Взаимодействие детского сада и семьи по проблеме формирования безопасного поведения ребенка на улицах и дорогах города
Авторы: Журахова Марина Николаевна, Семерез Анастасия Сергеевна, Ходеева Светлана Федоровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, декабрь 2013)
Дата публикации: 22.11.2013
Статья просмотрена: 1221 раз
Библиографическое описание:
Журахова, М. Н. Взаимодействие детского сада и семьи по проблеме формирования безопасного поведения ребенка на улицах и дорогах города / М. Н. Журахова, А. С. Семерез, С. Ф. Ходеева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4551/ (дата обращения: 19.12.2024).
В Белгородской области на протяжении 2013 года каждое десятое дорожно-транспортное происшествие совершается с участием детей, что свидетельствует о высоком уровне детского дорожного травматизма.
По итогам семи месяцев текущего года с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет зарегистрировано 64 происшествия, в которых 4 ребенка погибли и 60 получили ранения.
По-прежнему основной причиной детского травматизма является недисциплинированность взрослых участников дорожного движения (около 72 % от общего числа ДТП в которых пострадали дети).
Во многом безопасность детей на дорогах зависит от их подготовки к участию в дорожном движении, умения предвидеть опасные ситуации и сознательно выполнять Правила дорожного движения.
Однако практика показывает, что одной из причин нестабильности ситуации с ДТП является низкий уровень транспортной культуры участников дорожного движения, и недостаточное внимание, уделяемое различными социальными институтами проблеме профилактики дорожно-транспортных происшествий, в том числе и среди детей. Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся: переход проезжей части в неустановленном месте, переход перед близко идущим транспортом, выход на дорогу из-за стоящего транспортного средства, игра на проезжей части или в непосредственной близости от нее, нарушения Правил дорожного движения при управлении велосипедами, мопедами и мотоциклами. Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, возможно, решить только при совместной работе детского сада, сотрудников ГИБДД и активном участии родителей.
Семья и дошкольное учреждение — два главных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения — его семья.
Подавляющие большинство несчастных случаев на дороге, происходящих с детьми на улице — это результат попытки пересечь ее впереди и позади стоящих автомашин или других объектов, мешающих увидеть опасность: стены домов, деревья, кусты, движущийся транспорт и другие препятствия, закрывающие обзор. То есть, если опасность не видна, значит, ее как бы и нет. Откуда и как появляется эта, порой трагическая, привычка? В первую очередь, в этом виноваты родители детей, не объясняющие, что за всеми объектами, скрывающими проезжую часть улицы, ребенка может подстерегать опасность и за ошибки подобного рода ему придется тяжело расплачиваться. Все должно начинаться с личного примера родителей. Ребенку на примерах важно усвоить: если опасность нельзя заранее увидеть, ее необходимо предвидеть.
Зачастую, улицы, на которых машины появляются редко и нерегулярно, могут быть так же опасны, как и магистрали с интенсивным движением транспорта. Причина — потеря бдительности из-за обманчивого ощущения безопасности на пустынной улице. Взрослые должны сформировать у детей недоверие к кажущейся безопасности, мнимому покою. За этим всегда может скрываться внезапная опасность дорожного происшествия.
Большинство несчастных случаев происходят, когда дети спешат. Они волнуются, и правила дорожного движения забывают. И если нет прочных навыков правильного поведения на дороге, вероятность несчастного случая увеличивается. Целесообразно приучать ребенка выходить из дома заблаговременно. Полезно отрабатывать у детей дифференцированную скорость движения: на перекрестках дорог закономерно и просчитано медленно, а на тротуарах — быстрее.
Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним может перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому родители не должны допускать спешки на проезжей части: бега через дорогу к автобусу, разговор о постороннем во время перехода дороги, движения на красный сигнал светофора.
Родителям следует помнить о том, что ребенок дошкольного возраста должен играть только во дворе; кататься на велосипеде, самокате, роликах в пределах двора, не выезжая на дорогу, под присмотром взрослых.
Поэтому необходимо убедить родителей в том, что они, прежде всего, отвечают за безопасность своих детей и самое простое, что они могут сделать, — это быть хорошим примером для подражания.
Работа дошкольного учреждения по усвоению детьми правил безопасного движения может быть эффективной только при условии его сотрудничества в этом вопросе с родителями. При организации такого сотрудничества, педагогам важно помнить, что оно не должно носить декларативный и назидательный характер. Если работа будет сведена лишь к решению задач, связанных с призывам выполнять дорожные правила, сделанных в виде текстов на групповых стендах, вряд ли такая работа может быть названа эффективной. Как правило, в таких случаях педагоги сталкиваются с безразличием и пассивностью родителей, откровенным игнорированием советов воспитателей, вызывающих у них только скуку.
