Игра как средство успешного формирования коммуникативной компетенции младшего школьника с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бутько, Е. П. Игра как средство успешного формирования коммуникативной компетенции младшего школьника с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования / Е. П. Бутько, Т. В. Маркова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 23-24. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4556/ (дата обращения: 19.12.2024).

В последние годы, все чаще в научной и популярной литературе, а так же в других источниках информации появляется словосочетание «инклюзивное образование». Телевидение транслирует социальные рекламы, пропагандирующие обучение детей с особыми образовательными потребностями в среде типично развивающихся сверстников.

В статье 2 Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», принятого в декабре 2012 года, инклюзивное образование определяется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [1].

Какую категорию учащихся можно считать субъектами инклюзивного образования? По данным научной литературы — это, во-первых, дети с ограниченными физическими возможностями (с нарушениями речи и слуха, ЗПР, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и т. п.) Во-вторых, это дети, оказавшиеся в тяжёлой жизненной ситуации (беженцы, дети из асоциальных семей, дети, оставшиеся без попечения родителей (дети-сироты, дети, чьи родители лишены родительских прав). Это дети, имеющие высокий риск оказаться в изоляции в сообществе детей, быть исключенными из школы [2].

Вклад школы как образовательного и воспитательного учреждения для обеспечения равного доступа к образованию каждого ребёнка очень велик. Так как в школе формируются цели детей, направленные на дальнейшую жизнь, складываются взаимоотношения с окружающими ребенка людьми, определяется отношение к миру, обществу в целом. Также в школе происходит формирование познавательного интереса, или стремления учиться дальше, постигать знания самостоятельно.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани «Средняя школа № 57», учителями которой мы являемся, не имеет статуса инклюзивной, но в ней обучаются дети с особыми образовательными потребностями — это дети, воспитанники Детского дома № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решение обучать воспитанников в данном учебном заведении было обусловлено его территориальной близостью. Дети-сироты приходят в школу с «тяжёлым жизненным багажом», они замкнуты, трудно идут на контакт, как с учителем, так и со сверстниками. С первых дней перед учителем стоит сложная задача адаптировать этих детей к условиям школы, помочь им раскрыться в детском коллективе, стать полноправными его членами, научить дружить, понимать и принимать друг друга, иными словами, формировать личностные качества ребёнка. Известно, что личностные качества человека раскрываются в общении. В связи с этим возникает необходимость развития коммуникативной компетенции младшего школьника с особыми образовательными потребностями.

По словам Кухаренко В. А. «существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, т. е. активно занимаемся коммуникативной деятельность».

Обращаясь к теоретическому аспекту вопроса, мы видим в исследованиях Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева, А. Н. Леонтьева, Б. Р. Ломова, В. Н. Мясищева, что способность к установлению взаимоотношений рассматривается как специфическая форма активности младшего школьника. Авторы подчеркивают, что в процессе общения важным является не только проявление личностных качеств человека, но и их развитие и формирование в процессе общения. Это объясняется тем, что во время коммуникации человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности. Таким образом, отмечают авторы, человек формируется как личность и субъект деятельности. В этом смысле общение становится важнейшим фактором развития личности. [3]

Эффективность процесса по формированию у детей младшего школьного возраста «коммуникативных компетенций», во многом зависит от выстраивания педагогом ситуаций общения и взаимодействия, в которых ребенок решает определенные коммуникативные задачи. Очень хорошо коммуникативные задачи решаются в процессе игры. Игра — это одно из ведущих средств воспитания и формирования коммуникативных умений и способностей. Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь. Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее они знакомятся с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. [4]

В этой связи интерес представляет система оригинальных игр В. М. Холмогоровой, М. И. Смирновой [4, с. 106; 5], направленных на формирование межличностных отношений детей дошкольного возраста. Мы считаем возможным использовать эти игры в начальной школе для развития коммуникативных компетенций младших школьников в условиях инклюзивного образования. Содержанием игр являются воображаемые ситуации, принятие игровых ролей и погружение детей в сказочные сюжеты. Рассмотрим некоторые из них, наиболее часто используемые в опыте своей работы.

Например, игра «Добрые эльфы» [5, с. 157], задачей которой является создание атмосферы свободного взаимодействия со сверстниками и доверия к взрослому. Основное правило игры — запрещение разговоров между детьми, что исключает возможность возникновения ссор, споров, договоров. В данной игре вводится свой язык «условных сигналов», выражающихся в мимике, жестах и движениях, которыми участники могли обмениваться для коммуникации. В качестве приветствия дети должны были соприкасаться ладонями, а спрашивая о том, как дела, — рукой дотрагиваться до плеча другого ребенка, и т. п.

