Креативные способности учителя и учащихся начальной школы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, ноябрь 2013)

Дата публикации: 25.10.2013

Статья просмотрена: 6025 раз

Библиографическое описание:

Свирилина, К. О. Креативные способности учителя и учащихся начальной школы / К. О. Свирилина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 97-100. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4368/ (дата обращения: 19.12.2024).

Актуальность проблемы исследования обусловлена изменениями в структуре содержания образования, введением новых стандартов и потребностями общества, которые диктуют настоятельную необходимость в формировании творческой личности и развитии ее креативных способностей. Активизация данного процесса в начальной школе требует создания креативной среды и высокого уровня педагогического профессионализма.

Данные положения обусловили выбор проблемы исследования, заключающийся в необходимости исследования влияния креативных способностей учителя на креативные способности учащихся начальной школы.

Впервые понятие «креативность» использовал Д. Симпсон в 1922 г., обозначая способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. На сегодняшний день существует множество определений этого понятия. Уже в 60-х гг. XX века их было более 60. Существует множество нюансов в определении данного понятия [3, с. 128–132.].

Дж. Гилфорд рассматривал креативность (дивергентное мышление) как общую творческую способность [4, с.162–163].

Ильиным Е. П. креативность понимается как общая способность к творчеству. Креативность (от лат. creatio — созидание) — это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления [4, с. 157].

Для Богоявленской Д. Б. понятие креативности, является также аналогом понятия «творческие способности», неразрывно связанное с творчеством, творческой деятельностью, порождающей нечто качественно новое (либо для творца, либо для группы или общества в целом) [2, с 19].

П. Торренс выделяет следующие критерии креативности: беглость — способность продуцировать большое количество идей; гибкость — способность применять разнообразные стратегии при решении проблем; оригинальность — способность продуцировать необычные, нестандартные идеи; разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи. Сопротивление замыканию — это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем. Абстрактность названия — это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму [7].

Развитие креативности обусловлено как социальными (макро, мезо, микро), специфическими объективными факторами (тип, вид, сфера творчества), так и особенностями индивидуальной структуры креативности, в частности взаимодействием сознательных (рефлексивных) и бессознательных (интуитивных) процессов. На основе анализа информации можно предположить, что психологическая структура креативности включает систему креативных параметров [1, с. 92].

В своем исследовании под креативностью мы будем понимать общую творческую способность человека (дивергентное мышление) порождать необычные идеи, находить оригинальные решения проблем, создавать нечто качественно новое. В основу исследования были положены критерии креативности П. Торренса — беглость, гибкость, оригинальность, разработанность, сопротивление замыканию, абстрактность.

Рассмотрим особенности развития креативных способностей младших школьников. Младший школьный возраст представляет собой сензитивный период для развития творческого потенциала, поскольку ребенок этого возраста активен и любознателен по своей природе. Особенности младшего школьного возраста оказывают существенное влияние на познавательные возможности детей, обуславливают дальнейший ход общего развития и являются факторами становления креативности как общей универсальной способности к творчеству. Этот период жизни характеризуется активностью протекания всех процессов. Основными характеристиками ребенка являются: произвольность, продуктивность, свобода воображения и фантазии, эмоциональная подвижность и чувствительность, потребность в новых впечатлениях, любознательность. Таким образом, в младшем школьном возрасте должны создаваться наиболее благоприятные условия для выявления и развития креативных способностей младших школьников [8].

Ильин Е. П., проанализировав исследования креативности ученых, пришел к выводу, что существует три точки зрения на развитие креативности в онтогенезе. Согласно первой происходит постепенный непрерывный рост креативности с возрастом. Е. С. Белова обнаружила, что детей с высокой креативностью среди шестилеток в два раза больше, чем среди пятилеток (соответственно 68,4 % и 31,6 %). М. А. Сорокина тоже наблюдала рост креативности, но уже в младшем школьном возрасте. М. С. Семилеткина, Е. И. Щебланова зафиксировали увеличение у детей всех показателей креативности в течение 6 месяцев в 1-м и во 2-м классах. Е. И. Банзелюк выявлено увеличение креативности (по тесту П. Торренса, фигурная форма) от 6 до 8 лет; однако в период от 8 до 9 лет рост показателей креативности прекращается. При этом автор обращает внимание на то, что увеличение с возрастом показателя беглости может быть обусловлено большим развитием у детей 8 лет (по сравнению с шестилетками и семилетками) моторных возможностей, вследствие чего они быстрее рисуют и за отведенные 10 минут успевают нарисовать больше рисунков. Это не позволяет адекватно оценить количество продуцируемых идей у детей разного возраста. Но и среди детей одного и того же возраста преимущество в беглости получают те, у кого лучше развита моторика.

