Особенности применения технических средств при организации процесса обучения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, ноябрь 2013)

Дата публикации: 07.11.2013

Статья просмотрена: 5396 раз

Библиографическое описание:

Маликов, Т. Ф. Особенности применения технических средств при организации процесса обучения / Т. Ф. Маликов. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 222-225. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4452/ (дата обращения: 19.12.2024).

В современных условиях информатизация общества предусматривает обязательное применение телекоммуникационных технологий и технических средств в образовании, что призвано обеспечить компьютерную грамотность и информационную культуру обучающихся.

Современный образовательный процесс невозможно представить без широкого использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Важнейшей составляющей внедрения средств ИКТ в учебный процесс являются цифровые образовательные ресурсы. Под цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) в самом общем случае понимается любая информация образовательного характера, сохраненная на цифровых носителях.

Анализ литературы и изучение практического опыта работы учебных заведений показали, что внедрение ЦОР в образовательный процесс в настоящее время осуществляется неравномерно. Наряду с педагогическими работниками, активно использующими ИКТ, достаточно много педагогов, имеющих поверхностные представления о возможностях их применения для повышения эффективности педагогической деятельности.

В единой образовательной среде ИКТ не подменяют собой традиционные методы взаимодействия между участниками образовательного процесса, в том числе между студентом и преподавателем, они решают определенный круг задач, таких как, например, высвобождение времени преподавателя, осуществление индивидуального подхода к студенту, содействие самостоятельной и творческой работе студента, поддержка коллективной работы. Преподаватель по-прежнему остается критичным звеном процесса обучения, с двумя важнейшими функциями поддержки мотивации и интерпретации обучения группы или конкретного студента. Однако электронная образовательная среда способствуют формированию и новой роли преподавателя. В такой высокоинформативной среде преподаватель и студент равны в доступе к информации, содержанию обучения, поэтому преподаватель уже не может быть единственным источником фактов, идей, принципов и другой информации, его новую роль в обучении можно охарактеризовать, как наставничество. Задачами учителя-наставника становятся не только поддержка педагогического общения, взаимодействия, координации процесса обучения, но и новые дидактические задачи развития востребованных современным мировым сообществом навыков — глобального и критического мышления, эффективной коммуникации при устном и письменном общении, умения работать в группе.

Информационные технологии, наиболее часто применяемые в учебном процессе на сегодняшний день, можно разделить на две группы:

1)        сетевые технологии, использующие локальные сети и глобальную сеть Internet (электронные вариант методических рекомендаций, пособий, серверы дистанционного обучения, обеспечивающие интерактивную связь с учащимися через Internet, в том числе в режиме реального времени);

2)        технологии, ориентированные на локальные компьютеры (обучающие программы, компьютерные модели реальных процессов, демонстрационные программы, электронные задачники, контролирующие программы, дидактические материалы).

Можно выделить следующие направления разработки и использования ЦОР в учебном процессе:

1.         Разработка урока преподавателем на основе готовых ЦОР, представленных в сети Интернет;

2.         Самостоятельная разработка преподавателем ЦОР для поддержки отдельных этапов урока;

3.         Организация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся с ЦОР, представленными в сети Интернет, во внеурочное время.

Одной из наиболее предпочтительных классификаций ЦОР является их классификация по целям использования на различных этапах урока. При этом выделяют следующие виды ЦОР, используемые для:

−                   актуализации знаний;

−                   объяснения нового материала;

−                   закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков;

−                   контроля и оценки знаний, умений и навыков;

−                   подготовки домашнего задания.

Любой творчески работающий преподаватель не ограничивается использованием готовых ЦОР, а активно разрабатывает и накапливает свою коллекцию. На начальном этапе основным средством разработки ЦОР может выступать пакет программ Microsoft Office. Более профессиональным инструментом разработки ЦОР является среда Macromedia Flash, предоставляющая большие возможности для создания учебных интерактивных анимации, позволяющих интенсифицировать и оптимизировать учебный процесс.

