Выполнение учебных мероприятий по дискретной математике в виртуальной образовательной среде
Автор: Фирсова Екатерина Валериевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, ноябрь 2013)
Дата публикации: 07.11.2013
Статья просмотрена: 152 раза
Библиографическое описание:
Фирсова, Е. В. Выполнение учебных мероприятий по дискретной математике в виртуальной образовательной среде / Е. В. Фирсова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 200-204. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4496/ (дата обращения: 16.11.2024).
Модернизация образования является непременным условием для развития основных принципов образовательной политики в России, определённых в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года. Модернизацию российского образования в первую очередь связывают с развитием дистанционных технологий, способствующих созданию единого информационного пространства, повышению качества и конкурентоспособности отечественного образования, в том числе высшего.
В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 13 «Общие требования к реализации образовательных программ» указано, что «при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение» [1].
С 2011г. автор использовала виртуальную образовательную среду «Efficient LMS» (ELMS) при электронном обучении дискретной математике студентов Евразийского открытого института на примере специальности/профиля «прикладная информатика (в экономике)» (рис. 1). ELMS имеет встроенные системы тестирования и интегрирована с различными библиотечными системами ЕАОИ, что позволяет студентам успешно использовать все возможные доступные ресурсы в процессе обучения.
Рис. 1. Интерфейс стартовой страницы «Efficient LMS» [3]
Студент в ELMS получает персональную страницу с учебным планом, графиком учебного процесса и последующими результатами своего обучения. В виртуальной образовательной среде расположены учебные материалы: электронные пособия и учебники, презентации, ссылки на дополнительные образовательные электронные ресурсы. Учебные материалы доступны в ELMS в любое время в любой точке земного шара с любого компьютера, подключенного к Интернет.
Процесс обучения студентов в ELMS по отдельной учебной дисциплине состоит из четырех взаимосвязанных этапов.
Первый этап — теоретическое обучение — осуществляется с использованием учебных материалов, представленных у студентов в разделе «Мое обучение». Электронный учебник представлен и у студента, и у преподавателя в виде Назначения (рис. 2).
Рис. 2. Интерфейс страницы «Назначение»
Второй этап — проверка качества освоения дисциплины. Он реализована в виде:
а) выполнения тестов для самопроверки, причем количество попыток прохождения таких тестов не ограничено;
б) работы на тематических форумах в разделе «Форумы по дисциплине», например, необходимо ответить на следующие вопросы: укажите основные отличия понятий кортежа и множества; приведите варианты импликации любых двух высказываний (импликация, конверсия импликации, контрапозиция и конверсия контрапозиции); приведите пример использования графов на практике;
в) подготовки доклада по индивидуальной тематике, причем выбор темы у студентов по группам не должен повторяться, что требует обязательного закрепления выбранной темы на консультационном форуме в разделе «Форумы по дисциплине». Вниманию студентов предлагаются следующие темы:
- История развития дискретной математики
- Взаимодействие непрерывной и дискретной математики
- Полиномы (многочлены) Жегалкина
- Определение и способы задания конечного автомата
- Кодирование как способ предоставления информации
- Машина Тьюринга
- Применение теории графов к решению прикладных задач
- Использование дискретной математики для решения практических задач
- Универсальные дискретные модели и методы их исследований
- Практическая связь дискретной математики и информатики
- Сведение реальных задач в экономике к дискретным математическим моделям
- Вклад крупных ученых в развитие дискретной математики (ФИО на выбор) и т. д.
Третий этап — промежуточные аттестации — осуществляется в виде выполнения контрольных работ, представленных в разделе «Мое обучение» или выложенных в разделе Дополнительные материалы. Контрольные работы студенты выкладывают в электронном или отсканированном виде в ELMS на Домашней странице в разделе «Выполненные задания по дисциплине».
Четвертый этап — итоговое контрольное мероприятие — реализуется в виде итогового тестирования. Для этого дается только две попытки. Допуск для итогового теста выдает менеджер электронного деканата только после получения разрешения от преподавателя, ведущего данную дисциплину. Итоговый тест создается в виде назначения, имеющего соответствующее название (например: Дискретная математика_Итоговый тест).
В таблице 1 приведена примерная шкала перевода полученных процентов правильно выполненных заданий в итоговом тестировании в виртуальной образовательной среде в пятибалльную систему оценок, принятую в образовательных учреждениях. Окончательный результат по дисциплине записывается в зачетную книжку.
Таблица 1
Шкала перевода
Вид контроля |
с % |
по % |
Результат |
Балл |
экзамен |
55 |
80 |
удовлетворительно |
3 |
экзамен |
80 |
95 |
хорошо |
4 |
экзамен |
95 |
100 |
отлично |
5 |
зачет |
55 |
100 |
зачтено |
На практике было замечено, что большая часть студентов не может правильно организовать выполнение учебных мероприятий по дискретной математике в виртуальной образовательной среде. Для решения данной проблемы автором был разработан календарный план учебных мероприятий по дисциплине Дискретная математика, в котором подробно указаны все мероприятия и необходимые ссылки в ЕLMS (таблица 2).
