Формирование профессионально-важных качеств будущих юристов в процессе профессионального обучения
Автор: Приходько Евгения Михайловна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, ноябрь 2013)
Дата публикации: 30.10.2013
Статья просмотрена: 2715 раз
Библиографическое описание:
Приходько, Е. М. Формирование профессионально-важных качеств будущих юристов в процессе профессионального обучения / Е. М. Приходько. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 13-16. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4411/ (дата обращения: 15.11.2024).
Современный этап развития общества предъявляет к работе профессионалов, а значит и к работе высших учебных заведений занятых их подготовкой, принципиально новые требования. Система подготовки специалистов в масштабах страны определена в целом спецификой конкретной профессиональной области. Однако связь между вузами и сферой деятельности выпускников не всегда надёжна. Молодому специалисту после окончания высшего учебного заведения требуется, как правило, ещё немало времени, чтобы адаптироваться к условиям профессиональной деятельности.
Несмотря на то, что адаптация к условиям работы на конкретных местах происходит на базе основного багажа знаний и умений, приобретаемых в вузе, немаловажную роль играет наличие у молодого специалиста профессионально-важных качеств личности (ПВК), которые понимаются, как сложное комплексное психическое образование, сплав функциональных, операциональных и личностных компонентов, имеющих динамическую структуру с функциональными зависимостями (А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, В. Д. Шадриков) Большинство вузов страны в настоящее время использует информационную модель обучения, которая ориентирует деятельность студентов на следующие направления: принять информацию, переработать её, продемонстрировать степень её освоения. Подобная модель способствует развитию пассивной роли студента и формированию мотивов «избегания неудачи», направлена главным образом на приобретение необходимых знаний и слабо нацелена на формирование профессионально-важных качеств личности.
Таким образом, в практике профессионального образования актуален вопрос о необходимости переноса акцента с технологизации учебного процесса на аспекты личностной подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности. Возникает необходимость формирования и развития профессионально-важных качеств личности, от которых зависит готовность будущего специалиста к выполнению профессиональной деятельности.
В своем исследовании, исходим из того, что развитие и формирование профессионально-важных качеств личности в условиях учебной деятельности студента в вузе является, прежде всего, результатом развития структуры самосознания, а то есть профессионального самосознания (ПС) личности. Именно на основе профессионального самосознания, а также на основе активного самопознания и самовоспитания студента, развиваются профессионально важные личностные качества, которые и обеспечивают профессиональное развитие и формирование личности будущего специалиста.
Для проектирования педагогического процесса направленного на формирование профессионально-важных качеств, необходимо знание процесса их развития. Однако следует отметить, что не любой обнаруженный процесс изменения следует считать развитием. Развитие понимается как системно-целостный процесс изменений, имеющий различные тенденции: восходящую — переход от простого к сложному от низшего к высшему (прогрессивная линия) и нисходящую — от сложного к простому, от высшего к низшему (регрессивная линия) [2: 22]. Как отмечает А. М. Миклин, для того чтобы решить вопрос о характере наблюдаемых изменений, необходимо, по крайней мере, определить то влияние, которое данное изменение структуры оказало на эффективность функции данного предмета [4]. Развитие, по его мнению, есть «необходимые изменения качественного состояния систем, связанные с переходом к новому уровню целостности и сохранением эволюционных возможностей» [4: 95]. На наш взгляд, процесс развития профессионально-важных качеств не составляет исключения, при его изучении, обобщая выводы различных исследований, можно ориентироваться на следующие положения:
1. «Уровень» отражает диалектический характер развития любого качества, позволяет понять предмет во всём многообразии его свойств, связей и отношений [3].
2. Развитие исследуемого качества понимается в следующей логике: 1) нецелое (несвязанное); 2) целое (связанное); 3) единое целое (оптимально связанное) [4].
3. Всякая предшествующая стадия всегда представляет собой подготовленную ступень к последующей; внутри её нарастает сначала в качестве подчинённых моментов те силы и соотношения, которые, став ведущими, дают начало новой ступени развития [3].
4. Развитие профессионально-важных качеств непосредственно связано с развитием стержневых и не стержневых качеств личности, рассматриваемые нами через выделенные факторы развития.
В своем исследовании мы подходили к изучению ПВК студентов через рассмотрение выделенных компонентов, которые рассматривали целостно, в единстве их влияния на личность будущего юриста, так как ПВК обеспечивается их системой и взаимосвязью, а также взаимообусловленностью. То есть каждый из компонентов ПВК вносит свой «вклад» в его общую структуру, которая проявляется в самостоятельной деятельности студентов [2].
