2009
9. Кучма В. Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячилетий.-М.,2001.
10. Майерс Д.Социальная психология. СПб., 2007.
11. Материалы 1Х съезда педиатров России и парламентских слушаний«Здоровье детей- проблема первоочередной важности» // Медицинская сестра.-2001.-№ 3 –С.2–4
12. Митина Е. П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра \\ «Начальная школа» М- 2006 № 6.
13. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. -М.,2002.
14. Новикова Е. В. О некоторых характеристиках общения между супругами //Семья и формирование личности// Под ред. А,А, Бодалева М.,2001. С 45- 59.
15. Сухарев А. Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России //Школа здоровья.2000.Т.7№ 2 С.29–34.
16. Ткачева В. И..Играем каждый день //Методические рекомендации.-Мн.: НИО, 2001.
17. Фирсова М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы –М.: Академический проект,2007.-512с.
18. Холостова Е. И.,Гуслякова Л. Г. Технологии социальной работы –М Инфра -,2004–234С.
19. Эйдемиллер Г,Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2009