Компьютерная грамотность и информационная культура лиц третьего возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, ноябрь 2013)

Дата публикации: 06.11.2013

Статья просмотрена: 9674 раза

Библиографическое описание:

Салимьянова, З. Р. Компьютерная грамотность и информационная культура лиц третьего возраста / З. Р. Салимьянова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 214-217. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4453/ (дата обращения: 15.11.2024).

Наша жизнь постоянно меняется и наполняется новыми информационными технологиями. Сейчас редко встретишь человека, который не использовал бы их для облегчения своей работы, досуга, обучения, оплаты счетов и т. д. Каждый человек, живущий в век информационных технологий должен владеть информационной культурой и компьютерной грамотностью (КГ). Эта задача в ХХI веке актуальна и приобретает особое значение в жизни не только молодого поколения, но и лиц третьего возраста.

Грамотность — это важнейшее средство формирования человеческого потенциала, позволяющего справляться с меняющимися задачами, проблемами и сложностями жизни, культуры, экономики и общества.

Информационная культура (ИК) в рамках культурологического подхода рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества. В рамках же информационного подхода большинство определений подразумевает совокупность знаний, умений и навыков поиска, сортировки, отбора, анализа информации, т. е. всего того, что включается в информационную деятельность. Кроме того информационную культуру часто сужают до рамок компьютерной грамотности.

КГ в нашем понимании — это система навыков работы с компьютерами и другими устройствами. Навыки эти довольно сложны и не являются полностью механическими, как, например, умение водить автомобиль. Они скорее относятся к мыслительным навыкам. Тем не менее, компьютер реально меняет систему взаимодействия государства и общества, а в новых технологиях гораздо больше возможностей для принятия реальных эффективных решений. КГ является элементом информационной культуры.

Персональный компьютер — герой дня, главное устройство в доме, источник информации, заменяющий и дублирующий телевизор, игровую приставку, магнитофон, почту, фотоальбом, кинотеатр, библиотеку, музей и т. д. Ничуть не умаляя достоинств всех видов искусства, особого удовольствия от прочтения книги, или просмотра фильма в кинотеатре, давайте признаем величайшее значение этого изобретения!

И пусть персональный компьютер никогда не сможет полностью заменить простое человеческое общение, ему чужды и непонятны оттенки человеческих чувств и эмоций, бурные всплески радости и восторги, но он может многое другое: он всегда поможет тому, кто вдруг остался одинок в этом мире, он подскажет ответ на любой интересующий вас вопрос. И пусть за него это сделают советы миллионов таких же людей, которые живут на Земле, но они столкнулись с теми же проблемами и расскажут о том, как научиться искать выход, как сделать нашу жизнь счастливее и ярче. Компьютер предоставляет множество увлекательных возможностей для человека любого возраста:

-        ты всегда найдешь друзей по переписке в виртуальном мире;

-        сможешь хранить фотографии в фотоальбомах;

-        скачивать фильмы и музыку из Интернета;

-        работать с множеством увлекательных программ;

-        компьютер может практически все, а если что-то не может, то все равно покажет и расскажет тебе об этом на своих виртуальных страничках.

КГ — это владение навыками использования средств вычислительной техники, понимание основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества. Сегодня в мире нет ни одной науки и техники, которая бы развивалась столь же стремительно, как информатика. Фактически мы можем говорить о том, что в последние годы на наших глазах произошла компьютерная революция, затронувшая все сферы социальной, культурной, научной и производственной деятельности людей. Дело идёт к тому, что скоро в мире не останется людей, которых не коснутся изменения, вызванные существованием этого единого мирового информационного поля, сколь бы далеки они не были от вычислительной техники и персональных компьютеров.

Чтобы успевать за развитием средств вычислительной техники, необходимо непрерывное самообразование и самосовершенствование. А для применения вычислительной техники нужно нечто большее — личная целеустремлённость и постоянное желание узнавать о том, что происходит в мире информационных технологий. Владение компьютерной грамотностью является одним из основных требований. Формирование КГ является одной из наиболее актуальных задач. От того, как она успешно будет решена, зависит эффективность широкого использования вычислительной техники, и, в конечном счете, перспективы научно-технического, экономического и социального развития общества.

Правительство Республики Башкортостан утвердило постановление о реализации республиканской целевой программы «Народный университет третьего возраста» на 2011–2013 годы (№ 156 от 17 мая 2011 года). В целях реализации распоряжения Президента Республики Башкортостан «О республиканской целевой программе «Народный университет третьего возраста»» Правительство Республики Башкортостан постановил:

1.       Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу «Народный университет третьего возраста» на 2011–2013 годы (далее — Программа).

