Индивидуализация обучения как средство развития самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи
Авторы: Касторная Ирина Алексеевна, Рядинская Людмила Васильевна, Кайдалова Елена Владимировна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, ноябрь 2013)
Дата публикации: 08.11.2013
Статья просмотрена: 705 раз
Библиографическое описание:
Касторная, И. А. Индивидуализация обучения как средство развития самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи / И. А. Касторная, Л. В. Рядинская, Е. В. Кайдалова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 88-90. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4476/ (дата обращения: 18.12.2024).
Индивидуализация обучения на уроках технологии порождает развитие самостоятельности учащихся, умение решать творческие задачи, что способствует созданию красивых вещей. Создание красивых вещей — процесс творческий, а творчество основывается на мастерстве, которое приобретается на протяжении всего обучения посредством лаконичного взаимодействия учителя и учащегося. Индивидуальный подход в обучении способствует всестороннему развитию личности учащегося — умственному, физическому, нравственному, а также его профессиональной ориентации.
Ключевые слова: индивидуализация обучения, творческий подход, умения, навыки.
Умения и навыки, приобретаемые на уроках технологии, представляют собой различные уровни усвоения трудовых действий по выполнению рабочих операций в процессе приготовления пищи, построении чертежей, раскроя ткани, изготовления отдельных швейных изделий.
Существует два уровня усвоения трудовых действий — первичный и высший. Первичный предполагает правильное, но неуверенное и медленное выполнение действия, с сознательным контролем всех его элементов. Этот уровень усвоения получил название умение. Для выполнения конкретного трудового действия необходимо определенное умение. А это значит, что умений требуется столько, сколько существует видов трудовых действий [1, с.27].
Каждое трудовое действие делится на несколько движений. Чтобы овладеть совокупностью этих движений, нужно иметь сумму знаний о них. Из системы знаний создается представление о содержании и способе выполнения трудового действия, так называемый образ действия. Образ действия запоминается учащимися и помогает выполнять действия практически, то есть образ действия имеет решающее значение в формировании умения.
Для сообщения знаний учащимся о трудовом действии часто используют такие методы обучения, как беседа, показ, рассказ. С помощью этих методов как бы описывают внешние признаки действия: последовательность, совокупность, характер движений. Для достижения наибольшей результативности эти методы следует использовать в сочетании, так как они дополняют друг друга: показ наглядно иллюстрирует выполнение действия, а объяснение и рассказ помогают понять, почему его следует выполнять именно так и на какие моменты при этом следует обращать особое внимание.
Усвоив образ действия, и постоянно совершенствуя свои трудовые умения, учащиеся добиваются того, что эти умения достигают высшего уровня выполнения действия, который получил название навыка. При сформированном навыке выполнения действие становится автоматическим. Если учащийся достиг этого уровня, то он осуществляет контроль за качеством выполнения изделия, а не за инструментом, как это бывает в начале, выполняет действия с нужной скоростью и точностью. В таком случае можно считать, что умение перешло в навык [1, с. 51].
На данном этапе обучения является важным не только демонстрировать каждое действие, но и упражнять учащихся отдельно, немедленно исправляя ошибки, так как они почти для каждого индивидуальны.
Одним из важнейших направлений воспитательной работы является привитие учащимся навыков культуры труда. С первого занятия необходимо объяснить, что культура труда складывается из следующих элементов:
- организация своего труда как части труда всего коллектива класса, школы;
- планирование и учет своей работы;
- творческий подход к любому делу на базе усвоенных теоретических знаний с использованием специального оборудования, чертежей, технологических, инструкционных карт;
- ритмичная и аккуратная работа изготовления полезных, красивых и прочных вещей;
- рациональная организация рабочего места, содержание его в чистоте и порядке;
- экономное расходование времени и материалов, бережное обращение с оборудованием и инструментами;
- неукоснительное выполнение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.
Успешное формирование навыков культуры труда во многом зависит от окружающей обстановки. Потому необходимо уметь создавать на уроках соответствующую обстановку и атмосферу.
Не менее важным является процесс воспитания у учащихся чувства коллективизма, умение и стремление рассматривать свой вклад как часть общего труда всего коллектива. Например, на занятии по кулинарии работу звена следует строить так, чтобы каждая девочка отвечала за определенный участок работы: одна за качество нарезки овощей, другая за их тепловую обработку, третья за чистоту посуды. И если одна из них плохо выполнит свои обязанности, общий результат труда будет низким, что скажется на оценке выполняемого задания. Постепенно к учащимся приходит понимание того, что только совместный добросовестный труд получает общественное призвание, приносит заслуженное уважение каждому.
