Дидактическая игра как основной метод формирования системы экологических знаний о растительном мире
Авторы: Пелевина Ирина Александровна, Васильева Марина Александровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, ноябрь 2013)
Дата публикации: 31.10.2013
Статья просмотрена: 4477 раз
Библиографическое описание:
Пелевина, И. А. Дидактическая игра как основной метод формирования системы экологических знаний о растительном мире / И. А. Пелевина, М. А. Васильева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 59-62. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4417/ (дата обращения: 15.11.2024).
На протяжении всей истории вопрос о знакомстве дошкольников с окружающим миром находился в центре внимания не только педагогических работников, но и учёных, писателей, историков. Изучение окружающего мира всегда считалось одним из важнейших факторов формирования гармонически развитой личности.
Ведущее место в формировании важнейших качеств личности, отводится дошкольному возрасту, так как именно на этом этапе ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры, что и является базой для формирования личности в целом и поведения человека в будущем.
Передача экологических знаний — это начальный этап выработки правильного отношения к окружающему миру. Их трансформация осуществляется в результате использования различных методов и приёмов. Основными группам и методов обучения дошкольников являются следующие: практические, наглядные, словесные, необходимо отметить, что все эти методы очень редко применяются изолировано, а, как правило, используются в различных комбинациях друг с другом.
Способность дошкольников к усвоению систематизированных знаний о природе подтверждена в исследованиях В.Г Гревцовой, Л. С. Игнаткиной, Н. Н. Кондратьевой, С. Н. Николаевой, Е. Ф. Терентьевой, А. М. Федотовой, И. А. Хайдуровой, Т. В. Христовской и др. Новизна подхода состоит в том, что систематизированные знания о растительном мире усваиваются дошкольниками с помощью игр. Роль игрового обучения в усвоении знаний на основе игровой мотивации и положительных эмоций, что способствует формированию осознанного отношения к природе. Развитие старших дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в частности дидактическим играм.
Историко-педагогический анализ показал, что использование дидактических игр прослеживается с глубокой древности. Игра рассматривается многими педагогами прошлого (Аристотель, Платон, Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо и др.) как важнейший фактор совершенствования детей, как метод обучения и воспитания.
В современной педагогической науке большую роль в развитии вопросов игры и обучения внесла А. П. Усова. Она отметила, что введение в игру дидактической задачи дает возможность ребенку оперировать вложенными в нее знаниями: он учится непреднамеренно, непроизвольно, играя. В исследованиях современных педагогов, дидактическая игра в учебно-воспитательном процессе выступает в различных функциях:
- как средство воспитания (Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, П. Г. Саморукова, А. П. Усова и др.);
- как форма организации обучения и воспитания (В. Н. Аванесова, В. Р. Беспалова, Л. И. Инякина, А. С. Сорокина, Е. И. Удальцова и др.);
- как метод, прием обучения и воспитания детей (Ф. Н. Блехер, Р. И. Жуковская, З. В. Мануйленко и др.).
Большинство авторов, занимающихся вопросами дидактической игры и игровых методов и приемов в обучении, рассматривают их в основном как средство усвоения, закрепления и углубления знаний (В. Н. Аванесова, Т. М. Бабунова, А. К. Бондаренко, А. И. Сорокина, Е. И. Удальцова, О. П. Янковская и др.). Однако некоторые исследователи не отрицают возможностей дидактической игры в усвоении новых знаний (В. Н. Аванесова, В. Р. Беспалова, З. М. Богуславская, А. К. Бондаренко, Е. Ф. Иваницкая, Д. И. Цицхвая и др.).
Особый интерес представляет исследование З. М. Богуславской, направленное на определение психологических особенностей познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях сюжетно-дидактической игры. Автором установлено, что повторно проведение игр способствует формированию на базе игровых интересов нового познавательного отношения к обучению.
Дидактические игры представляют собой многоплановое, сложное педагогическое явление; она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры занятия и дидактические, или авто дидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровые ситуации, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С помощью игр — занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное): одна из них -обучающая, которая принадлежит взрослому; а другая — игровая, ради которой действует ребенок.
Дидактическая игра как самостоятельная деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные, словесные (по классификации Бондаренко А. К.) В играх с предметами используют игрушки и реальные предметы.
В дидактических играх широко используют разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал и т. д.
Настольно — печатные игры — интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам; парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решают при их использовании.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах.
Дидактические игры составляются по-разному. В одних есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действия, игровое правило; в других- некоторые составляющие. По этому дидактические игры (по классификации Канышевой Н. М.) можно разделить на сюжетно — ролевые и игры — упражнения, которые включают отдельные элементы игры. В сюжетно — ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом, в таких играх внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий и задача обучения им не осознается. В играх- упражнениях она выражена явно.
Сорокина А. И. разработала свою классификацию дидактических игр по форме организации и роли педагога: Игры — беседы (диалоги); «Найди рифму»; «Так бывает или нет», «Кто больше знает» и т. д.