В настоящее время многие образовательные учреждения снабжаются интерактивными досками (ИД). Однако отношение у учителей-предметников складывается достаточно разное. Некоторые преподаватели считают использование ИД в образовательной сфере единственно верным решением, другие же предпочитают применять традиционные методики преподавания в своей профессиональной деятельности. Тем не менее, интерактивные доски на практике оказываются значительно эффективнее классических школьных досок, поскольку материал подается с помощью наглядных схем и рисунков, улучшается коммуникативное взаимодействие со студентами. Соответственно, улучшается и качество образования.

Интерактивная доска — это комплекс оборудования, позволяющий педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, помогает эффективно осуществлять обратную связь, повышает эффективность обучения, вносит в учебный процесс новое восприятие, способствует повышению мотивации обучающихся.

Специальное программное обеспечение (ПО) позволяет преподавателю создавать авторские уроки. Поэтому даже слабые студенты с удовольствием работают с ней, а это дорогого стоит. Низкая успеваемость часто объясняется отсутствием интереса к предмету. При использовании же интерактивной доски у студента стимулируется одновременно несколько видов памяти.

В процессе работы с интерактивной доской можно предложить следующие виды заданий:

-                    компьютерные наблюдения,

-                    экспериментальные задачи-исследования,

-                    лабораторные работы,

-                    дидактические игры,

-                    публичное обсуждение с демонстрацией результатов самостоятельной работы учащихся (групповая, индивидуальная форма работы),

-                    организация контроля по заранее подготовленным материалам (тестам, схемам, рисункам) и многие другие.

Интерактивная доска — ценный инструмент для обучения всей группы. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно, представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов. Преподаватели и обучающиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. ИД может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Преподаватели могут рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске.

К основным преимуществам при использовании ИД можно отнести:

-                   похожи на традиционные доски, но в то же время они помогают преподавателю использовать средства обучения легко, находясь в постоянном контакте с классом.

-                   помогают расширить использование электронных средств обучения, так как они передают информацию учащимся быстрее, чем при использовании стандартных средств.

-                   позволяют преподавателю увеличить понимание материала за счет увеличения количества иллюстративного материала на уроке.

-                   позволяют преподавателю создавать изменения в имеющемся методическом материале прямо на уроке, во время объяснения материала, адаптируя его под конкретные задачи, поставленные на уроке.

-                   позволяют студентам воспринимать информацию быстрее.

-                   позволяют студентам принимать участие в групповых дискуссиях.

-                   позволяют проводить проверку знаний учащихся в классе.

Основные способы использования интерактивной доски на уроке:

-                   Использование пометок поверх выводимых на экран изображений. Например, на уроке русского языка можно использовать данный способ при разборе сложных синтаксических конструкций. Заранее подготовив материал на интерактивной доске можно выделять разными цветами грамматическую основу.

-                   Изменение текста в выводимых на доске документах, используя виртуальную клавиатуру. Эту форму можно использовать на уроках русского языка с деформированным текстом. В тексте допускаются ошибки, а учащиеся должны найти эти ошибки и их исправить.

-                   Сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые преподаватель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках.

-                   Демонстрация учебных видеороликов. Особенно эту форму интересно использовать при организации проектной деятельности.

-                   Создание рисунков без использования компьютерной мыши. Например, при объяснении некоторых тем по литературе материал объясняется с помощью наглядных схем и рисунков, которые заранее выполняются на интерактивной доске.

Интерактивные доски могут изменить преподавание и обучение в разнообразных направлениях. Вот три из них:

1.                  Презентации, демонстрации и создание моделей. Преподаватели могут использовать доску для того, чтобы сделать изучаемый материал интересным и динамичным. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты.