Таблица 2
Календарный план учебных мероприятий по дисциплине Дискретная математика
№ |
Мероприятие |
Ссылка в ЕLMS |
1 |
Самостоятельное изучение материалов Темы 1. Множества |
Мое обучение/Назначение Дискретная математика_электронный учебник |
2 |
Изучить часть презентации из электронного учебника по Теме 1. Множества (п.1.1.-1.2.) |
Мое обучение/Назначение Дискретная математика_электронный учебник/Презентация по курсу |
3 |
Участие в форуме № 1 |
Мои рабочие области / Форумы по дисциплине/Форум № 1 |
4 |
Тестирование для самопроверки по Теме 1. Множества |
Мое обучение/Назначение |
5 |
Самостоятельное изучение материалов Темы 2. Математическая логика (п.2.1.-2.4) |
Мое обучение/Назначение Дискретная математика_электронный учебник |
6 |
Изучить часть презентации из электронного учебника по Теме 2. Математическая логика |
Мое обучение/Назначение Дискретная математика_электронный учебник/Презентация по курсу |
7 |
Участие в форуме № 2 |
Мои рабочие области / Форумы по дисциплине/Форум № 1 |
8 |
Самостоятельная работа с тренажерами |
Мои рабочие области /Дополнительные материалы/Тренажер по Математической логике |
9 |
Тестирование для самопроверки по Теме 2. Математическая логика |
Мое обучение/Назначение |
10 |
Самостоятельное изучение материалов Темы 3. Теория графов (п.3.1.-3.3.) |
Мое обучение/Назначение Дискретная математика_электронный учебник |
11 |
Изучить часть презентации из электронного учебника по Теме 3. Теория графов |
Мое обучение/Назначение Дискретная математика_электронный учебник/Презентация по курсу |
12 |
Участие в форуме № 3 |
Мои рабочие области / Форумы по дисциплине/Форум № 1 |
13 |
Тестирование для самопроверки по Теме 3. Теория графов |
Мое обучение/Назначение |
14 |
Самостоятельное изучение материалов Темы 4. Комбинаторика |
Мои рабочие области /Ссылки |
15 |
Самостоятельная работа с тренажерами |
Мои рабочие области /Дополнительные материалы/Тренажер по Комбинаторике |
16 |
Индивидуальное задание. Подготовка доклада по индивидуальной тематике |
Мои рабочие области /Дополнительные материалы/Темы индивидуальных заданий (выбор темы внести в форум № 1) Выполненную работу выложить по ссылке Мои рабочие области / Выполненные задания по дисциплине |
17 |
Выполнение контрольной работы. Все задания представлены в двух вариантах (первый студент по списку группы — все первые задания, т. е. вариант 1, следующий студент — все вторые задания, т. е. вариант 2) |
Мои рабочие области /УМО_ДМ_студентам (выбор варианта внести в форум № 1) Выполненную работу выложить по ссылке Мои рабочие области / Выполненные задания по дисциплине |
18 |
Консультационный форум по дисциплине |
Мои рабочие области / Форумы по дисциплине/Консультационный форум по дисциплине |
19 |
Подготовка к итоговому тестированию |
Мое обучение/Назначение Дискретная математика_электронный учебник/Итоговый контроль/Вопросы итогового тестирования |
20 |
Итоговое тестирование (зачет/экзамен) |
Мое обучение/Назначение |
Также был разработан электронный журнал (таблица 3), который рекомендуется использовать не только при обучении дискретной математике в ELMS, но и при изучении любой другой дисциплины в виртуальной образовательной среде.
Таблица 3
Форма электронного журнала
Электронный журнал по дисциплине Дискретная математика Тьютор Фирсова Е. В. данные на __.__.201_ |
|||||||||||||
№ п/п |
Ф. И. О. студента |
№ группы |
номер варианта контрольной работы |
№ темы доклада |
Участие в форумах по курсу |
Тестирование по самопроверке |
Подготовка доклада по индивидуальной тематике |
Выполнение контрольной работы |
Допуск к итоговому тестированию |
||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
||||||||
1. |
|||||||||||||
2. |
|||||||||||||
3. |
|||||||||||||
… |
Однако надо понимать, что обязательно должна быть предусмотрена дистанционная поддержка электронного курса преподавателем-консультантом, т. е. тьютором. Студенты для проработки отдельных тем, выполнения заданий, обмена информацией с преподавателем для подготовки заданий могут использовать консультационный форум в ELMS и электронную почту.
При обучении с использованием виртуальной образовательной среде у студентов формируются умения организовывать свою деятельность — определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с однокурсниками и преподавателями в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты. Учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности студента за результаты своей деятельности. Это достигается за счет увеличения доли самостоятельных работ творческого и поискового, исследовательского и экспериментального характера. Создаются условия для приобретения опыта и достижения цели, для усиления практической направленности преподавания дисциплины.
В результате студенты способны организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Литература:
1. ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. http://www.eoi.ru (дата обращения 30.10.2013)
3. http://elms.eoi.ru (дата обращения 28.10.2013)
4. http://geso.eoi.ru/Documents/ %D0 %98 %D0 %BD %D1 %81 %D1 %82 %D1 %80 %D1 %83 %D0 %BA %D1 %86 %D0 %B8 %D1 %8F %20 %D1 %81 %D0 %BB %D1 %83 %D1 %88 %D0 %B0 %D1 %82 %D0 %B5 %D0 %BB %D1 %8F.pdf ((дата обращения 31.10.2013)