Взаимодействие специалистов в специальных (коррекционных) и инклюзивных образовательных учреждениях | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сметанина, Н. А. Взаимодействие специалистов в специальных (коррекционных) и инклюзивных образовательных учреждениях / Н. А. Сметанина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 154-157. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4418/ (дата обращения: 16.11.2024).

Современный этап развития системы коррекционного образования характеризуется усилением внимания к особенностям психического и физического развития детей. Возрастает число детей с парциальными или комплексными нарушениями развития, несформированными отдельными когнитивными функциями и эмоционально-волевыми процессами. Поэтому в нашей школе ставятся задачи определения содержания и методов коррекционного воздействия, создания индивидуальных коррекционных маршрутов обучения. Это вызывает необходимость изучения детей не только до, но и в процессе их обучения для определения и корректировки программ коррекционного воздействия и развития каждого ребенка. Работающие в школе специалисты должны действовать в интересах ребенка. Их помощь детям будет намного эффективнее, если будет подчинена единому алгоритму.

Школьный психолого-медико-педагогического консилиум и его организация может быть представлена в виде составляющих единый комплекс, и вместе с тем достаточно самостоятельных разделов: медицинского, психологического, логопедического и педагогического. В каждом из них выдвигаются определенные задачи, решение которых позволяет обобщить разнообразные данные и определить индивидуально-психологические особенности ребенка. Исходя из цели ПМПк — определение и организация в рамках реальных возможностей МСКОУ VIIIвида условий развития, обучения и воспитания в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными особенностями, индивидуальными возможностями ребенка в зависимости от состояния соматического и нервно-психического здоровья, можно сформулировать основные задачи деятельности: — выявление резервных возможностей, разработка рекомендаций для обеспечения дифференцированного подхода и оптимизации УВП;

-               решение вопроса о создании в рамках школы-интерната условий, адекватных индивидуальным и возрастным особенностям развития ребенка;

-               организация здоровьесберегающего пространства с целью профилактики физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и некоторых других целей [1] каждый специалист, ориентируясь на решение вопросов в сфере своей компетенции, вносит собственное понимание и одну из составных частей целостной картины развития ребенка и прогноза его возможностей в плане дальнейшего воспитания и обучения. Так, в постановке диагноза решающая роль принадлежит врачу, а установление особенностей интеллектуального развития прерогатива педагога-психолога.

Деятельность отдельных специалистов.

Логопедическое обследование направлено на выявление нарушений в разных компонентах речевой системы, их характера. Каждый ребенок должен обследоваться индивидуально, в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения с использованием стандартных логопедических заданий.

Схема логопедического обследования предполагает учет основных требований. Прежде всего, должен учитываться системный подход к анализу речевых нарушений: выявление не только того, какой компонент речевой деятельности нарушен, но и того, какова взаимосвязь его с другими компонентами речи, результатом чего является нарушение и к каким последствиям может привести.

Не следует забывать, что никакая схема логопедического обследования не может предусмотреть всех встречающихся случаев нарушения речи у детей. Поэтому учитель-логопед имеет право и может при необходимости расширять или сужать предлагаемый арсенал приемов и средств.

Заключение логопеда должно быть кратким, точным. На основании заключения в зависимости от полученных результатов кратко фиксируются наиболее плодотворные пути воздействия на выявленные нарушения, принимая во внимание, какие нарушения являются первичными, а какие вторичными.

В комплексной оценке выявления возможностей ребенка в плане обучения важным является педагогическое обследование. Его задачей является определение готовности ребенка к обучению в школе, степени развития школьных навыков, а также причин, вызывающих трудности в усвоении школьной программы.

В педагогическом представлении (Приложение 1) педагог должен отразить свои наблюдения по следующим разделам: общие впечатления о ребенке; общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка (в соответствии возрастной соотнесенностью); особенности эмоционально-волевой сферы и поведение в ситуации обследования; данные о характеристике деятельности и обучаемости; а также сформированность учебных навыков к настоящему моменту и динамика формирования знаний за конкретный период.

В заключениидолжно быть в краткой форме резюмировано соответствие ребенка требованиям программы, соответствие программных знаний возрасту и классу, в котором находится ребенок в настоящее время. Здесь же необходимо сделать выводы и привести необходимые рекомендации по организации дальнейшего обучения, адекватных возможностям ребенка, требуемым направлениям коррекционной работы разных специалистов.

Основной целью психологического обследования является выявление особенностей отклоняющегося развития ребенка и тех сохранных путей, с помощью которых можно их скомпенсировать в условиях адекватного для данного ребенка вида и формы обучения. В психологическом представлении (Приложение 2) должны быть отражены особенности психических процессов, произвольности действий, моторная деятельность, эмоционально-личностные особенности и характеристика деятельности.

