Идеографическое письмо на уроках биологии 7 класс, как средство подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, декабрь 2013)

Дата публикации: 04.12.2013

Статья просмотрена: 289 раз

Библиографическое описание:

Светличная, А. Л. Идеографическое письмо на уроках биологии 7 класс, как средство подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ / А. Л. Светличная. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 116-119. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4608/ (дата обращения: 15.11.2024).

В подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ можно использовать различные методы, способствующие лучшему запоминанию огромного объёма изучаемого материала.

Пользуясь методическими рекомендациями Российской ассоциации учителей биологии и МГПИ им. В. И. Ленина, начиная с 7 класса, я использую идеографическое письмо (опорные сигналы), позволяющие лучше запоминать и усваивать (изучаемое). При изучении материала, схемы с идеографическим изображением дают возможность учащимся мыслить на узнавание, припоминание, строить логические выводы, составлять рассказ по изучаемому материалу. Условные обозначения помогают зафиксировать в памяти те или иные сведения, ориентироваться в окружающем пространстве и все возрастающем потоке информации. Знаки, символы компактны, удобны для зрительского восприятия, дают возможность без труда раскрыть их смысловое значение, т. е. расшифровать закодированную в них информацию.

Ученые психологи П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин выступали в пользу применения графических схем.

Применение в передаче информации графических приемов согласуется с положением теории обучения. Графические модели способствуют успешному решению главной учебной задачи, заключающиеся в выявлении отдельных общих свойств изучаемых объектов, явлений, процессов и отображения в графической и знаковой форме. Это позволяет объединить родственные сведения и понятия в крупные логические части учебного материала и общественные образы. Как справедливо говорит Л. Т. Охитина, происходит “свертывание информации… значительно сокращает нагрузку на память и помогает учащимся. Осознанно связывает новые истины с ранее усвоенными”. Правильная организация изучения учебного материала разгружает память учащихся от бесполезных сведений, повышает готовность памяти к воспроизведению значительного объёма изучаемого материала.

Использование идеографии при изучении класса Млекопитающие или Звери (Ω)

Среды жизни и места обитания

2. Способы передвижения

Все это свидетельствует о длительной эволюции зверей и приспособленности к разнообразным условиям.

3. Органы чувств и покровы.

II. Внутреннее строение млекопитающих. Пищеварительная система.

В пищеварении принимают участие ферменты пищеварительных желез печени, поджелудочной железы, которые воздействуют на все группы пищи: углеводы, белки, жиры. Переваренная пища всасывается в тонком кишечнике, а не перевариваемые остатки поступают в толстую кишку. Такая информация не дает целостного восприятия и затрудняет объяснение функцией, месторасположение и последовательность органов.

Предполагаемая идеограмма более наглядно показывает связь органов между собой, местоположение желез и их роль в пищеварении, путь питательных веществ, значение для организма. Кровеносная система — сложная тема для восприятия учащихся, поэтому желательно идеограмму представить в цвете, дав понятие о видах крови и сосудах, связав с теплокровностью животных.

Положительные стороны применения идеографического письма.

1.   По идеограммам учащиеся практически дословно воспроизводят полученные знания, эффект связан с «впечатыванием» в память изображенных учителем сигналов (взаимодействие на зрительные и слуховые анализаторы).

2.   Использование в обучении идеограмм значительно облегчает усвоение нового материала, экономит время урока, позволяет повысить информативность урока, расширяет возможность для уточнения, лучшего закрепления полученных знаний.

3.   Идеограммы целесообразно использовать на уроках в процессе сообщения новых знаний и обобщении материала.

В настоящее время в школе наблюдаются противоречия между ростом потока информации и возможностью ее усвоения. Сжатие информации помогает лучше запомнить. в будущем, полученные знания по зоологии в 7 классе применять при изучении анатомии в 8 классе. Учителю нужно не забывать о том, что частое использование этого метода может привести к снижению обучающего эффекта.

Использование идеографического письма — один из реальных путей достижения высокой эффективности в подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ.

Литература:

1.         Охитина Л. Т. Психологические основы урока — Москва: Просвещение, 1977.

2.         Фридман Л. М., Волков К. Н. Психологическая наука — учителю. — Москва: Просвещение, 1985.

3.         Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога: книга для учителя. — Москва: Просвещение, 1987.

4.         Технический редактор М. Ю. Осипова Методические рекомендации для студентов педагогических вузов и учителей. — МГПИ имени В. И. Ленина: Прометей, 1989.

Основные термины (генерируются автоматически): идеографическое письмо, учебный материал.

Похожие статьи

Уроки литературного чтения, как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Интегрированный урок как средство формирования универсальных учебных действий в 3 классе

Диагностический тест как система проверки знаний учащихся на уроках РКИ

Проблемное обучение на уроке биологии в старших классах

Приемы смыслового чтения на уроках русского языка и литературы в основной школе

Компетентностные задания на уроках русского языка как средство формирования навыков самоконтроля у младших школьников

Технологическая карта урока биологии в коррекционной школе

Критериальное оценивание заданий в контурных картах у учащихся на уроках географии

Как задачи открытого типа на уроках биологии способствует развитию дивергентного мышления учащихся 7 классов

Волонтерское движение как средство нравственного становления будущих педагогов

Похожие статьи

Уроки литературного чтения, как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Интегрированный урок как средство формирования универсальных учебных действий в 3 классе

Диагностический тест как система проверки знаний учащихся на уроках РКИ

Проблемное обучение на уроке биологии в старших классах

Приемы смыслового чтения на уроках русского языка и литературы в основной школе

Компетентностные задания на уроках русского языка как средство формирования навыков самоконтроля у младших школьников

Технологическая карта урока биологии в коррекционной школе

Критериальное оценивание заданий в контурных картах у учащихся на уроках географии

Как задачи открытого типа на уроках биологии способствует развитию дивергентного мышления учащихся 7 классов

Волонтерское движение как средство нравственного становления будущих педагогов