Осуществляя работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, педагог строит контакт с семьями воспитанников, так, чтобы родители из пассивно принимающих информацию, становились активно действующими в процессе ее усвоения. Основное внимание к работе с родителями уделяется содержанию и активным методам подачи педагогических знаний по вопросам дорожной грамотности, выбору демократичных форм общения и учета педагогической активности родителей. Все это требует определенной гибкости в использовании различных форм взаимодействия с семьями.
Работа педагога с родителями направлена на решение следующих задач:
- установление единства требований в вопросах обучения детей Правилам дорожного движения;
- педагогическое просвещение родителей.
Чтобы обучение детей безопасному поведению на улицах и дорогах было успешным, необходимо широко применять различные формы работы с родителями:
- беседы по темам: «Как научить ребенка наблюдательности на улице», «Ребенок и взрослые на улице», «Правила пешеходов и пассажиров»;
- консультации: «Безопасность на улицах города», «Расскажите детям о правилах дорожного движения», «Если вы купили ребенку велосипед», «Фликеры детям купите, родители, пусть на дороге их видят водители!», «Автокресло и детское удерживающие устройство», «Правила перевозки детей в автомобиле»;
- папки-передвижки: «Безопасность ребенка на улице и дорогах города», «Внимание: дети и дорога!», «Обучение детей правилам дорожного движения»;
- буклеты, памятки: «Правила поведения в транспорте», «Расскажите детям о дорожных знаках», «Правила дорожного движения», «Как научить ребенка не попадать в типичные дорожные «ловушки»;
- совместные работы детей и родителей в рамках проектной деятельности.
В настоящие время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом, изготовлением поделки, рисунка и др. затем представляют свои работы на общем мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.
- конкурсы рисунков, фотографий, поделок из бросового материала: «Я и дорога», «Я — пассажир», «В стране дорожных знаков», «Необычный светофор», «Машины своими руками»;
- оформление стенгазет: «Светофорчик», «За рулем»;
- проведение досугов, праздников: «Папа, мама, я — пешеходная семья», «Азбука безопасности движения», «Эстафета зеленого огонька»;
- родительские собрания, (со встречей инспектора ГИБДД): «Правила дорожного движения для детей и взрослых», «Взрослые, помните: вам подражают!», «Дисциплина на улице — залог безопасности пешеходов», «Типичные случаи детского травматизма, меры его предупреждения», «Для чего нужны правила дорожного движения и что они собой представляют?».
На собраниях родителей знакомят с программными требованиями по обучению детей Правилам дорожного движения, говорят о важности примера взрослых, о необходимости соблюдения правил поведения на улице. Любое незначительное нарушение, допущенное взрослыми, является плохим примером для ребенка. На собрание можно пригласить инспектора ГИБДД, который расскажет о причинах детского травматизма. Предметом обсуждения на собрании может быть поведение на улице не только детей, но и самих взрослых;
- анкетировании: «Я и мой ребенок на улицах города».
В чрезвычайно динамической среде, где ситуация меняется быстро, иногда мгновенно, требуется особое умение смотреть, замечать детали возможной опасности и делать выводы. А для этого нужны специальные навыки правильного поведения на улице, которых, как правило, у ребенка не хватает. Беда чаще случается в ситуациях, когда ребенок не умеет предвидеть скрытую опасность, не умеет наблюдать за дорогой, теряет бдительность, в том числе и на пустынной дороге, не может определить, далеко или близко надвигающаяся опасность; поспешность в поведении на транспортных магистралях и, особенно, на перекрестках. И вот тогда возможны печальные последствия.
В вопросах соблюдения детьми правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте родители должны быть примером, поэтому на них лежит большая ответственность и только в содружестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице. Ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку.
Литература:
1. Саулина Т. Ф. ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3–7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2013.
2. Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
3. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. М.: ТЦ Сфера, 2008.
Похожие статьи
Формирование основ безопасности у дошкольников через ознакомление с правилами дорожного движения
В статье представлен опыт работы по формированию правил дорожной безопасности у дошкольников, приводятся примеры работы с детьми в данном направлении.
Похожие статьи
Формирование основ безопасности у дошкольников через ознакомление с правилами дорожного движения
В статье представлен опыт работы по формированию правил дорожной безопасности у дошкольников, приводятся примеры работы с детьми в данном направлении.