Вторая точка зрения предполагает, что по мере приобретения знаний креативность ребенка снижается. Как пишет Н. Б. Шумакова, дети до 6 лет проявляют высокую творческую активность, однако к 11 годам она снижается, но при этом меняется ее качественный характер. Вопросы приобретают структуру гипотез, сужается их содержательная широта, но появляются новые вопросы, имеющие личностный смысл. С 15 лет заметно возрастают различия в проявлениях творческой активности.

Ученые, придерживающиеся третьей точки зрения, отстаивают представление о колебательном характере развития креативности. Например, П. Торренс считает, что пики в развитии креативности приходятся на дошкольный возраст (5 лет), младший школьный возраст, а также на подростковый и старший школьный возраст (9 лет, 13 лет, 17 лет), т. е. примерно каждые четыре года наблюдается определенный подъем в развитии креативности. Е. С. Жукова отмечает нестабильность характеристик креативности в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте: спад у одних детей, подъем у других, стабильность у третьих. Причем одни показатели могут с возрастом увеличиваться, а другие — снижаться [4, с.188–189].

Главным условием обнаружения и развития творческих личностей является подобающая система обучения и воспитания, о чем свидетельствуют многочисленные исследования процессов творческого мышления и разработки положений о новых педагогических технологиях.

Методический аспект учебной развивающей среды воплощается во введении активных форм обучения, реализующих принципы личностно-ориентированной дидактики: психологических тренингах, «мозговых штурмах» и учебно-исследовательских конференциях [5, с.75–76.].

Когда учитель сталкивается с быстро изменяющимися тенденциями в мировой системе образования и необходимостью эффективно работать в своей сфере, то он должен обладать латеральным мышлением.

При латеральном мышлении, целью которого является генерация идей, на каком-то этапе возможна ошибка, но это не скажется на общем результате. Латеральное мышление не знает классификационных ограничений и отрицаний, оно созидательно, само задает направление и побуждает к дальнейшим поискам более того, оно может совершать скачки, выискивая любую целесообразную возможность для решения проблемы. Латеральное мышление направлено на изменение существующих моделей и установок, оно базируется на поиск альтернатив, комбинировании, пересмотре исходных посылок, дроблении на части, применении метода «от противного». Данный вид мышления характерен креативным людям. Эти способности особенно необходимы учителям начальных классов.

Латеральное и вертикальное типы мышления тесно связаны друг с другом. Латеральное мышление можно и нужно тренировать и развивать, начиная с семи лет, то есть учитель начальных классов сам должен обладать латеральным мышлением, чтобы развить его у детей. Цель латерального мышления — избавиться от стереотипных и привычных моделей и создать новые, даже противоречивые, но творческие и оригинальные, основанные на интуиции.

Обладая латеральным мышлением, педагог способен:

-          генерировать просто невероятное количество новых и практичных идей;

-          делать провокационные «заявления» и использовать их для создания новых идей;

-          превратить провокационную идею в реалистичную и осуществимую;

-          конструктивно бросить вызов потоку стереотипных мыслей;

-          атаковать проблемы с использованием большого количества лучших идей для получения немедленных операций;

-          находить альтернативные решения проблем;

-          превращать проблемы в возможности;

-          формировать умение и готовность смотреть на вещи с разных сторон;

-          дополнять аналитическое и критическое мышление творческим подходом;

-          создавать сюрпризные моменты, адекватные восприятию детей младшего школьного возраста;

-          развивать способность удивляться;

-          создавать новые методы и приемы в обучении детей, основанные на их функциональном и возрастном развитии [6, С. 29–30].

Для развития креативных способностей учеников начальной школы учителю необходимо уметь нестандартно, творчески мыслить и создавать педагогические условия, выявлять возможные пути и направления педагогической работы, благоприятствующие творчеству, развитию креативных способностей, воспитанию творческих качеств личности.

В нашем исследовании для выявления креативных способностей использовалась фигурная форма теста творческого мышления Е. П. Торренса. Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним.

