О готовности будущего учителя к профессиональной деятельности в информационно-образовательном пространстве
Автор: Диких Элина Радиковна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, декабрь 2013)
Дата публикации: 15.11.2013
Статья просмотрена: 802 раза
Библиографическое описание:
Диких, Э. Р. О готовности будущего учителя к профессиональной деятельности в информационно-образовательном пространстве / Э. Р. Диких. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 177-179. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4528/ (дата обращения: 15.11.2024).
Глобальные процессы, протекающие сегодня в обществе, свидетельствуют о том, что человечество вступило в новую стадию своего развития: конец ХХ и начало ХХI века войдут в историю как время перехода к информационному обществу. Можно утверждать, что информация становится наиболее важным ресурсом жизнеобеспечения общества, а способность удовлетворять информационные потребности — наиболее важной способностью человека современного общества.
Сущность сегодняшнего образования должна определяться идеей «Образование в течение всей жизни». Постоянно меняющиеся информационные потоки, обновляющаяся информация, прогрессирующее влияние информатизации на все сферы жизнедеятельности человека и непрерывное развитие информационных технологий — лучшее подтверждение этой мысли. Вышеобозначенные изменения в обществе выявили необходимость подготовки учителей нового типа: современным обществом востребованы учителя, обладающие компетентностью и опытом в области технологий работы с информацией, способные эффективно использовать информацию разного рода в своей профессиональной деятельности, ориентированные на постоянное развитие с использованием возможностей современного общества.
Особенностью сегодняшнего образования является наличие доступного всем информационно-образовательного пространства, которое все активнее начинает использоваться субъектами образовательного процесса. Поэтому нашей задачей становится не изобретение преград, ограничивающих выбор участников образовательного процесса, а выработка способов и технологий использования возможностей информационно-образовательного пространства в целях образования. В процессе нашего исследования, мы пришли к следующему пониманию сущности информационно-образовательного пространства: информационно-образовательное пространство — это объективно существующая совокупность информационных ресурсов, информационной инфраструктуры, средств и технологий информационного взаимодействия, обеспечивающая получение информации субъектами в образовательных целях и функционирующая на основе интерактивности, мультимедийности, многоаспектности, динамичности и избыточности.
Опираясь на позиции ученых Акуловой О. В., Козырева В. А., Писаревой С. А., Пискуновой Е. В., Радионовой Н. Ф., Тряпицыной А. П. и др. [2], педагогическая деятельность может быть представлена как взаимосвязанная последовательность решения множества профессиональных педагогических задач разного уровня сложности. Тогда профессиональная деятельность учителя в информационно-образовательном пространстве понимается нами как способность решать профессиональные задачи на основе опыта обращения и целесообразного использования избыточной и общедоступной информации.
В процессе исследования были определены критерии сформированности у будущих учителей умения решать учебно-профессиональные задачи на основе опыта обращения с ресурсами информационно-образовательного пространства с помощью информационных технологий.
Выбор критериев имеет свои трудности, так как нет общепринятых определений понятий «критерий» и «показатель». В своем исследовании под критерием мы понимаем средство, с помощью которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, это мерило оценки. Выступая в роли мерила, нормы, критерий служит идеальным образцом, выражает высший уровень изучаемого явления. Сравнивая с ним реальные явления, можно установить степень их соответствия (приближения) к норме, идеалу.
Показатель в этом случае является конкретным измерителем критерия, он делает критерий доступным для наблюдения и измерения. Главная характеристика показателя — конкретность, позволяющая рассматривать его как более частное по отношению к критерию. Из этого следует, что один и тот же критерий может иметь несколько показателей.
Критерии и показатели должны удовлетворять следующим требованиям:
- являться объективными, т. е. независимыми от личностных качеств исследователя;
- включать самые существенные аспекты исследуемого объекта или явления;
- формулироваться коротко, ясно и точно;
- измерять именно то, что хочет проверить исследователь [3].
Так как предметом нашего исследования является содержание подготовки будущих учителей к деятельности в информационно-образовательном пространстве, то мы обратились к работам ученых, занимающихся диагностикой профессиональной готовности.
В соответствии со спецификой нашего исследования, изучающего подготовку будущего учителя к профессиональной деятельности в информационно-образовательном пространстве как накопление опыта решения учебно-профессиональных задач в процессе освоения комплексной образовательной программы, мы сочли возможным в качестве критерия, определяющего готовность будущих учителей к профессиональной деятельности в информационно-образовательном пространстве, выделить сформированность умений решать учебно-профессиональные задачи на основе накопления опыта обращения и целесообразного использования избыточной и общедоступной информации.