В заключении педагога-психолога резюмируются данные, полученные при исследовании, описывающие обобщенными словами совокупный комплекс основных особенностей развития высших психических функций и эмоционально-личностных особенностей ребенка. Отмечается соответствие уровня актуального развития возрастным нормам, степень готовности к обучению. В рекомендацияхопределяются основные направления коррекционной работы с ребенком. Даются рекомендации родителям и педагогам по возможным формам работы с ребенком, с учетом его темповых характеристик, особенностей процесса утомления и истощения. При этом необходимо учитывать игровые интересы ребенка и строить рекомендации в соответствии с «зоной ближайшего развития» ребенка. Здесь же приводится перечень необходимых специалистов, которые, по мнению психолога, должны участвовать в дополнительной помощи ребенку, с уточнением сфер их деятельности, а также необходимые консультации и исследования. Родителям (лицам, их заменяющим) даются рекомендации в устной форме, в соответствии с уровнем их социокультурного развития и осознанием проблем ребенка.

Социальный педагог занимается, прежде всего, проблемами межличностного характера. Центральными темами социальной работы являются межличностные, социальные, семейные проблемы детей и подростков. Его основная задача — быть доступным для ребенка, членов его семьи. Они должны знать, где можно найти социального педагога при необходимости, как с ним связаться. Такое курирование является способом сохранения и поддержания контакта с подростком, контроля ситуации.

Проведение заседания школьного ПМПк.

На консилиуме обсуждаются обобщенные аналитические материалы каждого обследования. В этих материалах информация о ребенке и его семье облекается в формы, не нарушающие их права на конфиденциальность, формулируется доступным и понятным языком. Обмен информацией между участниками и взаимный ответ на вопросы служит основой для описания актуального психолого-медико-педагогического состояния школьника.

Работа консилиума заканчивается заполнением заключения, в котором предусматриваются ответы на вопросы: каков статус школьника; какими особенностями и проблемами характеризуется его развитие в целом; предусматривается ли, и какая по содержанию консультативная работа участников консилиума с родителями и школьной администрацией и другие.

Ответы на все поставленные выше вопросы предполагает установление сроков выполнения работы, ответственного и форм контроля.Ответственным может быть любой специалист консилиума, но чаше всего им становится классный руководитель или педагог-психолог. В его функции входит ведение карты развития школьника, отслеживание этапов сопровождения, инициация повторного обсуждения данного ребенка на заседании ПМПк с целью подведения итогов проделанной работы и обсуждения дальнейших шагов.

Особое внимание следует обратить на ответственность специалистов ПМПк при заполнении документации. Представления и заключения должны составляться объективно и грамотно. Некорректно составленные представления и заключения могут стать причиной судебного разбирательства между школой и родителями ребенка.Основными недостатками при составлении представлений могут быть: неполное или искаженное отражение развития; неграмотное использование специальной терминологии; отсутствие анализа и обобщения проблемы; излишне подробная информация, нарушающая конфиденциальность; отсутствие рекомендаций или несоответствие их проблеме; отсутствие или подделка подписей ответственных лиц.

По результатам обследования проводится заключительная беседа с родителями, даются рекомендации по обучению, воспитанию и коррекции. Далее, на основании полученных и обобщенных сведений и принятого консилиумом решения строится коррекционно-развивающая работа. Психологической основой этой работы является развитие у детей адекватного позитивного видения своих возможностей, веры в духовный рост, удовлетворение базовых потребностей в любви и самоуважении. Происходить это может в форме специальных занятий, индивидуальных консультаций, включением в активную учебную и внеурочную деятельность. Условием реализации потенциальных возможностей является создание благоприятной психологической обстановки доверия. При этом формирование ценностных ориентации важно не только у ребенка, но и у окружающих его взрослых.

Приложение 1

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (для школьного ПМПк)

для учащихся МСКОУ VIII вида г.Красновишерска

1.ФИО ребенка_____________________________________________________возраст____

2.Общее развитие ребенка: осведомление о себе и своей семье_______________________

знания и представление об окружающем мире______________________________________

развитие общей________________________________________________________________

и мелкой моторики__________________________________________ведущая рука_______

развитие речи_________________________________________________________________

отношение к школе и учебной деятельности________________________________________

3. Поведение в ситуации обследования, эмоционально-волевая сфера __________________

4.Общая характеристика деятельности:____________________________________________

5.Работоспособность и темп деятельности_________________________________________

6.Общая характеристика обучаемости_____________________________________________

7.Сформированность учебных навыков: а) математика:______________________________

б) письмо и развитие речи_______________________________________________________

в) чтение и развитие речи_______________________________________________________

г) ПТО______________________________________________________________________

д) дополнительные данные_____________________________________________________

8.Особенности семейного воспитания (заполняется соц. педагогом)___________________

