Информационные и коммуникационные технологии в логопедической работе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Веселова, С. С. Информационные и коммуникационные технологии в логопедической работе / С. С. Веселова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 143-145. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4523/ (дата обращения: 15.11.2024).

В связи со стремительным развитием научно-технического прогресса, с требованиями времени, мы, учителя-логопеды используем в своей коррекционной педагогической деятельности информационные и коммуникационные технологии (ИКТ).

Возможности компьютера, его программ, а также интернет-ресурсы помогают оптимально организовать коррекционный процесс, побуждают педагогов к творческому подходу. Они способствуют заинтересованной деятельности всех участников коррекционно-речевого процесса (детей, родителей, педагогов), повышению уровня нашей квалификации и профессионального мастерства.

Хотелось поделиться своим опытом и предложить обзор информационных и коммуникационных технологий, которые мы используем в логопедической работе.

Сначала обратим внимание на возможности компьютера, его программы.

С помощью программы Microsoft Office Word, ее различных функций (например, размещения графики в документе) мы изготавливаем себе визитки для «бейджиков», визитки для своих логопедических групп, эмблемы для логопунктов.

С помощью этого текстового процессора Microsoft Office Word мы набираем и распечатываем различные текстовые документы: отчеты, консультации, выступления и т. п. Мы создаем документы с использованием таблиц (списки детей, планы работы и др.). В результате значительно сокращается работа с бумажными носителями; меньше уходит сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к занятиям.

С помощью этой программы мы изготавливаем такую печатную продукцию, как авторские методические сборники, дидактические пособия (ребусы, мнемотаблицы), создаем свои альбомы для автоматизации звуков в речи.

Программа Microsoft Office Excel (электронные таблицы) помогает провести мониторинг результативности освоения воспитанниками коррекционно-образовательной программы, помогает оформить его результаты. Чтобы проводить в электронных таблицах нужные вычисления, мы вставляем в них формулу и таблица сама делает расчеты и строит наглядные гистограммы и диаграммы к мониторингу.

Программа Microsoft Office Publisher содержит в себе готовые шаблоны, которые мы используем для создания различных типов публикаций (бланков документов, буклетов, объявлений, открыток, почетных грамот, благодарностей, приглашений, резюме и др.).

Следующие программы, которые мы используем в работе, это проигрыватели. Мы часто пользуемся проигрывателем Media Player Classic Home Cinema и более современным — Windows Media Player и др. С помощью них мы воспроизводим аудио- и видео-файлы на занятиях с детьми, на родительских собраниях, заседаниях методических объединений.

С помощью слайдов мы создаем и проводим презентации, используя популярную программу Microsoft Office PowerPoint. Созданные презентации можно демонстрировать как на мониторе, так и на экране. Эту программу мы использовали во время прохождения первого этапа аттестации в форме защиты реферата, на занятиях с детьми, на педсоветах, родительских собраниях для просмотра родителями фрагментов организованной и самостоятельной деятельности детей на логопедических занятиях и т. д. С её помощью мы создаем собственные электронные дидактические игры и упражнения для логопедической работы.

Возможности компьютера позволяют нам использовать различные полезные для коррекционной работы интернет-ресурсы.

Находить нужную информацию в Интернете нам помогают роботы — поисковики. Это — поисковые системы Яндекс, Google, Рамблер и др. Поисковики позволяют найти во «Всемирной паутине» нужные сайты. Например, на сайте «Педагогическая библиотека» можно отыскать и прочитать необходимую книгу. Полезными для нас являются сайты «Логобург» — клуб логопедов; сайт журнала «Логопед»; сайт Отдела образования Учалинского района; сайты наших образовательных учреждений.

На сайте своего детского сада мы размещаем материалы для родителей воспитанников (советы, консультации и др.).

Возможности Интернета позволяют нам виртуально общаться с коллегами, родителями и обмениваться информацией с помощью электронной почты.

Благодаря электронной почте мы дистанционно обучились на курсах повышения квалификации при Институте развития образования Республики Башкортостан по программе «Использование информационных и телекоммуникационных технологий в образовательной деятельности педагога в свете ФГТ нового поколения» в мае 2013 года и получили удостоверения.