2.       Определить государственным заказчиком Программы Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.

3.       Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан разработать и принять аналогичные программы.

4.       Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан [6].

В рамках реализации республиканской целевой программы «Народный университет третьего возраста» Управление труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по г. Нефтекамск и ГБОУ СПО Нефтекамский машиностроительный колледж заключили государственный контракт на 2011–2013 годы о предоставлении услуги по обучению граждан пожилого возраста (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет) по направлению «Обучение компьютерной грамотности». Список граждан пожилого возраста формируется на основании поданных заявлений Управлением труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по г. Нефтекамск. Численность одной учебной группы составляет до 20 человек. Согласно сведениям по состоянию на 30 октября 2013 года обучение по направлению «Обучение компьютерной грамотности» прошли 191 человек: из них в 2011 г. — 71 чел., в 2012 г. — 80 чел., в 2013 г. — 40 чел.. Помимо этого на базе ГБОУ СПО Нефтекамского машиностроительного колледжа с 05 ноября 2013 ожидается обучение еще 40 пожилых людей.

Реализация республиканской программы «Народный университет третьего возраста» проходит в нашем колледже в полном объеме. Занятия ведут высококвалифицированные преподаватели. Рабочее место оборудовано современными компьютерами, для каждого обучаемого для достижения максимального эффекта организован доступ в сеть Интернет. Программа предназначена для знакомства лиц третьего возраста с цифровым миром и обучения основным понятиям и навыкам работы с компьютером. Учебный процесс организован в форме модульного обучения: изучаются базовые знания информационных технологий, архитектура ЭВМ, основы текстового редактора MS Word (форматирование текста и документа в целом, поиск и замена, создание таблиц, использование изображения и графики), создание презентаций c помощью программы MS PowerPoint, работа в Интернет (навигация в сети Интернет, поиск информации, создание электронной почты, базовые навыки при работе с электронной почтой и управление ей, общение в Skype, работа в социальных сетях). При обучении используются разнообразные формы занятий: аудио- и видеолекции, иллюстрированные тексты, практические работы и игровые тесты для самопроверки. Курс предназначен для обучения работе с компьютером как пользователей с «нулевым» уровнем знаний в области ИКТ. Ведущие преподаватели в интересной и доступной форме излагаются азы работы с компьютером, объясняя компьютерную и интернет-терминологию, основы компьютерной безопасности и конфиденциальности, предоставляют возможность отработать на практике простейшие действия с офисными программами. Во время работы с пожилыми людьми ведущему преподавателю помогают студенты отделения «Программирование», которые индивидуально, в наиболее комфортной для обучающегося манере и темпе, могут многократно повторять отдельные фрагменты теоретического материала и практического задания, а также возвращаться к уже пройденным темам. Студенты являются своего рода инструкторами для обучающихся, они отвечают на возникшие вопросы, контролируют выполнение пошагового задания каждого обучаемого и своевременно ведут разъяснения, отмечают ошибки и делают корректировку. Результатом изучения нашего курса является грамотная и уверенная работа с компьютером, владение простейшими навыками работы с офисными программами и Интернетом, успешное применение возможностей ИКТ для решения практических задач. Все это послужит базой для приобретения возможно новой профессии, облегчит выполнение повседневных задач, повысит авторитет в глазах друзей и родственников, доставит удовольствие от уверенного владения ИКТ и расширит возможности общения.

Лица, прошедшие обучение, оставляют положительные отзывы. Также по результатам работы коллектив колледжа регулярно получает слова благодарности от руководителя Управление труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по г. Нефтекамск и председателя Совета Ветеранов города.

В современной ситуации сложных и беспрерывно растущих экономических, политических, культурных общественных перемен возрастает значение образования взрослых в социальном созидании личности. Оно становится общественным механизмом социального регулирования и ориентирования, фактором, определяющим развитие самосознания целостной личности, ее интеллектуальной самостоятельности. Данная программа способствует социально-культурной активизации личности, основной задачей которой являются обеспечение вариативных возможностей для активной социально-культурной деятельности пожилых людей, активная интеграция лиц третьего возраста в экономическую, политическую, социальную и культурную жизнь общества.