Важно научить учащихся планировать свой труд, учитывая при этом технологическую последовательность рабочих операций. Все действия во время операций должны быть продуманы и точны. Неточность ведет к переделкам, а, следовательно, к потере времени, снижению качества изделия. Точность порождает легкость работы, обеспечивает высокое качество изделия.
На занятия по различным учебным темам продумываю и выбираю целесообразные темы работы. Высокий темп работы хорош только тогда, когда сочетается с высоким качеством работы, поэтому большую помощь оказывают учащимся инструкционные технологические карты, в которых указаны последовательность изготовления изделия и примерное время на выполнение каждой операции. Также, учитывая индивидуальные возможности учащихся в соответствии с их умениями и навыками, можно изменять время на выполнение той или иной операции. При этом добиваемся главного — умения укладываться в общее время, отводимое на выполнение всего задания. Учащиеся должны понимать, что своевременному выполнению задания способствует правильная организация рабочего места.
Важно, чтобы учащиеся понимали, что хорошая организация рабочего места облегчает труд, помогает четко спланировать и выполнить в срок трудовое задание. Учащиеся также должны привыкнуть к правильной рабочей позе, следить за тем, чтобы работа была хорошо освещена, чередовать трудные виды работы с более легкими, систематически проветривать окна.
На уроках технологии особое внимание отводится соблюдению правил техники безопасности и санитарно-гигиеническим требованиям, воспитанию бережного отношения к материалам и инструментам, оборудованию. Девочки должны хорошо усвоить и точно соблюдать правила работы на швейных машинах, уметь ухаживать за ними (чистить, смазывать), устранять несложные неполадки.
Не менее важной задачей для учителя технологии является научить учащихся экономно расходовать материальные средства. При работе с тканью, например, следует показать, как из сэкономленной ткани можно выкроить дополнительные детали или небольшое изделие. Так из оставшихся после кроя кусочков ткани можно сшить прихватки, косыночки и т. д. Маленькие кусочки различных тканей можно использовать для изготовления коллекции тканей.
Одно из важнейших требований культуры труда — умение использовать теоретические знания в практической работе. Стремление внести в нее творческое начинание. И на уроках кулинарии, и при обработке швейных изделий, и в процессе электротехнических работ могут возникнуть творческие замыслы; необходимо только создать все возможности для их реализации.
Особенно много творческой фантазии учащиеся проявляют при выборе отделки для швейных изделий: подбирают цвет и рисунок отделочной ткани, создают орнамент для вышивки. Учащиеся ищут свои оригинальные варианты решений поставленных перед ними задач и добиваются самых интересных результатов.
Удачно выполненные работы надо обязательно поощрять: показывая их всему классу, предоставить возможность учащимся коллективно отмечать достоинство каждого изделия, отбирать лучшие изделия для выставки. В таких условиях задания воспринимаются с радостью, труд становится одним из первых жизненных потребностей.
Формирование культуры труда тесно связано с трудовой дисциплиной. Укрепить дисциплину, значит рационально использовать рабочее время, соблюдать правила внутреннего распорядка, бережно относится к материальным ценностям, четко выполнять все правила техники безопасности. Одним из проявлений культуры является внешний вид учащихся, их одежда. Необходимые требования к рабочей одежде — удобство, гигиеничность, безопасность.
Формы и методы воспитания трудовой культуры могут быть самые разнообразные. Можно проводить беседы о значении культуры труда, можно использовать доступный материал из газет, журналов, проводить экскурсии. Рассказывать, как культура труда связана с общей культурой (поведение, одежды, речи, общения с людьми и т. д.).
Главный путь воспитание культуры труда — систематическое выполнение требований в процессе трудовой деятельности в учебной мастерской. На каждом занятии учащиеся должны вырабатывать и закреплять навыки культуры труда.
Необходимо убедить учащихся в том, что культура труда — это требование времени. Только владея высокой культурой можно с наименьшей затратой сил достигнуть наивысшей производительности труда и отличного качества продукции.
Литература:
1. Мельникова Л. В. Методика обучения: (Обслуж. труд). Учебное пособие для уч-щ по спец. «Преподавание труда и черчения в ср. общеобразоват. шк»./Л. В. Мельникова, Л. В. Осипова, Т. Б. Фридман; под ред. Л. В. Мельниковой. — М.: Просвещение, 1998.-224 с., ил.
Похожие статьи
Формирование коммуникативной культуры у курсантов при обучении английскому языку
Для успешной речевой деятельности и формирования коммуникативной культуры у курсантов необходимо научить их использовать конкретные языковые представления-речевые модели, развивать способность к порождению высказывания, тем самым осуществляя способно...