В исследовании приняли участие ученики и учитель 2 класса школы города Нижнеудинска. На основании изучения критериев креативности класс разделился на группы по уровням креативности — низший — 22,2 % (4 человека), низкий — 66,7 % (12 человек), средний — 11,1 % (2 человека).

Результаты говорят о низком уровне креативности у большинства учащихся класса, исключение составляют двое учеников, у которых средний уровень креативности.

Соотношение результатов исследования критериев креативности у младших школьников показало, что наилучшим образом у них сформирована беглость (38,3 %), далее идут оригинальность (35,7 %) и гибкости (26 %). Также исследовались такие критерии креативности как абстрактность названия, сопротивление замыканию и разработанность. Можно отметить, что среди этих критериев лучшие показатели дети продемонстрировали по критерию разработанности (68 %). Критерий сопротивления замыканию сформирован у 28 % учащихся, абстрактность названия у 4 %.

Нами было выявлено, что учитель 2 «А» класса, где у большинства детей выявлен низкий уровень креативности, имеет недостаточный уровень развития креативности (ниже среднего).

Результаты исследования показали, что креативность учителя тесно взаимосвязана с развитием креативных способностей учащихся, поэтому педагогу необходимо, во-первых, творчески подходить к организации уроков и внеурочной деятельности. Во-вторых, использовать методы развивающего характера, направленные на решение проблем, поиск нестандартных путей решения, развитие рефлексивных, логических умений. В-третьих, создавать творческую свободную среду для развития воображения, моторики детей. В-четвертых, необходима организация поисковой деятельности, которую отличает наличие сильно выраженного эвристического элемента, включающего в себя догадку, интуицию, «инсайт».

Литература:

1.                  Барышева Т. А. Психолого-педагогические основы развития [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 540600 (050700) Педагогика / Т. А. Барышева, Ю. А. Жигалов. — СПб.: СПбГУТД, 2006. — 267 с.

2.                  Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. [Текст] / Д. Б. Богоявленская. — Ростов н/Д: Изд-во Ростовского университета, 1983. — 191с.

3.                  Егорова, А. М. Музыкальное образование в общеобразовательной школе как фактор развития креативности учащихся [Текст] / А. М. Егорова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. — Пермь: 2011. — Т. 1. — С. 128–132

4.                  Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. [Текст] / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2009. — 434 с.

5.                  Панова, Л. В. Творческие способности и инновации в педагогической деятельности [Текст] / Л. В. Панова // Вестник ВЭГУ. — 2010. — № 1. — С. 29–30

6.                  Пищулина, Л. В. Формирование креативности в младшем школьном возрасте в условиях инновационной школы [Текст] / Л. В. Пищулина // Психология и школа. — 2009. — № 2. — С. 72–87

7.                  Критерии креативности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cword.ru/kriterii-kreativnosti.html.- Загл. с экрана (17.03.2013).

8.                  Тюгашкина, Ю. В. Проблема диагностики и развития творческого потенциала младших школьников классе эстрадного вокала [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/pdf/6933.pdf. — Загл. с экрана (17.03.2013).

Основные термины (генерируются автоматически): латеральное мышление, младший школьный возраст, способность, критерий креативности, развитие креативности, уровень креативности, идея, начальная школа, развитие, решение проблем.

Похожие статьи

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Профессиональные качества как условие развития исследовательской культуры будущего учителя начальных классов

Работа учителя начальных классов по формированию коммуникативной культуры младших школьников

Развитие личности учащегося посредством проектной деятельности

Специфика профессионально важных качеств учителя начальных классов

Образовательный потенциал обращения к искусству на уроках английского языка в старших классах средней школы

Учебная деятельность учащихся в условиях личностно ориентированного обучения

Влияние педагогических стилей учителя физической культуры на успеваемость учащихся

Особенности социального интеллекта подростков, учащихся в общеобразовательной школе

Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы

Похожие статьи

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Профессиональные качества как условие развития исследовательской культуры будущего учителя начальных классов

Работа учителя начальных классов по формированию коммуникативной культуры младших школьников

Развитие личности учащегося посредством проектной деятельности

Специфика профессионально важных качеств учителя начальных классов

Образовательный потенциал обращения к искусству на уроках английского языка в старших классах средней школы

Учебная деятельность учащихся в условиях личностно ориентированного обучения

Влияние педагогических стилей учителя физической культуры на успеваемость учащихся

Особенности социального интеллекта подростков, учащихся в общеобразовательной школе

Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы