Влияние типа семьи на качества учащихся начальной школы (на примере ГБОУ СОШ № 604)
Автор: Шегаева Анна Витальевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, ноябрь 2013)
Дата публикации: 04.11.2013
Статья просмотрена: 288 раз
Библиографическое описание:
Шегаева, А. В. Влияние типа семьи на качества учащихся начальной школы (на примере ГБОУ СОШ № 604) / А. В. Шегаева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 106-108. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4435/ (дата обращения: 15.11.2024).
Образование ребёнка начинается с начальной ступени, которая и формирует общеучебные навыки, базовые знания по основным предметам, способы взаимодействия с взрослым и детским коллективом, именно в ее рамках совершенствуется Я-концепция.
Совокупность вышеперечисленных позиций, их уровень и направленность образует успешность школьника младшего класса. Ключевую роль в этом играет его педагог, семья, окружающая среда.
Традиционно главным институтом из вышеупомянутых является, безусловно, семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу она уже более чем наполовину сформировался.
Однако необходимо заметить, что влияние семьи может иметь как положительный, так и отрицательный характер [3].
В настоящее время в нашей стране существуют различные обстоятельства, которые диктуют обществу изменения в жизни. Несовершеннолетний ребёнок полностью находится под опекой и ответственностью взрослого, следовательно, и условия его жизни целиком зависят от родителей. «Родитель (и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни» [1].
В данной статье рассматривается зависимость успешности учащихся начальной школы от типа семьи, в которой они воспитываются. Основным методом исследования зависимости является наблюдение за общением между учащимися, анализ динамики успеваемости и диагностики воспитанности каждого ребёнка в процессе обучения в первом, втором и третьем классах.
В пространстве семьи существует ряд факторов, определяющих развитие личности ребёнка. В ходе исследования конкретных классов обучающихся, были выделены следующие аспекты:
- количество детей в семье;
- наличие ситуации «семья-эмигрант»;
- неполные семьи;
- образовательный и материальный уровни родителей.
Фактор I
Наблюдения за общением в коллективе показали, что лидерами часто становятся дети, из многодетной семьи, как правило, это старшие братья или сёстры. Это объясняется тем что, они следят за младшими и хорошо владеют способами организации детского свободного времени. Соответственно и в классном коллективе такие дети легко находят общий язык со сверстниками, организуют их вокруг себя, благодаря более развитым качествам коммуникации по сравнению с остальными.
Дети, которые являются средними в многодетной семье, менее организованы, чем их сверстники. За такими детьми нужен непрерывный родительский контроль. Опыт показывает, что у среднего ребёнка из многодетной семьи часто занижена самооценка, низкий уровень самоорганизации. Это объясняется тем, что зачастую, средние дети в семье надеются на поддержку старших. В рамках учебно-воспитательного процесса подобная практика отрицательно влияет на качество знаний и ориентиры учащихся.
Характеризуя единственного ребёнка в семье, следует сказать, что в основном это дети эгоисты, у которых регулярно возникают проблемы при групповой работе и восприятии. Подобные ученики в большей мере требуют внимания, индивидуальных разъяснений.
Фактор II
Из-за различных жизненных обстоятельств около 30 % учащихся со своими семьями были вынуждены покинуть родную страну и переехать в Россию. Самой главной проблемой детей-эмигрантов становится двуязычие, затрудняющее овладение русским языком. По результатам наблюдений, важно отметить, что учащиеся эмигранты, более ответственны. Боясь разочаровать своих родителей, они стараются не только в обучении, но и общественном труде. Достаточно часто дети склонны доказывать свою значимость и правоту одноклассникам. Это объясняется тем, что эмигранты нередко подвергаются насмешкам. В отношении к педагогам абсолютное большинство подобных учеников отличает особое уважение и почтение.
Фактор III
Основной проблемой большинства учащихся из неполных семей является низкая самооценка, нерешительность, дефицит внимания. В процессе обучения такие дети редко способны выделяться как на отрицательном, так и на положительном фоне. Учащиеся не склонны проявлять индивидуальность. Уровень успеваемости у детей из неполных семей средний или ниже среднего. Психологические проблемы у учащихся можно объяснить недостаточным вниманием со стороны родителей, часто решающих проблемы личной жизни и материального характера.
Фактор IV
Понимание важности и непрерывности учебно-воспитательного процесса во многом зависит от уровня образования родителей учащихся. Практика показывает, что большинство родителей хотят, чтобы их дети получили достойное образование (выше среднего). Главной проблемой становиться то, что родители в разной степени прикладывают соответствующие усилия. Семьи, в которых есть родители, прошедшие высшую ступень обучения и более отличаются большей заинтересованностью в образовании ребёнка, начиная с первого класса. Родители подробно стараются вникнуть в содержание и требования программы, изучают нормативные документы образования.
По результатам наблюдений, дети из таких семей обладают более широким кругозором, нестандартностью мышления. В коллективе учащиеся ведут себя сдержано, быстро усваивают инструкции, оказывают помощь сверстникам. Семьи, где уровень образования средний и ниже, уделяют обучению детей вторичную роль. В большинстве своём родители не вникают в основные факторы, влияющие на успешность ребёнка в учебно-воспитательном процессе: особенность программы, начальный минимум знаний учащегося, его общеучебные навыки и психологические характеристики.
Это выражается в том, что в процессе учебно-воспитательной деятельности родители часто жалеют своих детей, опасаются за ухудшение их здоровья из-за перегрузок занятиями. Результатом становится то, что ребёнок часто пропускает уроки, чтобы «отдохнуть», не выполняет задания в срок «из-за большого объёма», начинает жалеть себя. Вышеперечисленные действия способствуют снижению учебной мотивации и успеваемости. Таким образом, трудно переоценить роль семьи в жизни ребенка, в том числе и в его образовательном процессе. Семья — не просто должна выполнять репродуктивную функцию, она должна быть той социально-культурной платформой, твердо стоя на которой, ребёнок приобретет нужный жизненный опыт. И родители в зависимости от описанных факторов должны сделать все, чтобы стать этой платформой.
Литература:
1. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]. — URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения: 29.10.13)
2. Семья и образование в XXI веке [Электронный ресурс]. — URL: http://festival.1september.ru/articles/610712/ (дата обращения: 29.10.13)
3. Семья как фактор развития ребенка [Электронный ресурс]. — URL: http://www.mirwomne.ru/semia/articles/znagenie-semii/semia-kak-faktor-razvitia-rebenka/ (дата обращения: 29.10.13)