Игровые технологии в дополнительном образовании детей
В статье обосновывается целесообразность использования игры как активного метода обучения в системе современного дополнительного образования детей, предоставляющей каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля програм...
Проектная деятельность на уроках литературы и истории: роль музейной педагогики в формировании личности учащегося
Проектная деятельность — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразуме...
Самостоятельная работа студентов медицинских образовательных организаций высшего образования на основе требований ФГОС ВО
Самостоятельную работу можно также трактовать как деятельность, заключающуюся в рациональном усвоении и углублении знаний, развитии ключевых компетенций, как средство активизации обучающихся, как средство индивидуализации, что является весьма важным ...
Эстетическое воспитание школьников на занятиях по физике в условиях реализации межпредметных связей
Проблема межпредметных связей является отражением объективных процессов, происходящих во всех областях познания. В данной работе рассматриваются наиболее общие подходы к осуществлению эстетического воспитания учащихся в условиях межпредметных связей....
Инновационные аспекты использования ИКТ на уроках естественнонаучного направления
В статье рассматриваются инновационные аспекты использования ИКТ, которые позволяют подойти к вопросу преподавания предметов естественнонаучного цикла с качественно новой стороны. Грамотное использование возможностей современных информационных технол...
Искусство моделирования на уроках технологии как элемент эстетического воспитания учащихся
Данная статья посвящена вопросам эстетического воспитания учащихся на уроках технологии при изучении темы «Моделирование одежды». Рассматриваются основные приемы и методы работы, позволяющие развивать эстетический вкус у учащихся при проектировании и...
Роль и место средств обучения в учебном процессе
В статье речь идет о роли, видах и выборе средств обучения, о том, что внедрение в учебный процесс современных средств обучения даёт возможность организовать учебную и познавательную деятельность на более высоком уровне, повысить интенсивность труда ...
Технология личностно-ориентированного обучения
В данной статье раскрыты особенности и задачи личностно-ориентированного обучения, обозначены методы, способствующие развитию мышления учащихся, проявлению самостоятельности и инициативности. Автором подчеркнута необходимость создания условий для выб...
Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства
Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Успех творческой деятельности педагог...
Похожие статьи
Формирование коммуникативной культуры у курсантов при обучении английскому языку
Для успешной речевой деятельности и формирования коммуникативной культуры у курсантов необходимо научить их использовать конкретные языковые представления-речевые модели, развивать способность к порождению высказывания, тем самым осуществляя способно...
Игровые технологии в дополнительном образовании детей
В статье обосновывается целесообразность использования игры как активного метода обучения в системе современного дополнительного образования детей, предоставляющей каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля програм...
Проектная деятельность на уроках литературы и истории: роль музейной педагогики в формировании личности учащегося
Проектная деятельность — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразуме...
Самостоятельная работа студентов медицинских образовательных организаций высшего образования на основе требований ФГОС ВО
Самостоятельную работу можно также трактовать как деятельность, заключающуюся в рациональном усвоении и углублении знаний, развитии ключевых компетенций, как средство активизации обучающихся, как средство индивидуализации, что является весьма важным ...
Эстетическое воспитание школьников на занятиях по физике в условиях реализации межпредметных связей
Проблема межпредметных связей является отражением объективных процессов, происходящих во всех областях познания. В данной работе рассматриваются наиболее общие подходы к осуществлению эстетического воспитания учащихся в условиях межпредметных связей....
Инновационные аспекты использования ИКТ на уроках естественнонаучного направления
В статье рассматриваются инновационные аспекты использования ИКТ, которые позволяют подойти к вопросу преподавания предметов естественнонаучного цикла с качественно новой стороны. Грамотное использование возможностей современных информационных технол...
Искусство моделирования на уроках технологии как элемент эстетического воспитания учащихся
Данная статья посвящена вопросам эстетического воспитания учащихся на уроках технологии при изучении темы «Моделирование одежды». Рассматриваются основные приемы и методы работы, позволяющие развивать эстетический вкус у учащихся при проектировании и...
Роль и место средств обучения в учебном процессе
В статье речь идет о роли, видах и выборе средств обучения, о том, что внедрение в учебный процесс современных средств обучения даёт возможность организовать учебную и познавательную деятельность на более высоком уровне, повысить интенсивность труда ...
Технология личностно-ориентированного обучения
В данной статье раскрыты особенности и задачи личностно-ориентированного обучения, обозначены методы, способствующие развитию мышления учащихся, проявлению самостоятельности и инициативности. Автором подчеркнута необходимость создания условий для выб...
Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства
Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Успех творческой деятельности педагог...