Через электронную почту мы обмениваемся текстовыми документами, аудио- и видео-файлами, фотоизображениями, общаемся с помощью вопросов и ответов, отправляем свои статьи на адреса журналов «Логопед», «Логопед в детском саду» для их последующей публикации.

Для живого общения с педагогами, родителями воспитанников в режиме Онлайн мы пользуемся сайтом Skype и сайтом Мой Мир, где есть подобное приложение Mail.Ru Агент.

Большую помощь в оснащении логопедических кабинетов нам оказывают интернет-магазины (например, «Озон», «Развивалки», «Все для логопеда» и т. п.). От них мы получаем по почте методическую литературу, дидактический материал, специальные инструменты и тренажеры (зонды, тренажеры на развитие дыхания).

Мы заказали в интернет-магазине дидактическую логопедическую куклу «Бегемотик Жужа». Ее мы используем для более четкого зрительного восприятия детьми артикуляционных укладов, показа положений языка. В ее язык-рукавицу вставляем ладонь и показываем артикуляционные движения, уклады.

Еще в интернет-магазине мы приобрели специализированную компьютерную программу «Игры для Тигры» (Автор — Лизунова Л. Р., г. Пермь). Компьютерная игра имеет четыре тематических блока: просодика, звукопроизношение, фонематика, лексика. Во время упражнений создается проблемная ситуация, решение которой производится доступными ребенку средствами и возможностями программы. В процессе работы над упражнениями ребенок, играя, помогает компьютерному герою Тигренку выполнить задания и вместе достичь необходимого результата. Тигренок объясняет ребенку цель и правила выполнения задания, помогает его выполнить, дает итоговую или промежуточную оценку выполнения действия.

Применение компьютерной игры «Игры для Тигры» делает коррекционно-речевой процесс увлекательным и интересным.

Конечно же, возможности компьютера и Интернета обширные. Нами был проведен обзор использования лишь некоторых из них.

Работая с применением ИКТ, можно сделать вывод:

1.                 Оптимальное сочетание использования компьютерных технологий с традиционными методами и приемами логопедической работы дает возможность улучшить качество коррекционного обучения, консультативно-методической работы; более эффективно устранять речевые недостатки у воспитанников; повысить мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний и умений;

2.                 При проведении занятий с использованием компьютера необходимо обязательно соблюдать санитарно-гигиенические требования. В СанПиН 2.4.1. 2660–10 (12.21) разъясняются правила работы с компьютером в дошкольном образовательном учреждении (требования к частоте, длительности проведения занятий с использованием компьютера, к организации рабочего места, допустимом количестве детей и др.).

Литература:

1.     Вренева Е. П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи // Логопед, 2010 — № 5;

2.     Левина Е. В. Использование компьютерных технологий на индивидуальных логопедических занятиях // Логопед, 2011 — № 3;

3.     Проничева Н. А. Применение современных компьютерных технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста // Логопед в детском саду, 2010 — № 5 (48).

Основные термины (генерируются автоматически): возможность компьютера, логопедическая работа, программа, детский сад, документ, использование компьютера, коррекционно-речевой процесс, помощь, родитель воспитанников, электронная почта.

Похожие статьи

Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения английскому языку в неязыковых вузах

Проектные и исследовательские технологии в деятельности современного педагога

Информационные технологии и информационное обеспечение судебно-бухгалтерской экспертизы

Информационно-коммуникационные технологии на уроках английского языка: фокус и вызовы нового времени

Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры

Интерактивные методы преподавания химии в современной школе

Информационные технологии на уроках русского языка и литературы

Электронный учебник как инновационное средство в образовательном процессе

Информационно-коммуникационные технологии в воспитании кадет

Технология и творческий процесс в аудиовизуальной журналистике

Похожие статьи

Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения английскому языку в неязыковых вузах

Проектные и исследовательские технологии в деятельности современного педагога

Информационные технологии и информационное обеспечение судебно-бухгалтерской экспертизы

Информационно-коммуникационные технологии на уроках английского языка: фокус и вызовы нового времени

Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры

Интерактивные методы преподавания химии в современной школе

Информационные технологии на уроках русского языка и литературы

Электронный учебник как инновационное средство в образовательном процессе

Информационно-коммуникационные технологии в воспитании кадет

Технология и творческий процесс в аудиовизуальной журналистике