Практика внедрения балльно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения студентов ссуза | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, ноябрь 2013)

Дата публикации: 01.11.2013

Статья просмотрена: 4661 раз

Библиографическое описание:

Малышева, Т. В. Практика внедрения балльно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения студентов ссуза / Т. В. Малышева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 170-173. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4425/ (дата обращения: 16.11.2024).

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения по специальностям среднего профессионального образования (СПО) построен на овладении студентом профессиональных (ПК) и общих компетенций (ОК). Компетенции — это совокупность знаний, умений, навыков и личностных качеств студента.

Компетенции реализуются благодаря изучению различных дисциплин, прохождению практик, участию в семинарах, конференциях, в ходе самостоятельной работы студента, при индивидуальной работе студента с преподавателями.

В реализации задачи овладения компетенциями свою положительную роль может сыграть балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов. Традиционная система оценивания знаний не вполне соответствует требованиям современного учебно-воспитательного процесса. Педагоги и психологи считают, что оценка должна отражать не только уровень освоенности компетенций, но и личностные качества студента, а именно: умение планировать свою работу, работать в коллективе и в команде, рационально использовать свое и чужое время, работать со справочной и дополнительной литературой, писать конспекты, тезисы, рефераты, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Традиционная система оценивания знаний часто содержит противоречие между самооценкой студента и оценкой преподавателя, она не позволяет проследить динамику роста студента, в результате чего наблюдается снижение эффективности учебно-воспитательного процесса и качества образования. Кроме того, студенты особенно первого курса часто обнаруживают недостаток самоорганизованности, и самостоятельности, отсутствие опыта поисковой деятельности и навыков работы с литературой.

Основными целями введения балльно-рейтинговой системы оценивания являются:

1.                      Мотивация студентов к постоянной добросовестной работе на протяжении всего семестра.

2.                      Повышение объективности итоговой оценки.

3.                      Повышение качества обучения за счёт поэтапной оценки различных видов работ.

Таким образом, введение балльно-рейтинговой системы оценивания знаний студентов предполагает проявление следующих положительных моментов:

1.     Повышение дисциплинированности студентов. Не выполнив вовремя то или иное задание, студент лишается определенного количества баллов.

2.     Повышение организованности студентов. Студент с самого начала знает «правила игры» и может сам планировать свою работу в течение семестра. Это особенно актуально для студентов старших курсов.

3.     Повышение ощущения психологического комфорта в процессе обучения. Накопительная система баллов у добросовестного студента снижает волнение, связанное с ожиданием предстоящей итоговой аттестацией.

4.     Повышение объективности оценки. Преподаватель оценивает все достижения студента по определенным критериям, не сводя их к среднему баллу. Система оценивания открыта для каждого студента.

5.     Усиление элемента конкуренции среди студентов. Рейтинговая система предоставляет возможность проявить себя, выделиться.

6.     Активизация работы преподавательского состава. Для каждой дисциплины должен быть составлен весь пакет заданий с указанием баллов и перечислены случаи дополнительного поощрения.

7.     Повышение управляемости образовательной среды со стороны преподавателей. Варьируя начислением баллов для конкретной группы, дисциплины, специальности, преподаватель добивается качественного овладения студентами профессиональных и общих компетенций.

Студенты отмечают следующие преимущества балльно-рейтинговой системы:

1.                      Включение 60 % текущих баллов в итоговую оценку.

2.                      Стимуляция активности студентов на занятиях.

3.                      Улучшение посещаемости занятий.

4.                      Возможность постоянного контроля своих баллов.

Согласно рекомендациям методического совета СПб ТКУиК (Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции) балльно-рейтинговое оценивание результатов обучения студентов осуществляется в ходе текущего, рубежного и итогового контроля (промежуточной аттестации) освоения дисциплин и междисциплинарных курсов.

Текущий контроль — это непрерывно осуществляемый в ходе аудиторных и самостоятельных занятий по учебному курсу контроль уровня знаний, умений, навыков и опыта деятельности студента в течение семестра.

Рубежный контроль — это форма текущего контроля, направленная на проверку освоения тематически завершенной части рабочей программы дисциплины, МДК (раздела МДК) или промежуточные срезы знаний.

Промежуточная аттестация — это итоговый контроль по дисциплине, МДК или практике, осуществляемый в форме дифференцированного зачета, зачета или экзамена, направленный на определение уровня знаний, умений, сформированности общих и профессиональных компетенций.

Баллы, характеризующие индивидуальный рейтинг студента, набираются им в течение всего периода обучения за выполнение отдельных видов учебных работ и проявленные при этом личностные качества.

Для оценивания личностных качеств студентов (дисциплина, ответственность, инициатива и др.) предусматривается выделение определенного числа баллов (в пределе до 10 % от общего числа).

Общие интервалы градаций баллов, связанные со шкалами оценок успеваемости, и распределение их по дисциплинам и МДК, устанавливаются едиными по колледжу.

Максимальная сумма баллов, которую студент может набрать за семестр по каждой дисциплине, МДК (разделу МДК) или отдельно по практике составляет 100 баллов.

Итоговая оценка по результатам освоения дисциплины, МДК (разделу МДК) или практике выставляется по 5-балльной шкале или в зачетном формате (в соответствии с формой промежуточной аттестации, установленной учебным планом). Итоговая оценка заносится в экзаменационную (зачетную) ведомость и зачетную книжку студента.

Для перевода накопительной рейтинговой оценки в формат 5-балльной шкалы или итогового зачета используется шкала, представленная в таблице 1.

Таблица 1

Перевод рейтинговой оценки в 5-балльную шкалу

Наименование оценки

Сумма рейтинговых баллов

Эквивалент по пятибалльной шкале

Зачет/незачет

отлично

91–100

5

зачет

хорошо

74–90

4

удовлетворительно

60–73

3

неудовлетворительно

0–59

2

незачет

Студенты, не набравшие установленной минимальной суммы баллов в ходе текущего контроля, могут добирать баллы до завершения рубежного контроля.

Студенты, набравшие к началу промежуточной аттестации сумму баллов в интервале от 40 до 59 включительно, допускаются к промежуточной аттестации, в период которой они могут получить баллы, необходимые для выставления им зачета и (или) оценки по дисциплине (экзамену).

Студенты, набравшие меньше 60 баллов по результатам текущего и рубежного контроля, считаются не аттестованными и имеющими по ним академическую задолженность, т. е. они не могут быть допущены к промежуточной аттестации.

Студенты, набравшие в ходе текущего и рубежного контроля сумму баллов более 59 баллов, автоматически получают зачет. Для получения более высокой оценки студенты должны проходить промежуточную аттестацию.

Внедряемая балльно-рейтинговая система предполагает разработку технологической карты дисциплины (МДК и. т.п.), где указываются виды обязательных работ и количество баллов, которые могут получить студенты за выполнение каждого задания.

Например, для МДК «Инструментальные средства разработки ПО», специальность СПО 230115 — Программирование в компьютерных системах, была разработана следующая технологическая карта (таблица 2).

Таблица 2

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МДК 03.02

Наименование раздела/ модуля/ темы и № п/п

Наименование, обязательных для выполнения студентами работ/вид работы студента по дисциплине

Количество занятий, на которых студент может выполнить тот или иной вид работы

Максимальное количество баллов за выполнение одного вида работы

Сумма максимального накопления баллов по виду работы

Сумма баллов по разделу/ модулю/теме

Тема 2.1. Основные понятия и классификация инструментария технологии программирования

Семинар по теме «Методологии описания процессов разработки программных систем»

2

3

3

3

Тема 2.2. Логическое проектирование

Лабораторные работы № 1-№ 5.

1

4

20

20

Тема 2.3. Физическое проектирование

Лабораторная работа № 6 -№ 15.

1

3

30

30

Рубежный контроль 1

Тестирование по темам 2.1

1

7

7

7

Рубежный контроль 2

Тестирование по темам 2.2, 2.3

1

10

10

10

Личностные качества студента

Критерии: Выполнение заданий вовремя, посещение занятий, активность на занятиях, ведение конспекта, аккуратность.

10

10

10

Дифференцированный зачет

Тестирование по всем темам курса

1

20

20

20

Итого, студент максимально, может набрать

100 баллов

Изучение нового материала и его закрепление оценивается в рамках баллов за личные качества.

Для видов работ предусмотрены следующие критерии оценивания:

1.     Критерии оценивания работы на семинаре (максимально 3 балла).

Студент выступил с докладом, отражающим полностью тему, выступление сопровождалось презентацией и комментариями студента. Выступление было ярким, интересным, студент не обращался к записям, наладил контакт с группой, отвечал на вопросы группы и задавал свои вопросы студентам — 3 балла. Студент выступил с докладом без презентации — 1 балл. Для того чтобы задание было зачтено и были выставлены баллы, студенту необходимо набрать не менее 1 балла.

2.     Выполнение лабораторной работы (максимально 3–4 баллов).

Выполнение ЛР и ее защита без ошибок — максимальное количество баллов, назначенное конкретной лабораторной работе. Выполнение ЛР с защитой, но с ошибками — 70 % от максимального количества баллов. Выполнение ЛР без защиты — 50 % от максимального количества баллов.

3.     Критерии оценивания рубежного контроля 1 (минимум 20 вопросов).

Если 90–100 % тестовых вопросов верны — 7 баллов, 80 % — 6 баллов, 70 % — 5 баллов и т. д.

Если 20 % — 1 балл, 10 % — 1 балл, 5 % — 0 баллов. Для того чтобы рубежный контроль был зачтен и были выставлены баллы, студенту необходимо набрать не менее 4 балла.

4.     Критерии оценивания рубежного контроля 2 (минимум 30 вопросов).

Если 90–100 % тестовых вопросов верны — 10 баллов, 80 % — 9 баллов и т. д. 5 % — 1 балл. Для того чтобы рубежный контроль был зачтен и были выставлены баллы, студенту необходимо набрать не менее 7 баллов.

5.     Личностные качества студента (максимально — 10 баллов).

