Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дмитриева, О. И. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми / О. И. Дмитриева, Е. А. Степанова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 149-151. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4588/ (дата обращения: 15.11.2024).

Совершенствование системы дошкольного образования требует внедрения комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирование полноценной личности, получение должного образования. Информационно-коммуникационные технологии все чаще используются в работе с детьми дошкольного возраста. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Повышение теоретического уровня знаний, заложенного в действующих учебных программах, изменило функции наглядности, ее характер и использование в учебном процессе, что, в свою очередь, привело к попытке некоторых психологов и дидактов пересмотреть, подвергнуть критике один из принципов дидактики — наглядность.

При подготовке к учебной деятельности педагог должен позаботиться о том, чтобы не только рассказать учебный материал, но и показать его, потому что зрительный анализатор, как выяснили физиологи, в 800 раз мощнее слухового. Нужно научиться рационально использовать этот фактор. «В развитии языка цивилизации с некоторых пор произошел невидимый переворот: переход от цивилизации текста к цивилизации изображения», — пишет В. Д. Параджанов, руководитель лаборатории «Учебник XXI века».

У детей дошкольного возраста доминирует конкретно-образное, наглядное мышление. Именно поэтому они нуждаются для решения проблемных ситуаций (от учебных задач до ситуации обыденной жизни) в образных опорах. Следовательно, используя принцип наглядности, развиваем логическое (словесное) мышление.

Начиная использовать коммуникационные технологии (далее в тексте используется аббревиатура КТ) в коррекционном педагогическом процессе, в данном случае речь идет о работе с детьми-логопатами, следует знать и учитывать преимущества использования новых средств обучения, а также основные положения применения КТ в коррекционной работе.

Преимущества использования коммуникационных технологий в работе с детьми-логопатами:

1.      Мотивационно-занимательная сторона обучения.

2.      Индивидуализация и дифференциация форм работы.

3.      Возможность показа скрытых для наблюдения процессов развития и динамических процессов.

4.      Создание принципиально новых (обходных) путей развития познавательной сферы детей с особыми образовательными потребностями.

Основными базовыми положениями применения коммуникационных технологий являются:

-          Продвижение ребенка по пути нормального развития. КТ могут и должны применяться для решения задачи максимально возможного развития и коррекции вторичных нарушений у детей.

-          Ребенок с отклонениями в развитии — это ребенок с особыми образовательными потребностями. Средства обучения, основанные на коммуникационных технологиях, позволяют представить в процессе обучения именно то средство, которое будет воздействовать на структуру речевого дефекта.

-          Использование коммуникационных технологий открывает возможность постановки новых дидактических задач, которые невозможно решить при помощи традиционных средств обучения.

-          Новые средства обучения, основанные на коммуникационных технологиях могут более эффективно решать традиционные дидактические задачи.

-          Новые средства обучения могут применяться в случае трансформации одной формы речи в другую (Например: устной речи в письменную).

Однако, следует сказать, что компьютерные программы, которые не рассчитаны на детей с отклонениями в развитии, могут применяться в специальном обучении при условии разработки специальных методик их использования в учебном процессе, т. е. апробации.

Результативность применения коммуникационных технологий зависит от профессиональной компетентности педагогов логопедической группы. Новые средства обучения, основанные на использовании коммуникационных технологий должно быть обоснованным и продуманным, а также использоваться наряду с традиционными средствами.

Определены основные требования к использованию коммуникационных технологий:     

-        Наиболее точное соответствие реальному объекту или явлению.

-        Ясное осознание педагогом цели, времени и места введения информационных технологий.

-        Адекватность компьютерной программы стоящей учебной задаче.

-        Мера в использовании.

-                   Отсутствие лишних и второстепенных деталей в предъявляемом объекте. Неиспользование одновременно нескольких объектов, если в этом нет необходимости.

-                   Учет возраста, уровня речевого развития дошкольников.

А также представлены условия применения средств.

-        Организовывать восприятие предъявляемых компьютерных программ надо таким образом, чтобы максимально воспринимал заложенную в нем информацию.

В настоящее время создано несколько компьютерных программ, которые учитывают все необходимые требования и их можно применять в логопедической работе с дошкольниками. Но использование их в настоящий момент является проблематичным из-за высокой стоимости. Внедряя КТ в коррекционную работу с дошкольниками, мы пошли по пути использования на логопедических занятиях готовых обучающих компьютерных игр для дошкольников.