Обращаясь к проблеме критериев сформированности умений решать учебно-профессиональные задачи, мы исходим из того, что содержание данного умения не должно сводиться только к реализации функций будущего учителя в процессе профессиональной (квазипрофессиональной) деятельности, т. к. педагогическая деятельность в этом случае рассматривается как внешняя по отношению к осуществляющему ее педагогу (субъекту). Поскольку в нашем исследовании подготовка к профессиональной деятельности рассматривается с позиции накопления у будущих учителей опыта обращения и целесообразного использования избыточной и общедоступной информации при решении учебно-профессиональных задач, мы не можем принять подход, где в качестве критериев выдвигаются только знания и умения. Дело в том, что в данном случае «знать и уметь» недостаточно. Не менее важно иметь активно-положительное отношение к выполняемой деятельности и проявлять при этом самостоятельность, творчество и т. д. Здесь речь должна идти о личностных критериях в целом, охватывающих и готовность к профессиональной деятельности.
Таким образом, в структуре умений решать учебно-профессиональные задачи важную роль играет мотивационно-ценностный критерий. Деятельность студента, в ходе которой развиваются необходимые умения и качества, может давать определенные результаты, если у него есть внутренняя потребность в профессиональной деятельности в информационно-образовательном пространстве.
Показателями мотивационно-ценностного критерия готовности можно считать:
- сформированность положительного ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности в условиях развития информационно-образовательного пространства,
- осознанное отношение, познавательный интерес и принятие деятельности в информационно-образовательном пространстве, как части профессиональной деятельности,
- направленность на активное освоение и развитие информационно-образовательного пространства в процессе решения учебно-профессиональных задач.
Следующим критерием является когнитивный, т. к. в процессе решения учебно-профессиональных задач проявляются не только мотивация, но и знания. Знания — это воспринятая, переработанная в сознании, сохраненная в памяти и воспроизводимая в нужный момент для решения теоретических и практических задач информация. Наличие знаний является условием эффективной профессиональной деятельности в информационно-образовательном пространстве, т. к. общеизвестно, что условием успешного решения всякой задачи является наличие необходимых знаний. Но не менее важное условие — умение мобилизовать эти знания в нужный момент, применить их в деятельности. Превращаясь в субъективное достояние студента, знания служат инструментом его деятельности в ходе дальнейшего познания, становятся обязательным компонентом его познавательных процессов. Показателями данного компонента являются:
- информированность в рамках изучаемой дисциплины, владение основными терминами и понятиями;
- информированность в области функционирования, возможностей и ресурсов информационно-образовательного пространства;
- информированность в области осуществление коммуникации с помощью информационных технологий и средств между субъектами образовательного процесса;
- владение основными технологиями работы с информацией в процессе решения учебно-профессиональных задач.
Чтобы стать теоретически и практически компетентным, студенту необходимо совершить двойной переход — от знака к мысли, а от мысли к действию. «Делаю, учась, и учусь, делая» [1]. Знания проявляются в деятельности. Один из видов деятельности студента — процесс решения различных (жизненных) задач, в результате чего формируются профессиональные умения. Учитывая это, мы выделили операциональный критерий готовности. Показатели данного компонента:
- операциональная полнота решения задачи;
- осознанный подход в выборе средств отбора информации;
- наличие деятельностного опыта в освоении и развитии информационно-образовательного пространства;
- продуктивность информационной деятельности в процессе решения учебно-профессиональных задач;
- использование современных информационных и коммуникационных технологий для разработки электронных образовательных ресурсов.
- наличие нескольких вариантов решения задачи;
- использование информационных ресурсов разных типов в процессе решения задачи.
- умение определить контекст учебно-профессиональной задачи,
- стремление к углублению знаний по работе с информационными ресурсами разных типов.
Таким образом, в соответствии с целями высшего профессионального педагогического образования в информационном обществе и пониманием сущности профессиональной педагогической деятельности нами сформулированы критерии и показатели готовности будущего учителя к профессиональной деятельности в информационно-образовательном пространстве, на основе которых может проводится конструирование содержания образования будущего учителя, а также проводится диагностика его готовности к профессиональной деятельности в условиях информационно-образовательного пространства.
Литература:
1. Вербицкий А. А. Деловая игра как метод активного обучения [Текст] / А. А. Вербицкий. // Современная высшая школа. — 1982. -№ 3. — С. 129–142.
2. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография [Текст] / Под ред. Проф. В. А. Козырева, проф. Н. Ф. Радионовой и проф. А. П. Тряпицыной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. -392 с.
3. Макарова Н. С. Освоение историко-педагогического знания в структуре общепрофессиональной подготовки будущих учителей [Текст]: дис. на соиск. учен. ст. канд. пед. наук / Н. С. Макарова, Омск. гос. пед. ун-т. — Омск, 2004. — 198 с.