Студент посетил более 60 % занятий и выполнил все виды обязательных работ, которые сдавал вовремя — от 5 до 7 баллов. Студент посетил 40 % занятий и выполнил все обязательные работы, но некоторые сдал не вовремя — от 3 до 5 баллов. Студент посещал занятия, но не выполнил все обязательные виды работ — от 1 до 3 баллов. К указанным баллам преподаватель может прибавить дополнительно от 1 до 3 баллов за активность на занятиях, ведение конспекта, аккуратность, а также за участие в конкурсах, олимпиадах и других мероприятиях. Для того чтобы были выставлены баллы за личностные качества, студенту необходимо набрать не менее 5 баллов.

6.     Критерии оценивания дифференцированного зачета (минимум 40 вопросов теста — 20 баллов).

Для того чтобы выполнение итогового тестирования было зачтено и были выставлены баллы, студенту необходимо набрать не менее 12 баллов за тест.

К недостаткам балльно-рейтинговой системы можно отнести:

1.     Увеличивающийся документооборот преподавателей. Преподаватели регулярно должны заполнять журнал накопления баллов студентами для всех групп и преподаваемых дисциплин.

2.     Неадекватное оценивание способных студентов. Студенты, вынужденные пропускать занятия по разным причинам (работа, болезнь), не могут в полной мере использовать накопительную систему баллов.

3.     Неполноценное овладение учебным материалом студентами. Студенты могут накопить баллы, пропуская некоторые разделы дисциплины. Соответственно это влияет на качество усвоения материала.

Однако трудоёмкая работа преподавателя по учету баллов студентов значительно упрощается при работе в системе MOODLE, которая создает и хранит портфолио каждого студента: оценки и комментарии преподавателя, все сданные работы, контроль над посещаемостью и активностью студентов. В этом случае преподавателю нет необходимости составлять отдельно ведомость учета баллов по всем видам учебной деятельности студентов, т. к. в системе MOODLE она создается автоматически. Рейтинг студентов можно выстраивать в соответствии с заданным критерием. Имеется возможность настроить список заработанных оценок (баллов), видимый студенту. Преподаватель может просматривать списки по всем студентам, по одному студенту или по одной группе.

В любом случае, использование балльно-рейтинговой системы при организации учебного процесса способствует активизации образовательной деятельности студентов, развитию у них чувства ответственности и самостоятельности, повышает объективность оценки и оказывает положительное влияние на ритмичность работы при овладении ими профессиональными и общими компетенциями.

Литература:

1.                 Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.: 2006

2.                 Новые методы и подходы к организации образовательного процесса. / Под ред. В. И. Байденко. — М.: 2007

3.                 Сазонов, Б. А. Балльно-рейтинговые системы оценивания знаний и обеспечение качества учебного процесса // Высшее образование в России. — 2012. — № 6

Основные термины (генерируются автоматически): балл, студент, рубежный контроль, промежуточная аттестация, MOODLE, итоговая оценка, Критерий оценивания, Личностное качество студента, работа, балльно-рейтинговая система.

Похожие статьи

Внедрение балльно-рейтинговой системы оценки персональных достижений участников образовательного процесса

Опыт внедрения балльно-рейтинговой системы обучения при подготовке логопедов

Практика реализации модульного курса краткосрочного повышения квалификации педагогических работников на базе общеобразовательной организации

Опыт внедрения профориентационных образовательных курсов в систему дополнительного профессионального образования в процессе модернизации российского образования

Совершенствование системы управления образовательным процессом вуза на основе процессного подхода и системы менеджмента качества

Модель профессиональной подготовки студентов педагогического вуза к организации досуговой деятельности в рамках event-технологии

Инновационные технологии организации самостоятельной работы студентов технических вузов заочного и дистанционного обучения – категории взрослых обучаемых

Эффективная модель тьюторского сопровождения профессионально-личностного развития молодого педагога в учреждении дополнительного образования

Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов в вузе: проблемы и перспективы

Совершенствование педагогического мастерства преподавателя в условиях дистанционного обучения в системе СПО

Похожие статьи

Внедрение балльно-рейтинговой системы оценки персональных достижений участников образовательного процесса

Опыт внедрения балльно-рейтинговой системы обучения при подготовке логопедов

Практика реализации модульного курса краткосрочного повышения квалификации педагогических работников на базе общеобразовательной организации

Опыт внедрения профориентационных образовательных курсов в систему дополнительного профессионального образования в процессе модернизации российского образования

Совершенствование системы управления образовательным процессом вуза на основе процессного подхода и системы менеджмента качества

Модель профессиональной подготовки студентов педагогического вуза к организации досуговой деятельности в рамках event-технологии

Инновационные технологии организации самостоятельной работы студентов технических вузов заочного и дистанционного обучения – категории взрослых обучаемых

Эффективная модель тьюторского сопровождения профессионально-личностного развития молодого педагога в учреждении дополнительного образования

Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов в вузе: проблемы и перспективы

Совершенствование педагогического мастерства преподавателя в условиях дистанционного обучения в системе СПО