Еще совсем недавно американские учёные замерили активность мозга у людей 55–78 лет во время их работы на компьютере. Медики и психиатры проанализировали результаты и пришли к выводу, что использование технологий на самом деле может принести пользу для стареющего мозга. По крайней мере, если в пенсионном возрасте часто работать на компьютере, то более вероятно, что возможности мозга сохранятся на более долгий срок. Во время опытов людей садили прямо внутрь магнитно-резонансного сканера и заставляли продолжительное время работать с поисковыми системами в интернете. Исследование проводилось в двух группах: первая — из продвинутых пользователей, а вторая — из людей, слабо разбирающихся в технологиях. Так вот, первая группа продемонстрировала вдвое больший уровень активации нейронов. Необычно высокая активность проявилась в областях мозга, которые отвечает за принятие решений и логику (а не только в визуальном кортексе, как это бывает при чтении книг). У людей с низким уровнем компьютерной грамотности такой активности мозга не наблюдалось. Следует, что реализуемая государством программа способствует формированию условий для развития и действенного применения принципа активизации на практике и может способствовать внимательное изучение уже накопленного опыта других стран в данном направлении. В каждой стране развитие социально-культурной активизации идет по своему пути, и то, что подходит одной культуре и системе, не может быть в неизменном виде перенесено в другую культурную среду. Поэтому большое значение приобретают исследование возможностей применения опыта европейских стран и разработка соответствующих рекомендаций, что позволит наполнить новым содержанием работу служб и организаций России, чья деятельность непосредственно связана с лицами третьего возраста.

Существует стереотип, что, пожилые люди не умеют ориентироваться в новейших технологиях и на инновационном мире. Но никто не говорил, что нельзя их научить. Это работники с жизненным опытом! Очень важно, чтобы в обществе установилось понимание того, что пожилой возраст — это время закономерного этапа полноценной жизни. В этом значимую роль играет информационная техника в процессе приобщения людей к произведениям искусства благодаря чему высокая культура становится общедоступной. Чтобы увидеть «Сикстинскую мадонну» или «Спящую Венеру» теперь не нужно посещать Дрезденскую картинную галерею, любоваться полотнами Питера Пауля Рубенса, операми Большого театра, посетить Эрмитаж, побывать в драматическом театре, послушать симфонии Моцарта или Бетховена можно не выходя из дома, включив мультимедийный компьютер через систему Интернет. От письменной культуры человечество перешло к новой — экранной — культуре. Она складывается на основе синтеза компьютера с видеотехникой.

ИК — это совокупность системных сведений об основных методах представления и добывания знаний, умениях и навыках применять их на практике. Это реализуются с использованием современных информационных технологий (прежде всего, Интернет) для решения и постановке задач. Иными словами информационная культура — это культура обращения со знаниями, данными и информацией, которые сосредоточены на компьютерах сети Интернет. Составной частью ИК является компьютерная грамотность, теоретические знания и навыки работы (прежде всего, навигации при поиске информационных ресурсов в Интернете). ИК принадлежит национальной культуре и одновременно является приобретением международного опыта. Она развивается по своим законам и требует соответствующего финансирования и государственной поддержки. ИК — это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Так что по нынешним временам компьютерная грамотность не только «рыночная» необходимость. Она приобретает значение как показатель социального развития, может быть даже как уровень цивилизованности.

Процесс формирования компьютерной грамотности направлен на формирование информационной культуры — необходимой составляющей базовых компетенций современного человека. В связи с этим формирование компьютерной грамотности лиц третьего возраста представляет интерес, а возможность обеспечить себя всем необходимым — дает право на достойную жизнь каждого человека. Только люди с высокой информационной культурой способны осуществлять точный учет и принимать правильное решение во всех сферах жизнедеятельности нашей страны. Это наряду с другими факторами способствует процветанию нашего народа, республики и России в целом.

Литература:

1.       Антонова С. Г. Информационная культура личности, М., 2004

2.       Антонов А. К. Информационное общество: Основы информационной культуры: Учеб. пособие. М., 2000.

3.       Лотман Ю. М. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. СПб., 2001.

4.       Е.В Михеева. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Москва. Издательский центр «Академия». 2006

5.       http://www.regionz.ru/index.php≤ds=1925161

6.       http://mintrudrb.ru/programs/republican_target_program_quot_people_39_s_university_of_the_third_age_quot_for_2011_2013/

Основные термины (генерируются автоматически): компьютерная грамотность, Башкортостан, информационная культура, вычислительная техника, социальная защита населения Республики, компьютер, Интернет, нефтекамск, пожилой возраст, республиканская целевая программа.