В начале игры дети с особыми образовательными потребностями замкнуты, не желают принимать участие в играх. Учитель вводит этих детей в игру через собственное общение с ними, взаимодействует в паре, таким образом ненавязчиво вовлекая их в общее действие.

Игры «Заколдованные друзья», «Лабиринт» [5, с. 162] требуют от каждого согласованности действий. Условия игры предполагают максимальную сплочённость в действиях, союзничества. Эти игры требуют от детей большого внимания друг к другу, дают ощущение нужности, значимости. Положительные результаты в данных играх достигаются за счёт выстроенного общения детей, учитель корректирует это общение.

Развивать умение вербально выражать отношение к сверстнику помогают игры «Добрые волшебники», «День прощения» [5, с. 171]. В этих играх дети учатся говорить друг другу комплименты, корректно выражать пожелания. Они способствуют развитию способности видеть в сверстнике его достоинства, говорить о них, доставляя друг другу удовольствие.

Таким образом, игры как эмоционально-практическая форма развития коммуникативных компетенций побуждают учащихся проявлять инициативу, влияют на расширение спектра эмоциональных переживаний, а главное помогают посредством общения, налаживания вербальных контактов включить детей с особыми образовательными потребностями (в нашем случае детей-сирот) в детский коллектив. Общение ребенка — это не только умение вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать и слышать, а также использовать мимику, жесты для более экспрессивного выражения своих мыслей. Осознание особенностей себя и других людей влияет на конструктивный ход общения.

Эффективность проводимых игр в развитии коммуникативных компетенций младшего школьного возраста неоспорима, причём как для «особых» детей, так и для «типичных». Игровые ситуации предполагают совместную работу детей, учат общаться всех детей без исключения, попутно несут и воспитательную направленность, способствуют формированию инклюзивной культуры, что немало важно в процессе инклюзивного образования.

Литература:

1.                  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2.                  Астоянц М. С. Социальная инклюзия детей-сирот: проблемы и перспективы российской социальной политики // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. № 11, 2009.

3.                  Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей психологии/ А. А. Леонтьев.: Избр. псих. труды. — Л., Воронеж, 2001. — 447 с.

4.                  Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. — М.: ВЛАДОС, 2003.

5.                  Холмогорова В. М. Психологические условия нравственного развития дошкольников: дисс. …канд.психол. наук. — М., 2001.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, инклюзивное образование, детский коллектив, личностное качество человека, младший школьник, младший школьный возраст, попечение родителей, процесс общения, Российская Федерация.

Похожие статьи

Игра как средство развития полоролевой идентичности детей старшего дошкольного возраста

Квест-игра как технология интерактивного обучения при формировании исследовательской активности учащихся

Игра как средство формирования нравственных качеств личности на основе самовоспитания дошкольников

Проектная деятельность с включением технологии «буккроссинг» как инновационная форма работы с семьями дошкольников по приобщению к чтению

Использование метода проектов для формирования у учащихся социокультурной компетенции на завершающей ступени обучения иностранному языку в современной общеобразовательной организации

Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника

Технология продуктивного чтения как средство формирования коммуникативной компетенции в средних классах школы

Игра как условие создания мотивации обучения иностранному языку на начальном этапе обучения

Экспериментирование как средство интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

Технология квест-игры как средство развития познавательной активности и инициативы дошкольников

Похожие статьи

Игра как средство развития полоролевой идентичности детей старшего дошкольного возраста

Квест-игра как технология интерактивного обучения при формировании исследовательской активности учащихся

Игра как средство формирования нравственных качеств личности на основе самовоспитания дошкольников

Проектная деятельность с включением технологии «буккроссинг» как инновационная форма работы с семьями дошкольников по приобщению к чтению

Использование метода проектов для формирования у учащихся социокультурной компетенции на завершающей ступени обучения иностранному языку в современной общеобразовательной организации

Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника

Технология продуктивного чтения как средство формирования коммуникативной компетенции в средних классах школы

Игра как условие создания мотивации обучения иностранному языку на начальном этапе обучения

Экспериментирование как средство интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

Технология квест-игры как средство развития познавательной активности и инициативы дошкольников