9.Заключение педагога_________________________________________________________

10. Рекомендации педагога_____________________________________________________

«____»__________________20__ г.           __________________                       _____________

                дата обследования                                                                    ФИО педагога                                                             подпись

Приложение 2

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (для школьного ПМПК)

для вновь поступивших и учащихся начальной школы

1.ФИО ребенка_______________________________________________________

2. Дата рождения____________________________________возраст___________

3.Школа         МСКОУ VIII вида г. Красновишерска                   класс_____________

4. Характеристика интеллектуального развития:

а) внимание – преобладающий уровень развития - ______________________; длительность концентрации и сосредоточения - не/удовлетв.; __объем - не/значительно/снижен/в норме

б) память преобладает________________________;объем–не/значительно/снижен/в норме

в) произвольность - нарушена/частично/сформировано

- уровень активности, самостоятельной деятельности – не/частично/сформирован

- совершение действий по образцу и установленному правилу – не/частично/доступно

- способность контролировать результат – не/частично/способен

г) восприятие            зрительное – нарушено/частично/сформировано

                                   слуховое – нарушено/частично/сформировано

                                   тактильное – нарушено/частично/сформировано

                                   сенсорное – нарушено/частично/сформировано

д) пространственные представления-не/частично/сформ.; понятия-не/частично/определяет

е) временные представления-не/частично/сформ.; понятия-не/частично/определяет

ж) ориентация в пространстве собств. тела-не/част./сформ.; отражении-не/част./сформ.

з) методика Кооса - не/уверенная, не/точная, не/полная, с заданием не/справился

и) мышление предметно-действенное/наглядно-образное/абстрактно-логическое с элем. предметно-действ./наглядно-образн./абстрактно-логич./не обнаружены; уровень___________

л) моторика общая – нарушена/частично/сформирована; ведущая рука – правая/левая;

мелкая - нарушена/частично/сформ.;                    трехпальцевый хват– не/частично/сформ.

5. Эмоционально-личностные особенности: (не/контактен, не/адекватен, упрямство, не/конфликтен, принятие помощи: да/нет, просьба о помощи: да/нет, СДВГ, ауто/агрессия); а) эмоциональное состояние________________________________________

б) мотивация к учебе - не сформ. / внешняя (элементы) / внутренняя (элементы) сторона

б) тип мотивации - предучебный, учебный, игровой, коммун., избегающий, отвергающий

в) самооценка - завышенная / адекватная / заниженная; г) депривация - ________________

е) тип модальности - визуальная / аудиальная / кинестетическая / не определена

4. Характер деятельности: целенаправленная / хаотичная, учебная / игровая

а) работоспособность – низкая/средняя/высокая; б) темп – медленный/средний/быстрый

а) самоконтроль – не/частично/сформирован;

б) целенаправленность – не/частично/сформ.; в) планирование – не/частично/сформ.

7. Заметки___________________________________________________________________

Заключение психолога: уровень интеллектуального развития________________________

Рекомендации:_________________________________________________________________ «____» _________________ 20__ г.                                    ________________________

                                дата обследования                                                                                                    подпись специалиста

Литература:

1.                           Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) МСКОУ VIII вида г.Красновишерска, утверждено 1.09.2011 года.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, VIII, логопедическое обследование, развитие речи, характеристика деятельности, интеллектуальное развитие, коррекционная работа, коррекционное воздействие, ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.

Похожие статьи

Педагогическое сопровождение обучающихся в системе постдипломного образования

Организационно-педагогические условия сопровождения детей в условиях инклюзивного образования

Сотрудничество учителя-дефектолога и родителей в процессе коррекционной работы с детьми ОВЗ (ЗПР)

Программа психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в период адаптации к ДОУ

Развитие навыков устной речи младших школьников на основе групповой работы на уроках иностранного языка

Взаимодействие участников образовательных отношений в условиях поликультурного воспитания

Оперативное информирование участников учебного процесса в условиях дистанционного и смешанного обучения

Исследовательская деятельность обучающихся в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов

Формирование исследовательских компетенций у учащихся в классах с углубленным изучением естественнонаучных дисциплин

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде

Похожие статьи

Педагогическое сопровождение обучающихся в системе постдипломного образования

Организационно-педагогические условия сопровождения детей в условиях инклюзивного образования

Сотрудничество учителя-дефектолога и родителей в процессе коррекционной работы с детьми ОВЗ (ЗПР)

Программа психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в период адаптации к ДОУ

Развитие навыков устной речи младших школьников на основе групповой работы на уроках иностранного языка

Взаимодействие участников образовательных отношений в условиях поликультурного воспитания

Оперативное информирование участников учебного процесса в условиях дистанционного и смешанного обучения

Исследовательская деятельность обучающихся в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов

Формирование исследовательских компетенций у учащихся в классах с углубленным изучением естественнонаучных дисциплин

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде