Идеографическое письмо на уроках биологии 7 класс, как средство подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ
Автор: Светличная Алефтина Леонидовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, декабрь 2013)
Дата публикации: 04.12.2013
Статья просмотрена: 293 раза
Библиографическое описание:
Светличная, А. Л. Идеографическое письмо на уроках биологии 7 класс, как средство подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ / А. Л. Светличная. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 116-119. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4608/ (дата обращения: 19.12.2024).
В подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ можно использовать различные методы, способствующие лучшему запоминанию огромного объёма изучаемого материала.
Пользуясь методическими рекомендациями Российской ассоциации учителей биологии и МГПИ им. В. И. Ленина, начиная с 7 класса, я использую идеографическое письмо (опорные сигналы), позволяющие лучше запоминать и усваивать (изучаемое). При изучении материала, схемы с идеографическим изображением дают возможность учащимся мыслить на узнавание, припоминание, строить логические выводы, составлять рассказ по изучаемому материалу. Условные обозначения помогают зафиксировать в памяти те или иные сведения, ориентироваться в окружающем пространстве и все возрастающем потоке информации. Знаки, символы компактны, удобны для зрительского восприятия, дают возможность без труда раскрыть их смысловое значение, т. е. расшифровать закодированную в них информацию.
Ученые психологи П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин выступали в пользу применения графических схем.
Применение в передаче информации графических приемов согласуется с положением теории обучения. Графические модели способствуют успешному решению главной учебной задачи, заключающиеся в выявлении отдельных общих свойств изучаемых объектов, явлений, процессов и отображения в графической и знаковой форме. Это позволяет объединить родственные сведения и понятия в крупные логические части учебного материала и общественные образы. Как справедливо говорит Л. Т. Охитина, происходит “свертывание информации… значительно сокращает нагрузку на память и помогает учащимся. Осознанно связывает новые истины с ранее усвоенными”. Правильная организация изучения учебного материала разгружает память учащихся от бесполезных сведений, повышает готовность памяти к воспроизведению значительного объёма изучаемого материала.
Использование идеографии при изучении класса Млекопитающие или Звери (Ω)
Среды жизни и места обитания
2. Способы передвижения
Все это свидетельствует о длительной эволюции зверей и приспособленности к разнообразным условиям.
3. Органы чувств и покровы.
II. Внутреннее строение млекопитающих. Пищеварительная система.
В пищеварении принимают участие ферменты пищеварительных желез печени, поджелудочной железы, которые воздействуют на все группы пищи: углеводы, белки, жиры. Переваренная пища всасывается в тонком кишечнике, а не перевариваемые остатки поступают в толстую кишку. Такая информация не дает целостного восприятия и затрудняет объяснение функцией, месторасположение и последовательность органов.
Предполагаемая идеограмма более наглядно показывает связь органов между собой, местоположение желез и их роль в пищеварении, путь питательных веществ, значение для организма. Кровеносная система — сложная тема для восприятия учащихся, поэтому желательно идеограмму представить в цвете, дав понятие о видах крови и сосудах, связав с теплокровностью животных.
Положительные стороны применения идеографического письма.
1. По идеограммам учащиеся практически дословно воспроизводят полученные знания, эффект связан с «впечатыванием» в память изображенных учителем сигналов (взаимодействие на зрительные и слуховые анализаторы).
2. Использование в обучении идеограмм значительно облегчает усвоение нового материала, экономит время урока, позволяет повысить информативность урока, расширяет возможность для уточнения, лучшего закрепления полученных знаний.
3. Идеограммы целесообразно использовать на уроках в процессе сообщения новых знаний и обобщении материала.
В настоящее время в школе наблюдаются противоречия между ростом потока информации и возможностью ее усвоения. Сжатие информации помогает лучше запомнить. в будущем, полученные знания по зоологии в 7 классе применять при изучении анатомии в 8 классе. Учителю нужно не забывать о том, что частое использование этого метода может привести к снижению обучающего эффекта.
Использование идеографического письма — один из реальных путей достижения высокой эффективности в подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ.
Литература:
1. Охитина Л. Т. Психологические основы урока — Москва: Просвещение, 1977.
2. Фридман Л. М., Волков К. Н. Психологическая наука — учителю. — Москва: Просвещение, 1985.
3. Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога: книга для учителя. — Москва: Просвещение, 1987.
4. Технический редактор М. Ю. Осипова Методические рекомендации для студентов педагогических вузов и учителей. — МГПИ имени В. И. Ленина: Прометей, 1989.