Игры — путешествия, «Путешествие в страну растений», «Ночное путешествие в ботанический сад под Новый год», «Путешествие в лес, в поисках диковинных растений», «Необыкновенное путешествие по временам года в круглый год»;
Игры — поручения; (В основе лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения), например, «Не ошибись», «Наоборот», «Цветочек», «Волшебный мешочек»; Игры — предложения; «Что было бы.».., «Что бы ты сделал» и т. д.
Игры — загадки; «Лес», «Комнатные растения», «Отгадай загадку и опиши отгадку».
Некоторые специалисты выделяют группу дидактических игр экологического содержания (Дьяченковой А.), выделяет их по существенным задачам:
Игры, показывающие разнообразие среды обитания («Этажи леса»,«Кто, где живет») — включаются понятия, о природных сообществах -могут быть с картинками или макетирование.
Дидактические игры на уточнение знаний о различных климатических зонах (тундра, пустыня);
Дидактические игры, показывающие зависимость внешности живых объектов от среды обитания («Кто летает, бегает, плавает», «Чем питаются≤», «Чьи следы», у растений — светолюбивые, теневыносливые) моделирование признаков.
Игры с целью закрепления знаний о пищевых отношениях. («Пищевые цепочки», «Кто твой друг»),
Игры связанные с темой «человек и природа». («Цветик — семицветик», «Экологический светофор»),
Независимо от вида, дидактическая игра имеет определенную / структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнении (Сорокина А. М.). Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми, действиями. Таким образом, обязательным структурным дидактической игры являются: обучающая и игровая задачи, игровые действия и правила. Рассмотрим более подробно каждый из компонентов дидактической игры:
Дидактическая задача
Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности детей, т. к. в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, детей должны усваиваться, закрепляться, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры.
Игровая задача — осуществляется детьми в игровой деятельности.
Эти две задачи — и есть взаимосвязь обучения и игры.
Игровые правила
Игровая цель правил игры — организация действий поведения детей. Правило могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной. Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения общаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачных результатов. Важно, определить правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.
Игровые действия
Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя.
Новый подход в решении вопроса о дидактических играх можно отметить в работах А. А. Смоленцевой, посвященных сюжетно -дидактическими играм, где закрепление полученных ранее математическихзнаний происходит в ходе соединения сюжетно-ролевой игры с дидактическим содержанием игры («Помоги растению», «Найди комнатное растение по описанию», «Найди цветок по семенам», «Загадай у мы отгадаем», «Съедобное — несъедобное», «Самые разные цветы», «Что нужно растению», «Хорошо — плохо», «Вершки и корешки», «Что где растет», «Чего не хватает», «Волшебный мешочек», «Найди листок», «Найди дерево по описанию» и т. д.).
С. Н. Николаева, в методике экологического воспитания выделяет новый вид учебных игр — игровые обучающие ситуации (ИОС), которые представляют собой сплав дидактической и сюжетно-ролевой игры.
Можно выделить несколько ИОС, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой, их экологического воспитания:
ИОС с игрушками — аналогами;
Цель: дать возможность сравнить с живым объектом, вывести признаки живого. Игровые обучающие ситуации можно использовать как сюрпризный момент и как на нахождение частей.
Такой прием работы может использоваться с младшей группы.
С помощью игрушек — аналогов легко продемонстрировать, что можно делать с предметами и что, можно делать с живыми объектами, т. е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.
ИОС с игрушками — аналогами могут быть включены в любую форму экологического воспитания: наблюдения, занятия, беседы, труд.
ИОС с литературными персонажами:
Этот тип ИОС, связан с использованием кукол, изобразительных персонажей произведений. В экологическом воспитании с успехом используются различные персонажи на основе их литературной биографии, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения.
Каждая отдельно взятая ИОС решает, дидактическую задачу с помощью литературного персонажа — его вопросов, высказываний, советов, предложений и различных игровых действий. Если в обычной дидактической игре воспитатель «над детьми», то в этом случае на ровне или дети «над куклой», также воспитатель выполняет две роли: свою и куклы. ИОС типа путешествия:
Такой вид организуется по инициативе воспитателя, могут использоваться в различных ситуациях («Путешествие в зимний лес», «Путешествие по континентам»). ИОС типа путешествия имеет значение в реализации игры как метода экологического воспитания. Путешествие в данном случае — это собирательное название различного рода игр в посещении выставок, сельскохозяйственных ферм, зоопарка, сада и т. д.
Дидактическая игра представляет собой сложное многоплановое педагогическое явление. Неоспорима её роль в ознакомлении с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, можно сделать вывод, что все обозначенные положения создают правомерную основу для поиска новых путей включения дидактических игр непосредственно в процесс обучения, в частности, в ознакомление старших дошкольников с природой (растительным миром).