Современные подходы к формированию информационно-образовательной среды
Автор: Рубцова Галина Дмитриевна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, декабрь 2013)
Дата публикации: 05.12.2013
Статья просмотрена: 3153 раза
Библиографическое описание:
Рубцова, Г. Д. Современные подходы к формированию информационно-образовательной среды / Г. Д. Рубцова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4604/ (дата обращения: 15.11.2024).
Одной из наиболее важных проблем развития современного общества в России является проблема модернизации школы, где важную роль играет процесс информатизации образования, который не должен рассматриваться как проблема компьютеризации школьных кабинетов средствами ИКТ и создания на их основе педагогических инструментов. В современном пространстве важен вопрос повышения качества и доступности образовательного процесса через создание единой информационной среды, выполняющей образовательные функции. Ключевым звеном здесь выступает учитель, который на новой ступени профессионального развития станет предметным экспертом, тьютором, сможет для себя отобрать то, что правильно с точки зрения современной науки, что может дать надлежащий эффект в обучении.
Сегодня многие учебно-методические комплекты не отвечают современным требованиям. Необходим переход к реализации системно-деятельностного подхода, к формированию универсальных учебных действий, поэтому недостаточно использовать на уроке только учебник, методическое пособие и рабочую тетрадь. Появляется множество специализированных элементов, которые позволяют отрабатывать важнейшие практические навыки. Исходя из требований ФГОС, а также учитывая тенденции развития ИКТ можно выделить следующие электронные образовательные ресурсы нового поколения:
- использование традиционных образовательных ресурсов в цифровом виде (справочники, электронные библиотеки и т. д.);
- включение программно-технических инструментов и приложений для решения задач и создания продуктов (интернет-технологии с использованием инструментов Web 2.0);
- использование интерактивных технологий для взаимодействия всех участников образовательного процесса;
- возможность формирования собственного образовательного пространства.
Предполагая комплексную реализацию всех характеристик электронных образовательных ресурсов нового поколения, можно говорить о новых дидактических возможностях ресурса:
- повышение информационной емкости обучения за счет использования альтернативных источников, уплотнения и структурирования учебной информации, перевода ее в активно функционирующий ресурс;
- осуществление индивидуализации обучения в условиях коллективного обучения (возможность выбора индивидуального маршрута, темпа, уровня сложности, режима работы, ориентированных на индивидуальные психофизиологические, интеллектуальные, мотивационные особенности обучаемого); сочетание групповых и индивидуальных форм обучения в зависимости от его задач, содержания и методов;
- развитие коммуникативных способностей обучаемого в результате осуществления совместной учебной, исследовательской, научной деятельности с использованием сетевых технологий. [1]
Умение грамотно работать с информацией и информационно-коммуникационная грамотность становятся важнейшим требованием подготовки учащихся.
Модернизация образования, введение федеральных государственных образовательных стандартов требует организации повышения квалификации педагогических, административных кадров школы, формирования поэтапного плана обучения педагогических работников в области новых информационных и телекоммуникационных технологий. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических работников при реализации ФГОС должны включать не только обучение работе с компьютером, но и освоение новых методов работы в преподавании учебных предметов с использованием ИКТ — технологии, в том числе освоение проектного метода. Формы и методы работы должны носить практический характер, направленный на использование опыта практического применения информационных и телекоммуникационных технологий, а также проектирования школьной информационной образовательной среды. Учебный процесс в информационно-образовательной среде образовательного учреждения, основанной на использовании средств ИКТ, по сравнению с традиционным процессом обучения позволяет:
- увеличить возможности выбора средств, форм и темпа изучения образовательных областей;
- обеспечить доступ к разнообразной информации из лучших библиотек, музеев; дать возможность слушать лекции ведущих учёных и задавать им вопросы, принимать участие в работе виртуальных школ;
- повысить интерес учащихся к изучаемым предметам за счёт наглядности, занимательности, интерактивной формы представления учебного материала, усиления межпредметных связей;
- повысить мотивацию самостоятельного обучения, развития критического мышления;
- активнее использовать методы взаимообучения (обсуждение учебных проблем на форумах, в чатах, оперативное получение подсказок);
- развивать учебную инициативу, способности и интересы учащихся;
- создавать установку на непрерывное образование в течение жизни. [2, с. 127–128]
Федеральный государственный образовательный стандарт предлагает новую, современную структуру построения урока. Подготовить качественно новый урок с использованием ИКТ — технологий — это трудоемкий процесс, который предполагает серьезную дополнительную работу педагога.