Вторая сторона связи проявляется во взаимовлиянии компонентов друг на друга. Это означает, что в процессе овладения одной «стороной» связи стимулируется потребность в другой, когда одна сторона отвечает на вопросы другой, возникшие «внутри личности» [6: 164]. Таким образом, прослеживается иерархия взаимосвязей между когнитивным, эмоционально-ценностным (регулятивным), мотивационным и творческим компонентами профессионального самосознания.
Опираясь на результаты целенаправленного изучения процесса формирования профессионально-важных качеств, а также на результаты проведённой диагностики, мы выделили в развитии профессионально-важных качеств три уровня: низкий, средний и высокий, которые содержат соответственно особенности подготовленности к будущей профессиональной деятельности. Выделение вышеназванных уровней развития позволяет раскрыть динамику формирования профессионально-важных качеств: как движение внутри одного из уровней, так и переключение с одного уровня на другой. Движение личности будущего юриста внутри одного из уровней сопровождается интериоризацией и субъективизацией позиции, в результате чего вся система отношений становится не только личностно окрашенной, но и реализуется в активной деятельности субъектов [5: 48]. Переключение же с одного уровня на другой количественно и качественно меняет параметры, характеризующие степень выраженности факторов, влияющих на процесс формирования профессионально-важных качеств.
Особенности формирования профессионально-важных качеств рассматривались нами в развитии с первого по пятый курсы: выявлялись движущие силы развития, основные противоречия характерные для процесса профессионального обучения в вузе. Для изучения профессионально-важных качеств мы рассматривали, как происходит его развитие от первого к пятому курсу внутри каждого отдельного взятого уровня. Распределение студентов в соответствии с выделенными уровнями осуществлялось следующим образом:
1. Вычислялся средний балл по каждому показателю внутри каждого фактора для каждого будущего юриста;
2. Вычислялся средний балл по каждому фактору для каждого будущего юриста;
3. Вычислялся средний балл по каждому показателю внутри факторов для всей выборки (600 студентов);
4. Вычисляли средний балл по каждому фактору для всех будущих юристов.
5. Применяя способ интервального оценивания показателей вариационного ряда (по доверительному интервалу среднего арифметического значения выборки), определяли верхнюю и нижнюю границы доверительного интервала, который указывал на то, что показатели, лежащие в пределах этого интервала можно оценить как средние, показатели, лежащие ниже интервала — как ниже среднего (или низкие), показатели лежащие выше интервала — как выше среднего (или высокие). Границы доверительного интервала среднего арифметического вычислялись по формуле:
1) Верхняя граница = Х + Rn* W; 2) Нижняя граница = Х — Rn* W.
Где W размах, Rn — табличный коэффициент.
Таким образом, к низкому уровню сформированности профессионально-важных качеств были отнесены будущие юристы, показатели которых оказались ниже вычисленного доверительного интервала, к среднему — студенты, получившие баллы в пределах доверительного интервала, к высокому — будущие юристы, показатели которых лежали выше вычисленного доверительного интервала среднего арифметического.
Невозможно охарактеризовать процесс развития, основываясь только на знаниях о высоком уровне развития изучаемого явления. Поэтому необходимо выявить и дать характеристику более низким уровням. В связи с вышесказанным будущие юристы были распределены по следующим уровням:
1. Ценностные ориентации оценивались по сформированности ценностно-ориентационной системы, побуждающей к личностно-профессиональному самовыражению, желанию актуализироваться в данной профессии, проявляющиеся в отношении к профессионально важным ценностям, т. е. направленности будущих юристов на юридическую деятельность.
2. Фактор осознания престижа профессии оценивался по характеру отношения к выбранной профессиональной деятельности, особенностям факторов привлекательности профессии, удовлетворённости сделанным выбором.
3. Компонент профессиональной компетентности оценивался по характеру сформированности необходимых общих и профессиональных знаний будущих юристов, а так же по особенностям самооценки будущими юристами приобретенных знаний, умений и практических навыков в процессе профессионального обучения в вузе.
4. Профессионально-важные качества оценивались по особенностям, обнаруженными в результате диагностики личностных качеств, по выраженности личностно-профессиональных характеристик, а также по самооценке студентами деловых и личностных качеств юриста и характеру самоописания себя как будущего специалиста в профессиональной юридической области.
