Креативные способности учителя и учащихся начальной школы
Автор: Свирилина Ксения Олеговна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, ноябрь 2013)
Дата публикации: 25.10.2013
Статья просмотрена: 6014 раз
Библиографическое описание:
Свирилина, К. О. Креативные способности учителя и учащихся начальной школы / К. О. Свирилина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 97-100. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4368/ (дата обращения: 15.11.2024).
Актуальность проблемы исследования обусловлена изменениями в структуре содержания образования, введением новых стандартов и потребностями общества, которые диктуют настоятельную необходимость в формировании творческой личности и развитии ее креативных способностей. Активизация данного процесса в начальной школе требует создания креативной среды и высокого уровня педагогического профессионализма.
Данные положения обусловили выбор проблемы исследования, заключающийся в необходимости исследования влияния креативных способностей учителя на креативные способности учащихся начальной школы.
Впервые понятие «креативность» использовал Д. Симпсон в 1922 г., обозначая способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. На сегодняшний день существует множество определений этого понятия. Уже в 60-х гг. XX века их было более 60. Существует множество нюансов в определении данного понятия [3, с. 128–132.].
Дж. Гилфорд рассматривал креативность (дивергентное мышление) как общую творческую способность [4, с.162–163].
Ильиным Е. П. креативность понимается как общая способность к творчеству. Креативность (от лат. creatio — созидание) — это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления [4, с. 157].
Для Богоявленской Д. Б. понятие креативности, является также аналогом понятия «творческие способности», неразрывно связанное с творчеством, творческой деятельностью, порождающей нечто качественно новое (либо для творца, либо для группы или общества в целом) [2, с 19].
П. Торренс выделяет следующие критерии креативности: беглость — способность продуцировать большое количество идей; гибкость — способность применять разнообразные стратегии при решении проблем; оригинальность — способность продуцировать необычные, нестандартные идеи; разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи. Сопротивление замыканию — это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем. Абстрактность названия — это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму [7].
Развитие креативности обусловлено как социальными (макро, мезо, микро), специфическими объективными факторами (тип, вид, сфера творчества), так и особенностями индивидуальной структуры креативности, в частности взаимодействием сознательных (рефлексивных) и бессознательных (интуитивных) процессов. На основе анализа информации можно предположить, что психологическая структура креативности включает систему креативных параметров [1, с. 92].
В своем исследовании под креативностью мы будем понимать общую творческую способность человека (дивергентное мышление) порождать необычные идеи, находить оригинальные решения проблем, создавать нечто качественно новое. В основу исследования были положены критерии креативности П. Торренса — беглость, гибкость, оригинальность, разработанность, сопротивление замыканию, абстрактность.
Рассмотрим особенности развития креативных способностей младших школьников. Младший школьный возраст представляет собой сензитивный период для развития творческого потенциала, поскольку ребенок этого возраста активен и любознателен по своей природе. Особенности младшего школьного возраста оказывают существенное влияние на познавательные возможности детей, обуславливают дальнейший ход общего развития и являются факторами становления креативности как общей универсальной способности к творчеству. Этот период жизни характеризуется активностью протекания всех процессов. Основными характеристиками ребенка являются: произвольность, продуктивность, свобода воображения и фантазии, эмоциональная подвижность и чувствительность, потребность в новых впечатлениях, любознательность. Таким образом, в младшем школьном возрасте должны создаваться наиболее благоприятные условия для выявления и развития креативных способностей младших школьников [8].
Ильин Е. П., проанализировав исследования креативности ученых, пришел к выводу, что существует три точки зрения на развитие креативности в онтогенезе. Согласно первой происходит постепенный непрерывный рост креативности с возрастом. Е. С. Белова обнаружила, что детей с высокой креативностью среди шестилеток в два раза больше, чем среди пятилеток (соответственно 68,4 % и 31,6 %). М. А. Сорокина тоже наблюдала рост креативности, но уже в младшем школьном возрасте. М. С. Семилеткина, Е. И. Щебланова зафиксировали увеличение у детей всех показателей креативности в течение 6 месяцев в 1-м и во 2-м классах. Е. И. Банзелюк выявлено увеличение креативности (по тесту П. Торренса, фигурная форма) от 6 до 8 лет; однако в период от 8 до 9 лет рост показателей креативности прекращается. При этом автор обращает внимание на то, что увеличение с возрастом показателя беглости может быть обусловлено большим развитием у детей 8 лет (по сравнению с шестилетками и семилетками) моторных возможностей, вследствие чего они быстрее рисуют и за отведенные 10 минут успевают нарисовать больше рисунков. Это не позволяет адекватно оценить количество продуцируемых идей у детей разного возраста. Но и среди детей одного и того же возраста преимущество в беглости получают те, у кого лучше развита моторика.
Вторая точка зрения предполагает, что по мере приобретения знаний креативность ребенка снижается. Как пишет Н. Б. Шумакова, дети до 6 лет проявляют высокую творческую активность, однако к 11 годам она снижается, но при этом меняется ее качественный характер. Вопросы приобретают структуру гипотез, сужается их содержательная широта, но появляются новые вопросы, имеющие личностный смысл. С 15 лет заметно возрастают различия в проявлениях творческой активности.
Ученые, придерживающиеся третьей точки зрения, отстаивают представление о колебательном характере развития креативности. Например, П. Торренс считает, что пики в развитии креативности приходятся на дошкольный возраст (5 лет), младший школьный возраст, а также на подростковый и старший школьный возраст (9 лет, 13 лет, 17 лет), т. е. примерно каждые четыре года наблюдается определенный подъем в развитии креативности. Е. С. Жукова отмечает нестабильность характеристик креативности в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте: спад у одних детей, подъем у других, стабильность у третьих. Причем одни показатели могут с возрастом увеличиваться, а другие — снижаться [4, с.188–189].
Главным условием обнаружения и развития творческих личностей является подобающая система обучения и воспитания, о чем свидетельствуют многочисленные исследования процессов творческого мышления и разработки положений о новых педагогических технологиях.
Методический аспект учебной развивающей среды воплощается во введении активных форм обучения, реализующих принципы личностно-ориентированной дидактики: психологических тренингах, «мозговых штурмах» и учебно-исследовательских конференциях [5, с.75–76.].
Когда учитель сталкивается с быстро изменяющимися тенденциями в мировой системе образования и необходимостью эффективно работать в своей сфере, то он должен обладать латеральным мышлением.
При латеральном мышлении, целью которого является генерация идей, на каком-то этапе возможна ошибка, но это не скажется на общем результате. Латеральное мышление не знает классификационных ограничений и отрицаний, оно созидательно, само задает направление и побуждает к дальнейшим поискам более того, оно может совершать скачки, выискивая любую целесообразную возможность для решения проблемы. Латеральное мышление направлено на изменение существующих моделей и установок, оно базируется на поиск альтернатив, комбинировании, пересмотре исходных посылок, дроблении на части, применении метода «от противного». Данный вид мышления характерен креативным людям. Эти способности особенно необходимы учителям начальных классов.
Латеральное и вертикальное типы мышления тесно связаны друг с другом. Латеральное мышление можно и нужно тренировать и развивать, начиная с семи лет, то есть учитель начальных классов сам должен обладать латеральным мышлением, чтобы развить его у детей. Цель латерального мышления — избавиться от стереотипных и привычных моделей и создать новые, даже противоречивые, но творческие и оригинальные, основанные на интуиции.