В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов учитель должен выстраивать учебный процесс, используя все возможности информационной образовательной среды, в том числе и возможности средств ИКТ, и соответственно уметь:
- управлять учебным процессом;
- создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;
- индивидуально и коллективно (многопользовательский режим) создавать и редактировать интерактивные учебные материалы, образовательные ресурсы, творческие работы со статистическими и динамическими графическими и текстовыми объектами;
- исторические данные (создавать ленты времени и др.);
- работать с геоинформационными системами, картографической информацией, планами объектов и местности;
- размещать, систематизировать и хранить (накапливать) материалы учебного процесса (в том числе обучающихся и педагогических работников; используемые участниками учебного процесса информационные ресурсы);
- проводить мониторинг и фиксировать ход учебного процесса и результаты освоения основной образовательной программы общего образования;
- использовать различные вилы и формы контроля знаний, умений и навыков, осуществлять адаптивную (дифференцированную) подготовку к государственной (итоговой) аттестации;
- осуществлять взаимодействие между участниками учебного процесса, в том числе дистанционное (посредством локальных и глобальных сетей) использование данных, формируемых в ходе учебного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью. [3, с 36–37]
Используя ИКТ-технологии, можно максимально эффективно организовать работу учащегося в электронном пространстве. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся.
Урок, построенный с опорой на Интернет, включает следующие этапы:
Вводная часть — учитель рассказывает учащимся о предстоящей работе, стараясь создать атмосферу заинтересованности.
Задание — учитель объясняет, что учащиеся должны получить в результате проведенной работы.
Процесс — учитель описывает шаги, необходимые для выполнения задания.
Ресурсы — учащимся предоставляется перечень выбранных преподавателем Интернет-сайтов, которые помогут им работать над заданием.
Оценка — преподаватель определяет общие правила оценки результатов работы учащихся.
Выводы — учащимся предлагается обдумать полученные результаты, сделать выводы и обобщения. [4]
Учитель выступает на уроке в роли эксперта и консультанта, направляющего учебный процесс. Центром самостоятельного процесса учения становится ученик, который развивает навыки информационной грамотности через формальную и неформальную практику с задачами, требующими поиска и отбора информации из максимально возможного массива ресурсов. Это позволяет учитывать разнообразие способностей и интересов учащихся, учитывать различные индивидуальные особенности и стили учения.
Постоянное использование информационных ресурсов формирует навыки самостоятельной работы и информационного поиска в сети Интернет. Этот подход можно определить как основание, где реализуются программы формирования умений и навыков информационно-поисковой деятельности. Создание и развитие информационно-образовательной среды позволяет системе образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, осуществить движение к открытой образовательной системе, отвечающей современным требованиям. Электронные и традиционные учебные материалы должны гармонично дополнять друг друга как части единой образовательной среды. Использование информационных технологий должно способствовать решению педагогических задач, которые сложно или невозможно решать традиционными методами.
Применение ИКТ-технологий в образовательном процессе открывает возможность для формирования учебной ИКТ-компетентности учащегося на каждой ступени образования. В единой информационной образовательной среде ступени общей ИКТ-компетентности будут сочетаться с предметными ИКТ-компетентностями и со специфическими формами обучения.
Сегодня один из наиболее приоритетных национальных проектов, объявленных указом Президента Российской Федерации Владимиром Путиным,– проект «Образование», включающий как программу по информатизации школ, так и внедрение в них единой информационной системы начального и общего образования. Результатом нововведений станет достижение современного качества образовательных услуг, применимых к постоянно меняющимся общественным запросам и социально-экономическим условиям. В основу реализации проекта «Образование» заложена реорганизация образовательных учреждений с последующей технической модернизацией школ, а также обеспечением их компьютерами и внедрением в них электронного обучения. [5].
Процесс становления новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство, сопровождается существенными изменениями педагогической теории и практики учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, адекватных современным техническим возможностям и способствующим гармоничному вхождению ребёнка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающего его эффективность.
Литература:
1. Чичев, Е. М. Электронные образовательные ресурсы нового поколения как современный педагогический инструмент для формирования нового образовательного пространства/ Е. М. Чичев // Кафедра педагогики РГПУ им. А. И. Герцена — URL: http://www.kpinfo.org/activities/research/conferences/conference-internet-2013-april/78-problemy-i-perspektivy-razvitiya-obrazovaniya-v-sovremennom-mire/485–1-2 (дата обращения: 19.11.2013).
2. Иванова, Е. О.Теория обучения в информационном обществе / Е. О., Иванова, И. М. Осмоловская. — М.: Просвещение, 2011–131 с.
3. Чернобай, Е. В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде/ Е. В. Чернобай. — М.: Просвещение, 2013–56 с.
4. Юдина, И. А. Основные направления информатизации школьного образования/ И. А. Юдина// Сеть творческих учителей. Библиотека документов — URL: http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=6960&lib_no=16838&tmpl=lib (дата обращения: 12.11.2013).
5. LMS Школа — электронная система для современного педагога!// VI Российский образовательный форум — URL: http://www.lms-school.ru/ (дата обращения: 22.11.2013).