При подготовке к обучению грамоте детей с речевыми проблемами мы посчитали использование их достаточно целесообразным. На занятиях фрагментарно используются следующие игры: «Супердетки. Учим буквы» (Компания «Мультисофт», 2007г.), «Гарфилд дошкольникам. Основы грамматики и письма» («Руссобит — Паблишинг», 2005 г.), «Трое из Простоквашино. Букварь с дядей Федором» и «Трое из Простоквашино. Шарик учит азбуку» («Акелла», 2006г.). Но наиболее часто используется обучающая компьютерная игра «Букварик-смешарик» (СКА «Петербург», 2003–2007гг.).

Остановимся на описании игры «Азбука — малышка».

Особенности игры:

-                   Логопедическая методика,

-                   Красочная анимация,

-                   Доступный интерфейс,

-                   Увлекательные задания,

-                   Любимые герои из мультфильмов.

По замыслу авторов, игра рассчитана на детей 4–5 лет, но с успехом может применяться для обучения детей более старшего возраста, имеющих речевые проблемы.

С помощью данной игры можно решать следующие образовательно-коррекционные задачи:

1.         Знакомство в игровой занимательной форме с основными понятиями — звук, буква, слог, слово, предложение.

2.         Практическое деление слов на слоги.

3.         Дифференциация гласных и согласных.

4.         Выделение начального звука в слове.

5.         Подбор слов на заданный звук с опорой на слуховой и зрительный анализаторы.

6.         Запоминание букв и нахождение их в печатном компьютерном тексте.

7.         Составление разрезных картинок из разного количества частей.

Работа по каждому конкретному звуку строится следующим образом:

-          Аудирование. Дети слушают текст, стараясь запомнить слова с изучаемым звуком, после чего проводится дидактическая игра «Кто больше слов назовет?».

-          На компьютерной сюжетной картинке отыскивают предметы с заданным звуком.

-          Последняя часть работы — нахождение в тексте буквы, обозначающей данный звук.

Это основные виды работ, предлагаемые авторами игры. использовать же её можно не только при ознакомлении детей с конкретным звуком и соответствующей ему буквой, но и на других видах занятий. Например, на занятиях по формированию лексико-грамматических компонентов языка или на занятиях по формированию связной речи.

Кроме того, на всех видах занятий с использованием компьютерных игр применяются и другие дидактические методы и приемы, в том числе игровые с использованием дидактических игрушек. Это набор мягких игрушек «Смешарики», а также мягкие игрушки-самоделки: куклы — звуки (гласные), Тим и Том, Мульмуля, Жучок-Звуковичок, Дразнилкин, Клоун-Весельчак. При работе с игрушками самоделками используются стихотворные тексты собственного сочинения.

Хочется особо отметить, что использование КТ в логопедической работе должно быть строго согласованно с санитарно–гигиеническими нормами и здоровьесберегающими принципами обучения. Занятия с использованием компьютерных игр проводятся не чаще 2 раз в неделю. Общее время работы с компьютером на занятии не должно превышать 15 минут. В структуре занятия предусматривается обязательное проведение различного вида физпауз и физминуток для глаз, сопровождаемых авторскими стихотворными текстами.

Широкое использование информационных технологий продиктовано необходимостью «расширения зрительно-пространственной активности», предъявление учебного материала на максимальном удалении от глаз в режиме «зрительных горизонтов» (на доске, на стенах и даже на потолке) не только для профилактики близорукости, но и для снятия «телесно-моторного закрепощения» [2]. Данные технологии позволяют сохранить интерес детей в течение всего занятия, активизировать всех детей, развивают мыслительные операции. В совместной деятельности педагога и ребенка посредством системы игровых упражнений развивается способность создавать речевые зарисовки, описания и разнообразные рассказы по картине.

Такая работа помогает не только обеспечить детям полноценное речевое общение, но и, в конечном счете, подготовить их к обучению в общеобразовательной школе.

Следовательно, использование компьютерных технологий в работе с дошкольниками имеет следующее значение.

Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию.

Использование наглядных средств вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Таким образом, правильное использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми способствует формированию четких представлений о произносительной стороне языка, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются в речевой практике.

Литература:

1.                 Иванова Е. В. Повышение ИКТ-компетентности педагогов ДОУ //Старший воспитатель.- 2009г. № 12.

2.                 Калинина Т. В. Специализация «Новые информационные технологии в дошкольном детстве» // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2008.-№ 6.-с. 32.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, средство обучения, занятие, логопедическая работа, вид занятий, дошкольный возраст, зрительный анализатор, коррекционная работа, учебный материал, учебный процесс.