Из представленных моделей каждого курса, видно, что в процессе профессионального обучения происходит постепенное развитие профессионально-важных качеств будущих юристов, что отражает динамику её развития. Студенты первого курса характеризуются наличием высокого уровня фактора престижа профессии, при достаточно низких уровнях остальных факторов. На последующих курсах фактор престижа профессии остаётся на высоком уровне и происходит постепенное развитие таких компонентов, как: ценностные ориентации и профессиональная компетентность, что свидетельствует о неравномерности развития факторов.
Анализ корреляционных отношений компонентов, указывает на то, что структура профессиональной компетенции претерпевает существенные изменения в процессе профессионального обучения.
Обнаруженные связи между компонентами у студентов первого-третьего курсов указывают на отсутствие должного уровня сложности и целостности системы, который необходим для успешного выполнения обязанностей и управления процессом в юридической профессиональной деятельности: все компоненты, не связаны между собой и образуют обособленные блоки, что не соответствует требованиям, предъявляемым профессиональной юридической деятельности к уровню развития профессионально-важных качеств будущих юристов.
У студентов пятого курса обнаруживается усиление связей, кристаллизация взаимозависимостей между ними, однако не обеспечивается достаточности наблюдаемых связей, чем «искажает» всю структуру, тем самым тормозит развитие профессионально-важных качеств до высокого уровня.
Итак, можно сказать, что уровень сформированности профессионально-важных качеств не достигает своего высокого уровня.
Исследуя динамику развития компонентов ПГ, мы, выделили пять стадий её развития, которые совпадают с пятью курсами обучения в вузе. Проходя через все стадии формирования психологической готовности к профессиональной, деятельности, содержание которых отражается, в нашем случае, в двух сферах проявления — «центральная деятельность» и «основные психологические проявления», студент накапливает интеллектуальный багаж, вследствие чего развиваются профессиональная компетентность, ценностные ориентации, ПВК, профессиональное самосознание, а как следствие и психологическая готовность к профессиональной деятельности (таблица 1.).
Таблица 1
Стадии развития психологической готовности студентов-юристов к профессиональной деятельности
Стадии Cферы проявления |
1 стадия |
2 стадия |
3 стадия |
4 стадия |
5 стадия |
Центральн. деятельн-ть |
Вхождение в новую социальную ситуацию |
Ученич-во, следование правилам |
Структурирование личного времени (учеба-отдых) |
Определение (представл-е) себя в профессии. Первый практический опыт |
Выработка стратегии дальнейшей деятель-ти (профессионализации) |
Основные психологические проявления |
Определение, адаптация, налаживание межличностных отношений |
Зависимость |
Выработка собственного стиля поведения |
Ответственность |
Самосовершенствование (личного и профессионального), саморазвитие и т. д. |
Как мы отмечали выше, профессиональное самосознание явилось системообразующим компонентом всей структуры психологической готовности студентов к профессиональной деятельности. Оно как бы «ведет» за собой, определяет развитие всех остальных компонентов, являясь тем условием, которое усиливает, или ослабевает их действие. Без его активного функционирования влияние других компонентов (факторов) на ПВК значительно ослабевает. Таким образом, прослеживается иерархия взаимосвязей между всеми компонентами исследуемого процесса у будущих юристов.
Процесс развития ПВК есть переход от низшего уровня целостности к высшему. Уровни развития ПВК тесно связаны с развитием стержневых и не стержневых качеств личности в их единстве, система которых отражает структуру личности в целом. Таким образом, знание сущности процесса и уровней развития психологической готовности студентов-юристов к профессиональной деятельности, позволяет более чётко управлять процессом их профессионального становления.
Литература:
1. Деркач А. А., Орбан Л. Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. — М.: РАГС, 1995. –208 с.
2. Клименко М. В. Дифференциация обучения в вузе и процесс становления субъектного опыта учебно-профессиональной деятельности будущих специалистов как средство повышения качества высшего профессионального образования // Образование и общество. — 2009. — № 2 (55). — С. 21–23.
3. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.: Знание, 1996. — 308 с.
4. Миклин А. М.Системность развития в свете законов динамики // Вопросы философии. — 1975. –№ 8. — С. 94–95.
5. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб.: СПб ун-т, 1991. –151 с.
6. Харитиди Д. П. Построение системной модели психологической готовности студентов-юристов к профессиональной деятельности // Альманах современной науки и образования. — Тамбов: Грамота, 2010. — № 12 (43). — С. 163–165.