2.                  Активное вовлечение учащихся в образовательный процесс на уроке. Многие преподаватели утверждают, что студенты становятся более заинтересованными на уроке с использованием интерактивной доски. Материал становится для них более доступным, понятным и наглядным, что улучшает атмосферу понимания в классе, и студенты становятся более нацеленными на работу.

3.                  Увеличение темпа урока. Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, рисунки задают занятию бодрый темп: не тратится много времени на то, чтобы написать текст на традиционной доске; все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал.

В целях эффективного внедрения нового образовательного инструмента в этом учебном году планируется создать специализированный методический комплекс, предназначенный для отработки навыков использования интерактивной доски на учебных занятиях. В комплекс войдут:

-                   инструкция для пользователя

·                                 основные возможности интерактивной доски SMART Board,

·                                 стандартные аксессуары интерактивной доски SMART Board,

·                                 правила эксплуатации,

·                                 настройка проецируемого изображения,

·                                 принцип работы интерактивной доски Smart Board,

·                                 преимущества работы с интерактивными досками,

·                                 использование интерактивной доски и ее инструментов,

·                                 использование программного обеспечения Notebook,

·                                 примеры использования интерактивной доски на учебных занятиях;

-                   комплект демонстрационных практических работ и заданий для самостоятельной проработки;

-                   комплект методических разработок учебных занятий по предметам общеобразовательного цикла с использованием ИД;

Данный комплекс позволит осуществлять эффективную подготовку преподавателей в области внедрения новых интерактивных технологий на учебных занятиях, внеучебной деятельности, при проведении конференций и презентаций.

Итак, для того чтобы преподаватель мог начать пользоваться интерактивными досками, необходимо:

-          Обеспечить стабильный и быстрый Интернет в учебном образовании, что позволяет использовать разнообразные цифровые ресурсы для создания уроков математики, физики, истории, географии, английского языка, технологии и других предметов с использованием интерактивной доски.

-          Свободный доступ преподавателя и студентов к интерактивной доске в любое время позволит преподавателям и студентам быстрее привыкнуть к работе с интерактивной доской, изучить возможности и функции интерактивной доски, при этом преподаватели могут набираться опыта в удобном для них режиме.

-          Создание уроков для интерактивной доски требует не только определенных навыков, но и времени для подготовки к занятию. Очень важно, чтобы администрация понимала это и поддерживала преподавателей в этом начинании. Постепенно каждый преподаватель создаст свои собственные наработки. Необходимо создать возможность для преподавателей обмениваться своими идеями и ресурсами между собой.

-          Чтобы эффективно использовать современные технические средства обучения в учебных заведениях, этот процесс должен стать как можно более простым для всех преподавателей. Возможные технические проблемы, с которыми может столкнуться преподаватель, должны быть сведены к минимуму, и эта задача чаще всего возлагается на преподавателей информатики. Высокий уровень технической поддержки преподавателей — необходимая составляющая компьютеризации учебных заведении.

Преподаватели, работающие с интерактивной доской, отмечают положительные изменения в качестве уроков, в объеме понимаемого студентами материала. Они утверждают, что интерактивная доска помогает преподнести больше информации за меньшее время, и при этом студенты активно работают на уроке и лучше понимают даже самый сложный материал. Интерактивная доска становится незаменимой для преподавателей по любому предмету, будь то использование интерактивной доски в начальной школе, средней школе, колледжах, ВУЗах, или даже в детском саду.

Литература:

1.                  Авдеева С. Цифровые ресурсы в учебном процессе: [о проекте ≪Информатизация системы образования и о создании Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов] Народное образование. — 2008. — № 1. — С. 176–182.

2.                  Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России. 2002. № 6. С. 11–40.

3.                  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]-:http://school-collection.edu.ru

4.                  Методическая копилка учителя информатики [Электронный ресурс]-: http://www.metodkopilka.ru

Основные термины (генерируются автоматически): интерактивная доска, преподаватель, студент, учебный процесс, SMART, доска, урок, информация, использование ИД, образовательный процесс.