Обладая латеральным мышлением, педагог способен:
- генерировать просто невероятное количество новых и практичных идей;
- делать провокационные «заявления» и использовать их для создания новых идей;
- превратить провокационную идею в реалистичную и осуществимую;
- конструктивно бросить вызов потоку стереотипных мыслей;
- атаковать проблемы с использованием большого количества лучших идей для получения немедленных операций;
- находить альтернативные решения проблем;
- превращать проблемы в возможности;
- формировать умение и готовность смотреть на вещи с разных сторон;
- дополнять аналитическое и критическое мышление творческим подходом;
- создавать сюрпризные моменты, адекватные восприятию детей младшего школьного возраста;
- развивать способность удивляться;
- создавать новые методы и приемы в обучении детей, основанные на их функциональном и возрастном развитии [6, С. 29–30].
Для развития креативных способностей учеников начальной школы учителю необходимо уметь нестандартно, творчески мыслить и создавать педагогические условия, выявлять возможные пути и направления педагогической работы, благоприятствующие творчеству, развитию креативных способностей, воспитанию творческих качеств личности.
В нашем исследовании для выявления креативных способностей использовалась фигурная форма теста творческого мышления Е. П. Торренса. Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним.
В исследовании приняли участие ученики и учитель 2 класса школы города Нижнеудинска. На основании изучения критериев креативности класс разделился на группы по уровням креативности — низший — 22,2 % (4 человека), низкий — 66,7 % (12 человек), средний — 11,1 % (2 человека).
Результаты говорят о низком уровне креативности у большинства учащихся класса, исключение составляют двое учеников, у которых средний уровень креативности.
Соотношение результатов исследования критериев креативности у младших школьников показало, что наилучшим образом у них сформирована беглость (38,3 %), далее идут оригинальность (35,7 %) и гибкости (26 %). Также исследовались такие критерии креативности как абстрактность названия, сопротивление замыканию и разработанность. Можно отметить, что среди этих критериев лучшие показатели дети продемонстрировали по критерию разработанности (68 %). Критерий сопротивления замыканию сформирован у 28 % учащихся, абстрактность названия у 4 %.
Нами было выявлено, что учитель 2 «А» класса, где у большинства детей выявлен низкий уровень креативности, имеет недостаточный уровень развития креативности (ниже среднего).
Результаты исследования показали, что креативность учителя тесно взаимосвязана с развитием креативных способностей учащихся, поэтому педагогу необходимо, во-первых, творчески подходить к организации уроков и внеурочной деятельности. Во-вторых, использовать методы развивающего характера, направленные на решение проблем, поиск нестандартных путей решения, развитие рефлексивных, логических умений. В-третьих, создавать творческую свободную среду для развития воображения, моторики детей. В-четвертых, необходима организация поисковой деятельности, которую отличает наличие сильно выраженного эвристического элемента, включающего в себя догадку, интуицию, «инсайт».
Литература:
1. Барышева Т. А. Психолого-педагогические основы развития [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 540600 (050700) Педагогика / Т. А. Барышева, Ю. А. Жигалов. — СПб.: СПбГУТД, 2006. — 267 с.
2. Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. [Текст] / Д. Б. Богоявленская. — Ростов н/Д: Изд-во Ростовского университета, 1983. — 191с.
3. Егорова, А. М. Музыкальное образование в общеобразовательной школе как фактор развития креативности учащихся [Текст] / А. М. Егорова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. — Пермь: 2011. — Т. 1. — С. 128–132
4. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. [Текст] / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2009. — 434 с.
5. Панова, Л. В. Творческие способности и инновации в педагогической деятельности [Текст] / Л. В. Панова // Вестник ВЭГУ. — 2010. — № 1. — С. 29–30
6. Пищулина, Л. В. Формирование креативности в младшем школьном возрасте в условиях инновационной школы [Текст] / Л. В. Пищулина // Психология и школа. — 2009. — № 2. — С. 72–87
7. Критерии креативности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cword.ru/kriterii-kreativnosti.html.- Загл. с экрана (17.03.2013).
8. Тюгашкина, Ю. В. Проблема диагностики и развития творческого потенциала младших школьников классе эстрадного вокала [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/pdf/6933.pdf. — Загл. с экрана (17.03.2013).